Меню

Определить время по солнцу компасу если известно что азимут равен 270

Как определить время по компасу и солнцу?

Д аже при самых экстремальных погодных условиях туристы и путешественники находят способы определения необходимого направления для продолжения движения.

Безусловно, очень сложно ориентироваться в условиях, где нет ни солнца, ни луны. Пожалуй, в такой ситуации главным ориентиром могут быть растения и птицы.

Если возникает вопрос о том, как определить время по компасу и солнцу, то здесь не возникает никаких дискуссий, так как многими путешественники был определен ряд закономерностей:

— в 6 часов солнце наблюдается на востоке;

— в 9 часов – на юго-западе;

— в полдень – на юге;

— после обеда – на юго-западе;

— вечером –на западе;

— ночью – на севере.

Хотя такие показатели не всегда являются достоверными, так как могут меняться в зависимости от климата и погодных условий. К примеру, на территории полярных районов в полночь солнце наблюдается в низком положении над горизонтом.

Другое дело если нужно ориентироваться в экваториальных зонах. Здесь все наоборот: в 12 часов дня солнце может быть как на юге, так и на севере.

Из уроков физики и астрономии нам известно, что скорость перемещения солнца составляет 15 градусов в час.

Для того чтобы определить время, используя при этом солнце и компас, нужно выполнить ряд математических задач. К примеру, азимут солнца равен 90 градусов, этот показатель нужно разделить на скорость, в итоге получается 6 часов. При этом нужно учитывать, в каком часовом поясе вы находитесь (в России к местному времени нужно добавить 2 часа).

В итоге получается 8 часов. Если азимут на солнце не превышает 180 градусов, то при этом время составляет 12 часов + 2 часа по местному времени = 14 часов.

С помощью таких достаточно простых математических действий, можно легко определить время без каких-либо специальных устройств и техники.

Источник

Определить время по солнцу компасу если известно что азимут равен 270

Ориентирование во времени по небесным светилам

Об ориентировании во времени

В некоторых случаях при утере часов или их отсутствии человеку, оказавшемуся в природе, необходимо определить местное время. Существует ряд способов определения местного времени без часов: по компасу, небесным светилам, растениям, животным. Человек должен знать об этих способах и уметь владеть ими. В некоторых случаях это жизненно необходимо.

Ориентирование во времени в течение суток

В течение суток выделяется два отрезка времени, это день и ночь. День продолжается от восхода Солнца до захода. Продолжительность дня и ночи в среднем 12 часов. Но в разные времена года продолжительность дня и ночи меняется.

Считается, что ночь начинается с первой звезды. Полночь -12 часов ночи(24 часа). День начинается с восходом Солнца.

В полдень тени от объектов дают самые короткие тени. Ближе к вечеру оно становятся длиннее.

Семидневный счет времени

Этот счет времени появился у древних египтян, позже он появился у вавилонян, евреев, греков. Древние египтяне почитали семь небесных тел, каждое из них было хорошо видно в определенный день. Понедельник — день Луны. Вторник — Марс. Среда — Меркурий. Четверг — Юпитер. Пятница — Венера. Суббота — Сатурн. Воскресенье — Солнце.

Месяц

Этот отрезок времени придумали евреи и ассирийцы по 4 фазам Луны. Первая фаза новолуние — начало месяца. Диска не видно.

Вторая фаза — первая четверть. Видим серп Луны, видимая половина в полночь. Эту фазу называют растущей Луной. Растущую Луну можно узнать так,» соединить» острые края серпа и получается буква Р. Лунный год равен 12 лунным месяцам. Он длится 354 суток 8 часов, 49 минут.

Полнолуние — виден весь диск Луны всю ночь.

Последняя четверть — половина круга, появляющаяся во второй половине ночи. Если «соединить» острые края серпа, то буква Р получается развернутой на 180 градусов.

Определение времени по солнцу и компасу

Одним из известных способов определения времени по — Солнцу. Оно в течение года занимает разное положение над Землей.

Известно, что 22 июня — день летного солнцестояния. Солнце отходит от экватора к северу на 23’5″ этот день самый длинный. Солнце поднимается на максимальную для данной широты высоту. Астрономическое лето с 22 июня по 23 сентября.

23 сентября день осеннего равноденствия. Солнце восходит точно на востоке. 21 марта день весеннего равноденствия. В этот день Солнце восходит точно на востоке.

22 декабря — день зимнего солнцестояния. Это самый короткий день. Астрономическая зима с 22 декабря по 21 марта.

В течение суток Солнце занимает разное положение: в 6 утра оно на востоке, в 9 утра на юго-востоке, в 12 часов на юге (в это время самая короткая тень), в 15 часов на юго-западе, в 18 часов на западе. Имея при себе компас, определите в какой стороне расположено Солнце, по нему определить местное время.

Следует помнить такую особенность, что летом солнце встает на северо – западе, а зимой на северо – востоке. Соответственно летом солнце заходит на юго – западе, а зимой — на юго – востоке.

На крайнем севере и юге в 24 часа Солнца не видно.

В экваториальной части Солнце на западе на закате и на востоке в период рассвета. В полдень здесь солнце в северном полушарии на севере, а в южном на юге.

Допустим Солнце на востоке. Азимут на восток 90 градусов. 90:15=6+1(декретное время)=7 часов. Если Солнце на юге, то азимут южного направления равен 180 градусам. 180:15=12+1(декретное время)=13 часов. Солнце на западе. Западное направление соответствует азимуту 270 градусов. 270:15=18+1(декретное время)=19 часов. Делим именно на 15 потому, что Земля поворачивается на 15 градусов за 1 час.

Чтобы определить время по компасу, надо измерить азимут на Солнце по компасу и разделить на 15(За 1 час земля поворачивается на 15 градусов). В России нужно учитывать декретное время, т.е. прибавлять 1 час и 1 час летнего времени.

Определение местного времени по солнечным часам

Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Работа часов основана на движении Солнца и изменении направления тени от предметов. Солнечные часы бывают разного типа: горизонтальные и вертикальные и другие.

У экваториальных и полярных часов плоскости циферблатов параллельны соответственно плоскости экватора и полярной оси. В умеренных широтах плоскости наклонены под углом равным широте этой местности.

Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, на нем нанесены часовые линии. Гномон для отбрасывания тени. Указатель это край гномона, тень которого указывает время. Указатель всегда направляют на полюс мира.

Источник

Определение времени по компасу

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО КОМПАСУ

1. ПРИ ПОЛНОЙ ЛУНЕ

Время вычисляется как по Солнцу, т. е.
определяется азимут на светило и далее
по формуле:

2. ПРИ НЕПОЛНОЙ ЛУНЕ

а) определить азимут на Луну и условный час
по предыдущей формуле

б) вычислить местное время путем сложения (вычитания) условного часа с числом 12-х долей диаметра видимого лунного диска

Пример для случая со сходящей луной

Пример для случая с растущей луной

P. S.
Магнитным азимутом называется угол при данной точке между направлением северного конца магнитной стрелки компаса (магнитный меридиан) и направлением на предмет, на который определяется азимут.

Движение по азимуту ночью

Маневр подразделений в условиях ограниченной видимости — ночью, в сильный снегопад и в тумане — весьма часто зависит от того, насколько точно выдерживается указанное направление.
В учебниках по военной топографии данный вопрос освещен недостаточно, притом разрозненно, а опыт войск еще не собран и не обобщен. В настоящей статье автор ставит своей задачей рассказать о своей практике обучения курсантов движению по азимуту ночью.
Порядок и техника движения при помощи компаса ночью в основном те же, что и днем. Особенности заключаются в том лишь, что деления лимба на компасе для точного отложения ночью заданных азимутом различаются с трудом, местных предметов и ориентиров для выдерживания требуемого направления часто не видно, записей данных для движения (величины азимутов и количества пар шагов) также почти не видно, что особенно неудобно при большом количестве изломов маршрута.
Эти трудности могли бы быть в известной мере устранены, если в движении пользоваться карманным фонарем. Но в боевой обстановке свет фонаря сводит на нет основное преимущество ночного движения — скрытность, а следовательно, не всегда может быть применен.
Рассмотрим отдельные способы, посредством которых можно облегчить трудности движения по азимуту в условиях темноты:

1. Как в темноте найти на компасе нужный отсчет и направление движения по азимуту. Для движения ночью лучше применять светящийся компас (компас Адрианова), но в темноте и на его лимбе мы будем видеть лишь светящиеся точки и фигуры, условно обозначающие страны света, северный конец стрелки и директрису (рис. 1).

Если твердо помнить градусные величины основных стран света (север — 0°, восток — 90°, юг — 180°, запад — 270°), найти их при таком компасе нетрудно: достаточно лишь поворотом крышки компаса поставить директриссу «мушкой» в точку, соответствующую данному азимуту на компасе. Мушку и прорезь при этом различают на ощупь. Однако в большинстве случаев градусная величина азимута не будет совпадать с градусами основных стран света. Тогда величина азимута откладывается на компасе как сумма градусного значения ближайшей по ходу часовой стрелки точки на компасе плюс величина части дуги следующей четверти окружности, оцененная на глаз. Например, середина дуги — 45°, одна треть — 30°, одна шестая часть — 15° и т. д. Диаметр светящейся точки можно принять равным 3° (рис. 2 и 3).

Читайте также:  Кладовая солнца настя заблудилась


Предварительной десятиминутной тренировкой в темноте (с последующей проверкой при свете) можно добиться откладывания азимута с точностью до 3°, что практически достаточно.

2. Как выдержать необходимое направление в движении ночью. Заданное направление в пути можно, в зависимости от обстановки, выдерживать при помощи проверки ориентировки или по компасу, или по проектирующимся впереди (на горизонте) дальним силуэтам местных предметов и светящихся наземных точек, или же по замеченным ярким звездам. В последнем случае надо, однако, учитывать, что звезды непрерывно перемещаются (по часовой стрелке) вокруг Полярной звезды, являющейся как бы осью вращения небосвода, которую можно считать практически недвижимой. Поэтому через 15-20 минут движения в направлении избранной звезды необходимо вновь проверить, как выдерживается азимут, и в случае заметного смещения с пути наметить новую звезду.
В качестве вспомогательных ориентиров для сверки их с картой, по которой заранее тщательно изучается маршрут, можно использовать различаемые в темноте дороги, мосты, ручьи, опушки леса, отдельные здания и т. д.

3. Как узнать в темноте данные при перемене направления на изломах линии маршрута. При движении по азимуту ночью целесообразно назначать маршрут с минимальным количеством поворотов, данные о которых (азимут и пары шагов) можно запоминать самому или поручать счет бойцам. Можно эти данные и записать, но крупно и четко, цифрами размером в 1,5-2 см (черным или красным карандашом на белой бумаге). Как показывает практика, такая запись ночью (при пасмурном небе) бывает различима.
Я полагаю, что эти простые практические сведения могут пригодиться при обучении рядовых, курсантов и сержантов движению в темноте с помощью компаса.

Определение точки стояния в лесистой местности

Лейтенант
П. Резников

Данный материал не откроет читателю никаких особых тайн. Предлагаемым способом определения точки стояния в лесу пользуются неизвестное количество времени. Статья публикуется с целью обратить внимание читателя на сложность данной проблемы. Конечно, современные системы типа американской GSM, работающей со спутниками «Навстар» легко решают эту проблему. Однако в условиях войны их сигнал может быть заглушен, устройства могут быть потеряны или сломаны и т. п. Привыкание к пользованию техническими новинками развращает бойцов. Они должны уметь пользоваться самыми простыми средствами.

Для управления боем необходимо располагать точными данными о местонахождении своих подразделений. Умение ориентироваться в своем местонахождении приобретает особенно существенное значение в настоящее время, когда бои развертываются в лесистой местности, где трудности управления боем существенно возрастают. Между тем в условиях такой местности способы определения точки стояния на карте, изложенные в учебниках, практически почти неприменимы. Правильность данного утверждения легко подтвердить, рассмотрев некоторые из этих способов.

Способ обратной засечки

На карте выбирают два или три ориентира, которые имеются и на местности, а затем точно (с учетом склонения магнитной стрелки при ориентировании по боковой границе трапеции, а также склонения и сближения меридианов при ориентировании по километровой сетке) ориентируют карту по компасу. Затем карту закрепляют и прикладывают к ней линейку скошенным краем к изображенному на ней ориентиру и перемещают задний конец линейки до тех пор, пока ее скошенный край не будет направлен на тот же ориентир, находящийся на местности.
Достигнув этого, следует прочертить карандашом на карте линию (по скошенному краю линейки). Это и будет направление с нашей точки стояния в ориентир на местности. Такая работа последовательно проделывается через все выбранные ориентиры на карте и местности. Пересечение двух-трех прочерченных нами линий и даст нашу точку стояния.

Рассмотрим теперь так называемый способ Болотова.

Как и в первом примере, на карте выбирают три ориентира, которые имелись бы и на местности. Затем берут кусок восковки, кальки или просто промасленной бумаги, закрепляют его неподвижно в горизонтальном положении и намечают карандашом произвольную точку. После этого приемом, описанным выше, визируют поочередно на каждый ориентир, находящийся на местности, и проводят линии на бумаге. Вершины трех сходящихся углов в месте, где обозначена произвольная точка, укажут нам нашу точку стояния по отношению к ориентирам. Сняв бумагу и приложив ее к карте так, чтобы все три линии направления прошли соответственно через ориентиры, изображенные на карте, мы определим наше местоположение на ней. Оно будет там, где оказалась произвольно поставленная нами точка.

Все остальные способы определения точки стояния основаны на тех же принципах, что и описанные два способа, и применяются на местности, менее трудной для ориентирования.
Положительной стороной рассмотренных нами способов определения точки стояния является их довольно высокая точность.
Однако их применение возможно лишь на открытой местности, в светлое время суток и при наличии ориентиров как на карте, так и на местности. В лесистой местности они почти неприменимы. Кроме того, в районах боев наиболее удобные ориентиры (церкви, башни, мельницы и др.) враг разрушил. Все это вместе взятое в большинстве случаев исключает возможность определения своей точки стояния.
В брошюре «Ориентирование в лесу», изданной в 1943 г. Отделом боевой подготовки Волховского фронта, в методику определения точки стояния на карте внесены ценные дополнения применительно к условиям лесистой местности. В частности, рекомендуется обозначать ориентиры световыми сигналами (серия ракет, очередь трассирующих пуль и т. д.), а в особо важных случаях ставить в районе опорных пунктов и ориентиров шар-пилоты.
Эти дополнения к существующим способам позволяют производить наблюдение непосредственно с земли, причем не только днем, но и ночью. Кроме того, создается возможность использовать в качестве ориентиров предметы с резко выраженными контурами (устья рек, ручьев и т. д.) и характерными точками рельефа.
Здесь уместно дополнить указанные выше способы тем, что наблюдения светосигналов лучше производить путем отсчета азимута по компасу, так как из-за малой продолжительности времени (горение ракеты, трасса пуль) визирование линейкой и выполнение графической работы не всегда возможны.
Описанные нами дополнительные способы теоретически долее применимы для определения точки стояния в лесистой местности, но все же практическое осуществление их во время боя остается крайне сложным. Для обозначения ориентиров, например, и наблюдения за ними потребуется значительная группа бойцов (до 7 человек), которые должны удалиться от части на значительное расстояние. Кроме того, нелегко обеспечить согласованность во времени подачи сигналов, а также организацию наблюдения. Мы уже не говорим о необходимости иметь под руками достаточное количество осветительных средств.
Наиболее удобным для определения точки стояния на карте в лесистой местности со слабо выраженным рельефом мы считаем способ проложения азимутного хода с постепенным (по мере движения части) наложением его на карту. Сущность этого способа и порядок работы заключаются в следующем. От ориентира (опорной точки) измеряют азимуты углов при поворотах и длину пройденного расстояния по каждой прямой. Все эти данные заносят в специальную ведомость. После того как часть (подразделение) углубится в лес и потребуется определить точку стояния на карте, при помощи транспортира переносят данные азимутного хода на карту. Конечный пункт измерения покажет точку стояния. Этот способ дает следующие удобства:

    нужен лишь один ориентир (или одна опорная точка), который был бы на карте и на местности; исключается зависимость в определении точки стояния от погоды, видимости, времени суток; требуется небольшое число людей для измерения (3 человека: азимутчик и два отмерщика), причем все они следуют вместе с частью или подразделением.

Описанный способ испытан на практике. Ошибки, полученные при проложении азимутного хода длиной в 7 км, дали в восьми случаях отклонение от истинной точки стояния всего в 250 м. такой результат следует признать вполне удовлетворительным. Предполагаемый способ легко усваивается как командным составом, так и бойцами, а следовательно может быть широко применен в бою.

Как обучать определению расстояний до источника звука ночью

Рассматриваемое нами занятие имеет целью ознакомить обучаемых со слышимостью звука ночью и дать им практику в определении расстояний до источников его. Занятие проводит командир батальона с одной из рот (по выбору) (с остальными двумя ротами занимаются командиры этих рот. Показываемое занятие они берут за образец) и присутствии всех офицеров батальона. Занятие делится на две части — показную и практическую. В продолжение первых 2 часов, отводимых на показную часть, изучают следующие учебные вопросы: слышимость однородного звука на разных направлениях, но на одном расстоянии, на одном направлении, но на разных расстояниях; слышимость разнородных звуков на одном направлении и расстоянии, а также на разных направлениях и расстояниях. Практическая часть (1 час) предусматривает закрепление полученных знаний и навыков в определении направления источника звука, его характера и расстояния до него.

Подготовка к занятию с ротой

Для проведения занятия командир батальона заранее выбирает участок местности шириной м и глубиной 500 м. По указанию руководителя участок разбивают на четыре направления. В каждом направлении дистанции 100, 200, 300, 400 и б00 м отмечают колышками. Для того чтобы колышки хорошо были видны ночью, их белят известью. Известью же поливают и землю возле колышков. В тыльной части рабочей площадки (рис. 1) делают возвышение, с которого руководитель управляет показчиками.
На занятии демонстрируются звуки, встречающиеся в боевой обстановке, причем число их берется очень небольшое. В разбираемом нами примере используются такие звуки, как разговорная речь, крик, топот ног, шум от вбивания кольев в землю и рытья окопов, звук, получающийся при заряжании винтовки, треск ломаемых сучьев. Выбрав источники звука, командир батальона составляет программу демонстрации их на разных направлениях и расстояниях (рис. 1) и подсчитывает число показчиков. Всего, как установлено опытом, на занятие такого рода понадобятся восемь показчиков: для проведения первой части занятия — на первом направлении — пять показчиков, на остальных направлениях — по одному; для проведения второй части занятия — по два показчика на каждое направление. Установив сигналы связи с показчиками, руководитель составляет перечень средств необходимого материального обеспечения.
1. Каждому показчику иметь: винтовку (карабин) и пять холостых патронов, топор, большую саперную лопату, свисток. Кроме того, на каждом направлении должен быть электрический или потайной фонарь со свечой или керосиновой лампой.
2. На всех местах действий показчиков подготовить по два кола для вбивания в землю, а на расстояниях 100 и 200 м — по охапке сучьев.

Читайте также:  Писатель 19 века солнце русской поэзии

Особенно тщательно продумывает командир батальона вопросы управления показчиками. Опытом установлено, что в первой части занятия (показной), лучше всего управлять ими голосом, применяя для усиления его рупор.
Каждый раз, приказывая тем или другим показчикам подготовиться к действию, командир батальона тем самым объявляет и всем обучаемым о том, где и что будет сделано.
На практической части занятия вызывать показчиков рекомендуется так, чтобы обучаемые не могли понять, в каком направлении, на каком расстоянии и какой именно источник звука будет действовать. Для этого командир батальона составляет график действий показчиков и вручает каждому из них копию его. С помощью электрического или потайного фонаря показчик сможет прочесть по графику, где, когда и что ему надо делать.
По этому графику (см. гр. 1) командир батальона может управлять показчиками тремя способами:

К примеру, командир отдает распоряжение: «Внимание. (пауза), комбинация четвертая, сверху. (пауза), начинай!» По этой команде показчики находят вверху графика, в графе «Комбинации», цифру 4, а затем, идя вниз по графе 4, читают, что им предстоит делать. Согласно графику, в данном случае показчики второго направления на расстоянии 200 м будут вбивать колья, а на удалении 400 м подавать условленную команду; показчики третьего направления на расстоянии 100 м будут вести условленный разговор, издавать крик, а на расстоянии 500 м — дадут свисток; показчики четвертого направления на расстоянии 100 м произведут заряжание винтовок и выстрел холостым патроном, а на расстоянии 300 м будут рыть окоп; показчик первого направления на расстоянии 400 м будет издавать крик и вести разговор.
Или другой пример. Командир батальона отдает распоряжение: «Внимание. комбинация вторая, снизу. начинай!» По этой команде показчики находят внизу графика, в графе «Комбинации», цифру 2, а затем, идя вверх по графе 2, читают, что им предстоит делать. Согласно графику, в данном случае показчик третьего направления на расстоянии 200 м будет вести разговор и издавать крик; один показчик второго направления на расстоянии 500 м зарядит винтовку и произведет выстрел холостым патроном, а другой на расстоянии 100 м начнет рыть окоп; один показчик первого направления на расстоянии 500 м будет вести громкий разговор и издавать крик, а другой — на расстоянии 300 м подаст свисток; один показчик четвертого направления на расстоянии 400 м будет забивать колья, а другой на расстоянии 200 м подаст команду.

2. С помощью электрического трехцветного фонаря.

В этом случае командир батальона устанавливает специальные сигналы для пользования тем же графиком (см. таблицу). Допустим, что руководителю необходимо подать команду: «Внимание, комбинация 4, сверху, начинай!» Эту команду он просигнализирует так: кругообразное вращение красным фонарем, пауза, два тире — белым фонарем, многоточие (4-5 точек) — красным фонарем, пауза, кругообразное вращение зеленым фонарем.

3. Световым ящиком с цифрами.

Прежде чем рассказать о пользовании световым ящиком, кратко опишем его устройство. Такой ящик сделать очень легко. Прежде всего изготовляют трафареты двух видов: с цифрами от 0 до 9 и со знаками плюс (+), минус Высота трафарета 100 см, ширина 50 см. Трафареты могут быть фанерные, дощатые, картонные или жестяные. Места с вырезами для цифр заделывают каким-либо прозрачным материалом (просаленной пергаментной бумагой, полотняной калькой, слюдой, рыбьими пузырями).
По размеру трафаретов с цифрами изготовляют ящик (рис. 2) с полочками внутри для установки ламп или фонарей. Сбоку ящика устраивают дверцы, а вверху — отверстие для тяги (если будет применяться керосиновая лампа). Световой ящик ставят на такое место, с которого его могли бы видеть все показчики. Руководитель по своему желанию приказывает установить в ящике нужные трафареты и осветить его. Показчики, прочтя световые цифру и знак, займут требуемое положение и произведут указанное им действие.
Предположим, что командир батальона, пользуясь ранее приведенным графиком, решает отдать при помощи светового ящика распоряжение: «Комбинация третья, сверху». Это распоряжение будет просигнализировано так: сначала будет показана цифра 3 (одна сторона ящика), означающая номер комбинации, а затем знак + (плюс) (противоположная сторона ящика), показывающий, что комбинация берется сверху. Для отдачи распоряжения «Комбинация первая, снизу» сначала будет показана цифра 1, означающая номер комбинации, а затем знак — (минус), показывающий, что комбинация берется снизу.

От подготовки показчиков во многом зависит наглядность и поучительность проводимого занятия. Малейшая ошибка, допущенная кем-либо из них, может вызвать путаницу, а значит снизить качество занятия.
Каждый показчик должен твердо знать, когда, где, что и как он обязан делать. Достигнуть этого можно путем тренировки показчика во всех действиях, которые ему предстоит выполнить. Поэтому командир батальона, после оборудования выбранного участка местности и составления программы занятия, обязательно проводит с показчиками тренировочные занятия сначала днем, а затем ночью. Это будет как бы репетиция к предстоящему изучению темы со всей ротой.
На последнюю дневную репетицию с показчиками командир батальона привлекает всех подчиненных офицеров. До начала репетиции он объявляет офицерам, какая рота привлекается на предстоящее занятие, каков метод и порядок проведения его. Давая офицерам необходимые пояснения, руководитель, в частности, указывает что ночью все звуки слышны лучше, чем днем.

Проведение показной части занятия

Расположив роту и офицеров так, чтобы все присутствующие имели возможность слышать воспроизводимые звуки, командир батальона объясняет цель занятия и приступает к изучению первого учебного вопроса (слышимость однородного звука на разных направлениях, но на одном расстоянии). Пользуясь рупором, он приказывает всем показчикам, находящимся на удалении 25 м от него, приготовиться. После того как каждый показчик громко доложит о готовности, руководитель приказывает: «Первое направление, начинай!»
Один из показчиков первого направления произносит условленную фразу, скажем: «Хромов, у вас табак есть?» — и строевым шагом проходит 50 м. Пройдя это расстояние, он громко докладывает, например: «Товарищ капитан, рядовой Власов прибыл!» Далее командир батальона приказывает: «Второе направление, начинай!» Показчик, второго направления произносит ту же фразу и также следует вперед. Таким же порядком условленная фраза и доклад повторяются на всех четырех направлениях.
В дальнейшем показчики поочередно продвигаются вперед на м или до тех пор, пока будет слышно, как они произносят условленную фразу и докладывают, например: «Рядовой Власов прибыл!» Все это позволит обучаемым запомнить приблизительное расстояние, с которого слышны топот ног человека, разговор и доклад громким голосом.
Затем командир батальона приказывает всем показчикам приготовиться к вбиванию кольев в землю на расстоянии 200 м. Закончив необходимые приготовления, каждый показчик наносит пять сильных ударов топором по колу, вбивая его в землю.
Когда задание будет выполнено, руководитель отдает показчикам другое распоряжение, а именно: на том же расстоянии рыть окопы (с тем, чтобы был слышен шум, образуемый при выбрасывании земли, и лязг шанцевого инструмента). Потом, опять-таки по команде, показчики переходят на расстояние 300 м, где вновь вбивают колья и имитируют рытье окопов. Закончив ту и другую работу, показчики поочередно, при помощи свистка, дважды издают продолжительный свист, затем самостоятельно возобновляют движение и, продвинувшись вперед на 400 м, тоже по команде, дают по три резких и коротких свистка. Такое же количество свистков — два коротких и один продолжительный — дают они и на расстоянии 500 м. Под конец каждый из них, не сходя с места, громким голосом подает условленную команду, например: «Приготовиться к движению!»
По окончании всех этих действий командир батальона дает необходимые пояснения. В частности, он указывает, что показанный способ дает возможность определить, на каком примерно удалении ночью слышны шум, образуемый при вбивании кольев и отрывке окопов, свистки и команды. Тем временем показчики первого направления занимают исходное положение для изучения следующего учебного вопроса (слышимость однородного звука на одном направлении, но на разных расстояниях). С этой целью каждый показчик в отдельности с карабином (винтовкой) располагается в 50, 75, 100, 150 и 200 м от того места, где выстроена рота. Как только руководитель подаст команду, все показчики заряжают и дозаряжают винтовки (карабины), а затем ломают сучья, производя треск. Потом показчики собираются вместе в 50 м от роты и одновременно заряжают свое оружие. То же самое проделывают они и на удалении 100, 150 и 200 м от места расположения роты.
Далее командир батальона приказывает показчикам расположиться на расстояниях 100, 200, 300, 400 и 500 м. По команде показчики один за другим, начиная со 100 м, дают по два коротких и по два продолжительных свистка. На расстояниях 100, 200 и 300 м, кроме того, они имитируют рытье окопов и, наконец, на всех рубежах один за другим подают условленные команды, скажем: «Подготовить ручные гранаты!»
Перед тем как приступить к изучению третьего учебного вопроса (слышимость разнородных звуков на одном направлении и одном расстоянии), руководитель кратко напоминает, какая цель преследовалась при изучении предыдущего учебного вопроса. Затем по приказанию руководителя показчик второго направления готовится к действиям на расстоянии 200 м. Доложив о готовности, он последовательно, по команде, заряжает винтовку, вбивает колья, роет окоп, издает продолжительный свист, подает условленную команду. Когда все это будет проделано, руководитель приказывает всем показчикам первого направления приготовиться к действиям на расстоянии 300 м. Выслушав их доклады о готовности, он подает команду: всем одновременно вбивать колья, заряжать винтовки, рыть траншеи, громко разговаривать и, наконец, построиться и двигаться строевым шагом к площадке для обучаемых.
Чтобы изучить четвертый учебный вопрос (слышимость разнородных звуков на разных направлениях и расстояниях), руководитель подает команду: показчику четвертого направления на расстоянии 100 м зарядить винтовку, показчику третьего направления на расстоянии 500 м подать свисток (два продолжительных и один короткий), показчику второго направления на расстоянии 200 м рыть окоп и трем показчикам первого направления на расстоянии.400 м забивать колья.
Если есть время, то после того, как показчики выполнят команды руководителя, он может повторить показанное, но уже в какой-либо другой комбинации. Затем руководитель делает заключение по пройденной теме, подчеркивая, в частности, какие навыки нужно было приобрести при изучении третьего и четвертого учебных вопросов.
Согласно плану показчики занимают исходные положения для проведения практической части занятия.

Читайте также:  Нужно ли солнце баклажан

Проведение практической части занятия

Командир батальона приказывает развести взводы по разным местам рабочей площадки. По прибытии на свое место каждый взвод разбивается на две части (группы), одну из которых возглавляет командир взвода, а другую — по его поручению — помкомвзвода.
Выслушав доклады командиров взводов о готовности продолжить занятия, руководитель подает сигнал «внимание», выбирает по приведенному выше графику действий показчиков какую-либо комбинацию звуков и подает команду (сигнал) о подготовке, а потом с помощью одного из трех рекомендованных нами способов — о начале действий показчиков. Руководитель каждой группы, командир взвода (помкомвзвода), поочередно вызывает солдат и ставит им задачу — определить направление и характер звука и расстояние до него. Полученный ответ записывают. Потом командир батальона подает команду (сигнал) для действий показчиков по другой комбинации (всего комбинаций, согласно графику, восемь), и еще 6 — 8 солдат решают новую задачу.
Таким образом на протяжении занятия будет проверено умение каждого обучаемого определять расстояния (от 100 до 500 м) до шести-восьми различных источников звука на четырех разных направлениях.
Под конец каждый командир взвода делает частный разбор проведенного занятия и дает солдатам индивидуальные оценки. В свою очередь командир батальона проводит короткий общий разбор и ставит оценку каждому взводу. Свой разбор он сопровождает демонстрацией звука (по какой-либо одной комбинации графика), указывает его направление, характер и объявляет расстояние до него.
Разумеется, умение определять расстояния до источников звука дается не сразу, и ограничиться проведением только одного практического занятия ни в коем случае нельзя. В течение лагерного периода необходимо провести несколько таких занятий на разнообразной местности и в различных условиях погоды и видимости (лунная ночь, рассвет, темная ночь), чтобы закрепить у солдат навыки в определении направления и характера источника звука, а также расстояния до него.

ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ ПО АЗИМУТУ НОЧЬЮ

В данной статье автор имеет целью поделиться опытом обучения движению по азимутам ночью. Методика, применяемая в нашем училище по этому виду занятий, дала хорошие результаты.
К занятиям по обучению движению по азимутам, особенно ночью, нужна тщательная подготовка не только руководителя, но и обучаемых. Каждый из обучаемых, например, должен точно определить и запомнить размер пары шагов. Делается это так. Мерной лентой или рулеткой отмеряется двухсотметровый отрезок расстояния. Обучаемые трижды проходят этот отрезок расстояния и определяют, какое среднее количество пар шагов укладывается в нем. Затем на это среднее количество делят цифру 200, и размер своего «парного» шага (счет под левую ногу) найден.
Руководитель, готовясь к проведению занятия, выходит на местность, намечает несколько маршрутов, проходит по ним и составляет схему каждого маршрута. Число намеченных маршрутов должно быть равно половине состава обучаемых. Таким образом, если обучаемые начнут движение с противоположных концов (один навстречу другому), то каждый обучаемый будет иметь свой «отдельный» маршрут. Протяженность каждого маршрута — 2-3 км, причем на этом расстоянии должно быть не менее 5-6 колен. Для облегчения контроля за движением обучаемых намечать маршруты следует с учетом, чтобы их начальные и конечные точки сходились недалеко одна от другой (примерно в радиусе 2м).
На каждый маршрут руководитель готовит данные для двух маршрутов, для чего он принимает конечную точку одного маршрута за начальную другого и изменяет прямые азимуты на обратные (на 180°). Эти данные записываются в виде дробей, числители которых показывают величину азимута колен в градусах, а знаменатели — длину этих колен в метрах. Ниже мы показываем форму записей данных для движения по азимутам в оба конца, подготовленных по схеме одного маршрута:

Маршрут № 1:
Исходная точка маршрута № 1 — памятник; конечная — западные ворота.

Маршрут № 2:
Исходная точка маршрута №2 — западные ворота; конечная — памятник.

Подготовив маршруты, руководитель обязан собрать нужное количество компасов и зарядить их. Лучше всего взять компасы системы Адрианова. При отсутствии солнечного света зарядку компасов можно производить при ярком свете электрической лампы.

Первая часть.
В назначенное время, с наступлением темноты, взвод по указанию руководителя входит в освещенное помещение. Здесь руководитель знакомит, обучаемых, каким путем при помощи компаса можно выдерживать ночью требуемое направление, и разъясняет, что передвижения по азимутам должны быть скрытными, с соблюдением звуковой и световой маскировки. Указав далее, что при движении в темноте точная установка указателя мушки компаса на нужный отсчет затруднительна, руководитель приступает к тренировке зрения курсантов. С этой целью он, выключив свет, приказывает курсантам отпустить у компасов тормоза стрелок и установить в темноте указатель мушки на 0°. Когда курсанты выполнят это, руководитель включает свет и проверяет точность установки мушки. Затем, применяя этот же метод, руководитель тренирует обучаемых в установке указателя мушки на отсчеты 90°, 180° и 270°.
Добившись от курсантов точной установки указателя на указанные отсчеты, руководитель переходит к объяснению правила нахождения в темноте отсчетов 45°, 135°, 225° и 315°. «Для нахождения отсчета 45°, — указывает руководитель, — дугу первой четверти между двумя светящимися точками надо разделить на глаз пополам; для нахождения отсчета 135° следует разделить пополам дугу второй четверти; для нахождения отсчета 225° делится пополам дуга третьей четверти; дуга четвертой четверти делится пополам для нахождения отсчета 315°». После такого пояснения руководитель выключает свет и приказывает обучаемым установить указатель мушки сначала на отсчет 45°, а потом и на отсчеты 135°, 225° и 315°, проверяя точность работы курсантов после нахождения каждого из этих отсчетов при включенном свете. В дальнейшем он тренирует обучаемых в установке указателя мушки па такие градусы, найти которые более трудно, например: 120°, 111°, 173°, 237° и т. д.
Убедившись, что обучаемые находят сравнительно точно и эти отсчеты, руководитель объясняет им, как следует производить запись данных для движения, чтобы они легко читались в темноте. Из объяснения руководителя обучаемые должны уяснить, что более легко различаются и читаются в темноте цифры высотой 1,5-2 см, написанные красным карандашом на белой бумаге или мелом на черной доске.

Вторая часть.
Подготовка и тренировка обучаемых в помещении заканчиваются на том, что руководитель вручает каждому обучаемому лист бумаги с написанными на нем данными для движения и предлагает перевести расстояния колеи маршрута (указанные на бумажке в метрах) в свои парные шаги; приказывает переписать данные маршрута красным карандашом большими буквами на лист белой бумаги.
При выполнении этой работы руководитель следит за правильностью производимых обучаемыми записей и исправляет их ошибки. Убедившись в том, что все записи данных сделаны правильно, руководитель создает простую тактическую обстановку, ставит обучаемых, скажем, в роль старшего дозорного в разведке на марше и приказывает выйти к своим начальным точкам, чтобы затем двигаться по заданным маршрутам.
Спустя некоторое время после выступления обучаемых по заданным им маршрутам руководитель переходит в район конечных точек маршрутов и ожидает прихода обучаемых. Здесь он опрашивает прибываемых, проверяет, в каких направлениях и около каких местных предметов они проходили, и объявляет каждому оценку.
Описанный нами метод проведения занятий несколько усложняет труд преподавателя, но обеспечивает высокую подготовку курсантов. Обученные таким методом курсанты хорошо усваивают порядок движения ночью по азимуту, хорошо ориентируются на местности и почти безошибочно выходят к намеченному для них пункту.

Источник

Adblock
detector