«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
—> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Советского муниципального района
Мы в социальных сетях:
Категории раздела
Августовский педсовет [1] |
Виртуальный музей [10] |
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13] |
«Воспитатель года» [56] |
Новому времени – новая школа 2020 [89] |
Новому времени – новая школа 2019 [37] |
Новому времени – новая школа 2018 [35] |
Новая школа — новый учитель 2017 [54] |
«Новая школа — новый учитель» 2016 [60] |
Новая школа — новый учитель 2015 [38] |
«Моя любимая книга» [47] |
Конкурсы для учащихся [114] |
Конкурсы для педагогов [75] |
Сетевой проект «Путешествие по земле Саратовской» [248] |
Педагогический дебют-2018 [48] |
Педагогический дебют-2016 [16] |
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16] |
Территория творчества. Крым-2018 [19] |
Территория творчества. Крым-2017 [25] |
Территория творчества. Сочи-2016 [21] |
ЭОР и я — лучшие друзья 2016 [44] |
Родной край, живи в веках и процветай! [35] |
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11] |
Как безгранична щедрость языка! [15] |
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов — 2016 [11] |
Каталог образовательных организаций [21] |
Всем детям ровесница [81] |
Энциклопедия одного слова 2016 [28] |
Энциклопедия одного слова 2015 [64] |
«Новогоднее настроение 2015» [48] |
«Новогоднее настроение 2014» [215] |
170 лет Русского географического общества [37] |
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721] |
«Есенинская Русь» [10] |
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24] |
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10] |
Конфликты: профилактика и решение [12] |
Современный урок [22] |
Online-педсовет [34] |
Мой мультимедийный урок-2019 [26] |
Мой мультимедийный урок-2018 [32] |
Мой мультимедийный урок-2017 [23] |
Мой мультимедийный урок-2016 [23] |
Мой мультимедийный урок-2015 [26] |
Мой мультимедийный урок-2014 [26] |
«Мой мультимедийный урок-2013» [9] |
ЭОРы как основополагающий компонент [130] |
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44] |
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44] |
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38] |
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38] |
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41] |
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34] |
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40] |
Песни (+) [10] |
Математика [19] |
Русский язык [11] |
Информатика и ИКТ [9] |
История [3] |
Логопедия [3] |
Начальные классы [20] |
Психология [6] |
Физика [5] |
Искусство [10] |
Химия [3] |
География [2] |
Литература [9] |
Иностранный язык [10] |
Физическая культура [14] |
Биология [7] |
Технология [3] |
Интерактивные формы проведения методической учебы [23] |
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19] |
III Интернет-конференция «О, урок! — ты солнце» [64] Каталог статейБыть счастливым – делать добро Анатолий Чепуров(смоленский поэт 20 века) 1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) — Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок литературы проведу у вас я Малина Елена Васильевна. -Ребята, знакома ли вам ягода, которая находится у меня в корзине. -Если не знаете, я вам помогу. Это клюква. -Я принесла сегодня ягоду, которая растет на болоте и славится своими целебными свойствами. По богатству биологически активных веществ и минеральных солей клюква является одной из самых полезных дикорастущих ягод, применяемых для лечения многих заболеваний. В народе клюкву называют «молодильной» ягодой. -А как вы думаете, почему я сегодня пришла на урок литературы с клюквой? (Потому что в произведении Пришвина «Кладовая солнца» дети отправились за клюквой). — Действительно, в сказке-были «Кладовая солнца» действие разворачивается на болоте, где и растет эта ягода. — Сегодня мы с вами будем рассуждать о композиции и сюжете произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Обратите внимания на слова смоленского поэта Анатолия Чепурова, которые станут эпиграфом к нашему уроку.(зачитать, отдельно каждое слово) Не случайно в конце предложения нет никакого знака конца предложения. Одной из целей нашего урока станет выбор правильного знака завершения нашего эпиграфа (Метапредметная). В процессе обсуждения мы должны будем разъяснить его смысл. -Чтобы урок наш прошел плодотворно и эффективно, сегодня вы, познакомившись с заданиями до начала урока, самостоятельно разделились на 3 группы. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности (проверка д.з.) -Прежде чем мы с вами перейдем к работе с текстом художественного произведения, давайте вспомним тропы, т.е. средства выразительности, с помощью которых и создаются яркие образы и зрительные картины. — К.Г.Паустовский о языке произведения М.М.Пришвина сказал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники». Я хочу вернуть вас на страницы произведения Кладовая солнца. Пришвин о клюкве сказал так «рассыпалась яркими бусинами» Как называется это изобразительно-выразительное средство(метафора). В произведении следующий троп помогает живо представить образ удивительной ягоды «осыпучая клюква». Как в литературе мы называем это изобразительно – выразительное средство.(эпитет). К какому тропу относится следующее словосочетание «красная, как кровь» (сравнение). Следующий троп«прячется в болотной кочке помогает образному восприятию мира природы. Назовите изобразительно-выразительное средство. Красота природы, ее богатый мир раскрывается и при помощи данного тропа «Клюква величиной с орех». Как он называется. — Молодцы! Вы отлично справились с заданием. 3.Постановка учебной задачи — Каким образом эта маленькая ягода повлияла на отношения Насти и Митраши, помогла им разобраться, в чем правда жизни. Чтобы решить эту проблему нам необходимо знать особенности композиции и сюжета. — Посмотрите на доску, вот этими отрезками условно обозначены составляющие сюжета любого произведения. Давайте повторим с вами. Вы знаете 4 элемента сюжета. На доске перед вами этими условными отрезками схематически представлен сюжет. Назовите элементы сюжета, а Алина восстановит их нам в правильной последовательности. Завязка-это событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Развитие действия-система событий, вытекающих из завязки. Кульминация-момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении Развязка— окончание действия или завершение конфликта между персонажами в литературном произведении — Но у каждого произведения и композиция, и сюжет неповторимы. И сегодня пошагово, собирая нашу композиционную мозаику, анализируя сюжет произведения, в итоге урока мы ответим на проблемный вопрос, заявленный эпиграфом к нашему уроку. 4.Построение проекта выхода из затруднения. — Любое произведение начинается с экспозиции. Экспозиция от лат. expositio показ. Вступительная часть литературного произведения. Подготавливает восприятие читателя к дальнейшему развитию событий. Располагается в начале произведения.(рабочий лист)(Выставляю линию) — Ее можно сопоставить с зачином сказочным. Приведите примеры сказочного зачина. (Примеры зачинов) За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве… — Что является экспозицией в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца»? (В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…) — Посмотрите на наши литературные пазлы. Какой из них мы можем поставить первым. Почему? Мы положили с вами начало нашей композиционной мозаики. — Итак, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. — 1 группа учащихся на основе текста должна проследить нравственное развитие литературных героев, а также используя иллюстративный материал, подготовить публичную презентацию своей работы. — Второй группе необходимо проанализировать легенду об Антипыче и ответить на вопрос:зачем М,М.Пришвин включил эту легенду в произведение. — Третьей группе учащихся предстоит объяснить значение образов-символов в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и собрать нашу композиционную мозаику. — На выполнение данного вида работы вам отводится 10 минут. После того, как предоставленное время истечет, вы должны будете представить итог своей работы. Это может сделать один представитель от группы или так, как вы решите. Здесь вам вновь предоставляется свобода выбора. 1группа (Персонажи)(Написать тексты) — Почему про Настю сказано, что она была как «Золотая курочка на высоких ножках»?( Настя напоминает золотую курочку не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием) — Почему Настя незаметно сошла с «набитой» тропы? (Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности) — Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему именно лось видит Настю, а не Настя лося?( Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека; Настя забыла о брате) — Почему Настя, по воле автора, увидела Травку в самый сложный для себя момент (плачет лежа на земле)? (Травка, как напоминание о любви, верности, возвращает героиню к человечности, к правде) — Объясните, почему Настя всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям?( Она отдала ее эвакуированным детям. Оказалось, что девочка «мучилась про себя за свою жадность». И в этом поступке-победа Насти над собой, самая трудная победа.) — Как учителя называли между собой Митрашу? ( Мужичок в мешочке) — Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? (Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь) — Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду? Почему это произошло? — Какую роль в повести играет собака Антипыча – Травка? Как описывает ее М.М.Пришвин? Назовите основные черты характера собаки. — М.М.Пришвин считал Травку главным героем повествования, почему 2 группа(Составить связный текст) -Какова роль легенды об Антипыче в произведении «Кладовая солнца»? — Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? — Все-таки Антипыч жив или умер? (Для вывода после рассказа детей)( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».(Хранитель мудрости, правды и истины) -Без этой легенды сложнее было бы понять к чему пришел Пришвин. Он как связующее звено, помогающее понять самое главное: всегда в любых ситуациях нужно оставаться человеком, заботиться о ближнем, любить и помогать друг другу. 3 группа (Объяснение образов-символов) — Каково значение образов – символов? — Перечитайте эпизод «Сосна и ель». Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование? -Какую роль играют в повести звери и птицы? — Пришвин, описывая животных всего несколькими чертами, дает им характеристику. Составьте описание врага человека – волка Серого помещика — Для чего автор вводит в повествование образы – символы: солнце, облако, тетерев-косач; пенек, змея, костер, лежачий камень? Что они помогают понять читателю? -Скрещенные деревья – деревья соперничают между собой, как и Настя с Митрашей.Не случайно спор детей произошел под этими деревьями. Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга — Тетерев косач – олицетворение красоты природы, умиротворение, ничего не предвещало беды. -Облако и солнце-Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. -Лежачий камень – отправная точка перед бедой -Пенек – символ добра, так как пенек отдавал тепло -Змея – увидев змею, Настя признала в ней себя. -Серый помещик – символ зла. -Костер – Символ тепла, единства. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать. Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях…. -Надеюсь, что вы достали свою звезду, готовы к ответам… 5. Этап актуализации самостоятельно приобретенных знаний — Предоставляю слово 1 группе. Кто из 1 группы начнет? Вывод по 1 группе: — Предоставляем слово 2 группе….. Вывод по 2 группе: — Спасибо. Продолжит работу представитель 2 группы. — Я приглашаю к разговору 3 группу, которая объяснит значение образов – символов в произведении и завершит композиционную мозаику.(Расставить символы) — Я хочу обратить ваше внимание, что по такому сюжетному пути прошли наши герои в поисках истины. — Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? — Какую роль играют элементы сказочного сюжета в повествовании? — В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости? — Что общего имеет развязка Кладовой солнца со сказочным концом? — Символом чего является сердце. (Любви, жизни) И почему именно этим образом-символом мы завершили нашу мозаику? (Потому что быть добрым – значит быть счастливым) — Составив композиционную мозаику и раскрыв образы литературных героев, мы с вами должны решить, какой же знак будет самым правильным знаком завершения для нашего эпиграфа. Быть счастливым – делать добро(ставлю!) — Я тоже так считаю, вы совершенно правы. Когда человек помогает другим людям, протягивает руку помощи в трудную минуту, готов всегда и во всем подставить плечо, тогда он испытывает чувство удовлетворения. Вот тогда он по-настоящему счастлив. Настя с Митрашей сделали правильные выводы МОЖНО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Можно быть счастливым, — Ребята, я благодарна вам за сегодняшний урок. — Оценки за урок.(комментируй) 7. Домашнее задание На следующем уроке вы будете писать сочинение «Сравнительная характеристика Насти и Митраши». Предлагаю вам составить план сочинения: 1.простой(Обязательное для всех) 2. цитатный.(По вашему желанию, выполнять его не обязательно, но если вы выполните его, ваша подготовка к сочинению будет более глубокой.) -Запишите домашнее задание — Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. У вас на столах находятся полоски разного цвета, поднимите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. Красный – полностью удовлетворены уроком Желтый – не удовлетворены уроком Зеленый – не все этапы вас заинтересовали -А сейчас, если есть желающие, я приглашаю попробовать эту ягоду. Источник ➤ Adblockdetector |