Меню

Оставайтесь солнцем мясниковский народный театр

Премьеры, спектакли, выставки, фестивали – все интересные культурные события Ростова-на-Дону и области в статьях журналиста Веры Волошиновой.

В Ростовской области театр из армянского села Чалтырь отметил свое 100-летие

Режиссер Мясниковского народного театра Хачатур Хатламаджиян

Основа этого коллектива — театральный кружок, созданный в 1911 году интеллигенцией села Чалтырь (сегодня — районный центр Мясниковского района Ростовской области). То есть, представления любители театрального искусства стали давать раньше, чем появился прародитель нынешнего Ростовского отделения Союза театральных деятелей России (1913 год)

Сегодня — это Мясниковский народный театр, которым уже несколько десятилетий руководит режиссер Хачатур Хатламаджиян. По словам Хачатура, сейчас в репертуаре театра — пять спектаклей: два идут на армянском языке, три — на русском.

Труппа театра стабильна просто на удивление. Многие, играя в театре, приводят сюда и своих детей. Так поступила семья Фейгетьян, причем пришедшие в театр представители младшего поколения семьи уже были студентами. Играют в театре люди по 20–30 лет.

Последняя премьера театра — спектакль по комедии армянского комедиографа Арамашота Папаяна «Оставайтесь солнцем!». Актеры в нем искренно переживают за своих героев, неблагодарных сыновей и невесток, которые не торопились приютить отца в своих домах. Как рассказал Хачатур Хатламаджиян, исполнитель главной роли (старика Тарона) — Оган Экизян — играет в театре уже более 40 лет

— Театру все помогают, — говорит Хачатур Хатламаджиян. — Так, руководитель местного транспортного предприятия, заявив, что «дело святое», дал нам транспорт для поездки в Волгодонск. А нотариус Наира Джалальян принесла в театр свой спонсорский взнос — 20 тысяч рублей.

Администрация Мясниковского района на празднование юбилея выделила театру 200 тысяч рублей. Со знаменательной датой театр телеграммой поздравил народный артист СССР Армен Джигарханян, представители Ростовского отделения СТД России, ростовских театров.

На снимке: во время юбилейного концерта. Режиссер Мясниковского народного театра Хачатур Хатламаджиян. Село Чалтырь Мясниковского района Ростовской области.

Источник

Оставайтесь солнцем мясниковский народный театр

ТЕАТР НАРОДНЫЙ, ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ
( к 100-летию Мясниковского народного драматического театра (1911 ))

Театр рождается с первым спектаклем. Отсчет истории театрального коллектива Мясниковского РДК впоследствии ставшего народным, начался с постановки пьесы классика армянской драматургии Г. Сундукяна « Пепо». К сожалению, точная дата выхода спектакля нигде не зафиксирована, но достоверно известно, что дело было поздней осенью 1911 года.

У истоков театрального движения в селе Чалтырь стояла местная интеллигенция, это: Татевос Кристостурян, Мкртич Люледжиян, Ованес Бодахян, Вартуги и Цатур Хачкинаяны, Мелкон Хаспекян.
Репетировали и выступали во временно приспособленных школьных помещениях, так как своего зала не было. Ставили в основном пьесы классиков армянской литературы: « Намус», « Гикор», « Багдасар ахпар», « Ануш», « Злой дух» и другие.
В 30-40-е годы XX века драмколлектив пополнился молодыми. Новый творческий импульс придали деятельности театра: Аршак Пудеян, Аршак Поповян, Шаген Шагинян, Мелкон Бардахчиян, Луспарон Тохтамишян, Варсеник Шагинян, Такуги Мануковна Карташян, Магда и Аведик Хурдаяны, З. Мовсесян, Мкртич Тер-Акопян, Роза Дзреян и другие.
Из их числа поднялись до профессиональной сцены Абрам Танкаян, Саркис Торпуджиян ( Саро Сароян), Магда Гюрджян ( Хошафян).
Лучшими спектаклями тех лет были: « Багдасар ахпар», « Арзу и Хамбер», « Ашуг Кериб», « Свекровь», « Слепой музыкант». Люди старшего поколения до сих пор с теплотой вспоминают эти постановки.
После Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни творческого коллектива. В его репертуаре все чаще стали появляться пьесы современных авторов, как армянских, так и русских. Из наиболее заметных работ нужно упомянуть спектакли: « Мы только начинаем жить», « Свадебное путешествие», « Чужой ребенок», « Истина».
В этот период оформилась ведущая группа самодеятельных артистов. Это были одаренные люди, настоящие энтузиасты – супруги Анаид и Андроник Кураяны, Оган Сарабашян, Акоп Насхулян, Дзарук Хатламаджиян, Варвара Минасян, Владимир Крацер, Кеворк Гайбарян.
В 60-80-х годах ХХ века звание « народный» присваивалась непрофессиональным, любительским театрам, с постоянной труппой и постоянным репертуаром, которые к тому же располагали условиями для регулярного показа спектакля. Всем этим требованиям соответствовал театральный коллектив РДК и в 1968 году за плодотворную работу и регулярные выступления драмкружку Мясниковского районного дома культуры приказом Министерства культуры РСФСР присвоено высокое звание « народный».
Практически сразу при театре открылась детская студия. Сюда пришли и по сей день составляют костяк коллектива воспитанники студии: Акоп Асланян, Срабион Варткинаян, Тарас Кутулян, Джульетта Пудеян, Хугас Тухикян, Ольга Хейгетян, Агоп Гайбарян и другие.
Вместе со старшими, более опытными актерами они продолжили биографию театра. Зрители увидели новые спектакли: « Драматическая песня», « Дядя Багдасар», « Антигона», « Плутни Скапена», « Кач Назар», « Назлы Назык», « Чего черт не натворит», « Когда Бог спит», « Судьбой закаленные», « Женитьба», « Чаху» – работы, которые положительно оценивались профессиональными критиками. На протяжении многих лет театру служит одаренный художник Тигран Карташян.

Читайте также:  Золотая осень березы солнце

Спектакль « Невеста из Имеретии»

Руководит народным театром режиссер Хачатур Давидович Хатламаджиян, в этом качестве он трудится 40 лет, и во многом благодаря его усилиям народный театр сохранился, и продолжает радовать новыми постановками.

Режиссёр народного театра Хачатур Давидович Хатламаджиян с Народным артистом РСФСР
Сергеем Петровичем Никоненко

За время существования самодеятельного театрального коллектива в нем участвовали 300 человек, состоялось более 100 спектаклей. Между тем, далеко не каждый район может похвастаться таким творческим коллективом. В Ростовской области их осталось очень мало, а Мясниковский народный театр жив и скоро отметит свой большой юбилей.
Замечательные традиции, театральное « богатство», нажитое не одним поколением творчески одаренных людей передано в надежные руки нынешней молодежи! Им хранить и преумножать всё-то доброе, позитивное, что накоплено за столетие, им продолжать историю театра.

Источники:

1. Ачарян, И. Е. На сцене – более 30 лет [Текст]: к 95-летию театрального коллектива Мясниковского РДК / И. Е. Ачарян // Заря. – 2006. – № 155. – 23 дек. – С. 6.
2. Ачарян, И. Е. На сцене – комедия [Текст] / И. Е. Ачарян // Заря. – 2003. – № № 51-52.
3. Ачарян, И. Е. Театр взрослеет в пути [Текст] / И. Е. Ачарян // Заря. – 2001. – № № 152-153. – 22 дек.
4. Ачарян, И. Е. Театр народный, всеми любимый: к 95-летию театрального коллектива Мясниковского РДК [Текст] / И. Е. Ачарян // Заря. – 2006. – № № 88-89. – 22 июля. – С. 2.

Мы всегда рады видеть Вас
у себя в библиотеке
по адресу:
З46816, Россия,
Ростовская область,
Мясниковский район,
с. Большие Салы,
ул. Ленина, 4 « А»
Телефон: 2-71-48
Часы работы:
с 1100 до 1800
Перерыв:
с 1300 до 1400
Выходной: понедельник
Воскресенье с 1100 до 1700
Перерыв:
с 1300 до 1400
Последняя среда каждого месяца –
санитарный день

Театр народный, всеми любимый [Текст]: краеведческий час к 100-летию Мясниковского народного драматического театра для широкого круга пользователей / МУК « Библиотека Большесальского сельского поселения»; сост. О. И. Поповян; З. М. Князева. – Большие Салы: МУК « Библиотека Большесальского сельского поселения», 2011. – 6 с.: ил.

Источник

Армянскому театру села Чалтырь Ростовской области исполняется 100 лет

В этом году исполняется 100 лет Театральному коллективу в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области. Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас» со ссылкой на сайт «Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины», в 1911 году в Чалтырской волости Ростовского округа Области Войска Донского впервые был поставлен спектакль по пьесе классика армянской литературы Г.Сундукяна «Пепо». По инициативе представителей местной интеллигенции — фотографа Татевоса Кристостуряна и учителя Мкртича Люледжияна, был организован драмкружок. С тех пор он действует постоянно и беспрерывно.

За время существования театра ставились спектакли «Намус», «Аршин мал-алан», «Гикор», «Ануш», «Сое и Вардитер», «Саят Нова», «Восточный дантист», «Пыл Пути», «Багдасар ахпар» и др. Трое из самодеятельных артистов – Магда Гюрджян (Хошафян), Абрам Танкаян и Саркис Торпуджиян (Capo Сароян) позже перешли на профессиональную сцену. А Магда Гюрджян – ныне заслуженная артистка Республики Армения.

В 1968 г. Чалтырскому театральному коллективу было присвоено высокое звание «народный». Многие спектакли тех лет: «Свекровь», «Истина», «Кач Назар», «Драматическая песня», «Антигона», «Плутни Скапена», «Дядя Багдасар» (на русском языке) – получали высокую оценку ростовских и столичных профессионалов и признание публики, которое является особым критерием оценки работ самодеятельных артистов.

В 1971 г. Мясниковский народный театр, в качестве победителя областного смотра, везет на всероссийский фестиваль в г. Новороссийск свой новый спектакль «Бессмертие» (по пьесе режиссера коллектива Хачатура Хатламаджияна) о подвиге артиллерийской батареи Сергея Оганяна в районе с. Большие Салы. Театр становится Лауреатом всероссийского смотра.

В 1981 году спектакль «Дядя Багдасар» был признан лучшим спектаклем народных театров Ростовской области, а Акоп Насхулян – лучшим исполнителем мужской роли данного сезона.

Значительным театральным событием в районе стал спектакль «Невеста из Имеретии». В 2007 году на всероссийском фестивале в Щелыково (Костромской области) за этот спектакль коллектив получил звание лауреата всероссийского фестиваля.

Репертуар народного театра богат и разнообразен. Это армянская, русская и зарубежная классика: «Кач Назар» Д.Демирчяна; «Багдасар ахпар» и «Высокочтимые попрошайки» А.Пароняна, «Женитьба» Н.Гоголя, «Предложение», «Пересолил» А.Чехова, «Антигона» Б.Брехта, «Плутни Скалена», «Жорж Данден», «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера. Есть и произведения современных авторов: «Про Федота-стрельца, удалого молодца. » Л.Филатова, «Дуэль» М.Байджиева, «Колокол свободы» Г.Тер-Григоряна, «Бабушка Ануш» Г.Геворкяна, «Женщина с погонами» М.Кочаряна, «Андро и Сандро» Г.Хугаева. На афишах народного театра периодически появляется имя ведущего современного армянского комедиографа Арамашота Папаяна. Это и «Живой покойник», и «Чего черт не натворит, когда бог спит» (дипломный спектакль выпускника Московского театрального училища им. Щукина режиссера народного театра Хачатура Хатламаджияна), и «Оставайтесь солнцем!». Спектакль «Оставайтесь солнцем!» – лауреат областного фестиваля.

Читайте также:  Восходящее солнце вторжение династии

Коллектив театра состоит из 28 преданных любителей сценического искусства. Коллектив народного театра стабилен. В год юбилея афишу театра украшают 5 спектаклей: на армянском языке – «Чаху» (Рафаел Патканян), «Бывает же такое. » (Х.Хатламаджиян), на русском языке – «Оставайтесь солнцем!», «Невеста из Имеретии», «Всадники на ослах». В них заняты как опытные самодеятельные артисты: Торос Гадзиян, Хукас Тухикян, Галина Хаспекян, Сирануш Мороз, Ольга и Андраник Хейгетяны, Григорий Попов, Акоп Гайбарян, так и молодёжь – Саак Пудеян, Аведик Писирян, Карапет Попов, Марина Дзреян, Арменак Хатламаджиян, Дзерон и Степан Хейгетяны, Маркое Согомонян, Степан Хачкинаян, Григорий Булгурян, Георгий Явруян.

Одной из особенностей театра является создание драматургического материала местными авторами, на местную тему, на местном говоре донских армян. Первый опыт такой работы был в далекие военные годы – спектакль «Арзу и Хамбер», написанный и поставленный местным автором и самодеятельным артистом Шагеном Шагиняном. Начиная с 1977 года параллельно со спектаклями на литературном языке здесь стали создавать и на местном ново-нахичеванском диалекте: «Вред обычая», «Назлы Назикы», «Трезвый» Саркис и др.»; сборники миниатюр «КриМрим», «Бывает же такое!», авторами которых является режиссер народного театра Х.Хатламаджиян.

Параллельно с практическими постановками спектаклей в театре периодически проводятся занятия по актерскому мастерству, сценической речи. Знания, опыт плюс преданность искусству дают свои результаты. Мясниковские артисты Тарас Кутулян, Григорий Попов, Сирануш Мороз, Срабион Варткинаян, Оган Экизян, Андраник Хейгетян на одной съемочной площадке снимались с известными киноартистами: Михеем Волонтиром, Ингеборге Дапкунайте, Сергеем Никоненко, Александром Дедюшко, Кареном Аванесяном и Володей Епископосяном. Играли эпизодические роли в кино: «Цыган», «Ростов-папа», «Оперативный псевдоним» и др.

Многие общественные организации и предприниматели поддерживают коллектив. Несмотря на кажущиеся трудности, коллектив сплачивается ещё теснее, работает ещё напряжённее. Хотя лично участники народного театра материально не поощряются.

«Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община», по случаю юбилея Мясниковского театра, в областном доме народного творчества (ДК «Аксай, пл. К.Маркса) 11 марта в 18:30 организовало постановку спектакля «Оставайтесь солнцем». Вход свободный.

Источник

Такое бывает раз в сто лет — Мясниковский народный театр отметил вековой юбилей

Когда мне сказали, что народный театр в селе Чалтырь будет отмечать 100-летний юбилей, я решила: такое событие пропустить нельзя. Хоть я и не знаток театра, а обычный зритель, к любителям сцены питаю особые чувства: знаю, таланта и искренности у них зачастую больше, чем у иных профессионалов.

На спектаклях театра никогда не бывало пустых залов; что уж говорить о юбилейном вечере, когда на сцену районного Дома культуры вышел весь коллектив! Эмоции просто захлестывали тех, кто поздравлял юбиляров.

Среди актеров, которым вручали грамоты, подарки, цветы, были и убеленные сединами старожилы села, мужчины и женщины в расцвете творческих сил, и совсем юные девчонки и мальчишки — третье, а то и четвертое поколение, которое выходит на сцену с родителями и дедами. Это был звездный час всего коллектива и каждого актера.

Хачатур Хатламаджиян, главный режиссер и бессменный руководитель театра в течение 45 лет, пришел в него школьником, играл в спектаклях, в 20 лет впервые попробовал себя в режиссуре. И сразу понял: чтобы руководить такими талантливыми людьми, как его односельчане, надо серьезно и многому учиться. Поехал в Москву, поступил в знаменитое Щукинское училище, а закончив его, стал профессиональным режиссером.

У любительского театра такое притяжение, что раз придя сюда, никто не уходит, а если уйдет, то даже через годы возвращается, нередко с детьми и внуками. Пьесы здесь ставят на двух языках — русском и местном наречии.

…Начало театру в 1911 году положил небольшой коллектив местной интеллигенции, организовавшей драмкружок, которым руководили фотограф Татевос Кристостурян и учитель Мкртич Люледжиян. Первая постановка, которую они осуществили, — спектакль по пьесе классика армянской литературы Г.Сундукяна «Пепо». Вот юбиляры и постарались воссоздать дух начала прошлого века: на сцене — круглая тумба для афиш, шарманщик — непременная фигура на главной площади в дни ярмарок, сами актеры — кто в национальных костюмах, кто в современной одежде. Они и «прокрутили» перед зрителями ленту истории театра, прошедшего и через революцию, и через войны, и через памятный многим сидящим в зале застой и непростое время демократических перемен.

В очередном эпизоде актеры вышли на сцену с портретами тех, кто составлял костяк театра в прежние годы, потом их прикрепили на заднике, и получился яркий эффект присутствия: люди из прошлого смотрели на своих потомков. Любительская сцена объединила поколения самых разных людей: рядовых колхозников, учителей, студентов, школьников. Были среди актеров директор чалтырской типографии, редактор районной газеты, сотрудник прокуратуры. А жители села и всего района, где играют артисты, с удовольствием смотрят спектакли по два-три раза; более того: проходят годы — и театр снова возвращается к старым названиям. Так не сходят с афиши народные комедии «Уш лини — нуш лини» (Лучше поздно, но за любимого), «Пыл Пуги» (Придурковатый Пуги), «Аршин мал алан» («Покупатель товара на аршин!»), «Багдасар ахпар» («Дядя Багдасар»). На этих простодушных, искренних спектаклях, в которых живет душа народа, его характер, традиции, люди и ведут себя свободно, зачастую из зала подавая реплики, своеобразно общаясь с персонажами как со своими знакомцами.

Читайте также:  Кладовая солнца анализ иллюстраций

Но Хачатур Хатламаджиян не замкнулся в старинных комедийных рамках. Поставил «Плутни Скапена», «Лекаря поневоле» и «Жоржа Дандена» Мольера, «Антигону» Брехта, на которую в советские времена отваживались только самые смелые.

В репертуаре народного театра (кстати, это звание коллектив получил в 1968 году) есть пьесы и на местную тематику. Сатира «Галета», фельетоны и юмористические рассказы на злобу дня, написанные в семидесятые — восьмидесятые годы директором районной типографии Аршаком Поповяном, с энтузиазмом разыгрывались сельскими артистами. Сам Хачатур Давидович инсценировал рассказ известного армянского писателя Рафаэла Патканяна «Чаху» («Ножик»), написал две юмористические пьесы о современной жизни села. А потом взялся за поистине неостывающую в нашей стране тему: люди помнили о подвиге артиллеристов батареи Сергея Оганяна, которая полегла в 1942 году в бою, защищая Большие Салы. Мясниковский народный театр со спектаклем по пьесе Хатламаджияна «Бессмертие» в 1971 году стал победителем областного смотра театральной самодеятельности, а на фестивале в Новороссийске — лауреатом всероссийского смотра. Когда спустя 40 лет после премьеры актеры вышли на сцену в солдатской форме и зазвучал дикторский текст, записанный в 1971 году народным артистом СССР, лауреатом «Золотой маски» Михаилом Бушновым, зал просто взорвался аплодисментами.

Разумеется, Михаил Ильич в тот вечер тоже поднимался на сцену Дома культуры. И в своем обращении не только к актерам, но ко всем собравшимся сказал: «Есть кто-то, кто мешает Хачатуру получить приличествующее его таланту и беззаветному служению театру звание, которое он заслужил уже 150 раз. Я верю, что он, наконец, его получит. Ведь нет среди народных театров такого долгожителя и нет второго режиссера, который бы 45 лет руководил театром, столь любимым зрителем».

Среди почетных гостей был и ростовский поэт Николай Скребов, участвовавший в создании спектакля на местном материале времен Великой Отечественной «Судьбой закаленные». Его здесь тоже признают за своего. Ему растроганно аплодировали, когда он прочитал стихи, написанные им для постановки почти полвека назад.

Уже в 2004 году новый успех коллективу принес спектакль по пьесе армянского драматурга Арамашота Папаяна «Оставайтесь солнцем!». В марте нынешнего года народный театр представил ростовским зрителям на сцене областного Дома народного творчества эту драму «армянского короля Лира», которого неблагодарные сыновья и невестки не желали приютить в своих просторных домах. Генеральный консул Армении в Южном федеральном округе Арарат Гомцян после спектакля, когда завязалось его обсуждение, процитировал армянскую пословицу, которая точно характеризовала впечатление от работы актеров: «В маленькой церкви можно организовать большуюслужбу». Спектакль «Оставайтесь солнцем!» — тоже лауреат областного фестиваля, а здесь, в районе, на него приходят семьями по 2-3 раза, организуют коллективные просмотры и обсуждения. Еще бы: ведь в нем играют опытные артисты Оган Экизян, София Чунахян, Тарас Кутулян, Акоп Асланян, Елена Епихина, Джульетта Пудеян, Варсеник Чувараян, Срабион Варткинаян, Наапет Хоянян. Есть любимцы публики, играющие в других спектаклях: Акоп Гайбарян, Сирануш Мороз, Григорий Попов, Ольга Хейгетян, Вера Килафян…

О художнике Тигране Карташяне, выпускнике художественного училища имени М.Б. Грекова в Ростове, хочется сказать особо. Его в день юбилея на сцене мы не увидели, но его имя произносил режиссер не один раз, утверждая, что театр буквально держится на этом человеке, его энтузиазме и таланте: без денег актер может вдохновенно сыграть свою роль, а вот попробуйте без денег оформить спектакль! Он умеет мастерить декорации из всего, что находит буквально «под ногами». Ведь театр живет небогато: и специального помещения для репетиций у него нет, и особых средств на постановки, костюмы и декорации. Выручают коллеги из ростовских театров. Но при всех сложностях в театре умеют радоваться жизни и радовать зрителей. Не так давно коллектив участвовал во Всероссийском фестивале любительских театров со спектаклем «Невеста из Имеретии» В. Константинова и Б. Рацера, где получил диплом лауреата и спецдиплом «За праздник театра». Очень точное определение любительского коллектива, несущего людям праздник.

Наталья Нарсеева, «Наше время» (Ростов-на-Дону)

Источник

Adblock
detector