Меню

Определить продолжительность дня если при наблюдении восхода солнца

Общее землеведение (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

* – смена времен года

1. , Судакова землеведение. – М.: Недра, 1971.

2. , , Черванев землеведение. – СПб., 1999.

3. , , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 19–22.

4. , Пашканг : Землеведение и краеведение. – М.: Владос, 2002. – С. 12–24.

5. , , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 5–16.

6. Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 15–34.

7. , Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.

8. , Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 9–19.

9. Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 12–45.

10. , Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 31–51.

11. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 7–18.

Домашнее задание: Форма и размеры Земли, географические следствия шарообразности Земли. Номенклатура «Европа: острова, полуострова, мысы».

Тема: ФОРМА И размеры ЗЕМЛИ

Оборудование: атлас учителя, учебный атлас мира, атлас офицера, миллиметровая бумага, линейки, географические глобусы, нитки, физическая карта Европы.

Вопросы для собеседования:

1. Форма и размеры Земли.

2. Доказательства шарообразности Земли.

3. Географическое значение формы и размеров Земли.

Задание 1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные:

Таблица 2 – Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Дальность видимого горизонта можно рассчитать по нижеприведенным формулам:

(для небольших высот)

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота места наблюдения (м).

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота глаза наблюдателя (м), R – радиус планеты (км).

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1: вертикальный 1:4

Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:

1. Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не чернилами. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.

2. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.

3. Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

Задание 2. Произвести анализ кривой. Указать: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.

Задание 3. По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Народной, пика Коммунизма, пика Победы, Белухи. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа.

Задание 4. Пользуясь данными, приведенными выше, и графиком, ответить на следующие вопросы:

А. Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?

Б. Можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии?

В. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?

Для ответов на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у м. Дежнева (максимальная высота прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м.

Читайте также:  Солнце грустно сегодня как ты солнце нынче

1., , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 22–24, 32–34.

2., Пашканг : Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 24–29.

3., , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 16–19.

4.Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 34–40.

5., Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 16–21.

6.Половинкин землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 46-49.

7., Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 19–25.

8.Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 54–57.

9., Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 51–57.

10. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 18–23.

Домашнее задание: Годовое движение Земли: доказательства и географические следствия. Номенклатура «Европа: рельеф»

Тема: Годовое движение Земли

Оборудование: атласы учителя; школьный учебник 6 кл. , 1990. – С. 150; циркули; транспортиры; линейки; цветные карандаши; буссоль; физическая карта Европы

Вопросы для собеседования:

1.Общее понятие о годовом движении Земли (эклиптика, орбита, скорость движения Земли, звездный год, тропический год, високосный год, афелий, перигелий, дни равноденствий, дни солнцестояний).

2.Явления прецессии и нутации.

3.Закономерности смены времен года.

4.Пояса освещения (или астрономические тепловые) пояса.

6.Раскрыть понятия тропик, полярный круг.

Задание 1. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, плоскость эклиптики, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону.

Задание 2. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария. На чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.

Задание 3. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90°; 180°; 136°; 105°30′; 90°15′.

Задание 4. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 93°30′; 135°; 83°30′.

Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором– в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 X 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.

Задание 5. Построить кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 3). На оси абсцисс откладываются градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строятся на одном графике.

Читайте также:  Гиацинт любит солнце или тень

Таблица 3 – Изменение продолжительности дня на разных широтах в течение года в Северном полушарии

Источник

Определить продолжительность дня если при наблюдении восхода солнца

Вычислить азимуты точек и моменты восхода и за­хода Солнца, а также продолжительность дня и ночи 21 июня 1975 г. в местности с географическими коорди­натами λ=4 ч 28 м ,4 и φ = +59°30′, находящейся в пятом часовом поясе, если в полдень этого дня склонение Солн­ца δ = +23°27′, а уравнение времени η = + 1 м 35 с .

Данные: Солнце, δ = +23°27′; η = +1 м 35 с = +1 м ,6; место, λ=4 ч 28 м ,4, φ = 59°30′, n = 5.

Решение. Учитывая среднюю рефракцию в гори­зонте ρ = 35′ и угловой радиус солнечного диска r =16′, находим, что в момент восхода и захода Солнца центр солнечного диска находится под горизонтом, на зенитном расстоянии

sin z = +0,9999,

cos z = -0,0148,

sin δ = + 0,3979,

cos δ = +0,9174,

sin φ = +0,8616,

cos φ = +0,5075.

По формуле (28) находим:

t = ± (180°—39°49′,3) = ±140°10′,7 и

sin t = ±0,6404.

По таблице 2 получим, что при восходе Солнца его часовой угол t1 = -140°10′,7 = -9 ч 20 м ,7, а при заходе t2 = +140°10′,7 = +9 ч 20 м ,7, т. е. по истинному солнечному времени, согласно формуле (17), Солнце восходит в

T1 = 12ч + t1 = 12 ч —9 ч 20 м ,7 = 2 ч 39 м ,3

T2 =12 ч + t2 = 12 ч +9 ч 20 м ,7 = 21 ч 20 м ,7,

что, по формуле (16), соответствует моментам по сред нему времени

Tλ1 = T1 + η = 2 ч 39 м ,3 + 1 м ,6=2 ч 41 м

Τλ2 = T2 + η = 21 ч 20 м ,7+1 м ,6 = 21 ч 22 м .

По формулам (19), (20) и (21) те же моменты по по­ясному времени: восход

Tn1 = Tλ1— λ+n = 2 ч 41 м — 4 ч 28 м + 5 ч = 3 ч 13 м

Tn2 = Tλ2 — λ+n = 21 ч 22 м — 4 ч 28 м + 5 ч = 21 ч 54 м ,

а по декретному времени:

восход Tд1=4 ч 13 м и заход Tд2 = 22 ч 54 м .

В момент нижней кульминации высота Солнца

hн = δ— (90°—φ) = +23°27′ — (90°—59°30′) = -7°03′,

т. е. вместо обычной длится белая ночь.

Азимуты точек восхода и захода Солнца вычисляют­ся по формуле (30):

что дает A = ±(180°—36°,0) = ±144°,0, так как азимуты и часовые углы Солнца находятся в одном квадранте. Следовательно, Солнце восходит в точке истинного го­ризонта с азимутом A1 = -144°,0 = 216°,0 и заходит в точ­ке с азимутом A2 = +144°,0, расположенных в 36° по обе стороны от точки севера.

Источник

Prakticheskaya_Zemlevedenie

Практическая работа №1

Планета Земля в Солнечной системе и Космосе

Задание 1. Определить методом интерполяции географические координаты следующих пунктов:

м. Рока, м. Дежнева

Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяются методом интерполяции.

Пример. Найти координаты пункта М (рисунок 1). Для вычисления широты места этого пункта измеряется линейкой расстояние АВ и АМ. Расстоянию АВ на чертеже соответствует 10° широты

.

Рисунок 1 – Определение координат пункта методом интерполяции

Подставив значения АВ и АМ и решив простое уравнение с одним неизвестным, определим количество градусов, соответствующее расстоянию АМ. Затем эту величину прибавляем к 40° и получаем широту точки М.

Вместо расстояния АМ можно измерить расстояние ВМ. Но в этом случае для определения широты полученную величину нужно отнять от 50°.

Методом интерполяции находим и долготу точки М. Измеряем расстояние СД и СМ. Затем решаем уравнение:

.

Прибавив величину СМ (в град) к 60°, находим долготу точки М.

Задание 2. По данным географических координат найти города:

Задание 3. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные (таблица 2):

Читайте также:  Как переводится по английски солнце

Таблица 2 – Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Примечание. Для построения кривой берется система прямоугольных координат. По оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, по оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1 : 100 000, вертикальный 1 : 4 000 000.

Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:

Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не чернилами. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.

В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.

Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика, легенду и масштаб обычно располагают в нижней части чертежа. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

Дальность видимого горизонта можно рассчитать по нижеприведенной формуле:

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота места наблюдения (м).

Произвести анализ кривой. Указать:

а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения,

б) к какому выводу приводит анализ графика и данных в отношении формы Земли,

в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.

Задание 4. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону. Для выполнения чертежа использовать рисунок «Времена года…» из атласа учителя.

Задание 5. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 90°; 135°.

Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором – в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 х 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.

Задание 6. Используя таблицу 4, определите сколько времени на 30°

з. д., 75° в. д., 28°32 з. д., 107°56 в. д., 21°15 з. д., если на начальном меридиане 16 ч по местному времени.

Таблица 4 – Соотношение долготных и временных единиц

Источник

Adblock
detector