Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль
Примеры стихотворений
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Источник
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Источник
Анализ стихотворения «Бесы» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2020
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому! При упоминании о русской поэзии в мыслях автоматически всплывает именно это имя. Сказки, драматические, прозаические произведения, поэмы, романы, стихи– всего более 800 произведений было написано автором за его относительно короткую, но насыщенную жизнь. Александр Сергеевич – яркий центральный представитель русской поэзии Золотого века. Его считают родоначальником русского реализма в литературе. Очень многое можно сказать об этом удивительном человеке. Его имя можно найти в числе фаворитов многих поэтов, писателей последующих лет. Он – легенда! Им восхищались, восхищаются и, без сомнения, будут восхищаться Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение А. С. Пушкина «Бесы».
История создания
Со стихотворения «Бесы» начинается плодотворнейший период творческой деятельности Пушкина, именуемый Болдинской осенью.
6 мая 1830 года было объявлено о помолвке Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Именно в этот период поэт приступил к созданию произведения «Шалость» (в дальнейшем «Бесы»). Окончено же стихотворение было осенью (7 сентября) этого же года, в Болдино, куда поэт прибыл недавно, для решения некоторых имущественных вопросов.
Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года. Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.
Осень 1830 года подарила множество чудесных творений А. С. Пушкина. В это же время Александр Сергеевич закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин».
«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя Россия стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет.» (Д. С. Мережковский)
Жанр, направление, размер
По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.
Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.
Пушкина считают родоначальником реализма в литературе, но в произведениях раннего периода творчества поэта можно заметить черты романтизма. Стихотворение «Бесы» относится именно к романтизму, что могут подтвердить красочные описания природы в произведении, яркое противоборство человека и судьбы.
Размер произведения «Бесы» – четырёхстопный хорей. Такой размер называют размером русской частушки, но он совсем непростой. Произведения, написанные данным размером очень ритмичные, что не единожды доказано Александром Сергеевичем. В стихотворении «Бесы» использована перекрёстная рифмовка с чередующейся женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.
Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.
Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.
«Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.»
Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.
Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.
Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.
«Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно;».
Затем в произведение добавляются мистические краски.
В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.
Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.
Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.
Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным. Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.
Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.
«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава!…» (из личных писем А. С. Пушкина)
Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.
Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.
Ямщика можно сравнить с народом, который первым чувствует новые веянья, видит «бесов» и, соответственно, сообщает об этом лирическому герою.
То есть поэт «впитывает» основные события времени, понимает (или пытается понять) весь народ, чувствует его проблемы. Он является концентратом всей эпохи, современники которой проходят через сложности, сквозь «бесов».
Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».
Темы, проблемы, настроение
Стихотворение «Бесы» относится к философской лирике поэта. Отличием произведений данной тематики Пушкина от произведений других авторов является проверенность, опробованность, то есть автор пишет только о том, что пережил сам, передаёт те мысли и переживания, которые пропустил через себя. Александр Сергеевич часто затрагивает в своих произведениях извечные проблемы, размышляя о добре и зле, о сущности бытия, о предназначении человека.
Одно из важнейших мест в философской лирике поэта занимает тема свободы, которую в разных произведениях автор раскрывает по-разному. Стихотворение «Бесы» тоже затрагивает проблему свободы, к которой стремится весь народ, минуя обман и хитрости не желающих давать вольную господ.
Настроение произведения «Бесы» довольно мрачное, напряжённое. С первых строк читателю передаются волнение и тревога, которые завладевают лирическим героем.
Основная идея
Смысл стихотворения «Бесы» — показать дорогу, которую приходится преодолевать человеку, народу, всему миру стремясь к чему-то желанному, конкретному. Стихотворение «Бесы» – это ухабистый путь русского народа к свободе! Пушкин был против несправедливости, против кражи свободы у родного народа.
Последние строки произведения очень точно передают отношение автора к данной теме. Они отражают главную мысль стихотворения «Бесы».
«Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…»
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Бесы» перечислены ниже:
- Поэтом использован ассонанс. В повторяющихся четырёх строках преобладают гласные звуки «у», «ю», что создаёт впечатление завывания вьюги.
- Использована аллитерация в 6-м восьмистишии, а именно повторение звуков «з», «с», что создаёт эффект неприятного звона.
- Звукоподражание: «Колокольчик дин-дин-дин…».
- Эпитеты: «снег летучий», «чистом поле», «неведомые равнины», «одичалый конь», «малая искра», «чуткие кони», «мутная игра», «бесконечны, безобразны… бесы разны», «жалобно поют», «беспредельная вышина», «жалобный визг».
- Сравнение: «невидимкою луна», «сверкнул он искрой малой», «будто листья в ноябре».
- Метафоры: «мутно небо, ночь мутна», «вьюга злится, вьюга плачет», «надрывая сердце».
- Олицетворение: «мчатся тучи, вьются тучи», «вьюга слипает очи», «вьюга злится, вьюга плачет».
- Архаизм: очи.
- Лексический повтор: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно поневоле», «вьюга злится, вьюга плачет».
- На протяжении всего повествования используется такая стилистическая фигура, как инверсия.
Источник