Осень, саврасов, 1871
Участие в ТПХВ В 1871— 1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873− 1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.
«Лосиный остров в Сокольниках» , 1869
«Грачи прилетели» , 1871
«Закат над болотом» , 1871
«Печорский монастырь в Нижнем Новгороде» , 1871
«Весна. Грачи прилетели» , 1872.
«Дворик. Зима» , 1870 -е
«К концу лета, на Волге» , 1873
«Московский кремль» , 1873,
«Близ Сухаревой башни» , 1875
Последние годы жизни В конце 1870 -х Саврасов тяжело заболевает алкоголизмом, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. «В последние годы, когда А. К.
Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище» , — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» . Художник умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных.
«Ранняя весна. Оттепель» , 1880 -е
«Зимний пейзаж. Оттепель» , 1890 -е
Вопросы 1. В каком жанре начинает своё творчество Саврасов? 2. Назовите самое известное произведение раннего периода его творчества. 3. В каких выставках участвовал Саврасов в 18711880 -е гг. ? 4. От чего умер Саврасов? Какие краски преобладали в произведениях его завершающего творческого этапа? 5. В чём заключаются особенности творчества Саврасова?
Источники информации http: //www. centre. smr. ru/win/artists/savras/biogr_sa vras. htm http: //www. liveinternet. ru/users/aleksfes/post 166725 727/ http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 1%D 0%B 0%D 0 %B 2%D 1%80%D 0%B 0%D 1%81%D 0%BE%D 0%B 2 http: //www. rod 1. org/subd/kladovia/articles/zabytyegeroi/267 -kulibin
Спасибо за внимание! Выполнил ученик 10 -1 класса Устьянцев Андрей.
Болото в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Лунная ночь. Болото». 1870.
1. Топкое место, часто со стоячей водой.
Выходя из березняка, он увидел болото, самое настоящее болото с мелкими кочками, поросшими остро пахнущей осокой. (Вс. Иванов. Плодородие.)
«Словарь русского языка». Москва. «Русский язык». 1981.
оварь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Закат над болотом». 1871.
Болото болоту рознь, это вам скажет любой мало-мальский грамотный в лесном отношении человек. Есть собственно болота, а есть топи.
Первые могут быть труднопроходимы, но, в общем-то, опасны лишь для совсем неумелых людей. Топи же непроходимы ни для кого… За исключением тех, кто знает тропку, если разумеется, эта тропка вообще существует в природе.
Они двигались по наихудшей из разновидностей болот — по гнилой трясине, состоявшей, казалось, из одних «окон». Что такое «окно», Карташ испытал на себе, когда оступился, соскользнул с кочки и бухнулся в чёрную стоячую воду.
Полное ощущение — под ним разверзлась бездна. Первобытный страх холодом разлился под кожей, когда Алексею представилось, что эта непроглядно-тёмная, мало напоминающая воду субстанция сомкнётся над головой.
Александр Бушков. «Тайга и зона.»
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне». 1871.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Заболоченная речка». 1875.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Пейзаж с болотом и лесистым островом». Конец 1860-х — начало 1870-х.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Сосны у болота». 1882.
Архип Иванович Куинджи. «Лесное болото». 1898-1908.
Винсент Ван Гог. «Болото». 1881.
Владимир Менк. «Утро на болоте».
Ефим Волков. «Болото осенью». 1871.
Иван Иванович Шишкин. «Болотистая местность». 1861.
Иван Иванович Шишкин. «Болото на Петровском острове». 1869.
Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1884.
Иван Иванович Шишкин. «Болото в лесу». 1885.
Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1886.
Иван Иванович Шишкин. «Лесное болото». 1889.
Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1892.
Иван Иванович Шишкин. «Болото. Полесье».
Исаак Ильич Левитан. «Вечер над болотом». 1882.
Исаак Ильич Левитан. «Серый день. Болото». 1898.
Константин Яковлевич Крыжицкий. «Болото».
Николай Константинович Рерих. «Болота Цайдама».
Фёдор Александрович Васильев. «Болото в лесу. Осень».
Якоб ван Рейсдаль. «Болото». 1660-1670.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
Саврасов Поздняя осень: описание и фото
Саврасов написал картину «Поздняя осень» в последние годы своей жизни. По сей день, она вызывает множество дискуссий. Произведение остается примером для осенних пейзажей.
О художнике
Алексей Саврасов — знаменитый пейзажист, один из основателей общества передвижников, в которое входили легендарные художники из России.
С юных лет проявлял задатки художника. Отец не поощрял его занятия, но и не помешал успешно сдать экзамены в столичную школу живописи. Знаменитый художник Рабус стал для него учителем.
Первые картины считаются не слишком удачными, такие как «Камень в лесу у разлива» или «Вид московского Кремля при луне».
В пятьдесят первом году пишет работу «Вид на Кремль от Крымского моста в плохую погоду». Она приносит ему первую популярность. Критики хорошо отзываются о картине.
Последующий год молодой художник проводит в разъездах по южным селениям Российской Империи.
В 1854 году за два полотна, выстеленные на вернисаже, художнику дают звание академика. Третьяков покупает художества.
Уже в 57-м, будучи известным в узких кругах, Алексей берет в жены Софью Герц. У них было пятеро детей. Двое из них погибли в достаточно юном возрасте, и супруги не выдержав горя, решили разойтись. Художник начал страдать от алкоголизма. В 1876 Софья уехала к сестре, оставив мужа.
За это время Саврасов успел поработать учителем рисования в ВУЗе. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он также путешествовал по Европе, был в Британии, Австрийской империи, Швейцарских горах, и Франции.
Активно трудился над пособием для рисования.
Период затмения
А в 82-м его уволили из училища. Он спился. Жил в нужде. Картины становились все более мрачными.
С 1887 по 1888 год художник проживал с некой Киндяковой Верой, которую использовал в качестве своей музы для некоторых полотен. В это время пишется картина Саврасова «Поздняя осень», фото которой можно посмотреть далее.
А когда шел 1893 год, он начал проживать с Моргуновой Екатериной, от которой у него появилось двое детей.
Умер Саврасов в 1897 году, находясь в пристанище для малоимущих. Последние годы он провел в такой бедности, что за него заступались популярные в то время художники.
Один из них даже написал письмо Третьякову с просьбой помочь бедствующему старику.
Там же шла речь о том, что он получает пенсию от союза писателей в 25 рублей, которых не хватает, чтобы содержать еще и жену с двумя маленькими детками.
Несмотря на темную полосу в жизни, Саврасов остался для большинства жителей России, а также ценителей пейзажного искусства по всему миру, мастером своего дела, романтиком, с особым взглядом на природу. Его необычное восприятие любого природного явления делало картину уникальной.
Алексей Кондратиевич учил Исаака Левитана — самый любимый ученик, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Сергея Светославского и Льва Каменева.
Картина Саврасова «Поздняя осень». Описание
Свою знаменитую работу «Грачи Прилетели» художник создал в 1871 году, когда был на пике популярности, не страдал алкоголизмом, и его переполняли идеи.
Картина Саврасова «Поздняя осень» вполне соответствует ее названию. Она была написана в 1887 году, в период запоя. Его тогдашняя сожительница Вера Киндякова написала письмо в галерею Третьякова, где сообщала о двух абсолютно новых картинах.
Оказалось, что Саврасов решил снова вернуться к живописи. Он создал два рисунка: «Закат солнца на Волге» и «Поздняя осень».
Первое творение выглядело более жизнеутверждающим. Скорее всего, художник пользовался теми образами, которые остались у него от прежних работ.
Картина Саврасова «Поздняя осень» представляет собой изображение Москвы из деревни неподалеку в один морозный день. Ярко светит солнце. Лучи падают на первый снег, который покрыл землю. Вся природа притихла в ожидании зимы.
Художник сделал ее, сидя в этой деревне, и рисуя с природы. Он передал те впечатления, которые у него были в момент создания пейзажа.
Критика картины
Искусствоведы утверждают, что поздние работы Саврасова чересчур мрачные, темные. Они гораздо слабее, чем те, которые он рисовал в период молодости. Картина Саврасова «Поздняя осень» по сей день практически забыта. О ней мало кто знает.
Стиль – реализм. Передний план слишком схематичный и жесткий. На нем видны кривые мазки, слабеющая рука автора.
Многие считают, что у художника не вышла картина «Поздняя осень». Фото которой представлено в статье.
Другая «Осень»
Существует еще одна картина у Саврасова, которая описывает ту же пору года. Она называется «Осень».
Пейзаж в жанре реализма, тем не менее, вызывает более восторженные отклики. Автор закончил работу над ней в 1871 году, в то же время, когда нарисовал «Грачи прилетели».
Мотив у картины типичный для осени: на переднем плане группа деревьев, птицы, улетающие в теплые страны, еще пока чистое, но темное небо. Тона несколько размыты.
Деревья стоят в одиночестве на возвышении. Рядом образовавшаяся от недавно прошедшего дождя, лужа. В ней можно увидеть посеревшее небо.
Трава на холме стала темной от непогоды.
Вдалеке на золотые кроны лесных деревьев падает солнечный свет. Он попадает и на небольшой дом с дымом из трубы. Возле него стоит мельница. Течет небольшая речка.
Картины осени известных художников
Русские пейзажисты очень любили эту пору года. Она вызывала меланхолические ассоциации, дарила вдохновение. Осень в картинах художников встречается очень часто. Эта пора могла быть нарисована в любое время дня или вечера, в разных стилях.
Многогранность осенних красок дарила возможность проявить себя каждому. Цветовая гамма всегда была разной. Один художник находил насыщенный зеленый цвет после дождя, другой любовался ярко-красными листьями, а третий фокусировался на золотом цвете под ногами.
Популярные работы
Самые показательные картины осени известных художников:
- «Золотая осень» Василия Поленова;
- «Осень» Ефима Волкова;
- «Золотая осень» любимого ученика Саврасова, Исаака Левитана;
- «Бабье лето» Андрея Герасимова;
- «Осенний лес» еще одного передвижника, Ивана Шишкина;
- «Утро в осеннем лесу» Сергей Писемский;
- «К тайне» Андрей Карсаков.
Русские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов
Фото с ru.wikipedia.orgЭта серия статей посвящена краткому обзору творчества художников России XIX столетия. Я не претендую на роль биографа художников искусствоведа, анализирующего их творчество. С этим заинтересованный читатель может познакомиться в других, профессиональных источниках.
Жизнь художника Алексея Кондратьевича была наполнена вдохновением, без которого художник не может творить, но она была трагична.
Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года в Москве, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова — купца третьей гильдии. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части».
А юный Алексей ещё с детства проявлял склонность к рисованию, уже тогда обнаружился его великий дар.
Его рисунки, которые он продавал торговцам у Ильинских ворот и на Никольской, раскупались быстро и пользовались популярностью.
В 1844 году Саврасов поступил в московское Училище живописи и ваяния, но в том же году, из-за заболевшей чахоткой матери, ему пришлось бросить учебу. Через пару лет он вновь поступил в то же училище и получил художественное образование.
Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спровадил Алексея вместе с картинами жить на чердак собственного дома.
Жить на чердаке поздней осенью было нелегко— во все щели дул пронизывающий ветер, было сыро и холодно, и только вмешательство московского обер-полицмейстера генерала Лужина положило конец этой экзекуции.
Учителем Саврасова был Карл Рабус — друг Гоголя, Венецианова, Иванова, знаменитого немецкого романтика Тика, однокашник Брюллова, он ввел юного Саврасова в мир искусства. Его дом был всегда открыт для юного таланта.
В 1854 году на пейзажи молодого живописца обратила внимание великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда президентом Академии художеств. Саврасов ей настолько понравился, что получил от нее приглашение работать на её даче, находящейся между Петергофом и Ораниенбаумом.
Летом 1854 года Саврасов работал на Финском заливе под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показал две картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Осенью 1857 года Саврасов женился на Софье Карловне Герц — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, она также приходилась сестрой известному в то время археологу и историку искусства Карлу Герцу. У них родились четыре дочери, которые все умерли в младенческом возрасте.
В начале 1870-х годов Саврасов открыл для себя Волгу. С этой рекой связана целая эпоха его творчества. Несколько лет подряд художник каждый год приезжал на берега реки, создавая прекрасные пейзажи.
Именно в этих местах были написаны знаменитые «Грачи прилетели», показ которых на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» имел ошеломительный успех.
Больше такого публичного признания у Саврасова не было.
Далее карьера художника с точки зрения популярности у публики пошла на спад, денег было мало, жить было трудно. Художник начал пить и вести нищенский образ жизни. С женой разешелся. В начале 1880-х художник женился во второй раз на Евдокии Матвеевне Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.
В конце 1870-х Саврасов тяжело заболел, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве, 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.
Самые известные работы Саврасова — это «Грачи прилетели», «В Кунцеве», «Вид в Ораниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках», «Лесная дорога в Сокольниках», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «К концу лета, на Волге», «Жатва», «Вечер», «Близ Сухаревой башни».
Фото с ru.wikipedia.org
Фото с ru.wikipedia.org
«Зимняя ночь»
Саврасов умел писать самые, на первый взгляд, «неказистые» виды с добротой и любовью, преображая простые деревенские дома в сказочные, таинственные, уютные обители. Картина «Зимняя ночь» тому пример.
На улице холодно и темно, неаккуратно сложенный хворост освещает лунный свет, пробивающийся из-за туч. А в контраст этому горит маленький, но теплый свет из окошка избы. И мы можем представить себе, что в этом доме кто-то живет и зимним вечером отдыхает от дневных сует.
Теплый огонек средь зимнего, студеного вечера — это как первый ландыш, живой и нежный.
Лунная ночь
Картина «Лунная ночь. Болото» (1870 ) отличается глубиной. На первый взгляд, может показаться, что на ней ничего определенного не нарисовано, но лишь несколькими штрихами, игрой со светом и тенью создан образ, настроение, и кажется, что лунный свет переливается с картины на вас, освежая и убаюкивая.
Мне кажется, в наш век люди утратили то, чем могли насладиться люди в прошлом.
Да, мы живем комфортно, не страдаем от холода и голода, но как часто можем мы бывать на природе, именно девственной природе, не осквернённой шумом машин и комбайнов, где поют птицы, где трещат кузнечики и танцуют бабочки.
Где в такт серенаде ветра стучит в окно осенний дождь. Мы обменяли подлинную красоту на искусственную. В картинах Саврасова передана подлинная красота природы.
Критики считают, что Саврасов написал только один шедевр «Грачи прилетели», и что во время болезни его работы были мрачны и неудачны. Мне кажется, что это не так.
Посмотрите на картину «Распутица», она был написана на склоне лет художника, но в ней столько жизни и тепла сердечного, когда идешь по зимней дороге, вокруг бело и согревает лишь огонь, огонь сердца, духа человеческого. Вдали виднеется купол церкви, такой же одинокой, как и странник, идущий по заснеженной дороге.
Возможно, картина символизирует и путь, который каждый из нас должен пройти. Жизненный путь не всегда легок, иногда и холодно, и одиноко, но если есть надежда и вера, и стремление к духовному, то даже в стужу на сердце будет тепло. И стаи птиц будут нашими провожатыми.
«Грачи прилетели»
Работа над данным полотном была закончена в 1871 году. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Это самая известная картина Саврасова, как на родине, так и за рубежом. В ней весна — северная, русская, ранняя весна. Смотришь на картину, и можно услышать оживлённое карканье грачей. На заднем плане виднеется храм и, возможно, в тот миг звон колоколов раздавался в ритм галдежу птиц.
С картины веет свежестью и ароматом просыпающейся жизни. Вот чьи-то следы на снегу, вот нежная веточка, торчащая из снега, трогательные серо-голубые облака смотрят свысока на бревенчатые крыши домиков. Тает снег, сменяется сезон.
Художник так бережно передал все нюансы прихода весны, что вся картина наполнена легким ее дыханием.
«Озеро в горах Швейцарии», 1866 год
Природа в этой картине чиста и прозрачна. Прозрачная вода, прозрачный воздух и даже верхушки гор кажутся почти прозрачными. Бирюзово-нежная вода. Уголок, никем не тронутый, почти неземной. Как горы исчезают в облаках, так и мы сами исчезаем в ясной чистоте пейзажа, сбрасывая с себя все маски, мысли и тревоги, и погружаемся в мир света.
Великолепные пейзажи горных вершин отражены также в живописи Куинджи Архипа Ивановича, еще одного замечательного русского художника ХIХ столетия, но об этом — в другой статье.
Описание картины Осень – Саврасов
Увядание природы, ее осенняя умиротворенность и покой, всегда интересовали автора. В этой работе остро чувствуется одиночество мастера, его попытка осмыслить и проанализировать это чувство. Краски работы приглушены и лишены всякой жизнерадостности.
Сам сюжет – небольшая ветряная мельница и изба мельника под сенью нескольких деревьев – вызывает недоумение. Место для мельницы выбрано неудобное.
Это может обозначать лишь то, что стоит она здесь очень давно, когда деревья еще не закрывали путь ветру, приводящему в движение лопасти мельницы. Над избой вьется дымок – похолодало настолько, что хозяева затопили печь. На фоне невыразительного и пасмурного неба улетающая стая птиц создает тоскливое настроение.
Контраст между большими, мощными деревьями и маленькими, хрупкими постройками, раскрывает ощущения самого автора, остро чувствующего пустоту в личном пространстве.
С другой стороны, одиночество и пустота, которыми насыщена картина, не передаются зрителю. Мастер, таким образом, строит свою картину, что зритель, в первую очередь, обращает внимание на живописность и сдержанную, торжественную красоту осеннего увядания.
Многочисленные оттенки коричневого и темно-зеленого цвета работают на раскрытие идеи автора, составляя атмосферу работы. У зрителя складывается ощущение, что свет в картине неотвратимо уходит, отдельные детали все труднее разглядеть.
Кажется, что совсем скоро свет уйдет окончательно, чтобы вернуться лишь вместе с весной.
Свет для художника является собственно источником самой жизни.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Дубы на берегу – Алексей Саврасов Саврасов был прекрасным, рисовальщиком. Виртуозному владению рисунком его учили в московском Училище живописи и ваяния, без точного, следующего натуре рисунка……
- Оттепель. Ярославль – Алексей Саврасов Зима с ее холодными долгими днями всегда кажется бескрайней. И вот, тихо, боясь привлечь излишнее внимание, приближается весна. Первыми признаками……
- Разлив Волги под Ярославлем – Алексей Саврасов Саврасов – истинный певец весны, и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим русским поэтам –……
- Пейзаж с радугой – Саврасов Необычная картина. Она словно была создана другим художником, такое складывается ощущение у всякого, кто видит ее впервые. Мастер пейзажа неоднократно……
- Вид в окрестностях Ораниенбаума – Алексей Саврасов Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и “августейших” любителей искусства. Великая княгиня……
- Ранняя весна. Оттепель – Саврасов Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в……
- Осень – Иван Шишкин В работе “Осень” Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат……
- Могила на Волге – Алексей Саврасов Среди работ Саврасова 1870-х годов есть и глубоко драматические образы, отразившие скорбные размышления художника о краткости жизни, сиротливом одиночестве любящего……
- Печерский монастырь под Нижним Новгородом – Алексей Саврасов Некоторые из его картин, связанных с образом Волги, имеют поистине масштабный, эпический характер. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на……
- Золотая осень – Исаак Левитан На переднем плане полотна “Золотая осень” изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли……
- Петушиные бои перед группой молодых женщин – Адольф Монтичелли Адольф Монтичелли – одна из противоречивых фигур в искусстве. Некоторые настаивают на то, что фигура эта незначительна на фоне остальных……
- Распутица – Алексей Саврасов Термин “распутица” обозначает тот период, когда дороги становятся труднопроходимыми. Чаще всего это происходит в осенний и весенний период, последний из……
- Водный партер в Версале. Осень – Александр Бенуа В этой картине нет и следа игривости рококо. В этой картине изображение природы, искусственно созданной рукой человека – подлинная величественность……
- Рожь – Алексей Саврасов Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена. Художник изображает ржаное поле перед бурей, он……
- Геракл на распутье. Гравюра – Альбрехт Дюрер На рубеже 1500-х годов Дюрер выполнил ряд гравюр на меди и на дереве, в которых со всей ясностью определились искания……
- Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями – Макс Эрнст Это одна из самых шокирующих картин Эрнста. Показанная впервые в 1926 году на Выставке независимых художников в Кельне, она была……
- Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду – Алексей Саврасов Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей……
- Осень в провинции. Чаепитие – Борис Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев – прекрасный мастер цвета, насыщенных, ярких красок и колорита. Работы художника отличает индивидуальное, характерное только для него……
- Осень – Альфонс Муха Работа чешского модерниста Альфонса Мариа Мухи “Осень” входит в цикл работ “Времена года”. Техника, в которой она выполнена, не имеет……
- Лосиный остров в Сокольниках – Алексей Саврасов В давние времена Сокольники представляли собой не тронутый человеком лесистый уголок природы. Здесь любили отдыхать бояре и великие князья, главным……
Описание картины Осень – Саврасов.
Источник