LiveInternetLiveInternet
—Музыка
ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ВСЁ О ФИЛЬМЕ
ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ВСЁ О ФИЛЬМЕ
Здесь же можно посмотреть и сам фильм.
ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Фильм «Отроки во Вселенной»
Страна: СССР. Производство: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького Год: 1974 Премьера: 24 марта 1975 г.
Авторы сценария: Авенир Зак, Исай Кузнецов. Режиссёр-постановщик: Ричард Викторов.
Главный оператор: Андрей Кириллов. Главный художник: Константин Загорский. Композитор: Владимир Чернышов. Автор текста песни: Роберт Рождественский.
Комбинированные съёмки: операторы Г.Шолина, В.Шолин, художники С.Ильтяков, А.Крылов.
Главный консультант: космонавт СССР Георгий Береговой.
Действующие лица и исполнители
Экипаж звездолёта «ЗАРЯ»:
Витя Середа – Миша Ершов, Паша Козелков – Саша Григорьев, Миша Копаныгин – Володя Савин, Федя Лобанов – Володя Басов (Владимир Басов-младший), Варя Кутейщикова – Оля Битюкова (озвучила Ольга Громова), Юля Сорокина – Надя Овчарова, Катя Панфёрова – Ира Попова (Савина)
И.О.О., Исполняющий Особые Обязанности – Иннокентий Смоктуновский
Инопланетяне:
Агапит – Вадим Ледогоров, первый инопланетянин – Игорь Ледогоров, робот-исполнитель – Надежда Семенцова, робот-исполнитель – Александр Леньков, робот-вершитель – Нелли Пянтковская-Витепаж
Академики, друзья и родственники:
Сергей Сергеевич Филатов – Лев Дуров, Людмила Александровна Окорокова – Раиса Рязанова, Кондратий Пантелеймонович Козелков – Анатолий Адоскин, Антонина Алексеевна Козелкова – Наталья Фатеева, французский журналист – Михаил Янушкевич
Аннотация:
Звездолёт «ЗАРЯ» достигает цели – звезды Альфы Кассиопеи, называемой Шедар. Уже известно, что на второй планете этой звёздной системы произошла катастрофа, угрожающая населяющим её разумным существам. Экипаж «ЗАРИ» должен попытаться помочь братьям по разуму.
Первый же десант на планету, названную Варианой, встречается с представителями местной цивилизации. К удивлению землян, те утверждают, что не посылали никаких сигналов о помощи.
Между тем ребята, оставшиеся на орбите, вступают в контакт с обитателями обсерватории, которая последние 250 лет вращается вокруг планеты. Вариане, пришедшие на борт земного корабля, открывают страшную действительность – на второй планете системы Шедар в данный момент нет ни одного живого существа. После постигшей Вариану техногенной катастрофы на ней остались исключительно человекообразные роботы, опасные для живых людей. Именно с этими роботами столкнулись трое ребят из первого десанта, и теперь они не могут освободиться самостоятельно.
Для их спасения на планету отправляется второй десант, который сопровождает сын одного из руководителей обсерватории, Агапит. Он может помочь землянам сориентироваться на планете, но ситуация осложняется тем, что он подвержен так называемому «Зову роботов». Это комбинация звуков, созданная роботами, способная воздействовать на психику вариан, подавляя их волю. С помощью этого Зова и были уничтожены люди на всей планете.
Земляне находят своих друзей, однако они не могут вернуться на корабль, так как в ходе бегства Агапит всё-таки попадает под власть Зова и оказывается в плену роботов. Ребятам с Земли приходится проявить отвагу и приложить все свои способности для того, чтобы не дать погибнуть инопланетянину и спасти всю планету.
(c) Allora
Награды:
Премия за лучший детский фильм о детях и юношестве на VIII Всесоюзном кинофестивале (г. Кишинёв, 1975 г.)
«Серебряный астероид» – специальная приз XVI Международного кинофестиваля фантастических фильмов (г. Триест, Италия 1976 г.)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977 г.) – А.Заку, И.Кузнецову, Р.Викторову, А.Кириллову, В.Шолину, С.Ильтякову.
Использованы справочные издания: «Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог» (1972-1973). М.: Нива России, 1996. То же, (1974-1975). М.: Нива России, 1997.
Режиссёрский сценарий
Перед вами режисcёрский сценарий фильма «Москва-Кассиопея», который отсканировал и предоставил нашему сайту Валентин Мельников.
Интересные воспоминания Ольги Битюковой (Варвара Кутейщикова) о съёмках фильма.
ОЛЬГА БИТЮКОВА (Варвара Кутейщикова) вспоминает:
«Варька сразу мне понравилась, мы с ней были очень похожи»
Об актёрах и героях
Ирочка, конечно, была взрослее своей героини. В сцене с Копаныгиным в командном отсеке это чувствуется. Она была старше нас с Надей. Мальчишки её обожали. Очень живая и умная, не чета нам, сопливкам. А поскольку она ещё и занималась спортивной гимнастикой, то была обладательницей точёной фигурки и потрясающей красоты ножек. Камеры она не боялась. Была абсолютно естественна в кадре.
Надя была девочка очень красивая, очень яркая, высокая. Характер спокойный и дружелюбный. Умница, достойная самых лучших слов. А как она пела! Любили мы погорланить песни в автобусе, возвращаясь со съёмки. Ну, и Надюше сам Бог велел быть запевалой. Внешность ей, конечно, закамуфлировали, как могли. Ну не положено было Юльке Сорокиной быть красивее Варьки. Но куда уж мне было с Надеждой тягаться.
О себе уже сказала, что Варька была практически – я. Так уж получилось.
Теперь мальчики.
Заводилами во всех безобразиях были, конечно, Басов с Григорьевым. Бесшабашные, нахальные, как все мальчишки в их возрасте. Они, кстати, уже хорошо покуривали в то время.
Cнимали первую капсулу, общий план. То есть, вся группа уползла по склону горы Опук, где мы снимали Вариану, наверх. Мы втроём сидели в капсуле, и было ужасно холодно. Вдруг мальчишки вытащили сигареты и закурили. Я ахнула. А эти засранцы стали и мне предлагать покурить, пытаясь убедить в том, что благодаря сигарете можно согреться. Но я была девочка разумная и отказалась от этой затеи.
Володя Савин был старше всех мальчишек. И, хотя и поддерживал всяческие их проказы, но как-то немного свысока. Всё-таки он был старше, кого – на год, а кого и на два. И, как потом выяснилось, больше всего его интересовала Иришка.
Мишка был слегка не в тусе. От природы скромный и спокойный, он пытался угнаться за ребятами, но куда там. Мальчики как бы верховодили, и иногда довольно обидно подшучивали над ним. Но Миша, по природной своей доброте, не обижался. А поскольку девочки не любят скромных и застенчивых, все наши симпатии были на стороне безобразников.
Как Р.В. усмотрел в Мише Ершове, нескладном и скромном, капитана – для меня загадка.
Из взрослых партнёров у нас были Иннокентий Смоктуновский и Лев Дуров. С остальными общался только Миша Ершов.
Ну, Смоктуновский и есть Смоктуновский. Умница, интеллигент, спокойный и уравновешенный. Мне было проще. Я знала его с детства. Поэтому мы общались запросто. Никакой звёздности в нём, упаси Бог, никогда не было.
Вообще-то, когда мы почувствовали себя причастными к кино, общение со взрослыми актёрами стало как бы на равных. Они воспринимали нас как партнёров, со всей серьёзностью и профессиональным дружелюбием. Никто из них не учил нас на площадке актёрскому мастерству. Помогал Р.В. Подсказывал, советовал, объяснял. Хватало у него терпения и такта возиться с нами, 13-14 летними оболтусами. Еcли сцена не шла, он выдёргивал нас по одному, обнимал за плечи и отводил в сторону. И что-то терпеливо втолковывал.
Лев Константинович вообще был, как бы, своим. Шутил, травил байки и анекдоты. С ним было легко и просто. Во всяком случае, нам.
С остальными партнёрами-роботами вообще не было никаких проблем. Нормальные рабочие отношения.
О съёмках
Изначально собирались снимать только один фильм «Москва-Кассиопея». Но получилось так много рабочего материала, что он не умещался в стандартный формат художественного фильма. Именно поэтому был создан, вернее, смонтирован, второй, «Отроки». К нам в Ялту, где тогда велись съёмки, приехал директор картины Георгий Федянин и сообщил, что Госкино утвердил проект второго фильма. Поэтому при просмотре иногда бросается разница даже во внешности. То мы совсем дети, то вполне взрослые подростки.
Вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал.
В кино, как известно, делаются дубли. И сложно сохранить психофизическое состояние в течение пяти-шести дублей. Все актёры, конечно, разные. Одни раскачиваются к седьмому дублю. Кому-то с первого всё удается. Но мы-то профессионалами не были.
Я – актриса первого дубля. Правда, это сформулировалось намного позднее. Так сказал Сергей Никоненко, когда я работала у него в картине «Люблю. Жду. Лена». Наверное потому, что практически нет театрального опыта, где всё постепенно нарабатывается. Я собираюсь и – выдаю на гора.
Тяжко досталась мне сцена возле капсулы, когда Варька отказывается улетать с планеты. Точнее, сначала сняли-то с первого дубля. Ура! Счастью не было предела. Боялась этой сцены очень. А через несколько дней пришла информация – брак плёнки. Ох уж этот мне брак. Как же мы ненавидели эти слова. И пришлось переснимать – уау! – 14 дублей. Это было испытание.
Но всех победил Басов. Свою фразу, – «По-моему, это сделал я»,– ему пришлось говорить 19 дублей. Вот такой рекорд.
Ричард Николаевич снимал без спешки, вдумчиво и собранно. Скрупулёзно выстраивал каждую сцену и каждый план. И на площадке была железная дисциплина. Наверно, поэтому я и выросла очень дисциплинированным человеком. Во всяком случае, когда речь идёт о работе. Никогда не опаздываю, знаю роль, репетирую дома. Сказалась школа Викторова. Спасибо ему за это.
Никаких особенных опасностей на съёмках не было. Скорее, не очень приятные моменты.
Например – Лоб в пакете.
Басова действительно запихнули в пакет, и комбинаторы на фоне чёрного бархата, на специальной подставке, таскали его туда-сюда. Володе было весьма тяжело и достаточно душно. А ну-ка, посидите в скрюченном состоянии не один час! Да ещё под светом, от которого и так нечем дышать. Да ещё и в пластиковом пакете.
Взрыв аппарата на Вариане – работа комбинаторов чистой воды, да еще пиротехники постарались. Так что Мише и Диме ничего не грозило.
А вот когда первая разведкапсула «приземлялась» на поверхность – тут был неприятный момент. Мы сидели в капсуле, под ней чего-то зажгли, но Р.В. остался недоволен эффектом. Решили сделать дубль. На специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссёра, стоявшего рядом. У Р.В. даже рукав куртки оплавился.
Володя Савин таки допрыгался со своей невесомостью – лопнул сосуд в глазу и он не мог сниматься на крупных планах.
Кстати, в съёмках невесомости нет ничего необычного, комбинированного, волшебного. И никаких «падающих» самолётов. Невесомость создавалась с помощью исключительно мастерства членов съёмочной группы.
Вращающийся коридор был построен на территории Ялтинской киностудии.
Середа, то есть, Миша Ершов, был намертво прикреплён к полу специальным крепежом, так же как и камера. Коридор крутили с помощью тросов, а Козелков – Саша Григорьев – бежал по медленно крутящемуся коридору.
Что касается командного отсека – он вместе с основной декорацией находился в Четвёртом павильоне киностудии имени Горького в Москве. И был намертво прикреплён к полу того же павильона. Невесомость – мастерство оператора и заслуга Володи Савина, который несколько часов болтался на тросах в тесной и душной декорации. Крепёж под костюм, засвеченные тросы и желание всё хорошо снять.
Во время съёмок сцены в «профилактической камере», когда ребята заливались искренним смехом, роботы были ни при чём.
Просто нам в это время показывали «Ну, погоди», – вот мы и веселились.
Вообще-то, смеяться в кадре, да ещё и искренне – гораздо труднее, чем плакать. Тут особая техника нужна. Дыхательная техника. Учились потихоньку, вроде получилось.
Съёмки на «пункте осчастливливания» тоже были не сахар. Представляете, вы лежите, а на вас надвигается этакая «дура», да ещё со специфическим звуком. Весьма неприятно, доложу я вам. Было чувство, что она таки надвинется на нас. Мы, конечно, знали, что там наверху сидит специальный человек и контролирует весь механизм.
Но творцы – они и есть творцы. Что им в голову взбредёт – никто не знает… Или забудут громко сказать заветное слово «стоп»… Но – обошлось, конечно.
Костюмами для картины занимался наш художник по костюмам Игорь Красулин.
Мы свои очень любили. Рабочие и белые. Они были сшиты из какой-то плотной ткани и ужасно нам нравились. Как и сапоги. Их мы вообще пытались как-то забрать. В смысле, выкупить после съёмок. Но у них была, оказывается картонная подошва.
А вот серебряные костюмы – ужас. Из какой-то экспериментальной ткани, покрытые дурацким «серебром». Оно благополучно стиралось, оставаясь на руках. и сапоги – также не годились, облезали страшно.
Нашим «роботам» пришлось ох, как нелегко. Ткань, даже не ткань, а какая-то толстая прорезиненная синтетика. Костюм надевался как комбинезон, душный и жаркий. Головы исполнителей – резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками, плюс грим.
Вершители – вообще жесть. На актёров надевали очки, где линза состояла из четырёх составляющих. Причём у актёров в глазах всё также четверилось. Нелли Пянтковская, вершительница, страшно ругалась после каждой съёмки.
Общение роботов – свист – был в сценарии. А вот рука у подбородка, мелодика свиста, улыбка – всё это было придумано замечательным актёром Сашей Вигдоровым. Он, к сожалению, мало снимался. А у нас играл исполнителя и младшего брата Паши Козелкова через двадцать семь лет.
Почему Агапит – лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и всё. Во всяком случае, таково было объяснение Р.В.
И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии.
Бедный Димка Ледогоров! Это сейчас лысину носят все кому не лень, а тогда. Ему приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом.
А вот универсальный ключ управления в сценарии был. И потом его изготовили по эскизам Константина Загорского.
Вся музыка для дилогии была написана Владимиром Чернышёвым от начала и до конца. Он был, безусловно, талантливым композитором. А зов роботов – это вообще его любовь и муки. Причём партитуры он всегда писал сам. Это был адский труд, но… Писать партитуру – не хотел доверять никому, да и специально обученные люди стоили дорого.
К сожалению, саундтрека к дилогии, как такового, не существует.
А песню в «Отроках» пел вокально-инструментальный ансамбль, два парня и две девушки. Ну и мы с Наденькой, конечно. С удовольствием записывали. как взрослые. Там, в картине даже есть Надюшин акцент. На словах «пусть отдохнёт, пусть», второе пусть звучит как «пусТЬ» – Надя постаралась. Это и вошло в картину.
Над многими вопросами, которые возникали у зрителей во время просмотра, актёры даже не задумывались.
Понятия не имею, кто придумал «ЗАРЮ». Наверное, всё тот же Константин Загорский, наш художник-постановщик. Кстати, в начальном варианте звездолёт назывался ЗАЛП – Звездолёт Анигилляционный Лазерный Прямоточный. Потом переделали в ЗАРЮ.
Макет звездолёта делали в декорационном цехе студии Горького, а видеошар – детище комбинаторов. Куда делся потом реквизит – не знаю, наверное, как и декорации, увезли в пионерлагерь Звёздного городка.
Схема расселения экипажа в каютах жилого отсека мне не известна, да мы и не задумывались над этим, если честно. Всё принимали, как данность. Была уверена, что все расселены по одному. Удивилась, что девочек «поселили» вместе.
Неужели непонятно, зачем Катя заставила Мишку читать «Воскресение»? Это же так просто. Нужно только вспомнить эту цитату. и всё. Мишка-то состоял, как бы, из одних цифр. А Катя влюблена. И что делать влюблённой по уши девочке, если её избранник любит только цифры, будь они неладны? Ведь грустно любить без ответа. Вот она и намекала Мишке: мол, вот для другого – приход Катюши как будто бы озарял всё солнцем. далее – по тексту. А Мишка не лопух, он понимал, но «. в ситуациях, которые нам предлагает космос, Катюша. »
Финального поцелуя Вари и Вити, конечно же, не было. Я Мишку терпеть не могла – какие уж тут поцелуи.
По идее Юля должна была быть парой Паше, но. Это совсем не было прописано в сценарии.
А вообще, на взрослых вопросах взаимоотношений полов как-то внимания не заостряли ни мы, по причине молодости, ни творцы.
Причину гибели несчастного Пафнутия я не знаю. Как-то этот момент упустили, не обговаривали и не заговаривали о нём больше. Видимо, все были в глубоком трауре, и чтобы не травмировать Варьку.
Про отчества я никогда не задумывалась. Там и у меня есть какое-то отчество, но я его не помню. А вот зачем Р.В. оставил накладку текста с отчеством Кати — для меня загадка. Он ведь сам руководил озвучанием, и не мог не заметить это Андреевна-Сергеевна. (в сцене, когда ИОО представляет Катю академикам, он называет её «Екатерина Сергеевна», а чуть позже, общаясь с самой Катей – «Екатериной Андреевной». См. в разделе «Киноляпы»)
По сюжету Катя Панфёрова была юным кристаллографом, географом и кем-то ещё. Видимо, она должна была изучать историю планеты, изучая её состав, камни, недра, а вот её работа на корабле. А что она делала? Писала глупости на досках, жевала конфеты, бегала за Мишкой, исповедовалась Юльке. И явилась движущей силой развития сценария и путешествия, а то тащились бы мы через просторы вселенной аж двадцать семь лет.
Где прятался Лоб на звездолёте, думаю, не знает и сам Лоб. Просто спрятался после экскурсии и всё. Это, как говорится, насколько хватит фантазии.
Что могло привести к гиперпрыжку? Конечно, безобразие, которое устроил Федька на корабле. Плюхнуться задницей на пульт управления и не испортить всё, что можно, это ведь нереально! Если помните, корабль шёл со скоростью около световой. Малейшее нарушение в управлении кораблём уже чревато, а тут – нажатие практически всех кнопок одновременно. Конечно, это привело к нарушению скоростного режима звездолёта, корабль превысил скорость света, причем почти мгновенно, совершил гигантский прыжок и помчался, неуправляемый, с чумовой скоростью, не предусмотренной никакими законами физики.
А если бы Витя не поставил двигатели на торможение, то летели бы мы дальше, и уж точно пролетели бы мимо звезды Альфа созвездия Кассиопеи.
Кстати, вы знаете, что такое гиперпространство? Я – нет.
У поклонников возникал вопрос – почему ребята в фильме не применяли на Вариане оружия, которое у них было?
А зачем было применять оружие против целой ПЛАНЕТЫ роботов? Где логика? Ну, грохнули бы мы три-четыре сотни. Но ведь их – целая планета.
Агрессия вызывает ответную агрессию – так объяснял Р.В.
Уж если уничтожать, то всех и сразу, – поэтому и зарядная станция, – вызов, доп. вызов. перегорели. Все, кроме дефектных.
Для справки – второй дефектный робот под каким-то номером говорил в картине голосом Р.В. Получилось очень прикольно.
А вот тем, кто надевал костюмы этих самых дефектных, приходилось ой, как несладко. Особенно, когда дело касалось естественных потребностей организма.
Про продолжение фильма:
Что про продолжение говорить, когда его всё равно никто не снимет. А что касается возвращения ребят – тут всё очень смутно. Мы, по молодости, и не задумывались. А потом, космос такая штука, все может случиться.
Источник