Меню

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну

Тест «Синтаксис. Пунктуация»
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
5_klass_oboshchayushchiy_test_po_sintaksisu_i_punktuatsii.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий тест по разделу «Синтаксис. Пунктуация» 5 класс

1.Что из перечисленного не является словосочетанием?

1.зимняя сказка 2.снег и ветер 3.крикнул громко 4.под моим окном

2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

1. подарок для друга 2.на пушистых ветках 3. приехал вчера 4. изредка посещал

3.Укажите побудительное предложение: 1.Сосны всё время тихонько шумели. 2.Куда ты поедешь летом? 3.Расскажи мне интересную сказку. 4.Вдруг у самых ног он увидел зайчонка.

4. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1.Дед бережно вынул из конверта письмо. 2.Сырой туман висел над рекой.

3.Шерсть у Джека была короткая. 4.На небольшой полянке я увидел барсучонка.

5. В каком предложении неверно выделено подлежащее?

1.Ровными рядами стоят высокие сосны . 2.Старый мостик смыли потоки дождя.

3.Рассердился хозяин леса на муравья. 4.В лугах печально кричали ночные птицы.

6. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква о.

1.к. стер, сп. сибо, втр. ём, п. ртрет 2. к. рабль, с. лют, т. поль, б. рабанщик 3.к. ллекция, п…жалуйста, вдв. ём, х. ккей 4.г. лубушка, г. ризонт, изд. лека, б. скетбол

7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1.Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.

2.Лес хранит почвенную влагу и смягчает климат.

3.Вечерний сад тёмен, мрачен.

4.Азбука ступенька к мудрости.

8. В каком предложении правильно выделено сказуемое?

1.В субботу мать вымыла пол и застелила его чистыми половиками.

2.Даль чиста и светла . 3.Дружно и громко зазвучал птичий хор.

4.Тут взгляд её упал на какую-то стеклянную коробочку.

9. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.

1.Повторение — мать учения. 2.День был свежий, солнечный и безветренный.

3.Этот край очень скромен. 4. Ваня всегда говорил правду.

10. Укажите нераспространённое предложение.

1.Снега на солнце окрасились в бледно-розовый цвет.

2.Люди распрягли лошадей и сварили ужин.

3.Прибрежные луга ещё не скосили.

4.Мальчишки бегали, прыгали и кувыркались.

11. Дополнение выражено местоимением в предложении:

1.Я люблю наблюдать за птицами. 2.Пёсик очень любил играть с нами.

3.На краю поляны два ежа боролись с боровиком. 4.Мы смотали удочки и пошли домой.

12. В каком предложении неверно указано определение? 1.Быстро прошло тёплое лето. 2.Изредка лучи неяркого солнца озаряют лес. 3. О таких сапогах Гришка мечтал давно. 4. По ночам замерзают лужи.

13. Укажите предложение с обстоятельством.

1.Брат подарил мне интересную книгу.

2.Вода затопила все пляжи и береговые постройки.

3.Мы быстро миновали поле и рощу.

4.Беспощадные метели и вьюги истерзали раздетые деревья.

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1.Раскалённые лучи солнца заливают круглую клумбу с цветами, и тёмную зелень сирени.

2.На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины.

3.Малиновка щебетала чётко, весело и звонко.

4.Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей.

15. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1.Дорога шла по просеке где около пней цветёт иван-чай.

2.Что ж ты сынок не представился?

3.Подснежники одуванчики и фиалки расцветают ранней весной.

4.А ты приходи завтра на речку.

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.Что ты ржёшь, мой конь ретивый?

2.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

3.Лес — наше богатство.

4.Присядем друзья перед дальней дорогой.

17. Укажите ошибку в характеристике данного предложения: Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

1.это предложение повествовательное

2.главные члены — ворона сидела и хлопала

3.в предложении есть обращение

4.в предложении есть однородные члены

18. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

1.Не трещите морозы в заповедном бору у сосны и берёзы не грызите кору.

2.В поле шла жатва листья на деревьях пожелтели.

3.Ветер носил над полями голубые тучи опавших лепестков.

4.Деревья скалы и ущелья приобретали причудливые очертания.

19. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1.Когда мать и Чук вернулись домой, Гека в избе не было.

2.Тогда мать заскочила в избу, сдёрнула со стены ружьё и выбежала во двор.

3.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

4.Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зелёная листва.

20. Укажите текст, в котором есть диалог.

1) Шла вчера я по Садовой, Так была удивлена —
Паренёк белоголовый Закричал мне из окна:

«С добрым утром! С добрым утром!»

2) У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

  1. «Слово дано человеку для того, чтобы свои понятия сообщать другому»,— писал Михаил Васильевич Ломоносов. И он был прав.
  2. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
  • Лизавета, здравствуй!
  • Как дела, зубастый?
  • Ничего идут дела. Голова пока цела .

Источник

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Обобщение изученного в 5 классе.

Тема. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Обобщение изученного в 5 классе.

1. Повторение основных синтаксических понятий: что изучает синтаксис; отличие словосочетаний от предложений, простых предложений от сложных; особенности главных и второстепенных членов предложения; отличие подлежащего от обращения; особенности предложений с прямой речью.

2. Умение выделять основу предложения; выделять из предложения словосочетания; распознавать виды предложений по цели высказывания; находить однородные члены предложения; производить синтаксический разбор предложений.

— грамотно пунктуационно оформлять свою письменную речь, выполнять пунктуационный и синтаксический разборы.

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

— умение соотносить цели и результат.

I. Организационный момент. Учитель сообщает цели урока.

II. Изложение темы урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим путешествие в страну Синтаксис, где правит королева Пунктуация. Побываем в поселке «Виды предложений по цели высказывания», а также в городе «Члены предложения» и в столице этой страны, встретимся с её королевой Пунктуацией.

(вывешивается карта этого государства)

-Чтобы открылись ворота, надо выполнить задание, которое прикреплено на этих воротах.

1. Что изучает синтаксис?

2. Что изучает пунктуация?

3. Выписать из предложения словосочетания и сделать их разбор:

Весной из жарких стран к нам летят разные птицы.

Молодцы! Справились с заданием! Ворота открылись, и пойдем дальше.

-Прибыли в поселок «Виды предложений по цели высказывания». Нас не выпустят отсюда, пока мы не выполним задания, которые приготовили жители этого поселка.

Задание. Дать определение предложениям: повествовательное, побудительное, вопросительное.

1) Определить вид предложений по цели высказывания и поставить в конце соответствующий знак.

1. Я видел багровое солнце

2. Ты видел багровое солнце

3. Ты Гена нарисуй закат солнца

2) Индивидуальная работа по карточкам. Выразительно прочитать и определить вид предложений по цели высказывания.

У меня растут года –

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое плохо?

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

Этот вот кричит:

Кто меньше ростом! –

Этот мальчик так хорош,

Молодцы! И тут вы справились!

-Продолжим путешествие. Мы попали в город, который называется «Члены предложения»

(Работа с картой: рассмотрим схему этого города)

-Но что это?! Нас не пустят на главную площадь, которая называется «Основа предложения», пока мы не скажем (см. слайд)

1.Какие члены предложения составляют основу?

2.Дайте определение подлежащего и сказуемого.

3.Задание по карточкам: подчеркнуть основы предложения.

-Давайте посмотрим, какие есть улицы в этом городе.

Дополнение, Определение, Обстоятельство. Дать определение этим членам предложения.

Индивидуальная работа по карточкам. Подчеркнуть члены предложения.

Последние косые лучи осеннего солнца золотят унылую степь.

Ярко горят огоньки ночного костра.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.

Молодцы! Поехали дальше!

-Вот нам встретилась полянка Однородных членов предложения.

Что же здесь нам нужно сделать?

Ответить на вопросы:

1.Какие члены предложения называются однородными?

2.Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

3.Что такое обобщающие слова при однородных членах предложения?

Выполнить задание. (см. слайд)

Расставить знаки препинания и начертить схемы:

Далеко тянутся массивы нетронутых хвойных лесов еловых пихтовых сосновых.

Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.

Совы филины и куницы забираются в дупла на днёвку.

-Вот мы и забрели в дремучий лес.

«Что, друзья, мы будем делать?» —

спросил Коля у одноклассников.

В этом предложении есть шифровка:

кто ее разгадает, тот смело может войти в этот дремучий лес.

(Речь пойдет об обращениях и прямой речи)

Задание. Расставить знаки препинания:

Юные читатели берегите книги аккуратно обращайтесь с ними.

На уроке ученик спросил учителя что такое коллектив?

Неужели река замерзнет подумала Серая Шейка.

Санька посмотрел в поле и произнес весна-то какая Маша.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Пойдем дальше!

-Вот и прибыли мы в столицу этой страны, которая называется «Предложение». Здесь и живет королева Пунктуация. В этом городе всего две площади. Посмотрим, что это за 1-я площадь? Как она называется? Площадь простых предложений

1.Какое предложения является простым?

2. Все ли эти предложения простые?

Осень пришла. Красота какая! Лес притих. На траве, на соломинках, на былинках блестели бесчисленные нити осенней паутины.

-Давайте посмотрим, а как называется 2-я площадь? Площадь сложных предложений. Задание.

1. Из чего состоит сложное предложение?

2. При помощи каких союзов соединяются простые предложения в состав сложного?

3. Какие предложения называются сложносочиненными? Сложноподчиненными?

-Ребята, в сложных предложениях никак нельзя обойтись без королевы Пунктуации. Почему? А еще где встречается Королева? (в предложениях с однородными членами, прямой речью, обращением).

Вот Королева приготовила вам свое задание. Если вы справитесь с ним, вы благополучно вернетесь домой.

Подчеркнуть основы, начертить схемы.

1.Ребята с увлечением рассказывали о походах которые они совершили летом.

2. Всю ночь мы лежали у костра дремали и слушали как бушевало море.

3. В лесу снег большими глыбами лежит на деревьях и ветки гнутся от его тяжести.

Индивидуальная работа по карточкам.

Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Вот и заканчивается наше путешествие.

V. Домашнее задание.

Повторить все правила по синтаксису.

Номер материала: ДБ-1691252

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести стипендии для школьников

Время чтения: 1 минута

График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Было солнце выше были звезды ярче
Adblock
detector