Меню

Определите стихотворный размер отрывка стихотворения бальмонта серп луны молодой

ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР ПРИВЕДЕННОГО ОТРЫВКА ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К.БАЛЬМОНТА “Новолуние“
Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине,
Ярко видится мне.

СЕрп лунЫ молодОй
ВмЕсте с пЫшной звездОй,
В голубОй вышинЕ,
Ярко вИдится мнЕ.

Трехстопный хорей, хотя в каждой строчке каждая стопа — ямб
‘- — ‘- — — ‘-
‘- — ‘- — -‘-

Тем что»семья кандидатов», приехавших погостить в деревню — милые, интеллигентные и довольно образованные люди, ..но они совершенно НЕ УМЕЮТ вести дискуссий с определённой категорией людей — в данном случае с неглупым колхозником с хорошей памятью, нахватавшимся умных слов. А это непростительно, такие споры НАДО уметь вести и легко выигрывать. Иначе можно оказаться в глупом положении, когда любой хамоватый человек с неглубокими познаниями (типа Глеба) может запросто «срезать».

смысла жизни, 25 августа 1812 года едет из Можайска в штаб

«попроситься в сражение».

множество настоящих и

участников боев с французами.

обозы с ранеными,

поражает Пьера, заставляет

вглядеться в его участников.

солдат. Несколько раз на протяжении эпизода

смотрели с удивлением «на белую шляпу и зеленый фрак Пьера».

кажется, очень важна. Он говорит не только о

выказывает в нем постороннего человека. Она говорит не только

неуклюжий добряк Безухов по своей природе противоположен войне, насилию. Но писатель подчеркивает, что Пьер пока еще чужд этой

целью – победить. Безухов пока не осознает, не чувствует этой цели для

именно поэтому он

чужой. Важно, что и встретившийся герою доктор

желание князя воевать,

народом в трудную минуту. По мнению врача,

необоснованный риск. Тем не менее, герой внимательно наблюдает за всем увиденным и пытается ответить на те вопросы, что так его волнуют. Пьера поражает контраст между ранеными солдатами и теми, кто еще не участвовал в боях. Если обозы с раненными грустны,

телеги с ранеными,

лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно»),

веселы и полны жизни. Этот контраст света и тени, жизни и смерти поражает Безухова. Герой с ужасом осознает,

многие из «свеженьких»

сказал герою доктор, «на сто тысяч войска малым числом двадцать

считать надо…»). Однако никто из солдат не думает о смерти. Почему? Это не позволяет

жизнерадостность или что-то другое? Ответ на этот вопрос приходит к Пьеру,

крестами на шапках

которые весело и проворно работали на краю кургана. Казалось бы, ничто в их виде не могло

осознавали, что их ждет впереди, они пока «забавлялись» своим

положением. Однако их вид позволил Пьеру понять, что значили слова одного раненого солдата, сказавшего ему, что в этом сражении,

навалиться хотят». Безухов понял, что весь народ объединен этой войной, предстоящей битвой. Сейчас у всех, таких разных, появилась одна жизненная

настоящей минуты». Таким образом, данный

готовит нас к восприятию

сражения как кульминации войны 1812 года и

начинается сближение Пьера с народом, его

третьих, 20-ая глава

вредоносности любой войны, несущей с собой смерть и уничтожение.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей — Троекуровых и Дубровских.

Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина.

Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому.

Читайте также:  Луна обои для андроида

Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте.

Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер.

Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова.

Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете.

Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные.

Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца.

Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником» .

Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно.

Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой» , когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова.

Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником».

Источник

Олимпиадные задания по литературе для студентов 2 курса

Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса

I. Олимпиадные задания на знание теории литературы

1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой
В голубой вышине
Ярко видится мне.

2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».

Ответ: Прототип — (от греч. prototypon — прообраз) — реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А. Некрасова), в других — отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).

Читайте также:  Человечество до появления луны

4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?

Ответ: Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.

5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.

Ответ: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?

Ответ: Гроза — символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.

7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Ответ: День хрустальный — значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.

Бодрый серп —
олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.

Паутины тонкий волос —
скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора — одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.

Праздная борозда — полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).

Льется чистая и теплая лазурь — замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой — холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.

9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа:
1) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
2) Синь то дремлет, то вздыхает.
3) Как сережки зазвенит девичий смех.
4) В водах ложных звенящая борозда.

Ответ: 1) Олицетворение. 2) Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет.

10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.

— один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий»
— М.Ю. Лермонтова
— вместо лодки
— парус);
единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил»
— «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит».
— А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу»
— А.С. Пушкин, «Медный всадник»);
целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат»
— С. Орлов).
Ответ:
Синекдоха.

Читайте также:  Футболка sad happy с луной

11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.

Ответ: «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.

II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.

1. Анализ эпизода.

Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.

Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:
— Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?
Она кивнула в знак согласия головой.
— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?
В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек. ей стало так больно, так жаль его.
— Ты его не оставишь, не бросишь? — говорила она.
— Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет.
Она поцеловала мужа.
— В Петербург ты возьмешь меня к нему?
Он нерешительно молчал.

2. Анализ стихотворения.

Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное. ». Дайте свое толкование произведения.

Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясъ,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Источник

Adblock
detector