Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль
Примеры стихотворений
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Источник
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Источник
Определите стихотворный размер у:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Может. Не. Не знаю 🙁
Когда говорят о Родине, могут подразумевать или всю страну, или конкретное место, где человек родился, то есть малую Родину. Моя Родина — Россия. Это огромная, великолепная страна. Однако когда я слышу слово «Родина», я вспоминаю и о своей малой Родине — городе Саратове. Я очень люблю свой родной город. Может быть, во времена Грибоедова мои родные места и могли назвать словом «глушь», но сейчас Саратов — современный город. Это культурный, экономический и образовательный центр Поволжья.
Город Саратов стоит на правом берегу Волгоградского водохранилища. В старом центре города много памятников архитектуры и просто красивых старых зданий. В Саратове есть театры, музеи, высшие учебные заведения. Кроме того, там много и промышленных предприятий. Мой родной город — очень современный, но с богатой историей. Я горжусь своей малой Родиной!
А еще Саратов — это огромная часть моей жизни. Здесь я родился, здесь прошло мое раннее детство. По этим улицам я гулял, ходил в детский сад и школу. Я видел, как постоянно меняется мой родной город. Что-то строится, что-то исчезает, заменяясь новым. В этом любой город похож на живой организм. Я помню свою малую Родину такой, какой она была раньше, вижу, как она меняется сейчас. У меня много фотографий старого Саратова — я их коллекционирую. Я люблю разглядывать их и представлять себе, как выглядели знакомые мне улицы старого города сто или двести лет назад. Я очень люблю свой родной город. Куда бы я ни уехал потом, я сохраню память о своей малой Родине навсегда.
Источник
Мастерская «Стихотворные размеры»
Разделы: Литература
Девиз урока в условиях мастерской:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс)
Задание 1 (индуктор)
Предлагаю посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
Задание 2 (самоконструкция)
Какие ассоциации возникают со словом «размер». Где еще мы встречались со словом «размер»?
Задание 3 (социоконструкция)
Предлагаю строки из стихотворения с 2-х стопными (сложными) и 3-х стопными размерами. Они обозначены разными цветами (желтым, розовым).
Вопрос: Есть ли разница в звучании отрывков стихотворений?
Работа в парах Обсуждаем. Слушаем. Дополняем.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин «Бесы»)
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)
Задание 4 (социоконструкция)
Предлагаю каждой группе примеры стихотворений разных авторов. Надо создать схемы этих стихотворений пользуясь обозначениями «-» безударный слог, «-‘» ударный слог.
Индивидуальная работа. Работа в группах. Обсуждение.
Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой,
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский «Лесной царь»)
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
(А.А. Сурков «Песня смелых»)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин «К***»)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
(А. Блок «Ворона»)
Задание 5 (афиширование)
Предлагаю вывесить на доску полученные схемы.
Жуковский «Лесной царь» — амфибрахий.
Пушкин «Зимняя дорога» — хорей.
Сурков «Песня смелых» — дактиль.
Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье. ») – ямб.
Блок «Ворона» — анапест.
Задание 6 (разрыв)
Задаю вопрос: А знаете ли вы, что каждая схема соответствует определенному стихотворному размеру?
Найдите в учебнике определения данных размеров. Пропишите схемы.
Работа в группах Уточняем. Дополняем.
Задание 7 (разрыв)
Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.
Индивидуальная работа. (Готовые детские работы представлены в Приложении.)
Задание 8 (рефлексия)
1. Что не знал — узнал?
2. Что было трудно (легко)?
3. Что (не) понравилось?
Источник
Определите стихотворные размеры, записав при одному предложению из каждого стихотворения! ПЖ
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.
Що він був винахідником
Без труда чести не получишь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Бесчестье в бороду не упрячешь.
Бесчестье хуже смерти.
Блюди одежду снову, а честь смолоду.
Без стыда лица не износишь.
Бесстыжих глаз и дым неймет.
В ком стыд, в том и совесть.
Волосом сед, а совести нет.
Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука.
Источник