§ 26. Словосочетание (окончание)
133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. • Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Слыш..тся издалека, т..ржественный марш, праз(?)ничный с..лют, рап..рт дежурного, приветствовать г..стей, обращаться к героям, сер(?)ёзно готовиться, помощ(?) взрослым, школьная олимпиада, прибл..жаться к цел.. .
134. I. Замените словосочетания словосочетаниями
Запишите их. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Образец.
Лучи солнца, опушка леса, жители города, собрание класса, библиотека школы.
II. Произведите обратную замену.
Лесные обитатели, сельский житель, водяная струя, книжная обложка.
135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний
С русским языком 3 можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского 2 гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.
Летит коршун.
Он увидел.
Выбежала птичница.
Раздаётся выстрел.
Хищный коршун.
Увидел цыплят.
Громко кричит.
Хватает ружьё.