Свет и тень
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с понятием свет и тень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_i_ten.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
· Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Активизировать словарь детей(эксперимент, опыт)
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности ;развивать мыслительные операции
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки,взаимопомощи
Оборудование и материалы:
Мотивационно — ориентировочный этап
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель: Поздоровались с гостями,
Улыбнулись всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Заниматься мы начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать
Воспитатель. Скажите, а какое сейчас время суток (день), а в какое время суток вы приходите из дома в детский садик? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?
Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.(слайд части суток)
— Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)
Воспитатель: Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).
Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети: Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.
Воспитатель: Ребята, свет бывает разный свет от солнца является естественным — он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел).(разложить на 2 группы естественный и искусственные)
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать научного руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.
4. После каждого опыта делать — вывод.
Воспитатель: Ребята, свет — это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза
Воспитатель. Ребята, а вы замечали, что образуется на небе, горизонте когда идет дождь и светит солнце(радуга)
•На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Сейчас мы с вами сделаем радугу.(проведём эксперимент)
— Возьмите диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?(радугу)
Из каких цветов состоит радуга(7)
Когда вы светили фонариком на диск ,каким цветом светил фонарик(белый,желтый)
Дети: Белого, желтого.
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков
Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света.
Давайте раскрасим свет в разные цвета.(опыт 2)»Семь оттенков света».
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Дети: Самые быстрые — машина, самолет, ракета.
Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень — очень быстро.
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство — проникать через некоторые предметы, а через другие — не проникать.
Педагог просит детей взять с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.
— Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:
— Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?
— А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Дети проводят опыт «Способность света проникать или не проникать через предметы»
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
— Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень «падала» на стол.
Положите на стол лист бумаги. Карандашом нарисуйте на листе крестик-это место для фигурки, поставьте дерево на крестик. Посветите фонариком на дерево сверху и отметьте длину линии на листе. А теперь опустите фонарик чтобы он располагался ближе к листу и отметьте новую границу тени. Уберите дерево и сравните две полученные линии.
Линии оказались разной длины.(длина тени зависит от направления и угла распространения светового луча)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света — тени, люди придумали Теневой театр.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?
Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
Дети отвечают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного .
Экспериментирования проходят в рамках совместной деятельности детей и взрослых (родителей и педагогов) на основе проекта «Школа маленького исследователя». Это способ взаимодействия с окруж.
данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов.
фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно — исследовательскую деятельность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако.
Источник
«Эта загадочная тень». Экспериментирование в старшей группе
Марина Файзуллина
«Эта загадочная тень». Экспериментирование в старшей группе
Экспериментирование в старшей группе
«Эта загадочная тень….»
Цель: выяснить с детьми, что такое тень; показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Художественное слово воспитателя:
Я нашла себе подружку-
Только выйду я гулять,
А она со мной, опять.
И, куда я не пойду,
За собой её веду.
Впереди она идёт.
Я бегу, она бежит.
Упаду- она лежит.
Поскачу я, как лягушка-
То же делает подружка.
Я махну рукой- привет!
Машет мне она в ответ.
Я своей подружке рада.
Но берёт меня досада-
Ей со мной гулять охота
Только в ясную погоду.
Если солнышка не видно,
Я хожу одна. Обидно!
Нам дружить бы каждый день.
Догадались? Это-тень!
1. «Как появляется тень, что такое тень?»
Воспитатель задает вопрос детям, что нужно, чтобы появилась тень?
(Дети высказывают свои предположения)
С детьми формулируем правильный вывод: для появления тени необходим источник света (солнце) и предмет.
Тень – что это такое? Это – темное пятно, образовалось благодаря попаданию солнечных лучей на предмет и эти солнечные лучи не могут проникнуть сквозь предмет, солнечные лучи останавливаются и за предметом образуется тень (контур предмета).
2. «На что похожа тень?»
Опытным путем проверяем гипотезы детей
Тень ребенка (силуэт человека)
Тень от разных предметов (ведро, лопата, поезд с вагончиками, формулируем вывод,включая в речь слова: одинаковая, такой же формы, столько же предметов.
3. «Секрет перемещения тени»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «МЫШЕЛОВКА», наблюдая за тенью «котов» и «мышек».После игры делаем вывод: перемещается ребенок и перемещается его тень, ребенок находится в неподвижном состоянии и его тень – неподвижна.
Дальше заинтересовать детей еще одним опытом: оставить предмет в неподвижном состоянии и отметить куда падает его тень и по окончании прогулки заметить где теперь тень от нашего неподвижного предмета.
Вывод: солнце переместилось и тень от предмета тоже переместилась.
4. «Всегда ли можно увидеть тень?»
Проводим исследование от прозрачных и непрозрачных материалов? И формулируем вывод, что от прозрачных материалов тень не четкая, светлая, так как часть солнечных лучей проникла сквозь ткань; а от непрозрачных материалов тень четкая, темная, так как сквозь этот материал солнечные лучи не проходят.
5.Выводы по всем опытам:
Тень – это темное пятно, появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; предмет движется и движется тень (перемещается источник света – перемещается и тень); чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
6. Обратить внимание детей на волшебную коробочку, в которой фигуры для теневого театра, предложить детям разыграть сказку малышам.
Детско-родительский проект «Загадочная Индия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Бархатовский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Дидактическая игра Найди тень Наверняка каждый из вас слышал о такой игре «Чья тень» или «Найди тень», в которой нужно соединить нужные картинки линиями или с помощью.
Исследовательская работа в подготовительной группе «Эта удивительная соль» Оглавление Введение 1. Паспорт проекта 2. Актуальность 3. Цели и задачи исследования 4. Гипотеза 5. Методы и приемы реализации проекта:.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Игра-экспериментирование «Звук» Программно е содержание: обобщение и конкретизация представлений детей о физическом явлении «звук» (звук слышим с помощью уха, звуки бывают.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Образовательные задачи: — продолжить знакомить детей с фольклорными произведениями;.
Конспект занятия в старшей группе с использованием информационно — коммуникационных технологий «Эта волшебная радуга». Конспект занятия в старшей группе с использованием информационно — коммуникационных технологий «Эта волшебная радуга». Программное содержание.
Проект «Пингвин — загадочная птица» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Пингвин – загадочная птица» Пояснительная записка: Тип проекта: исследовательско – творческий. Целевая.
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Эта удивительная вода» В дошкольном возрасте дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве.
Слайд-шоу «Наши интересные опыты» (экспериментирование в старшей группе) Видео Уважаемые коллеги, 8 февраля — День российской науки. Наука — это очень увлекательно, поэтому дети моей группы не остались в стороне и с.
Экспериментирование для детей старшей группы Свойства воды: прозрачность. Форма организации: групповое занятие(10-12 детей). Цель: создание условий для овладения навыками экспериментирования.
Источник