Что такое горизонт? Ориентирование по солнцу
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)
Данная презентация в доступном для детей формате обьяснит детям что такое горизонт. Как ориентироваться по солнцу и компасу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorizont_kompas.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта
Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. — Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. — Что делать?
И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться — А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.
Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.
стрелка шкала Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда.
Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
Магнитный компас История создания: Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом .
Электронный компас Принцип действия: 1 . На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта) 2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат. 3.Выжидается некоторый интервал времени. 4. Повторно определяется местоположение объекта. 5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него: направление движения скорость движения 6.Осуществляется переход к шагу 2.
Геологический (горный) компас Строение: Его обычно монтируют на прямоугольной пластине (латунной или же из пластмассы). На лимбе компаса деления идут от 0° до 360° в направлении против движения часовой стрелки. У обозначения 0° стоит буква С у 90° буква В у 180° буква Ю, у 270° буква 3. С (север) и Ю (юг) расположены против коротких сторон компаса Второй частью компаса являются клинометр и полулимб с делениями от 0° до 90° в обе стороны. Клинометром и делениями на полулимбе определяют углы падения слоёв
ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ , ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯ
СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО СОЛНЦУ ПО ЗВЁЗДАМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ
Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади — юг, справа – восток, а слева – запад.
Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.
Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. С Ю Ю
4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок проводится совместно с психологом.
Урок во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония» способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.
План-конспект урока с использованием ЭОР. В работе даны перечень ЭОР, используемых на уроке, и гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к этим ЭОР.
Презентация к уроку окружающего мира.
Урок по окружающему миру разработан в соответствии требованиям ФГОС. Основным требованием к уроку получения новых знаний по курсу окружающего мира является реализация деятельностного подход.
Презентация к конспекту урока по окружающему миру «Что такое Солнце?» (2 класс).
Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.Планируемые результаты:Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт примене.
Источник
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.
Планируемые результаты:
Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.
Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу» | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: «Ориентирование по Солнцу»
Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.
Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.
Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое чудесное сегодня утро! Как ярко светит солнце за окном! Желаю и вам сегодня такого солнечного настроения!
2. Актуализация знаний
— Давайте вспомним, с какой проблемой столкнулись на прошлом уроке? (Искали направление движения, но сбились с пути).
— Какой ориентир использовали? (Большую гору).
3. Создание проблемной ситуации
— Почему этот ориентир не подошел? (Потому что направление менялось по ходу движения).
4. Формулирование учебной задачи
— Как же быть? Неужели никак не получится ориентироваться на местности? (Но люди же ориентируются, даже в лесу).
— Значит, что нам нужно сегодня выяснить? (Как можно ориентироваться на местности, какой выбрать ориентир).
5. Поиск способа решения учебной задачи
— Представьте, что вы оказались в лесу. До вечера нужно из него выбраться. Посовещайтесь в группах, попробуйте отыскать надежный ориентир.
После работы в группах учащиеся высказывают свои предположения: Солнце, Луна, здания.
— Какие были условия? (Мы находимся в лесу).
— Значит, такой ориентир как здания нам подойдет? (Нет).
— Что еще было сказано? (Нужно выбраться до вечера).
— Значит, сейчас какое время суток? (Утро или день).
— Т.е. какой ориентир нам не подойдет? (Луна).
— Остается Солнце. Попробуем научиться ориентироваться по нему.
— Ребята, наблюдая за Солнцем, что вы можете сказать, в течение дня оно всегда в одном месте или меняет свое положение? (Меняет положение).
— Как же тогда по нему ориентироваться, ведь оно «не стоит на месте»? (Предположения детей).
— Слышали ли вы о стране восходящего Солнца? (Да, это Япония).
— А кто знает, Япония – это восточная или западная страна? (Восточная).
— Так почему ее так назвали? (Значит, Солнце восходит на востоке).
— Давайте составим схему движения Солнца по небосводу.
В тетрадях у учащихся по ходу беседы появляется схема.
— Заходит Солнце в противоположной стороне, т.е. на западе, время суток – вечер.
— А в полдень Солнце занимает свое самое высокое положение и тогда оно указывает на юг.
7. Первичное закрепление
— Значит, что нужно учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).
— Давайте составим для себя памятку в тетради в виде схемы.
Учащиеся совместно с учителем составляют в тетради схемы.
— А теперь давайте немного поиграем и смоделируем ситуацию, в которой оказались в начале урока.
Для игры понадобится 5 человек. Каждый получает в руки карточки с названиями сторон горизонта (север, юг, запад, восток) и один человек картинку с изображением Солнца. Учитель задает условия, какое сейчас время суток, а участникам нужно встать относительно Солнца так, как стороны горизонта должны располагаться. В игре могут принять участие все по очереди.
8. Итог урока и рефлексия
— Какую задачу ставили в начале урока? (Найти надежный ориентир и научиться по нему ориентироваться).
— Что мы должны учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).
— У кого настроение такое же солнечное как погода за окном?
— Кто остался недоволен своей работой? Почему?
9. Домашнее задание
— Выполните задания в рабочей тетради на стр. 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок составлен по учебнику «Окружающий мир. 3 класс» Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы — работа в группе, ссылка в плане — на презентацию.
План-конспект окружающего мира по теме «Какие бывают растения?".
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х.
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр.
Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р.
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного.
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи.
Источник
Конспект урока окр.мира Определение сторон горизонта по Солнцу. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.
Планируемые результаты:
Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.
Знать стороны горизонта.
Понимать потребность в географических знаниях.
Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr.mira_3kl._opredelenie_storon_gorizonta_po_solntsu.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Время занятия: 8:00-8:40 (1 урок)
ФИО учителя: Кожевникова Татьяна Ивановна
ФИО студента: Князева Ксения Андреевна
ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: Определение сторон горизонта по Солнцу
Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.
Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.
Знать стороны горизонта.
Понимать потребность в географических знаниях .
Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Тип урока: « открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (УМК «Э-Д»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;
Методы и приёмы
I.Этап самоопределения к деятель
— Здравствуйте, ребята! Я, Ксения Андреевна, проведу у вас сегодня урок окружающего мира.
— Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
II.Актуализация знаний и мотивация
Работа с учебником
-Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?
-Хорошо, стороны горизонта вы знаете, а что же такое горизонт, кто может сказать?
-А какими способами можно определить стороны горизонта?
-Да помощью этого мы можем ориентироваться на местности.
— Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и запишите определение горизонта со слайда ( Горизо́нт ( др.-греч. ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью, т.е. воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения)
-Север, юг, запад, восток
Горизонт — это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения
-Компаса, солнца, звезд, мха, муравейника
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений
Работа с учебником
-А кто может сказать, что такое ориентирование?
— Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
— И какая же цель нашего урока?
-Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
-Определение сторон горизонта по Солнцу
-Знать все стороны горизонта — Уметь определять стороны горизонта
П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений
IV.Открытие нового знания
Работа с презента
-Солнце — это не только наша единственная звезда, оно также может быть полезным как в бытовых делах, так и, например, для ориентировки на местности. Кстати, я знаю, что ещё в далекие времена именно благодаря Солнцу люди определяли, который сейчас час, где север и другие стороны горизонта.
-И самый старинный из способов определение сторон горизонта по солнцу. Итак, если человек находится в Северном полушарии, то для определения севера нужно встать спиной прямо к Солнцу точно в полдень. Тогда тень от человека будет указывать на север и, соответственно, юг будет сзади, а запад и восток, как принято, слева и справа. В Южном же все будет наоборот, тень покажет юг.
-Еще есть способ с прибора гномона. Гно́мон ( др.-греч. указатель) — древнейший астрономический инструмент , вертикальный предмет ( колонна ), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень ) определить угловую высоту Солнца . Гномоном также называют часть солнечных часов , по тени от которой определяется время в солнечных часах.
-Еще можно определить стороны горизонта с помощью солнца и часов.
-Смотрите внимательно и запоминайте вам это на уроке пригодиться.
-Сейчас посмотрим видео (про гномон и про определение по солнцу и часам)
Источник