Разноуровневые тесты по русскому языку. 9 КЛАСС. «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
тест по русскому языку (9 класс) по теме
Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний учащихся по следующим темам: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения». В пособии учитывается разный уровень знаний учащихся: I, II варианты соответствуют базовому уровню, III вариант — повышенной трудности. Тестовые задания проверены в практике обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_testy_po_russkomu_yazyku.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
Разноуровневые тесты по русскому языку
«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Разработала: Титкова Ж.В.,
учитель русского языка и литературы
1.Укажите неверное утверждение.
- Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
- простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
- По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
- Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
- В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
2.Найдите сложные предложения.
- По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
- Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
- Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
- Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
- Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
- Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки препинания не расставлены).
- Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
- Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
- Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
- Я бродил подолгу и видел много примет осени.
- Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
- Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
- Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
- Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
- Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
- Послали его с донесением, да время очень тревожное.
- Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
- Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
- Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
- В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
- Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
- Солнышко село и зорька погасла.
6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
- Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
- Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
- Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
- Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
- В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.
- Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
- Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
- Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
- Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
- В обоих квартирах было темно.
- У нас совсем нет времени.
- Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
- Это произведение более худшее.
- Она ложит продукты в холодильник.
- Я удивляюсь его силе.
1.Укажите неверное утверждение.
- Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
- Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
- Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
- В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
- Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
2.Найдите сложные предложения.
- Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
- Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
- Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
- Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
- Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
- Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).
- Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
- И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
- И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
- В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
- Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
- Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
- Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.
- Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
- Не только взрослые, но и дети работали в саду.
- Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
- Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
- Месяца не было, звёзды тоже не светили.
- Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член( знаки не расставлены)
- Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
- Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
- Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
- За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
- Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
- Отец любил порядок и порядок любил его.
- Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
- Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
- Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже заливала заря.
- Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
- В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
- По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].
- Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
- Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
- Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
- Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- Трест организовал и руководит предприятиями.
- Несколько ребят вышло из леса.
- Выставка- просмотр открыта ежедневно.
- Он хорошо ездит на велосипеде.
- Мать знакома с обеими моими подругами.
- Жизненный путь героя тяжели трагичный.
- Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.
1. Укажите неверное утверждение.
- Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
- Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
- Тире с ССП не ставится.
- Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.
2. Найдите сложные предложения.
- Утро было знойное, пахло резедой.
- Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
- Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
- Зима была снежная, ждали сильного половодья.
- Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
- Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
- Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
- Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
- Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
- Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.
4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
- Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
- Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
- То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
- Солнце сияло, море же было неспокойно.
- Как родные, так и соседи очень волновались.
- С чужими я либо робел, либо важничал.
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).
- На площади шел митинг и я поспешил туда.
- Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
- Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
- Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
- Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
- Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
- К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
- Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
- Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
- В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
- Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
- Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.
7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не расставлены).
- По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
- Год проходит и Федор возвращается домой.
- Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
- С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
- Никто из пришедших не поздоровался с ней.
- Разведчик не раз побывал в тылу врага.
- На конференции состоялся обмен мнений.
- Большая сила воли была характерна для этого героя.
- От него не было ни слуха ни духа.
- Его вклад в работу был существен.
Источник
Продолжите каждое из начатых предлодений так, чтобы получилось слодносочинённое предложение (ССП) с сочинительными союзами
1)Наступила осень.
2)Часто идут дожди.
3)К вечеру стало прохладно.
4)Осенью солнце светит.
5)С деревьев опадает последняя листва.
1) [Наступила осень], и [каникулы закончились].
2) [Часто идут дожди], но [на улице по-прежнему тепло].
3) [К вечеру стало прохладно], однако (=но) [очередь за мороженым не уменьшилась].
4) [Осенью солнце светит], но [оно слабо согревает землю].
5) [С деревьев опадает последняя листва], а
[в сердце закрадывается грусть].
Ответ:Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана..
Лишь больное сердце не залечит раны.
Объяснение: А.К.Толстой в этом стихотворении сострадает березе. Свои эмоции он выражает при помощи таких средств художественной выразительности как метафоры (ранена береза), (не плачь, береза). автор использует эпитеты (сребристая кора). Толстой соотносит березу с живым человеком, девушкой, которая попала в тяжелую ситуацию. Он пытается ее утешить, говоря, что в жизни бывают тяжелые моменты, но жизнь продолжается, раны физические затягиваются, самыми страшными являются раны душевные, которые болят очень долго.
Источник
Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения». 9 класс
2 варианта с ответами.
1.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2.Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
3.Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
4.Взошло солнышко, всё вокруг ожило.
5.Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
2.Укажите сложносочинённое предложение:
1.Холмы всё мельче и мельче, дерево почти не видать.
2.Дождь, хлынувший с утра, не прекращался.
3.Собака бросилась в камыши, куда упала птица.
4.Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
5.Дети чувствуют, кто их любит.
3.В сложносочинённых предложениях с противительными союзами :
1.Происходит чередование явлений.
2. Перечисляются явления, которые не могут происходит одновременно.
3. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.
4.Второе предложение дополняет смысл первого.
5.Одно явление противопоставляется другому.
4.Укажите сложносочинённое предложение, в котором простые предложения не отделяются друг от друга запятыми:
1.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
2.Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести.
3.Начиналось наводнение и были закрыты мосты.
4.Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
5.Потёмки всё более сгущались и предметы теряли свои контуры.
5. Сложносочинёнными предложения называются:
1.Сложные предложения, в котором нет и не может быть союза.
2.Сложные предложения, части которых объединены подчинительной и сочинительной связями.
3.Сложные предложения, части которых объединены сочинительной связью.
4. Сложные предложения, части которых объединены подчинительной связью.
5.Сложные предложения, части которых передают чьи-то слова без изменений.
6.Укажите сложносочинённое предложение:
1.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
2.Насильно мил не будешь.
3.Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде.
4.В сенях пахло свежими яблоками.
5.Она так устала, что не могла дальше идти.
7.Укажите предложение с противительным союзом:
1.Скрипнула дверь, и Чайковский вышел на крыльцо.
2.Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось
3.Посыпались первые крупные капли дождя, и рванулся ветер.
4.Солнце ещё не встало, а первые жаворонки уже звенели далеко-далеко.
5.То светило солнце, то шёл дождь.
8.Укажите сложносочинённое предложение без общего второстепенного члена:
1.Небо заволокло тучами и по земле гулял холодный ветер.
2.В тишине поют колокольчики да звенит холодный ручей.
3.Из лесу доносится крик птицы или раздаётся чей-то голос.
4.К утру ветер ослабел и снег перестал идти.
5.За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
9.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1.Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда.
2.Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
3.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4.То ветер подует, то птица закричит.
5.Не то маячили на той стороне горы, не это только казалось.
10.Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
1. В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака.
2.Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор.
3.То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
4.Неподвижный воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью, становилось нестерпимо жарко.
5.Не отрываясь, мальчик с восхищением смотрел на белый пароход.
Источник