Меню

Ориентирование по солнцу для 3 класса

Конспект урока окр.мира Определение сторон горизонта по Солнцу. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

Планируемые результаты:

Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.

Понимать потребность в географических знаниях.

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_okr.mira_3kl._opredelenie_storon_gorizonta_po_solntsu.docx 36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Время занятия: 8:00-8:40 (1 урок)

ФИО учителя: Кожевникова Татьяна Ивановна

ФИО студента: Князева Ксения Андреевна

ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Определение сторон горизонта по Солнцу

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

Уметь определять, называть и показывать стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.

Понимать потребность в географических знаниях .

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Тип урока: « открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (УМК «Э-Д»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;

Методы и приёмы

I.Этап самоопределения к деятель

— Здравствуйте, ребята! Я, Ксения Андреевна, проведу у вас сегодня урок окружающего мира.

— Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Работа с учебником

-Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

-Хорошо, стороны горизонта вы знаете, а что же такое горизонт, кто может сказать?

-А какими способами можно определить стороны горизонта?

-Да помощью этого мы можем ориентироваться на местности.

— Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и запишите определение горизонта со слайда ( Горизо́нт ( др.-греч. ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью, т.е. воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения)

-Север, юг, запад, восток

Горизонт — это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения

-Компаса, солнца, звезд, мха, муравейника

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

Работа с учебником

-А кто может сказать, что такое ориентирование?

— Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

— И какая же цель нашего урока?

-Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.

-Определение сторон горизонта по Солнцу

-Знать все стороны горизонта — Уметь определять стороны горизонта

П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

IV.Открытие нового знания

Работа с презента

-Солнце — это не только наша единственная звезда, оно также может быть полезным как в бытовых делах, так и, например, для ориентировки на местности. Кстати, я знаю, что ещё в далекие времена именно благодаря Солнцу люди определяли, который сейчас час, где север и другие стороны горизонта.
-И самый старинный из способов определение сторон горизонта по солнцу. Итак, если человек находится в Северном полушарии, то для определения севера нужно встать спиной прямо к Солнцу точно в полдень. Тогда тень от человека будет указывать на север и, соответственно, юг будет сзади, а запад и восток, как принято, слева и справа. В Южном же все будет наоборот, тень покажет юг.

-Еще есть способ с прибора гномона. Гно́мон ( др.-греч. указатель) — древнейший астрономический инструмент , вертикальный предмет ( колонна ), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень ) определить угловую высоту Солнца . Гномоном также называют часть солнечных часов , по тени от которой определяется время в солнечных часах.

-Еще можно определить стороны горизонта с помощью солнца и часов.

-Смотрите внимательно и запоминайте вам это на уроке пригодиться.

-Сейчас посмотрим видео (про гномон и про определение по солнцу и часам)

Источник

Урок окружающего мира «Ориентирование по солнцу» (3-й класс)

Класс: 3

Цели:

  1. Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
  2. Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
  3. Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
  4. Прививать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

I. Оргмомент

– Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня у вас необычный урок, много гостей. Мне очень приятно, что здесь сегодня вы – самые знающие, самые внимательные, самые любознательные.

II. Актуализация знаний

– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.

(Слайд № 1) «Красная площадь»

– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?

– Какой ориентир вам в этом помог?

Историческое место – на доске.

(Слайд № 2) Фото здания Газпрома

– Определите, в каком городе находится этот объект?

– Как определили? Какой ориентир помог?

Здания – на доске.

(Слайд № 3) Фотография памятника основателям города Сургута и кинотеатра «Аврора»

– Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)

– Как определили? Ориентир?

Памятники, кинотеатр – на доске

– Что может являться ориентиром?

– Как могут помочь нам эти ориентиры?

Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.

– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)

– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)

– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».

Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности, направление движения. (Слайд № 4)

– Прочитайте, как толкует этот термин Ожегов.

– Вы настоящие ученые!

III. Постановка проблемной ситуации

– Эти ориентиры помогают в городе, а если мы попадем в стойбище коренных народов севера – ханты. Они живут в городе?

– А чем они занимаются? (Слайд № 5) (Для этого им нужно уходить все дальше и дальше от дома и находить обратную дорогу. Часто они выпасают оленей в Тундре.)

– Могут ли ориентиры, которые вы назвали, помочь ханту в данном случае ориентироваться? (Нет.)

– А какие ориентиры тогда помогают оленеводам? (Слайд № 6) (Лес, река, солнце.)

– Давайте проверим наши версии.

Лес. Ханты выпасают оленей в лесу? Может ли лес служить ориентиром? (Нет.) Почему?

Река. Посмотрите на иллюстрацию. Может ли быть река ориентиром? (Нет.) Почему?

Солнце. А может ли Солнце служить ориентиром?

– Как? Что мы знаем о Солнце? (Слайд № 7)

1) – Кто из вас знает, с какой стороны восходит Солнце?

– Как называется противоположенная от востока сторона?

– Если стоять спиной к Солнцу, какая сторона перед нами? (Север.)

– Противоположенная сторона по отношению к северу?

Вывод: Действительно, для ханты основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.

– А вы бы хотели ориентироваться по Солнцу?

– Чему будем учиться на уроке?

(На доске – ориентирование по Солнцу.)

2) – Как вы думаете, всегда ли Солнце находится на одной высоте в течение дня?

– Когда Солнце находится в наивысшей точке? (Слайд № 8)

Вывод: Независимо от времени года, полуденное Солнце не меняет своего местоположения, поэтому, давайте проведем эксперимент.

Один ребенок – Солнце, второй – заблудившийся. (Учитель держит в руках фонарик, моделируя Солнце.)

– Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)

– Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.)

Вывод: Как определить стороны горизонта днем? Какое условие нужно выполнить? (Встать спиной к Солнцу.) (Слайд № 9)

3) Смоделируем другую ситуацию. Утро.

– С какой стороны восходит Солнце? (1-й ребенок – солнце, 2-й ребенок – ориентирующийся.)

– Как встать по отношению к Солнцу утром?

– С какой стороны должно быть Солнце утром?

– Как будут располагаться другие стороны горизонта?

Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу утром, чтобы определить стороны горизонта?

4) А теперь поработайте в группах. Определить стороны горизонта вечером. Запишите их на карточках. Распределите между собой обязанности, кто из вас какой стороной света будет.

Проверка. Я ориентирующийся, с какой стороны от меня будет Солнце вечером?

– Встаньте по отношению ко мне, чтобы показать стороны горизонта.

Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу вечером, чтобы определить стороны горизонта?

– Я предполагаю, что вы уже хорошо научились ориентироваться по Солнцу. А теперь проверим мое предположение.

(Слайд № 10) Когда утром Лена идет в школу, Солнце светит ей в лицо. В какую сторону идет Лена? В каком направлении она возвращается домой?

– Молодцы. Мое предположение оказалось верным, вы научились ориентироваться по Солнцу и теперь, когда на улице будет солнышко, сможете определить, в какой стороне от вас находиться школа.

V. Итог урока

– Давайте подведем итог нашего урока с помощью куба интеллекта. На каждой грани этого куба написано начало вопроса, задайте вопрос и ответе на него.

  1. Чему хотели.
  2. Смогли ли.
  3. Смогут ли.
  4. Где могут.
  5. Когда могут.
  6. Что было бы, если бы.

VI. Домашнее задание

Но ведь ханты хорошо ориентируются и в ночное время. А какие ориентиры могут быть ночью? Это будет вашим домашним заданием. Нарисуйте те ориентиры, которые помогут ночью.

VII. Рефлексия

Солнце – это не только ориентир, без Солнца не было бы жизни на Земле, ведь оно несет людям свет, добро, жизнь. А для меня сегодня Солнышком были вы, ребята! А ваши поднятые руки, ваш интерес к предмету и уроку, ваши ответы и полные жаждой знаний глазки служили моими ориентирами на протяжении всего времени урока. Спасибо вам за это!

Презентацию вы можете получить у автора статьи.

Источник

Что такое горизонт? Ориентирование по солнцу
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Данная презентация в доступном для детей формате обьяснит детям что такое горизонт. Как ориентироваться по солнцу и компасу.

Скачать:

Вложение Размер
gorizont_kompas.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта

Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. — Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. — Что делать?

И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться — А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

стрелка шкала Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда.

Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Магнитный компас История создания: Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом .

Электронный компас Принцип действия: 1 . На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта) 2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат. 3.Выжидается некоторый интервал времени. 4. Повторно определяется местоположение объекта. 5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него: направление движения скорость движения 6.Осуществляется переход к шагу 2.

Геологический (горный) компас Строение: Его обычно монтируют на прямоугольной пластине (латунной или же из пластмассы). На лимбе компаса деле­ния идут от 0° до 360° в направлении против движения часовой стрелки. У обозначения 0° стоит буква С у 90° буква В у 180° буква Ю, у 270° буква 3. С (север) и Ю (юг) расположены против коротких сторон компаса Второй частью компаса яв­ляются клинометр и полулимб с делениями от 0° до 90° в обе стороны. Клинометром и делениями на полулимбе определяют углы падения слоёв

ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ , ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯ

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО СОЛНЦУ ПО ЗВЁЗДАМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ

Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади — юг, справа – восток, а слева – запад.

Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. С Ю Ю

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится совместно с психологом.

Урок во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония» способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.

План-конспект урока с использованием ЭОР. В работе даны перечень ЭОР, используемых на уроке, и гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к этим ЭОР.

Презентация к уроку окружающего мира.

Урок по окружающему миру разработан в соответствии требованиям ФГОС. Основным требованием к уроку получения новых знаний по курсу окружающего мира является реализация деятельностного подход.

Презентация к конспекту урока по окружающему миру «Что такое Солнце?» (2 класс).

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.Планируемые результаты:Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт примене.

Источник

Читайте также:  Солнце светит для всех библия
Adblock
detector