Определите размер стиха.
1.Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и плачут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
2.Хорошо здесь:и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз
3.Знай:и в работе примерной,
Как бы ты ни был хорош,
Ты по дороге не первый
И не последний идешь.
В повести рассказывается о любви двух молодых людей. Русские Ромео и Джульетта. Но если в трагедии Шекспира причины разлучившие молодых людей ясны, то в повести Тургенева все загадочно и запутано.
Рассказ о зиме для детей. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.
Николай Сладков. Жалобы на сугробе
Сладков. Суд над декабрём
Рассказ о зиме для детей. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.
1. Непредсказуемость сюжета А,С. Пушкина главный необычайный признак Онегина. Кажется что в стихах автор описывает всю жизнь героя и его душевные переживания.
2 Скорее всего потому что роман имеет огромные сходства с жизнью. Проблема произведения — кризис в дворянских культурах. Также в сюжете существуют и любовные конфликты, которые часто фигурируют в жизни людей.
3 Евгений Онегин -роман в стихах А.С. Пушкина. Его называют необычным поскольку он написан так называемой «Пушкинской строфой» которую автор изобрел специально для этого произведения
В груди его бьется горячее сердце;
Широкую душу скрывает за дверцей…
Если в школу не явится —
Наш историк удивится.
Урок не начнет, не сказав нам:
«Я что-то не поняла, где же… (Базанов)?»
У мальчишки есть талант —
Не певец, не музыкант…
Он в веселье всех уводит
От того, как бровью водит!
Обожает он литру —
Уж я вам тут не совру!
Крайне тихий балагур
Высоченный наш… (Зиннур)!
Завербован он, конечно.
Здесь нашла его работа
С перерывом на субботу.
Только он сбежать решит —
Галина Дмитриевна кричит:
«Ты опора и надежда наша!
Почини компьютер,… (Саша)!»
Оформил он наш классный уголок –
Теперь гордимся мы им дружно!
Однако он веселье в класс наш приволок!
Благодаря ему нам клоуна не нужно!
Он джокер в карточной колоде.
Так кто же это? Наш… (Володя)!
Мысли его полны тайн и загадок.
Ход его разума вовсе не гладок.
Логики женской не любит он игр.
Так кто же сей парень? Еремин наш… (Игорь)!
Источник
Стихотворение и анализ «Где гнутся над омутом лозы…»
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
“Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно –
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!”
Краткое содержание
И. Левитан. У омута. 1891
В своём произведении Алексей Толстой описывает восхитительный солнечный день лета. Мы видим, как мать вместе со своим малолетним сынишкой пришла не берег омута. Следует заметить, автор называет это место вовсе не берегом, не прудом, не озером, а именно омутом, с которым в народном придании связана обитель всякой нечистой силы. В реальности, женщина с сынишкой пришли отдохнуть на весьма опасное место: глубокое, славящееся частыми водоворотами. Поэт живописует следующую картину: сильно печёт солнце, женщину разморило на берегу, она погружается в крепкий сон, оставив сына без присмотра. Вокруг мальчика пляшут крупные яркие стрекозы. Автор их одушевляет: они вступают в диалог с мальчуганом и водят вокруг него хороводы. Подобно прекрасным русалкам, стрекозы манят ребёнка в самую глубину омута. Они дают обещание мальчику, что научат его летать, пока мать крепко спит.
Алексей Толстой снискал немалую известность и как автор сказок-страшилок. Поэтому нет ничего странного в том, что в изъятом самим автором окончании баллады, прописан трагический финал. Ребёнок, побуждаемый стрекозами, заходит в воду: дно омута превращается в зыбучий песок. Мальчик начинает захлёбываться, на него нападают чёрные раки со страшными клешнями и утягивают на дно омута.
Полный, не усечённый автором текст баллады, завершается картиной прекрасного летнего дня, где яркие стрекозы манят любознательных и наивных детей в опасный омут. Вот такой страшный урок преподаёт Толстой всем неразумным детям и их сонным матерям.
История создания
Данное произведение увидело свет в 1849 г. История его написания весьма занимательна. Дело в том, что поэт сначала создал классическую народную балладу с ужасающе страшным концом, а затем решил убрать четыре строфы, сохранив лишь незначительную по объёму зарисовку. Это в полной мере отражает творческую позицию Толстого: он полагал, что поэзия буквально витает в воздухе, ожидая удобной возможности найти стихотворное воплощение на листке бумаги. Поэтому не следует крепко цепляться за написанные ранее стихотворные строки, ведь идея всегда оказывается гораздо лучше её воплощения. Первая публикация баллады случилась в 1856 г. на страницах «Русского вестника». Большинство специалистов уверены, что Толстым были написаны и более ранние варианты произведения, просто информация о них не дошла до наших времён.
Жанр, направление, размер
Согласно задумке автора, изначально произведение было балладой. На её создание Толстого вдохновили творения таких великих немецких творцов, как Гейне и Гёте, а также немецкие народные песни, имеющие фантастический сюжет. После существенного сокращения изначально написанного произведения, от него осталась одна лишь балладно-сказочная зарисовка, не более того.
Поэтический размер – амфибрахий. С его помощью автор создаёт размеренную и простую повествовательную «ткань». Читателям нет никакой необходимости отвлекаться на ритмические сложности: они имеют возможность сконцентрироваться непосредственно на самой истории, рассказываемой автором. Рифмовка перекрёстная: она делает процесс чтения лёгким и быстрым, при этом не лишая стихотворение балладного очарования.
Композиция
Произведение, лирическим героем которого является малолетний ребёнок, включает в себя четыре строфы:
- Первая и вторая строфы – в них автор создаёт экспозицию всего повествования. Читатели могут с лёгкостью реконструировать произошедшие события: мать с сыном приходят отдохнуть на природу, женщина устаёт и погружается в крепкий сон. Она убеждена, что всё вокруг благополучно и её малышу ничто не угрожает. И именно в этот момент мальчугана начинают призывать к себе яркие стрекозы.
- Третья строфа целиком посвящена описанию привлекательности стрекоз: насекомые очеловечены автором и способны говорить. Они рассказывают о себе, желая заманить наивного ребёнка в омут, обрекая его на верную гибель. Стрекозы, подобно сиренам, заманивающим моряков, имеют недобрые планы относительно мальчика.
- Четвёртая строфа – завершающая. Автор повествует об окончании истории. Мы видим следующую картину: мальчик практически готов идти в омут за стрекозами, желая полетать и поиграть с ними. Несмотря на то, что окончание истории безрадостно, а урок читателям – явный, в окончательной версии произведения, дошедшей до наших дней, Толстой оставляет финал открытым. Тем самым, он предоставляет возможность каждому читателю самому понять всё то, что случится с мальчиком дальше.
Образы и символы
С целью донесения до читательской аудитории сути основной идеи произведения, Толстой создаёт следующие образы:
- образ стрекоз – центральный. Автор сравнивает насекомых с опасными и жестокими сиренами, завлекающими моряков на верную смерть. Стрекозы являются главными злодейками, преисполненными страшных устремлений и планов. Образ стрекоз символизирует опасность, ужас и неминуемую гибель;
- образ мальчика – центральный. Он заворожен яркими стрекозами, они влекут его, и ребёнок добровольно идёт в омут. На примере мальчика, Толстой демонстрирует читателям, насколько опасно привязываться к чему бы то ни было в жизни. Ведь любая зависимость – это отклонение от нормы, а значит, таит в себе опасность. Мальчугана погубило вовсе не солнечное лето и яркие стрекозы, его погубила собственная наивность и бурная фантазия;
- образ омута – автор подчёркивает тот факт, что мать с сыном пришли именно на берег омута. Вовсе не озера, не пруда – а, омута, который в сознании народа ассоциируется с обителью нечистой силы. Омут символизирует неминуемую смерть, опасность, мрак и безысходность. Когда под ногами омут, уже невозможно ничего изменить;
- образ летнего дня – автор описывает картину упоительного дня лета, в котором маленький ребёнок чувствует себя, словно рыба в воде. Ведь, лето для мальчика сродни природной стихии, когда всё вокруг тёплое, ароматное и цветущее. Находясь «внутри» лета, ребёнок чувствует себя в полной безопасности. Но, как оказалось, даже в самом идеальном времени года таится немало опасностей и «подводных камней».
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – хрупкость человеческой жизни. Человека, вне зависимости от возраста, опасность может подстерегать в любом, даже самом, на первый взгляд, безопасном месте: на лоне летней природы, среди трав и стрекоз. Произведение хранит интригу для читателей, и этим оно особенно привлекательно. У баллады открытый конец, позволяющий каждому читателю самостоятельно додумать финал рассказанной автором истории. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями напряжённого трагизма, неминуемой опасности, тревоги и волнения. Читатели, погружаясь в события невинного летнего дня, невольно испытывают чувства страха и тайной угрозы.
Основная идея
Ключевая мысль, которую стремится донести до нас Алексей Толстой, заключается в следующем: многие трагические и фатальные происшествия, происходящие в жизни людей, как правило, имеют самую невинную подоплёку. Но, к сожалению, их невозможно изменить, и поэтому они приносят людям столько страданий.
Средства выразительности
Чтобы создать у читателей нужное настроение, и транслировать им основную эмоцию стиха, автор использует следующие средства выразительности:
- эпитеты – «песчаное дно», «летнее солнце», «отлогий берег»;
- метафоры – «трепещут былинки», «летают и пляшут стрекозы»;
- символ – омут.
Источник
Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.
История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строки, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.
Главная мысль, которую автор выражает в своём произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплёку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырёх строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребёнком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что её малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребёнка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень тёмные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребёнок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создаётся простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение ещё более лёгким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Это баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гёте и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Это небольшое произведение даже и после существенного сокращения его автором, обладает всеми признаками баллады: наличие сюжета, таинственность, символический характер пространства и времени, вмешательство роковых сил, фольклорное начало.
Выразительные средства
Для создания особой атмосферы и передачи настроения стихотворения Толстой использовал разные средства выразительности:
- Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
- Символ – омут.
- Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
Источник