Меню

Опустела без тебя солнце

Опустела без тебя солнце

«Нежность» («Опустела без тебя земля»)

Эпоха покорения космоса нашла чёткое отражение в культуре и общественной жизни СССР: каждый советский школьник в своё время мечтал стать космонавтом или лётчиком-испытателем, люди в запой зачитывались научно-фантастической литературой, а День космонавтики стал всенародно почитаемым праздником. Не обошла сия тенденция стороной и музыку, но если молодёжь в числе «космических» песен былых времён назовёт разве что «Землян» с их « Травой у дома », то более старшее поколение неизбежно вспомнит «Нежность». Давайте узнаем, как создавалось это произведение и почему оно стало любимым у советских лётчиков-космонавтов.

Историю создания песни «Нежность» («Опустела без тебя земля»), а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Строчки, которые впоследствии запел весь союз, написали два советских поэта – Сергей Гребенников и Николай Добронравов. По воспоминаниям авторов, «музыкальный импульс» будущему шлягеру дали именно слова «опустела без тебя земля», а остальной текст писался уже на готовую мелодию.

Популярность песни среди космонавтов объяснить легко: у авторов было множество друзей среди лётчиков-испытателей. Близкая для поэтов и композитора Александры Пахмутовой тема отразилась в произведении с изящным и меланхоличным романтизмом, который просто не мог оставить равнодушным никого, кто хотя бы раз покорял небо.

Первой исполнительницей песни стала советская эстрадная певица Майя Кристалинская, но дебют у композиции вышел не слишком удачным. Выступая в 1965 году в Доме союзов, артистка исполнила несколько песен, среди которых была и «Нежность». После финальных нот аккомпанемента оркестра Юрия Силантьева в зале повисла тишина, нарушаемая лишь шагами удаляющейся со сцены Кристалинской. Публика поскупилась на овации.

Николай Добронравов во время выступления Кристалинской присутствовал в зале. В антракте к нему подошёл хороший друг и композитор Аркадий Островский и раскритиковал текст песни за упоминание знаменитого лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Впрочем, это было лишь предвестием шквала критики, что обрушился на произведение позже.

Кануть в лету композиции не дала сама Кристалинская. По словам Александры Пахмутовой, после неудачного дебюта певица стала исполнять «Нежность» буквально на каждом своём концерте и в конце концов это дало результат: однажды Майя Владимировна позвонила Пахмутовой и сказала, что публика после этой песни больше не отпускает её со сцены.

Огромную роль в продвижении шлягера в массы сыграла и мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». «Нежность» стала заглавной темой картины, получившей впоследствии первую премию аргентинского кинофестиваля в Мар-дель-Плата и награду от Всесоюзного кинофестиваля в Минске.

Полюбившийся всей стране хит впоследствии включили в свой репертуар многие звёзды советской и российской эстрады, начиная с Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцители и Людмилы Зыкиной, и заканчивая более современными артистами (Нюша, Диана Арбенина). Мнения поклонников насчёт того, в чьём исполнении песня звучит красивее, сильно разнятся, но сама Александра Пахмутова отмечала, что лучше всего попадает в настроение песни Тамара Гвердцители. «Это её песня, Тамара поёт её постоянно и она – лучшая исполнительница» – сказала в одном из интервью композитор.

Интересные факты:

  • Режиссёру Татьяне Лиозновой советские меломаны обязаны ещё как минимум одним шлягером – именно в её фильме «Карнавал» впервые прозвучала композиция « Позвони мне, позвони ».
  • «Нежность» была одной из любимых песен космонавта Юрия Гагарина и знаменитого лётчика-испытателя Владимира Комарова – первого человека, погибшего во время полёта в космос.
  • Поэта Николая Добронравова прямо в ходе записи песни пытались убедить переделать её текст и заменить в нём фамилию Экзюпери на другую, любого советского лётчика-испытателя. К счастью, автор настоял на своём и убедил «советчиков», что в контексте произведения важен не сам лётчик, а творческая личность, поэт или прозаик, смотрящий на Землю из кабины пилота.
  • «Нежность» в период до перестройки была очень популярна в Германии и других странах Европы.
  • Существует версия песни, исполняемая от лица мужчины. Текст её написан Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в 1966 году.

Содержание и текст песни «Нежность» («Опустела без тебя земля»)

На первый взгляд романтичная композиция о лётчике, покоряющем небесные просторы, начинает звучать как реквием, стоит лишь немного задуматься над её толкованием. Мир меркнет для героини песни, разлучённой со своим избранником, городская суета кажется ей пустой и бессмысленной, а любовь её затерялась где-то на необъятном небосводе, и лишь звёзды способны её узреть.

Глубокое, мягкое, невероятно грустное и в то же время красивое произведение не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз ощущал боль утраты. «Нежность» останется в памяти многих поколений так же, как остаются в памяти людей имена первых героев, отдавших свои жизни на пути к одной из величайших целей человечества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Нежность» («Опустела без тебя земля»)

Источник

Текст песни Анна Герман – Нежность (Опустела без тебя Земля)

(Анна Герман):
Опустела без тебя Земля.
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то все спешат такси.
Только пусто на Земле одной без тебя,
А ты, ты летишь,
И тебе дарят звезды
Свою нежность.

(Анна Герман):
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах.
И придумать не могла Земля,
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звезды ему отдавали
Свою нежность.

(Анна Герман):
Опустела без тебя Земля.
Если можешь, прилетай скорей!

Читайте также:  Презентация общее строение солнца

Понравился текст песни?
Оставьте комментарий ниже

Автор музыки:
Александра Николаевна Пахмутова — советский и российский композитор, автор более 400 песен. Секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1968—1991 гг. и Союза композиторов России в 1973—1995 гг. Герой Социалистического Труда.

Авторы текста песни:
Сергей Тимофеевич Гребенников — русский советский поэт-песенник, кино- и театральный актёр. Окончил Московское городское театральное училище.
Николай Николаевич Добронравов — советский и российский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР.

В фильме песню исполняет:
Татьяна Васильевна Доронина — советская российская актриса театра и кино, театральный режиссёр. Художественный руководитель Московского Художественного академического театра им. М. Горького с 1987 года. Народная артистка СССР.

Источник

Опустела без тебя солнце

В истории самого популярного лирического хита Пахмутовой и Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе».

Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот…

Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».

Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…

Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…

Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…

Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…

А. Пахмутова:

«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».

Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская.

Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков. Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае . Фото: Yaroslav Blanter, ru.wikipedia.org

Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.

Н. Добронравов:

«…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“».

Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив:

«Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».

Интересно, что личность Экзюпери позже вдохновит Добронравова на ещё один хит — «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звёздная страна?») — правда, на этот раз написанный на музыку Микаэла Таривердиева. Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).

Т. Лиознова:

«Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».

В. Шалевич, актёр:

«В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».

Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест:

Читайте также:  Город озаренный солнцем представлял собой удивительное сочетание красок

«Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»

Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».

Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.

А. Пахмутова:

«И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“…

В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».

После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз. Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.

«Нежность» осталась самой востребованной песней Пахмутовой и в постсоветское время. В «Старых песнях о главном — 2» её блестяще исполнила Татьяна Буланова.

Однако сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.

Существуют и непривычные версии этой песни — например, от панк-группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, где солистка играет на… электрической домре.

Кроме того, именно «Нежность» стала поводом для плодотворного сотрудничества Александры Пахмутовой с Франсисом Гойей. Французский гитарист случайно услышал песню и попросил Пахмутову прислать ему ноты. В результате на свет появился целый альбом, сплошь состоящий из инструментальных обработок песен Александры Николаевны, сделанных с большим вкусом и изобретательностью.

Из других зарубежных исполнителей, исполнявших «Нежность», можно упомянуть французскую певицу Фриду Боккара, кубинскую певицу Лурдес Гиль… А не так уж давно англоязычную версию «Tenderness» спел Марк Алмонд.

Кстати, не все знают, что Добронравов написал и второй вариант песни — «Твоя нежность» — на ту же музыку, но с другим — «зеркальным» — текстом, где уже космонавт обращается из космоса к оставшейся на Земле любимой. Первым эту версию исполнил Юрий Гуляев.

Век двадцатый — век больших разлук…

И тебе сейчас трудней, чем мне, —

Ждать труднее, чем идти на риск…

Между нами миллиарды звёзд,

Между нами радиаций яростный дождь,

С далёкой земли

Может, надо улететь, чтоб знать,

Сколько в мире алых солнц и лун,

Может, надо улететь, чтоб знать,

Как беспомощно мала земля, —

Но огромна лишь одна земная любовь…

И здесь, во Вселенной,

Я лечу, и на меня глядят

Воспалённые зрачки планет;

Слышу ласковое пенье звёзд, —

Светел голос неземных светил…

Только в мире нет любви

И здесь, во Вселенной,

А тебе ещё осталось ждать

Ровно столько, сколько мне летать…

Автор статьи: Сергей Курий

Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..

Немка ещё одна очень хорошо исполнила в 60-х , на немецком. На Завалинке , где-то в Архиве КПЗ была запись

Ирина, как долго Вас не было. Рада возвращению))
Спасибо за интересный пост Да и песня замечательная

Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..

Немка ещё одна очень хорошо исполнила в 60-х , на немецком. На Завалинке , где-то в Архиве КПЗ была запись

Михаил, на немецком- ⁣bitte

Рада видеть

Бахчиванджи — культовый летчик-испытатель, а не какой-то. Но песня не о летчиках, хотя она понравилась им. Это нежность земной женщины, которую звали Майей Кристалинской. Майя записала ее в декабре 1965 года и оставила эту запись нам как завещание. Запись студийная с оркестром п/у Вадима Гамалия. ⁣

Больше она не записывала, хотя исполняла в живую. Но эти исполнения и исполнения других певиц уже копии. Они могут очень нравится, но это не нежность Майи, которую она выразила в первом исполнении.

В самом голосе Кристалинской заключено что-то волнующее, даже загадочное. В ее исполнении «Нежность» Пахмутовой на стихи Добронравова остается неразгаданной загадкой. В золотом фонде советской песни «Нежность», спетая Кристалинской, стоит рядом с «Журавлями» Бернеса, «Тремя вальсами» Шульженко. Все критики, которые писали о «Нежности», отмечали, что это вершина искусства Кристалинской и вообще шедевр песенного исполнительского творчества. Писать о том, как Кристалинская поет «Нежность», очень трудно — не все исчерпаешь определениями. Конечно, можно отметить счастливое совпадение характера песни с личностью исполнительницы. Это много значит, но еще не все. Конечно, можно отметить, что музыка и слова обладают высокими художественными достоинствами. Это тоже много значит, но тоже не все. В чем же сила воздействия этой песни, спетой Кристалинской так, что в ней воплотился целый мир переживаний и мыслей? Может, в том, что Кристалинская, как и авторы песни, — представители поколения, задетого войной? Они сами не воевали, не вышли годами. Но именно Великая Отечественная война определила ценности их жизни.

Читайте также:  Астрономия как расположены планеты от солнца

«Нежность» воплощает те чувства, которые рождаются не в контакте с бытом, а в самой системе человеческого бытия. Конечно, можно определить жанр «Нежности» как соединение гражданской лирики с интимной. Но это не исчерпывает всего, что в ней заложено. Она объемнее. За ней стоит этическая версия жизни целого поколения.

Кристалинская поет песню с огромным драматизмом. ⁣Слов в песне мало, но как много заключено в них! Здесь все в подтексте и в музыке, торжественной, тревожной, лирической, и в исполнительнице, которая сумела и подтекст, и музыку почувствовать и передать. Да, трудно писать, как поет Кристалинская «Нежность». Все строго, сдержанно, все освещено внутренним светом. Начинает певица задумчиво и даже отрешенно, а на словах «и куда-то все спешат такси. » входит в песню интонация неизбывной любви и нежности, которая потом, когда она поет об Экзюпери, перерастает в драматическую напряженность. Слова «и придумать не могла земля, как прожить ей без него. » она поет так, что за ними встает трагедия целого поколения.

⁣»Певцы советской эстрады». — М.: «Искусство», 1977. С. 112-120.

Ирочка,спасибо . Пост замечательный.

Спасибо, Ира! Такой замечательный пост, да ещё накануне дня рождения Александры Николаевны.
Спасибо.

Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..

Немка ещё одна очень хорошо исполнила в 60-х , на немецком. На Завалинке , где-то в Архиве КПЗ была запись

Михаил, и Вам спасибо за внимание! Всегда с интересом читаю Ваши комментарии!

Вероника, я тоже рада вернуться !

Спасибо большое за внимание и комментарий!

Бахчиванджи — культовый летчик-испытатель, а не какой-то. Но песня не о летчиках, хотя она понравилась им. Это нежность земной женщины, которую звали Майей Кристалинской. Майя записала ее в декабре 1965 года и оставила эту запись нам как завещание. Запись студийная с оркестром п/у Вадима Гамалия. ⁣

Больше она не записывала, хотя исполняла в живую. Но эти исполнения и исполнения других певиц уже копии. Они могут очень нравится, но это не нежность Майи, которую она выразила в первом исполнении.

В самом голосе Кристалинской заключено что-то волнующее, даже загадочное. В ее исполнении «Нежность» Пахмутовой на стихи Добронравова остается неразгаданной загадкой. В золотом фонде советской песни «Нежность», спетая Кристалинской, стоит рядом с «Журавлями» Бернеса, «Тремя вальсами» Шульженко. Все критики, которые писали о «Нежности», отмечали, что это вершина искусства Кристалинской и вообще шедевр песенного исполнительского творчества. Писать о том, как Кристалинская поет «Нежность», очень трудно — не все исчерпаешь определениями. Конечно, можно отметить счастливое совпадение характера песни с личностью исполнительницы. Это много значит, но еще не все. Конечно, можно отметить, что музыка и слова обладают высокими художественными достоинствами. Это тоже много значит, но тоже не все. В чем же сила воздействия этой песни, спетой Кристалинской так, что в ней воплотился целый мир переживаний и мыслей? Может, в том, что Кристалинская, как и авторы песни, — представители поколения, задетого войной? Они сами не воевали, не вышли годами. Но именно Великая Отечественная война определила ценности их жизни.

«Нежность» воплощает те чувства, которые рождаются не в контакте с бытом, а в самой системе человеческого бытия. Конечно, можно определить жанр «Нежности» как соединение гражданской лирики с интимной. Но это не исчерпывает всего, что в ней заложено. Она объемнее. За ней стоит этическая версия жизни целого поколения.

Кристалинская поет песню с огромным драматизмом. ⁣Слов в песне мало, но как много заключено в них! Здесь все в подтексте и в музыке, торжественной, тревожной, лирической, и в исполнительнице, которая сумела и подтекст, и музыку почувствовать и передать. Да, трудно писать, как поет Кристалинская «Нежность». Все строго, сдержанно, все освещено внутренним светом. Начинает певица задумчиво и даже отрешенно, а на словах «и куда-то все спешат такси. » входит в песню интонация неизбывной любви и нежности, которая потом, когда она поет об Экзюпери, перерастает в драматическую напряженность. Слова «и придумать не могла земля, как прожить ей без него. » она поет так, что за ними встает трагедия целого поколения.

⁣»Певцы советской эстрады». — М.: «Искусство», 1977. С. 112-120.

Валерий, спасибо большое за статью!

Источник

Adblock
detector