Меню

Определи средство выразительности луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела

Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

Тропы

1. Метафоры

  • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
  • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
  • снег лежит коврами — снег все покрыл
  • берег милый для меня — любимое место

2. Метонимия

  • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
  • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
  • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
  • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
  • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

3. Эпитеты

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • северной Авроры
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • ты печальная
  • голубыми небесами
  • великолепными коврами
  • прозрачный лес
  • янтарным блеском
  • веселым треском
  • утреннему снегу
  • нетерпеливого коня
  • поля пустые
  • леса густые
  • берег милый

4. Гипербола

  • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

5. Олицетворения

6. Сравнения

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно

Фигуры

1. Риторическое обращение

  • друг прелестный
  • красавица
  • друг милый

2. Анафора

  • «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

3. Лексический повтор

  • повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

4. Антитеза

  • «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
  • «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
  • «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
  • «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

5. Инверсия

  • день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
  • друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
  • сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
  • вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
  • не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

Звукопись

1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:

«Мороз и солнце; день чудесный. »

2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:

«…Блестя на солнце, снег лежит;..»

3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:

«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:

«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:

«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Источник

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха — роль в тексте

Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха — роль в тексте.

    повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать такие тропы.

    продолжение работы по совершенствованию языкового чутья; дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения.

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все.

…Слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…

I. Актуализация темы.

В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры. Мы уже знаем, что тропы – это лексические средства, основанные на переносном значении слова. Фигуры – это синтаксические выразительные средства.

Читайте также:  Какая сегодня луна растущая или убывает

— Назовите известные вам тропы.

(Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония).

— Какую роль они играют в тексте?

II. Наблюдение над ролью выразительных средств в тексте.

– Прочитайте отрывок из романа “Герой нашего времени”.

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Пример из текста

Черного, полного мглою (ущелья)

Обнявшись с другой… речкой

Как змея своею чешуею,

– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.

– Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?

Сегодня мы рассмотрим несколько тропов: сравнение, метафору, метонимию, синекдоху — и постараемся понять, в чем их отличие

III. Объяснение нового материала.

О сравнении мы уже говорили. Давайте вспомним, что такое сравнение.

Сравнение — это изображение одного предмета (предмета сравнения) путем сопоставления его с другим (образом сравнения).

Существует два главных способа выражения сравнения:

    оборотами со сравнительными союзами:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… ()

    существительным в творительном падеже (можно заменить оборотом с союзом как):

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит

    с помощью слов похожи, подобно и т. п.

В сумерки луга похожи на море.

В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.

-Какую роль играет сравнение в отрывке из стихотворения Пушкина?

(В стихотворении А. Пушкина «Зимнее утро» сравнение помогает зрительно представить себе картину зимнего утра, ощутить радость поэта, его бодрое, светлое настроение).

Мы часто встречаемся с тем, что вместо одного предмета, признака, действия называются другие, похожие. Таких выражений много в нашей речи. Мы часто говорим: часы стоят, и это значит не то, что они находятся на столе, а то, что они не работают, не показывают время. Слово стоят употреблено в переносном значении.

А почему становится возможным перенесение значения с одного слова на другое? Потому что у явлений есть какой-то общий признак, который мы не называем, они в чем-то сходны. Такие слова называются метафорами. Метафора часто употребляется в художественных произведениях, и там она всегда открытие. Оно выражается художественными средствами, а не путем рассуждения, как в научном тексте. Вдруг обнаруживается, что между непохожими явлениями есть сходство. Метафоры помогают увидеть предмет по-новому, передать отношение автора к явлению.

Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.

Рассмотрим отрывок из стихотворения :

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

— Назовите метафоры, которые Тютчев использовал в этом отрывке.

-Объясните, как возникли эти метафоры.

В метафоре волшебный сон слово сон употреблено в переносном значении: речь идет о зимнем состоянии леса, похожем на сон.

— Слово цепь тоже употреблено в переносном значении: это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но в отличие от железной тяжелой цепи эта цепь легкая, пуховая.

— Почему поэт так причудливо нарисовал зимний лес? Дело в том, что автор сам удивился необычности картины и постарался не только нарисовать её, но и донести своё впечатление до нас. Чтобы и мы вместе с ним удивились, увидев по-новому красоту леса, погружённого в волшебный сон. А ведь умение удивляться – одно из главных свойств человека. Благодаря ему, совершаются открытия.

— А в чем отличие метафоры от сравнения? Ведь и в том, и в другом случае перенос значения основан на сходстве.

Дело в том, что в сравнении мы видим оба предмета: и предмет сравнения, и образ сравнения: снег лежит великолепными коврами.

снег, как тающий сахар, лежит.

В метафоре же на предмет сравнения переносится название образа сравнения, сходного с ним, но при этом предмет сравнения не называется.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (дождь)

Метафору еще называют скрытым сравнением.

Попробуйте разграничить сравнение и метафору:

У меня в душе ни одного седого волоса. Как чайка, парус там белеет в вышине. Ты вел мечи на пир обильный. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

Другим выразительным средством, основанным на переносном значении, является метонимия.

Читайте также:  Когда должна быть кровавая луна 2021

Когда мы говорим: съел целую тарелку, мы имеем в виду суп, налитый в неё. Но между содержимым и тарелкой есть связь, и потому вместо слова суп мы употребляем слово тарелку в переносном значении.

В метонимии, как и в метафоре, слова употребляются в переносном значении. Но если в метафоре между явлениями есть сходство, то в метонимии сходства нет – суп не похож на тарелку, а наливается в тарелку, между предметами есть связь, а не сходство. Связь между явлениями и позволяет переносить значение слова, обозначающего предмет, на другой, связанный с ним предмет.

Метонимия – это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.

В художественных произведениях метонимия помогает понять связи между явлениями, выделить в явлении какой-то один признак и благодаря этому по-новому увидеть его, а это даёт возможность автору с большой точностью и выразительностью передать свои мысли и чувства.

Вспомним стихотворение «Бородино».

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые.

Да говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

про день Бородина.

— Как может помнить Россия? Помнят люди, которые живут в России. Но между ними есть связь, слово Россия употреблено в переносном значении, это метонимия. Как это кратко и выразительно, сравните: все люди в России – вся Россия.

Что такое день Бородина? В календаре такого дня нет. Бородино – это название села, около которого произошла великая битва в Отечественной войне 1812 года. Значит, речь идет о дне, когда произошла эта битва. И вместо слова битва употреблено слово Бородино, потому что между названием места и событием, которое произошло, есть связь. Это метонимия. И снова мы видим яркость, выразительность определения.

Назовите примеры употребления метонимии:

1.Траурный Шопен громыхал до заката. (музыка Шопена)

2. Морозной пылью серебрится его воротник бобровый.

3. Ликует буйный Рим. (жители Рима)

4. Забормотал спросонок гром.

Мы говорим: одну минуточку! Слово минуточку употреблено не в прямом значении – ровно 60 секунд, оно значит: немного времени. Вместо неопределенного называется точное количество. А в выражении сколько лет, сколько зим – наоборот, называется неопределенное количество вместо определенного. Мы говорим: Москва подписала договор с Парижем. На самом деле подписан договор между двумя государствами, а мы называем столицы вместо государств, часть вместо целого. Такие выражения называются синекдохой.

4. Синекдоха – это разновидность метонимии. Это тоже перенесение значения слов, называющих связанные между собой явления, только связанные количественными отношениями: часть вместо целого или целое вместо части, единственное число вместо множественного или множественное вместо единственного, точное количество вместо неопределенного или определенное вместо точного.

В художественных произведениях синекдоха – яркое языковое средство. Оно помогает выделить в предмете главное, выразить определенную мысль.

В стихотворении «Анчар» говорится о страшном дереве, убивающем все живое: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет». Благодаря тому, что употреблено единственное число слов птица и тигр, мы понимаем, что ни одна птица, ни один тигр не рискуют подойти к анчару. А если бы поэт употребил множественное число, такого смысла не было бы. Так мысль поэта выражена с большой точностью, но это художественная точность не похожа на точность в научном тексте.

Назовите примеры употребления синекдохи:

Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Грядущие годы таятся во мгле. (метонимия) Ракиты тревожно шевелились и лепетали Олицетворение) Семеро одного не ждут.

III. Контрольный тест.

IV. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка.

V. Подведение итогов.

    О каких тропах мы сегодня говорили? Чем метафора отличается от сравнения? Что такое метонимия? Синекдоха? Какую роль играют данные тропы в художественном тексте?

Метафора, сравнение, метонимия и синекдоха помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все окружающее нас.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы по 2 примера употребления таких выразительных средств языка, как сравнение, метафора, метонимия, синекдоха.

Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка.

Ассистент раздает учащимся таблицы, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Учащиеся определяют тропы, называя их функциональную роль в тексте.

«Чахлая рябина мокнет под окном»

помогает зримо представить предмет

«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»

делает зримым отвлечённое понятие

«В саду горит костёр рябины красной»

образное выражение превращается в реальную картину

«Заря алая улыбается»

усиливает выразительность речи

«Съел три тарелки»

употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз»

для выразительности речи

«Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед»

заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова

Читайте также:  Какое тело движется прямолинейно луна по всей орбите или поезд метро вдоль платформы станции

«В сто сорок солнц закат пылал»

чтобы преувеличить значение, обратить внимание

«Мальчик с пальчик»

для эмоциональной оценки

1. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу.

6. Швед, русский, колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет…

2. И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари.

7. Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

3. Ковши круговые, запенясь шипят.

8. В лесу раздавался топор дровосека.

4. Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

9. Я три тарелки съел.

5. Пуще всего береги копейку

10. Белей, чем горы снеговые,

Идут на запад облака…

1. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу.

6. Швед, русский, колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет…

2. И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари.

7. Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

3. Ковши круговые, запенясь шипят.

8. В лесу раздавался топор дровосека.

4. Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

9. Я три тарелки съел.

5. Пуще всего береги копейку

10. Белей, чем горы снеговые,

Идут на запад облака…

Ответы: А) 7, 10 Б) 2, 3, 4 В) 8, 9, 3 Г) 1, 5, 6,

7. Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

10. Белей, чем горы снеговые,

Идут на запад облака… (М. Лермонтов)

2. И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари.

4. Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

3. Ковши круговые, запенясь шипят.

8. В лесу раздавался топор дровосека.

9. Я три тарелки съел.

1. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу.

5. Пуще всего береги копейку

6. Швед, русский, колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет…

Задание к карточкам.

1. В лесу раздавался топор дровосека.

2. Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир (П. Вяземский).

3. «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (Н. Гоголь).

4. И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С. Есенин).

б) риторическое восклицание,

К1 1-в 2-г 3-б 4-д 5-а

Пришла в кленовую дубраву.

И тянет к югу дикий гусь,

И росы холодят отаву (А. Струк).

2. Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит (Н. Некрасов).

3. Швед, русский, колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет… (А. Пушкин).

4. Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин)

2. «Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится,

что и месяц заслушался его посреди неба…» (Н. Гоголь).

3. С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего (Г. Успенский).

4. Белей, чем горы снеговые,

Идут на запад облака… (М. Лермонтов)

грабастил… (В. Маяковский)

1.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов).

2. Я три тарелки съел (И. Крылов).

4. И невозможное возможно,

Дорога долгая легка (А. Блок).

5. Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься (Коллет).

К4 1- г 2- б 4-а 5-в

1.Пуще всего береги копейку

2. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

3. Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер

5. Полночь в мое городское окно

Входит с ночными дарами.

1.И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берег.

2. Где начинается тщеславие, там кончается разум.

4. Полны добра перед итогом года,

Как яблоки антоновские, дни.

5. Луна захохотала, как клоун.

3. И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари.

4. Ковши круговые, запенясь шипят.

5. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу.

1.За море Черное, за море Белое

В черные ночи и белые дни… (А. Блок)

2. Принес – и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки (А. Пушкин).

3. Жеребец под ним сверкает

Белым рафинадом (Э. Багрицкий).

4. Усложнять просто, упрощать сложно («Закон Мейера»).

Задание к карточкам.

В лесу раздавался топор дровосека.

2. Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

3. «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (Н. Гоголь)

4. И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С. Есенин)

б) риторическое восклицание

Пришла в кленовую дубраву.

И тянет к югу дикий гусь,

И росы холодят отаву

2. Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

3. Швед, русский, колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет…

4. Я царь – я раб, я червь – я бог!

2. «Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится,

что и месяц заслушался его посреди неба…». (Н. Гоголь)

3. С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector