Меню

Определение сторон горизонта по солнцу для 3 класс

Что такое горизонт? Ориентирование по солнцу
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Данная презентация в доступном для детей формате обьяснит детям что такое горизонт. Как ориентироваться по солнцу и компасу.

Скачать:

Вложение Размер
gorizont_kompas.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта

Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. — Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. — Что делать?

И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться — А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

стрелка шкала Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда.

Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Магнитный компас История создания: Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом .

Электронный компас Принцип действия: 1 . На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта) 2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат. 3.Выжидается некоторый интервал времени. 4. Повторно определяется местоположение объекта. 5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него: направление движения скорость движения 6.Осуществляется переход к шагу 2.

Геологический (горный) компас Строение: Его обычно монтируют на прямоугольной пластине (латунной или же из пластмассы). На лимбе компаса деле­ния идут от 0° до 360° в направлении против движения часовой стрелки. У обозначения 0° стоит буква С у 90° буква В у 180° буква Ю, у 270° буква 3. С (север) и Ю (юг) расположены против коротких сторон компаса Второй частью компаса яв­ляются клинометр и полулимб с делениями от 0° до 90° в обе стороны. Клинометром и делениями на полулимбе определяют углы падения слоёв

ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ , ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯ

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО СОЛНЦУ ПО ЗВЁЗДАМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ

Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади — юг, справа – восток, а слева – запад.

Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. С Ю Ю

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится совместно с психологом.

Урок во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония» способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.

План-конспект урока с использованием ЭОР. В работе даны перечень ЭОР, используемых на уроке, и гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к этим ЭОР.

Презентация к уроку окружающего мира.

Урок по окружающему миру разработан в соответствии требованиям ФГОС. Основным требованием к уроку получения новых знаний по курсу окружающего мира является реализация деятельностного подход.

Презентация к конспекту урока по окружающему миру «Что такое Солнце?» (2 класс).

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.Планируемые результаты:Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт примене.

Источник

Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.

Планируемые результаты:

Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.

Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу» 24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тема: «Ориентирование по Солнцу»

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.

Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.

Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое чудесное сегодня утро! Как ярко светит солнце за окном! Желаю и вам сегодня такого солнечного настроения!

2. Актуализация знаний

— Давайте вспомним, с какой проблемой столкнулись на прошлом уроке? (Искали направление движения, но сбились с пути).

— Какой ориентир использовали? (Большую гору).

3. Создание проблемной ситуации

— Почему этот ориентир не подошел? (Потому что направление менялось по ходу движения).

4. Формулирование учебной задачи

— Как же быть? Неужели никак не получится ориентироваться на местности? (Но люди же ориентируются, даже в лесу).

— Значит, что нам нужно сегодня выяснить? (Как можно ориентироваться на местности, какой выбрать ориентир).

5. Поиск способа решения учебной задачи

— Представьте, что вы оказались в лесу. До вечера нужно из него выбраться. Посовещайтесь в группах, попробуйте отыскать надежный ориентир.

После работы в группах учащиеся высказывают свои предположения: Солнце, Луна, здания.

— Какие были условия? (Мы находимся в лесу).

— Значит, такой ориентир как здания нам подойдет? (Нет).

— Что еще было сказано? (Нужно выбраться до вечера).

— Значит, сейчас какое время суток? (Утро или день).

— Т.е. какой ориентир нам не подойдет? (Луна).

— Остается Солнце. Попробуем научиться ориентироваться по нему.

— Ребята, наблюдая за Солнцем, что вы можете сказать, в течение дня оно всегда в одном месте или меняет свое положение? (Меняет положение).

— Как же тогда по нему ориентироваться, ведь оно «не стоит на месте»? (Предположения детей).

— Слышали ли вы о стране восходящего Солнца? (Да, это Япония).

— А кто знает, Япония – это восточная или западная страна? (Восточная).

— Так почему ее так назвали? (Значит, Солнце восходит на востоке).

— Давайте составим схему движения Солнца по небосводу.

В тетрадях у учащихся по ходу беседы появляется схема.

— Заходит Солнце в противоположной стороне, т.е. на западе, время суток – вечер.

— А в полдень Солнце занимает свое самое высокое положение и тогда оно указывает на юг.

7. Первичное закрепление

— Значит, что нужно учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).

— Давайте составим для себя памятку в тетради в виде схемы.

Учащиеся совместно с учителем составляют в тетради схемы.

— А теперь давайте немного поиграем и смоделируем ситуацию, в которой оказались в начале урока.

Для игры понадобится 5 человек. Каждый получает в руки карточки с названиями сторон горизонта (север, юг, запад, восток) и один человек картинку с изображением Солнца. Учитель задает условия, какое сейчас время суток, а участникам нужно встать относительно Солнца так, как стороны горизонта должны располагаться. В игре могут принять участие все по очереди.

8. Итог урока и рефлексия

— Какую задачу ставили в начале урока? (Найти надежный ориентир и научиться по нему ориентироваться).

— Что мы должны учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).

— У кого настроение такое же солнечное как погода за окном?

— Кто остался недоволен своей работой? Почему?

9. Домашнее задание

— Выполните задания в рабочей тетради на стр. 14.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок составлен по учебнику «Окружающий мир. 3 класс» Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы — работа в группе, ссылка в плане — на презентацию.

План-конспект окружающего мира по теме «Какие бывают растения?&quot.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х.

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр.

Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи.

Источник

Конспект урока окр.мира Определение сторон горизонта по Солнцу. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

Планируемые результаты:

Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.

Понимать потребность в географических знаниях.

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_okr.mira_3kl._opredelenie_storon_gorizonta_po_solntsu.docx 36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Время занятия: 8:00-8:40 (1 урок)

ФИО учителя: Кожевникова Татьяна Ивановна

ФИО студента: Князева Ксения Андреевна

ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Определение сторон горизонта по Солнцу

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.

Понимать потребность в географических знаниях .

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Тип урока: « открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (УМК «Э-Д»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;

Методы и приёмы

I.Этап самоопределения к деятель

— Здравствуйте, ребята! Я, Ксения Андреевна, проведу у вас сегодня урок окружающего мира.

— Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Работа с учебником

-Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

-Хорошо, стороны горизонта вы знаете, а что же такое горизонт, кто может сказать?

-А какими способами можно определить стороны горизонта?

-Да помощью этого мы можем ориентироваться на местности.

— Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и запишите определение горизонта со слайда ( Горизо́нт ( др.-греч. ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью, т.е. воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения)

-Север, юг, запад, восток

Горизонт — это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения

-Компаса, солнца, звезд, мха, муравейника

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

Работа с учебником

-А кто может сказать, что такое ориентирование?

— Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

— И какая же цель нашего урока?

-Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.

-Определение сторон горизонта по Солнцу

-Знать все стороны горизонта — Уметь определять стороны горизонта

П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

IV.Открытие нового знания

Работа с презента

-Солнце — это не только наша единственная звезда, оно также может быть полезным как в бытовых делах, так и, например, для ориентировки на местности. Кстати, я знаю, что ещё в далекие времена именно благодаря Солнцу люди определяли, который сейчас час, где север и другие стороны горизонта.
-И самый старинный из способов определение сторон горизонта по солнцу. Итак, если человек находится в Северном полушарии, то для определения севера нужно встать спиной прямо к Солнцу точно в полдень. Тогда тень от человека будет указывать на север и, соответственно, юг будет сзади, а запад и восток, как принято, слева и справа. В Южном же все будет наоборот, тень покажет юг.

-Еще есть способ с прибора гномона. Гно́мон ( др.-греч. указатель) — древнейший астрономический инструмент , вертикальный предмет ( колонна ), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень ) определить угловую высоту Солнца . Гномоном также называют часть солнечных часов , по тени от которой определяется время в солнечных часах.

-Еще можно определить стороны горизонта с помощью солнца и часов.

-Смотрите внимательно и запоминайте вам это на уроке пригодиться.

-Сейчас посмотрим видео (про гномон и про определение по солнцу и часам)

Источник

Читайте также:  Занятие звезды луна солнце
Adblock
detector