Меню

Орнамент солнце у ненцев

Ненецкие орнаменты

Ямало-Ненецкий автономный округ

МОУ Школа с. Белоярск

Окотэтто Екатерина 6 кл.

“… Язык орнамента надо понимать…

разглядывая загадочные узоры, вы будете

проникать в секрет владычества

орнамента над вашими чувствами – в тайну красоты”.

На самом краю земли раскинулся полуостров Ямал. На этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры испокон веков живут маленькие, но очень талантливые народы: ненцы, ханты, коми.

Традиционная культура этих народов складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, она подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. А древние традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Традиционные занятия мужчины = оленеводство, охота, рыболовство. Только в исключительных случаях он может взяться за работу, которую испокон веков выполняет женщина.

Женщина является хранителем семейного очага. Северные женщины, как и много лет назад, по-прежнему помогают мужьям в тундре: пасти оленей, оберегать стадо, осуществлять постоянные перекочевки, ставить чум, варить пищу, заботиться о близких. О ней как о хозяйке судят по обшивке чума, одежде детей, мужа и всех тех, кто носит изделия, изготовленные её руками.

Исторически сложилось так, что именно женщина стала автором такого вида письменности, как узорная. Не имевшие понятие и представление о письменности, северянки не называли это письменностью, а преподнесли как традицию пошива одежды и обуви украшенную орнаментами, но по ним кочевники легко определяли – «читали» принадлежность их детям, мужчинам и женщинам, к родовым фамилиям. ( «Из глубины веков»)

Несложные знаки, которые мы воспринимаем как квадратики, линий, крестики для мастериц тундры имели особое значение. Они включали в себя символы, несущие глубокий смысл и определенное восприятие окружающего мира.

Удивительно, что женщины сохранили искусство создания орнамента, которые в современном мире, в век технического прогресса и компьютерных технологий не только не утратили свою самобытность и актуальность, но и имеют место быть. Сегодня орнаменты одно из национальных ценностей культуры народов Ямала.

Своё искусство оформлять одежду орнаментами северяне демонстрируют ежегодно на праздниках Дня оленевода по всему Ямало-Ненецкому округу. Сегодня везде можно увидеть современные изделия, украшенные северными орнаментами, а также на логотипах коммерческих фирм, на атрибутах символики ЯНАО.

Моя работа посвящена изучению ненецкого орнамента.

В век технического прогресса и компьютерных технологий вопросы, касающиеся культуры народа всегда остаются актуальны, ибо культура любого народа является основой её существования.

Актуальность выбранной темы подчеркивает и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Николаевич Кобылкин в ежегодном обращении к жителям региона и депутатам окружного Законодательного собрания. В своём докладе Дмитрий Николаевич представил свою позицию по стратегическим направлениям социально-экономического развития автономного округа.

«Развивая Ямал, мы помогаем создавать богатую и благополучную Россию. Этого от нас ждут жители округа. К этому нас призывает президент РФ. Ближайшие годы будут решающими для нас – как в геополитическом плане, так и в региональном. Совершая глобальный рывок, нам важно оставаться собой, сохранить национальный и культурный дух, присущее ямальцам единство». Не зная своих корней, не зная истории и культуры коренного населения очень сложно соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляет государство к развитию Ямала.

Цель исследования: Выявить историю и значение орнаментов и их влияние на сохранение и развитие национальной культуры.

Предмет исследования: орнаменты на национальной одежде ненцев

Изучить теоретическую информацию в научно – популярной литературе и интернет — ресурсах, посетить библиотеку, рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента, подготовить текст и иллюстрирующие материалы

Гипотеза: ненцы заимствовали многие мотивы орнаментов у других народов или у них были свои. Ненецкие орнаменты — это условные знаки, символы, которые выражают своё отношение к явлениям природы

Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде, анкетирование, сопоставление, консультация с жителями тундры, изучение научной литературы

Что такое орнамент и что есть узор

На первом этапе своей исследовательской деятельности мы провели небольшой опрос среди воспитанников и воспитателей интерната с целью выявить знают ли современные люди об орнаментах. Всего респондентов было 19 человек.

На вопрос «соблюдаете ли вы традиции и обычай своего народа?» Ответили «да» — 19 чел (100 %).

Следующий вопрос был «знаете ли Вы, что такое орнамент?» Орнамент – это украшение ответили — 15 чел (79%) и 4 человека не смогли найти правильный ответ

На третий вопрос «зачем наши предки украшали свою одежду орнаментами?» 18 чел (95%) ответили, чтобы одежда выглядела красиво и 2 человека (10%) не знали, что ответить.

Когда мы желаем разобраться в чём-либо, логично в первую очередь обратиться к названию объекта осмысления. Для меня важно было начинать своё исследование с поиска ответа на вопрос о том, что такое «орнамент» и что есть «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Читайте также:  Караоке полины гагариной стану солнцем

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми. Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор».

Итак, обратимся к названию. Слово «орнамент», которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит от латинского глагола « ornare» –украшать. «Оrnamentum» в переводе — «украшение». В самом вопросе «что такое орнамент» содержится исчерпывающий ответ: это − украшение. Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке «узор», который построен путём чередования в определенном порядке символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов которые являются основой предмета украшения. (Орнаменты народов мира. Практическое пособие/Сост., сопроводительный текст , . — СПб.:Кристалл,1998 стр 5.)

Ряд широко распространённых и общепринятых определений орнамента формулируются, опираясь именно на понятие «украшение». Например, в словаре «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве»; в словаре и орнамент понимается как «изображение, служащее…украшением различных частей…»; в Большой Советской Энциклопедии − это «узор, предназначенный для украшения различных предметов».

Смысл названия этого вида художественной деятельности, как и определений, приведённых выше, однозначно указывает, что орнамент − это художественное явление, не имеющее самостоятельного значения, потому что, будучи украшением, он всегда зависит от предмета, с которым связан, выявляя и подчёркивая его достоинства.

Значение орнамента для культуры народа.

Следующий момент, на который мы обратили внимание — это значение орнамента для культуры народа.

Искусство орнамента – одно из древнейших свидетельств разнообразия той или иной культуры, магическая знаковая система, отражающая представления человека о мире, который его окружает.

Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.

Этому есть простое объяснение — в момент зарождения человечества изобразительное искусство еще не было достаточно развито, поэтому древним было куда понятнее и проще создавать отдельные художественные элементы, а затем уже соединять их воедино.

Орнамент, является символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

В этнографии и смежных с ней научных дисциплинах интерес к традиционному орнаменту в немалой степени связан с тем, что это самый древний и наиболее распространенный из всех видов изобразительного искусства. Отсюда и специфика, и особая сложность проблем, встающих перед его исследователями. (Библиографическое описание: , История возникновения орнамента // Юный ученый. — 2016. — №2. — С.)

Я живу в субъекте Российской Федерации – Ямало — Ненецкий автономный округ, коренным населением которого являются ненцы. Ненцы – одна из народностей Севера, представителями, которого являются и мои родители. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть времен лет». ( Ненцы. Историко-этнографические очерки. Л., 1966.) Само название «ненэць», «ненэй ненэць» — настоящий человек было введено в официальное употребление в 1930 г. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале около 27 тысяч.

У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужской и женский. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве.

Женщины выделывают шкуры и шьют одежды, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. Неотъемлемой частью оформления изделий северных мастериц (одежды, обуви, предметов быта) является ненецкий узор.

Перед тем как приступить ко второй части своего исследования мы провели следующий опрос «Назовите орнаменты, которые вы видите на картинках». В опросе участвовали 19 респондентов, они должны были дать название узора, который изображен на картине.

Роль ненецких орнаментов в жизни и ненцев

Богат и интересен мир культуры ненецкого народа. Предки ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, в звуки тундры, шёпот прибрежной волны, пытались постичь тайны явления природы, изучить повадки зверей. Не имея своей письменности, они стремились многообразие окружающего мира отразить в устном и декоративном — прикладном творчестве. Одно из наследий творчества ненецкого народа – это орнаменты. Орнаменты – художественная узорная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты. У ненцев существует своя легенда о появлении первых узоров:

Читайте также:  Какова температура фотосферы солнца варианты ответов

«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. — Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов — это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…». (. Говорящие культуры. стр.381)

Действительно наши предки придавали орнаментам свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки орнаментировали, прежде всего, ворот и рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь человека.

В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь – такие рисунки считали они, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают добрых покровителей. Имея орнаментированную одежду ненцы думали что защищают себя от духов, болезней и они не смогут проникнуть в них через защитный магический узор.

2.Элементы орнаментов, мотивы и их значение.

Я заметила, что постоянными элементам ненецких орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых линий, треугольников, квадратов. Такие же элементы имеют и другие народы. Например, славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище, одежду. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители.

Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика).

Символ воды – хляби небесные (волнистые линии).

Символ огня — косой крест (огонь земной), громовый знак ((шести — или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Как мы видим, что некоторые элементы ненецких орнаментов совпадают с элементами славянских узоров, но имеют разные названия и смысловое значение.

У ханты и ненцев элементы и даже названия некоторых орнаментов схожи, возможно, что ненцы заимствовали многие мотивы орнамента у ханты.

Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа»

Зигзаг. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях. Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль. От изгибов зигзага вверх и вниз могут отходить прямые линии. Еще один путь развития зигзага – его разрыв на отдельные составляющие: «изгибы друг от друга отделились»

Треугольник. Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия: «бахрома», «щучьи зубы», «утиные выводки», — если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх; «голова», «головы одна половина» — если вершина повернута вниз; «топора лезвие» — если основание размещено вертикально. Щука (в узорах «щучьи зубы», «пасть щуки», «щучья челюсть») – особая рыба. Согласно священной песне Казымской богини, из-за того, что ее муж изготовил «двусторонние» («неправильные») нарты, она ссорится с ними отрубает ему ноги. После этого она заклинает его быть духом в образе щуки, так что он может только плавать.. представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

Ромб. Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души»

Уголок. Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента.«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде. Значение узора «конец стрелы» объясняют так: «Вдруг кто-то в тебя стрелу выпустит». По сей день распространено мнение, что наслать на человека болезнь можно магическим путем – «послать стрелу». Поэтому необходимо всегда быть готовым к их отражению – держать собственные стрелы «взведенными». Стрелы являются защитой и от всех других злых существ. «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка»- основа более сложных узоров.

Читайте также:  Наибольший параллакс имеет солнце

«Крылья чайки». Считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой. Вероятно, по этой причине в названиях узоров встречается слово «крыло» как заместитель самой птицы.

Крест. Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами. Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть. Значение перекрытия (закрытия) сегодня проявляется и в достаточно нецелесообразном с практической точки зрения действии.

Священные изображения. В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Исследователи делят ненецкие орнаменты на следующие виды:

    геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание. растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас. зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.

Если внимательно присмотреться к любому ненецкому орнаменту, то станет очевидно, что он состоит из геометрических фигур — равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников. При этом стороны квадратов равны сторонам треугольников, а в прямоугольники вписывается целое число квадратов. Все углы орнамента — прямые. Налицо четкая математическая основа. Зная ее, легко воспроизвести уже известный орнамент или даже построить свой собственный, изобразив любимое животное или растение.

«… на орнаментах, геометрически точно вырезанных, изображена вся тундра, с реками, озерами, с глазами, копытами и ушками оленя, следами других животных, птиц и зверей» пишет («Из глубины веков» 1994, стр.122).

И я полностью с ней согласна. Стоит только назвать несколько наименований разных видов орнамента:

нехэдяв – следы полозьев нарты на спуске с крутой горы;

падта”ма – виды окантовок на изделии — это не что иное, как воссоздание рек,

мядико — знаки, изображающий чум ;

нгэвак – знаки, изображающие множество людей;

хасев” вэс – знаки указывающие, что в стойбище есть мужчины;

На орнаментах можно увидеть знаки, изображающих животных, которые окружают человека: это олени — хор” ламбэй”, лисица — тён” сал”, заячьи ушки – тэваси’ ха

( «Из глубины веков» 1994, стр.122).

Наши предки придавали орнаментам свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки орнаментировали, прежде всего, ворот и рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь человека.

В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь – такие рисунки считали они, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают добрых покровителей. Имея орнаментированную одежду ненцы думали что защищают себя от духов, болезней и они не смогут проникнуть в них через защитный магический узор

Украшенные орнаментом вещи из обычных предметов домашней утвари превращаются в предметы ритуальных традиций, становятся оберегами, как орнамент «заичьи ушки» («тэваси») символ материнской заботы, несущей покой ненецкому ребёнку.

Зная мотивы, знаки, орнаменты легко понять, о чем говорит в своём изображении автор, его настроение, мысли.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.

Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера 1999.- 288с. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров Екатеринбург,1995.-175с. «Из глубины веков» 1994, стр.122 Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса под ред. . — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- 228с. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций — Тюмень: Феликс, 2005. – 248с. Ямал: грань веков и тысячелетий [Текст ] / авт.- сост. Ю. Морозов.- Салехард: Артвид, СПБ.: Русская коллекция, 2000. – 656 с.: ил. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 Орнаменты народов мира. Практическое пособие/Сост., сопроводительный текст , . — СПб.:Кристалл,1998 стр 5.)

Источник

Adblock
detector