Конспект урока окр.мира Определение сторон горизонта по Солнцу. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.
Планируемые результаты:
Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.
Знать стороны горизонта.
Понимать потребность в географических знаниях.
Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr.mira_3kl._opredelenie_storon_gorizonta_po_solntsu.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Время занятия: 8:00-8:40 (1 урок)
ФИО учителя: Кожевникова Татьяна Ивановна
ФИО студента: Князева Ксения Андреевна
ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: Определение сторон горизонта по Солнцу
Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.
Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.
Знать стороны горизонта.
Понимать потребность в географических знаниях .
Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Тип урока: « открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (УМК «Э-Д»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;
Методы и приёмы
I.Этап самоопределения к деятель
— Здравствуйте, ребята! Я, Ксения Андреевна, проведу у вас сегодня урок окружающего мира.
— Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
II.Актуализация знаний и мотивация
Работа с учебником
-Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?
-Хорошо, стороны горизонта вы знаете, а что же такое горизонт, кто может сказать?
-А какими способами можно определить стороны горизонта?
-Да помощью этого мы можем ориентироваться на местности.
— Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и запишите определение горизонта со слайда ( Горизо́нт ( др.-греч. ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью, т.е. воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения)
-Север, юг, запад, восток
Горизонт — это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения
-Компаса, солнца, звезд, мха, муравейника
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений
Работа с учебником
-А кто может сказать, что такое ориентирование?
— Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
— И какая же цель нашего урока?
-Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
-Определение сторон горизонта по Солнцу
-Знать все стороны горизонта — Уметь определять стороны горизонта
П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений
IV.Открытие нового знания
Работа с презента
-Солнце — это не только наша единственная звезда, оно также может быть полезным как в бытовых делах, так и, например, для ориентировки на местности. Кстати, я знаю, что ещё в далекие времена именно благодаря Солнцу люди определяли, который сейчас час, где север и другие стороны горизонта.
-И самый старинный из способов определение сторон горизонта по солнцу. Итак, если человек находится в Северном полушарии, то для определения севера нужно встать спиной прямо к Солнцу точно в полдень. Тогда тень от человека будет указывать на север и, соответственно, юг будет сзади, а запад и восток, как принято, слева и справа. В Южном же все будет наоборот, тень покажет юг.
-Еще есть способ с прибора гномона. Гно́мон ( др.-греч. указатель) — древнейший астрономический инструмент , вертикальный предмет ( колонна ), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень ) определить угловую высоту Солнца . Гномоном также называют часть солнечных часов , по тени от которой определяется время в солнечных часах.
-Еще можно определить стороны горизонта с помощью солнца и часов.
-Смотрите внимательно и запоминайте вам это на уроке пригодиться.
-Сейчас посмотрим видео (про гномон и про определение по солнцу и часам)
Источник
Урок окружающего мира «Ориентирование по солнцу» (3-й класс)
Класс: 3
Цели:
- Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
- Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
- Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
- Прививать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня у вас необычный урок, много гостей. Мне очень приятно, что здесь сегодня вы – самые знающие, самые внимательные, самые любознательные.
II. Актуализация знаний
– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.
(Слайд № 1) «Красная площадь»
– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?
– Какой ориентир вам в этом помог?
Историческое место – на доске.
(Слайд № 2) Фото здания Газпрома
– Определите, в каком городе находится этот объект?
– Как определили? Какой ориентир помог?
Здания – на доске.
(Слайд № 3) Фотография памятника основателям города Сургута и кинотеатра «Аврора»
– Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)
– Как определили? Ориентир?
Памятники, кинотеатр – на доске
– Что может являться ориентиром?
– Как могут помочь нам эти ориентиры?
Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.
– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)
– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)
– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».
Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности, направление движения. (Слайд № 4)
– Прочитайте, как толкует этот термин Ожегов.
– Вы настоящие ученые!
III. Постановка проблемной ситуации
– Эти ориентиры помогают в городе, а если мы попадем в стойбище коренных народов севера – ханты. Они живут в городе?
– А чем они занимаются? (Слайд № 5) (Для этого им нужно уходить все дальше и дальше от дома и находить обратную дорогу. Часто они выпасают оленей в Тундре.)
– Могут ли ориентиры, которые вы назвали, помочь ханту в данном случае ориентироваться? (Нет.)
– А какие ориентиры тогда помогают оленеводам? (Слайд № 6) (Лес, река, солнце.)
– Давайте проверим наши версии.
– Лес. Ханты выпасают оленей в лесу? Может ли лес служить ориентиром? (Нет.) Почему?
– Река. Посмотрите на иллюстрацию. Может ли быть река ориентиром? (Нет.) Почему?
– Солнце. А может ли Солнце служить ориентиром?
– Как? Что мы знаем о Солнце? (Слайд № 7)
1) – Кто из вас знает, с какой стороны восходит Солнце?
– Как называется противоположенная от востока сторона?
– Если стоять спиной к Солнцу, какая сторона перед нами? (Север.)
– Противоположенная сторона по отношению к северу?
Вывод: Действительно, для ханты основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.
– А вы бы хотели ориентироваться по Солнцу?
– Чему будем учиться на уроке?
(На доске – ориентирование по Солнцу.)
2) – Как вы думаете, всегда ли Солнце находится на одной высоте в течение дня?
– Когда Солнце находится в наивысшей точке? (Слайд № 8)
Вывод: Независимо от времени года, полуденное Солнце не меняет своего местоположения, поэтому, давайте проведем эксперимент.
Один ребенок – Солнце, второй – заблудившийся. (Учитель держит в руках фонарик, моделируя Солнце.)
– Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)
– Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.)
Вывод: Как определить стороны горизонта днем? Какое условие нужно выполнить? (Встать спиной к Солнцу.) (Слайд № 9)
3) Смоделируем другую ситуацию. Утро.
– С какой стороны восходит Солнце? (1-й ребенок – солнце, 2-й ребенок – ориентирующийся.)
– Как встать по отношению к Солнцу утром?
– С какой стороны должно быть Солнце утром?
– Как будут располагаться другие стороны горизонта?
Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу утром, чтобы определить стороны горизонта?
4) А теперь поработайте в группах. Определить стороны горизонта вечером. Запишите их на карточках. Распределите между собой обязанности, кто из вас какой стороной света будет.
Проверка. Я ориентирующийся, с какой стороны от меня будет Солнце вечером?
– Встаньте по отношению ко мне, чтобы показать стороны горизонта.
Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу вечером, чтобы определить стороны горизонта?
– Я предполагаю, что вы уже хорошо научились ориентироваться по Солнцу. А теперь проверим мое предположение.
(Слайд № 10) Когда утром Лена идет в школу, Солнце светит ей в лицо. В какую сторону идет Лена? В каком направлении она возвращается домой?
– Молодцы. Мое предположение оказалось верным, вы научились ориентироваться по Солнцу и теперь, когда на улице будет солнышко, сможете определить, в какой стороне от вас находиться школа.
V. Итог урока
– Давайте подведем итог нашего урока с помощью куба интеллекта. На каждой грани этого куба написано начало вопроса, задайте вопрос и ответе на него.
- Чему хотели.
- Смогли ли.
- Смогут ли.
- Где могут.
- Когда могут.
- Что было бы, если бы.
VI. Домашнее задание
Но ведь ханты хорошо ориентируются и в ночное время. А какие ориентиры могут быть ночью? Это будет вашим домашним заданием. Нарисуйте те ориентиры, которые помогут ночью.
VII. Рефлексия
Солнце – это не только ориентир, без Солнца не было бы жизни на Земле, ведь оно несет людям свет, добро, жизнь. А для меня сегодня Солнышком были вы, ребята! А ваши поднятые руки, ваш интерес к предмету и уроку, ваши ответы и полные жаждой знаний глазки служили моими ориентирами на протяжении всего времени урока. Спасибо вам за это!
Презентацию вы можете получить у автора статьи.
Источник
Что такое горизонт? Ориентирование по солнцу
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)
Данная презентация в доступном для детей формате обьяснит детям что такое горизонт. Как ориентироваться по солнцу и компасу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorizont_kompas.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта
Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. — Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. — Что делать?
И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться — А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.
Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.
стрелка шкала Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда.
Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
Магнитный компас История создания: Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом .
Электронный компас Принцип действия: 1 . На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта) 2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат. 3.Выжидается некоторый интервал времени. 4. Повторно определяется местоположение объекта. 5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него: направление движения скорость движения 6.Осуществляется переход к шагу 2.
Геологический (горный) компас Строение: Его обычно монтируют на прямоугольной пластине (латунной или же из пластмассы). На лимбе компаса деления идут от 0° до 360° в направлении против движения часовой стрелки. У обозначения 0° стоит буква С у 90° буква В у 180° буква Ю, у 270° буква 3. С (север) и Ю (юг) расположены против коротких сторон компаса Второй частью компаса являются клинометр и полулимб с делениями от 0° до 90° в обе стороны. Клинометром и делениями на полулимбе определяют углы падения слоёв
ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ , ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯ
СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО СОЛНЦУ ПО ЗВЁЗДАМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ
Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади — юг, справа – восток, а слева – запад.
Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.
Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. С Ю Ю
4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок проводится совместно с психологом.
Урок во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония» способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.
План-конспект урока с использованием ЭОР. В работе даны перечень ЭОР, используемых на уроке, и гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к этим ЭОР.
Презентация к уроку окружающего мира.
Урок по окружающему миру разработан в соответствии требованиям ФГОС. Основным требованием к уроку получения новых знаний по курсу окружающего мира является реализация деятельностного подход.
Презентация к конспекту урока по окружающему миру «Что такое Солнце?» (2 класс).
Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.Планируемые результаты:Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт примене.
Источник