Меню

Опыт как земля вращается вокруг солнца

ОПЫТ РАБОТЫ
статья на тему

Цикл занятий по формированию у дошкольников первичных

представлений о звездах и планетах

Скачать:

Вложение Размер
dokument2_o_planetakh.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

«Цикл занятий по формированию у дошкольников первичных

представлений о звездах и планетах».

Уже в три — четыре года малыши начинают мучить вопросами о звездах и планетах: « А почему на Солнце больно смотреть?

А почему Солнце мы видим днем, а Луну ночью?

А сколько в небе звезд?

А почему Луна не падает на Землю?»

На эти вопросы нужно ответить. В этом помогут наши беседы и

демонстрационные плакаты. К беседам детей нужно подготовить, понаблюдав с ними за звездным небом. В ясный звездный вечер обратите внимание детей на бесконечное множество звезд в темном

небе, покажите Луну, Млечный путь, Большую Медведицу, Полярную звезду. Дети будут слушать ваши объяснения и запомнят . Если есть возможность посетите с ребенком Планетарий.

Для проведения бесед дома или в детском саду вам понадобиться глобус. Приготовьте альбом для рисования, цветные карандаши или

фломастеры, несколько мячей разного размера.

Каждая беседа содержит вопросы. Не торопитесь отвечать на них сами. Послушайте ответы детей , а потом обобщите их.

В детском саду беседы проводятся в старшей и подготовительной группах во время познавательно — исследовательской деятельности

или в развитии кругозора, в свободное время во второй половине дня

или во время вечерних прогулок, особенно в зимнее время, когда рано

темнеет. Они смогут сформировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, Солнечной системе, планетах и звездах.

Беседа. Земля и Луна.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в Космос,

где много небесных тел: планет, звезд, спутников.

Во время путешествия вы узнаете много интересного о них.

Посмотрите на Глобус — маленькая копия планеты, на которой мы

живем и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля

тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в Космосе под силой собственной тяжести.

Посмотрите на картину ( изображение Земли в космосе).

Видите, какая красивая наша Земля?

Космонавты, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар.

А почему она кажется голубой?

Видите, как много воды покрывает ее поверхность.

Это моря, океаны. Рассмотрите на глобусе и на картине.

А что мы видим на поверхности Земли?

Это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. А еще Земля кажется живой и доброй с улыбающимся лицом. Для всех живущих на ней людей Земля — как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Да, Земля кажется живой, но вообще — то все планеты и их спутники — холодные в отличие от звезд, раскаленных шаров.

И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце.

Мы наблюдали с вами за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом же деле это Земля

движется вокруг Солнца.

Возьмите альбомный лист и желтый карандаш рисуйте в центре листа большой круг и закрасьте его. Это Солнце. Теперь возьмите

голубой карандаш и нарисуйте в стороне от Солнца маленький кружок.

Закрасьте его. Это Земля. А теперь я нарисую красным карандашом

линию, по которой наша Земля вращается вокруг раскаленного светила.

Это путь Земля проходит ровно год. Именно за это время на смену зиме

приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.

Но кроме того, что Земля вращается вокруг своей оси. Посмотрите,

видите, как вращается глобус?

Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за один сутки

совершит она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, и снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, — день, а на другой ее стороне — ночь.

У Земли есть спутник — Луна — быстро движется вокруг Земли.

Мы наблюдали с вами за Луной и видели, какой она бывает разной.

То она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара,

то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы говорили

с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется

светящейся. И мы видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только часть.

На Луне в отличие от Земли нет ни воды, ни лесов, а вот горы

и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется

  1. Как называется наша планета?
  2. Какую форму она имеет?
  3. Есть ли у нее спутник?

4. Как называется спутник Земли?

5. Если ли на Луне вода?

6. Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Солнца?

7. Сколько времени Земля совершает оборот вокруг Солнца?

8. Сколько времени нужно Земле для того, чтобы совершить оборот

вокруг своей оси?

  1. Почему светятся звезды?
  2. Светятся ли звезды?

Как Земля вращается вокруг Солнца.

Предложите ребенку взять маленький резиновый мяч.

Сами возьмите в руки большой резиновый мяч. Объясните,

что вы — Солнце, а он — Земля. На полу обозначьте

веревкой или шнуром траекторию движения Земли вокруг Солнца.

Предложите ребенку медленно обходить вас по краю одновременно совершая оборот вокруг себя. Так вы легко покажите малышу, Земля вращается вокруг Солнца.

Можно провести этот же опыт с двумя мячами, просто расположив на полу и катая маленький мяч вокруг большого и одновременно вокруг своей оси по заранее намеченной траектории.

Почему Луна такая разная

Для этого опыта вам потребуется настольная лампа и два мяча.

Поставить включенную лампу на пол. траекторию движения мяча — Земля. Объясните ребенку, что лампа — Солнце,

средний мяч — Земля, маленький мячик — Луна. Пусть ребенок медленно катит мяч — Землю по намеченной траектории, а вы вращаете маленький мячик вокруг мяча — Земля.

Обратите внимание ребенка на то что, оказавшись за средним мячом, маленький мячик не освещается лампой. Так происходит и с

Луной. Если Луна закрыта от Солнца Землей она становится невидимой для нас, потому что Солнце ее не освещает. Как только

она появляется из – за Земли и Солнце начинает освещать ее часть,

мы видим светящийся рогатый месяц. Покажите это в опыте с мячами и лампой. За тем из-за Земли появляется половинка Луны, мы видим в небе светящийся полукруг. Вновь проделайте это в опыте с мячами. И наконец, вся Луна появляется из-за Земли.

Выкатите маленький мячик из-за среднего. Теперь вся Луна освещена Солнцем. Люди видят в небе светящийся шар. Этот опыт

поможет вам показать ребенку почему мы видим разную Луну

Источник

Конспект занятия в подготовительной группе «Вращение Земли вокруг Солнца» 2019г.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект ООД.

«Вращения Земли вокруг Солнца».

Цель: Формировать представление о смене дня и ночи, о смене времен года.

Задачи:

Познакомить детей с планетой Земля и звездой Солнце.

Воспитывать желание обогащать кругозор.

Формировать бережное отношение к планете Земля.

Материалы: карта с графической моделью солнечной системы,

Глобус, пластилиновый человечек, настольная лампа.

ХОД ООД:

— Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Но сначала нужно отгадать загадку:

Мы все обязаны ему, оно дарует жизнь всему!

На букву «С» оно зовется, Вы догадались это …(Солнце).

-Ребята, а что такое солнце? (Это огромная звезда, раскаленный газовый шар).

Температура на поверхности солнца-6000 градусов, а внутри солнца-15млн. градусов. Еще солнце – это большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нашей планеты Земля. Что нам дает солнце? (Солнце дает нам тепло и свет) А без тепла и света возможна жизнь на Земле? (Дети отвечают: мы бы замерзли, а еще плохо бы себя чувствовали т.к. без света нельзя быть здоровым).

— А что было бы, если не было Солнца?

-Дети: если бы не было солнца, то на Земле всегда была бы ночь.

Не росли бы деревья, не пели птицы, потому что они не могут расти без света. Без света и солнца было бы всем плохо.

— А Солнца на небе бывает всегда?

-Дети: нет, только днем.

— Как это выяснить?

-Ребята, я прочитала интересную книгу, и мы из нее сделаем опыт и узнаем «Куда уходит солнце».

-Послушайте стихотворение: В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете,

День летит, и ночь летит, И на землю вниз глядит.

-Вы поняли, что разглядывает космонавт, нашу любимую планету Земля. А что мы знаем про нашу планету?

Наша планета – это огромный шар. Для того чтобы представить себе форму и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты — глобус.

Если внимательно посмотреть на него, то мы увидим, что преобладают какие цвета? (голубой и коричневый) Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

2 часть:

Ребята ,задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом опять приходит день?( Солнце утром встает, а вечером садится)

-Правильно, так мы видим находясь в одном месте Земли.

-А на самом деле т.к. наша планета находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате чего на Земле сменяются части суток и времена года. — Как это можно проверить?

-Возьмем глобус и настольную лампу, к глобусу прикреплен флажок, там где находится Москва. Зажигаем лампу — это Солнце. Солнце светит на флажок-это день. Вращаем глобус вокруг своей оси. Видим, что флажок удаляется от «Солнца» и становится менее освещенной, а затем вообще исчезает и оказывается на противоположной стороне от Солнца , значит у нас наступила ночь. Как происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Теперь мы поставим пластилинового человечка на тоже место и проследим, когда наступит в городе день , а когда ночь. Узнаем когда человечку надо ложится спать , а когда просыпаться.

— А если человечек переедет в другой город например Торонто, может там не происходит смены дня и ночи?

-Смотрим на глобусе где Москва и где Торонто.

— Когда в Москве день, в Торонто ночь, и наоборот. Понаблюдаем за вращением глобуса.

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночь. Это происходит потому что. Планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной.

Физкультминутка: Мы цепочкой друг за другом, взявшись за руки пойдем.

Повернувшись внутрь круга, медленно кольцо замкнем, Вот колечко , то есть круг, наши руки, приподнявшись, лучиками стали вдруг. Мы сомкнулись, повернулись. Раз! И солнцем обернулись. Чтоб нас лучше разглядели, раз-присели, два – присели. Вдаль сейчас ракета мчится, прямо к звездной тишине, И звездою обратившись, ярко свети в темноте.

3 часть:

— А еще Земля, как и все планеты солнечной системы вращается вокруг Солнца. Полный круг делает за 365 дней, то есть за один год. И за это время сменяются все времена года (зима, весна, лето и осень).

Даю вам такое задание: Когда вы сегодня пойдете домой, обратите внимание, если Солнце зашло, у нас наступает ночь, а у детей в Торонто утро. И наоборот ,когда завтра наступит утро , в Торонто будет ночь.

— Сегодня мы с вами узнали много нового о Земле и о Солнце , об их взаимодействиях с друг другом, о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси ,что благодаря этому происходит смена дня и ночи и смена времен года. И пока Солнце греет Землю мы живем на нашей планете.

Источник

Как вращается Земля

Наша планета всегда в движении. Вращение Земли происходит одновременно вокруг центральной точки Солнечной системы и вокруг своей оси.

Земная ось и ее наклон

Под земной осью понимают условную прямую, проходящую через центр и оба географических полюса планеты.

Она не вертикальна — наклонена под углом 66°33´, и это объясняет смену времен года:

  • при положении Солнце на 23°27´ с. ш. (над Северным тропиком) северное полушарие получает максимум тепла и света, в этот период здесь начинается лето;
  • через полгода Солнце поднимается уже над другим тропиком — Южным, находящимся на 23°27´ ю. ш., теперь больше света и тепла получает южное полушарие, а в северном начинается зима.

Если бы земная ось располагалась всегда вертикально, явления сезонности планета не знала бы: на освещенной Солнцем половине все точки получали бы одинаковый объем тепла и света.

На угол наклона оси не влияет никакой внешний или внутренний фактор, включая притяжение Солнца, луны или других планет, но сама ось совершает прецессию — перемещение по круговой конической траектории.

Сегодня географический Северный полюс Земли смотрит на Полярную звезду, но уже через 12 тыс. лет ось развернется в противоположную сторону.

Полюс будет направлен на звезду Вега в созвездии Лиры. Через 25,8 тыс. лет он снова вернется к Полярной звезде.

Кроме того, земная ось немного дрейфует в области полюсов из-за того, что Земля вертится, немного колеблясь, двигаясь на восток или на запад со скоростью до 10-15 см/год, объясняется это климатическими изменениями, происходящим до 45° с. ш. и ю .ш.: таянием льдов Антарктиды и Гренландии, потерями воды в Евразии, излишне засушливыми или влажными годами в Австралии.

Вращение Земли вокруг своей оси

Один такой оборот Земли называется сутками и длится 24 часа, точнее — 23 часа 56 минут и несколько секунд. Движение планеты происходит с запада на восток. Это явление объясняет смену дня и ночи: день наблюдается на той половине земного шара, которая освещается Солнцем, а ночь — на теневой стороне.

Из-за такого вращения существует отклонение любых движущихся потоков вещества (воды в реках, воздуха в ветрах) от линий, параллельных экватору: в южном влево, а в северном — в обратную сторону. По-разному движутся и водовороты — от природных круговых водопадов до воды в сливе домашнего умывальника. В северной части планеты вода в воронках крутится по часовой стрелке, в южном полушарии — в обратном направлении.

Линейная скорость такого движения планеты на экваторе — 465 м/с (1674 км/ч).

С увеличением широты на север и на юг скоростные показатели постепенно становятся ниже, например на 55° с.ш. (широта Москвы) они уже почти в 2 раза меньше и равны 260 м/с.

На Южном и Северном полюсах линейная скорость достигает 0 м/с. Угловая скорость вращения планеты в любой ее точке одинакова — 15° в час.

Ученые обнаружили пятилетние циклы ускорения и замедления в обращении Земли вокруг оси, и каждый последний «медленный» год чаще всего сопровождается всплеском количества землетрясений во всем мире. Прямая причинно-следственная связь этого еще не выявлена, но такие циклы могут стать инструментом прогнозирования роста сейсмической активности.

Вращение Земли вокруг Солнца

Обращение планеты по отношению к центральной точке нашей системы происходит по эллиптической орбите на среднем расстоянии от центра системы почти 149,6 млн км со средней орбитальной скоростью примерно 29,8 км/с.

Значение скорости изменяется в зависимости от расположения нашей планеты в космическом пространстве: находясь в ближайшей к Солнцу точке (она называется перигелием), это небесное тело движется быстрее — более 30 км/с, в афелии (наиболее удаленной от светила позиции) — медленнее, около 29,3 км/с.

Пока Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, она успевает сделать примерно 365,25 своего собственного витка. Столько дней входит в 1 астрономический год.

Он отличается от календарного, в котором за сутки принят период времени ровно 24 часа и который длится 365 дней. Каждый четвертый год в календарь добавляется дополнительный, 366 день.

В какую сторону вращается Земля

Если глянуть на Солнечную систему «сверху», т. е. так, что земельные участки, расположенные около Северного полюса, будут ровно напротив нашего взгляда, то вращение будет проходить против часовой стрелки

Почему мы не чувствуем ее движения

Человек не может ощущать вращения планеты, потому что вместе с ним параллельно движутся и все объекты на ее поверхности, в том же направлении и с такой же скоростью. Как пример, можно привести плавание на корабле. Находясь на его палубе, мы не замечаем, что окружающие предметы плывут по водоему вместе с нами. Относительно нас самих они остаются неподвижными.

Что, если она остановится

Если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси, то:

  • одна ее сторона будет постоянно повернута к центру Солнечной системы, светило нагреет почву до высочайших температур, и вся влага с поверхности испарится;
  • вторая сторона планеты погрузится в вечную ночь, тут постоянно будет свирепствовать мороз, вода превратится в толстый слой льда, и его толщина достигнет километров;
  • условия станут крайне затруднительны для возникновения и развития любых форм жизни, в т.ч. для дальнейшего существования человечества.

Земные сутки будут длиться целый год, длина дня составит 6 месяцев, и после незначительного периода сумерек на планете наступит шестимесячная ночь. Закат и восход станут определяться исключительно вращением планеты вокруг светила — всходить оно будет на западе и заходить на востоке.

Так как линейная вращательная скорость достигает весомых значений, при внезапной остановке планеты все здания, растения, животные и люди будут снесены с поверхности силами инерции.

Исключение составят лишь сооружения, вмурованные в земную твердь или горные породы. По инерции продолжат вращаться океаны, вызвав гигантский цунами.

Сегодня под воздействием центробежных сил Земля несколько сплющена у полюсов и имеет своеобразный «горб» в области экватора. После остановки он исчезнет, вся вода океанов стечет к югу и северу, обнажив дно в экваториальной области до 30° с.ш. и ю.ш.. Так на планете образуется один опоясывающий ее гигантский материк и две полюсные «водяные шапки».

Магнитное поле Земли также пропадет, оставив нас без защиты от солнечного и космического ветров — опасных для всего живого заряженных частиц, которые обрушатся на планету. Потеря магнитного поля приведет к исчезновению полярных сияний.

Все описанные последствия справедливы и для ситуации, если прекратится движение Земли вокруг Солнца, только они будут еще более катастрофическими. Смены времени суток больше не будет, на одной половине планеты установится вечная ночь, на другой — такой же вечный день.

Источник

Читайте также:  Когда начинает садиться солнце сегодня
Adblock
detector