Конспект урока «Страна, открывшая путь в космос»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе «Школа РОссии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: Страна, открывшая путь в космос.
Цели:
1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
2. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.
3. Формировать познавательную активность.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:, слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных, «космическая» музыка, видеофрагмент(DVD) – «Первый полет человека в космос», портреты космонавтов.
Форма урока: урок – путешествие по книге истории космонавтики.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
— Один день назад люди всей планеты отмечали большой праздник.
— Кто из вас скажет, что это за праздник, и какому событию он посвящен?
(День космонавтики. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным).
— Этому обычному весеннему дню суждено было навсегда войти в историю человечества.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле.
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле.
Мы знаем, а стало быть, верим,
Что сказкам сбываться дано,
И нам побывать на Венере
Быть может еще суждено!
II. Постановка цели урока.
— ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос.
— Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса. Узнать, какие достижения принадлежат нашим ученым и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.
— А какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в путешествие?
III. Работа по теме урока.
1. Подготовка к путешествию.
— Для того, чтобы отправиться в путешествие, а тем более в космическое необходим транспорт. Как вы думаете, какой именно?
(Ракета).
— Чтобы получить ракету нам нужно расположить планеты солнечной системы в порядке удаления их от Солнца:
(На магнитной доске прикреплены карточки с названиями планет и Солнце в верхнем левом углу).
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
— Проверьте правильность выполненного задания. (слайд)
— Все верно? (Да) – Тогда ракета наша! Поехали!
2. Введение.
КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику
полетов в космос.
Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам.
Дальнейшее освоение космоса.
— Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Королева – доклад. доклад – королев
Сергей Павлович Королев создал первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года проводил в космос первого космонавта – Юрия Гагарина. Благодаря ему, вышел в открытый космос Алексей Леонов, полетели к Луне, Венере и Марсу автоматические космические аппараты.
А сейчас давайте посмотрим, какую информацию по данной теме нам дает учебник на странице 147.
Назовите страну, которая первой вышла в космос.
— В каком году был выведен первый спутник в космос.(1957)
— назовите имя космонавтв, который первый побывал в космосе. (Гагарин, 12 апреля 1961 года, полет длился 108 минут)
— Как назывался первый космический корабль? (Восток).
Запуск искусственного спутника Земли.
— Спустя всего 23 года после смерти великого ученого,Константина Эдуардовича Циолковского, в 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли.
4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
После 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.
Первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак.
Первого пассажира звали Лайка. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
5. III раздел: Первый полет человека в космос.
Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:
« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
(Ю.А. Гагарин).
— Именно он 12 апреля 1961 года впервые отправился в неизведанное космическое пространство.
—
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза — Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области.
Однажды около деревни приземлились два военных самолета: один был подбит, другой пришел ему на выручку. Мальчишки вмиг оказались рядом. Был среди них и Юра, которого поразила особая «сноровка» летчиков. Захотелось взлететь вместе с ними! Подняться высоко – высоко. Возможно, именно тогда зародилась мечта о небе.
Началом дороги в космос стали тяжелейшие тренировки. Вот когда проявились во всей полноте черты характера, воспитанные с детства.
В 1957 году окончил Чкаловское военное летное училище. До поступления в отряд космонавтов служил в ВВС Северного флота.
Зачислен в отряд космонавтов 7 марта 1960 г.
12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…
Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».
— После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: IV. физкультминутка
Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт — доклад) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие.
Выход человека в открытый космос.
— Большим достижением в освоении космоса стал полет Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
— В настоящее время космонавты из разных стран подолгу находятся в космосе, проводя различные исследования. Для этого в космосе ест Международная Космическая Станция.
V. Обобщение – проверка усвоенных знаний учащихся, тест
— А сейчас мы проверим, какие знания вы получили на уроке. Я вам предлагаю тест, состоящий из 5 вопросов. Желаю удачи!
VI. Проблемный вопрос.
— Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( дети работают в парах, обсуждают данную проблему).
(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):
• Слежение за погодой.
• Управление полетами самолетов.
• Передача телевизионного сигнала.
• Организация телефонной связи.
• Поиск объектов в океане.
• Изучение поверхности Земли и других планет.
VI. Итог урока:
— Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;
• Первыми совершили пилотируемый космический полет;
• Первыми направили космическую станцию на Луну;
• Первыми создали искусственный спутник Луны;
• Первыми вышли в открытый космос;
• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
Источник
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме «Страна, открывшая путь в космос»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме «Страна, открывшая путь в космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
в 4 классе по программе «Школа России»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Пионерский
Тема: «Страна, открывшая путь в космос».
Цель : познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
Задачи : — учить анализировать, делать выводы, работать в группах и индивидуально;
— воспитывать любовь к героям страны, патриотизм, бережное отношение к своей Родине.
— расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.
Оборудование для учеников:
учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,
сообщение о «Ю.А. Гагарине», о «Первом спутнике» подготовленное учениками,
звездочки для эмоциональной оценки урока,
Оборудование для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор,
презентации «Страна, открывшая путь в космос», «Кроссворд»,
карточки для самостоятельной работы, тесты,
иллюстративный материал, посвященный освоению космоса,
выставка рисунков детей о космосе.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Всё полезное узнать.
А чтоб урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок!
1. — Как развивалась наша страна в послевоенное время?
Люди трудились, надеясь на счастливую жизнь. Поднимали из руин города, села. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Двадцатый век России – это не только войны и революции. Он дал миру величайшие открытия.
2. — О каком открытии пойдет речь на сегодняшнем уроке, мы узнаем, если разгадаем кроссворд. Слайд ( За правильный ответ – звездочку)
1. Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд. ( ракета )
2. В синей чашке – алый мяч,
Он и светел, и горяч. ( Солнце )
3. Четыре стороны горизонта,
А только из одной выходит солнце.
4. На шаре – леса, горы, моря,
Он такой родной для тебя и меня.
5. Синий потолок,
Сколько ни пожелаем,
До него мы не достанем. ( небо )
6. Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое? . ( самолет )
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
– Назовите ключевое слово.
— Теперь вы догадались о чем пойдет речь на уроке? О чем мы узнаем?
О космосе, об освоении космического пространства, о космонавтах, о нашей стране, о людях, которые открыли дорогу во Вселенную.
-Что вы представляете, когда слышите слова космос, вселенная, безвоздушное пространство? Звезды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луну, Землю, космический корабль, планеты Солнечной системы.
— Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? ( День космонавтики )
— Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? ( 52года ).
III. Новый материал.
Игра: «Путешествие в космическое пространство».
1) Подготовка к полету.
— Ребята, хотите совершить путешествие в космос?
— Давайте создадим экипажи:
2 экипаж – «Восток»
— Как нам нужно действовать, чтобы полёт прошёл успешно?
(Работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку; умело применять свои знания).
— Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать.
2) Рассказ учителя.
— С какого космодрома мы будем стартовать?
(с космодрома Байконур) Это первый космодром в мире. Слайд.
Космодром Байконур – стартовая площадка для космических ракет. Она находится
в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и других государств. С Байконура были запущен первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.
— Вы готовы к полёту?
5, 4, 3, 2, 1 — СТАРТ.
— Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы будем стараться выполнить все задания успешно и благополучно завершить свой полёт. В нашем путешествии могут встретиться неопознанные объекты, непонятные слова. Познакомимся с «космическим» словарём.
— Знаете ли вы значения этих слов? Давайте проверим!
3) Космический словарь Слайд
Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам). Задания экипажам.
Комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.
Космический аппарат для полета человека в космос.
Отрасль науки для исследования и освоения космического пространства
Индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, сильно отличающихся от нормальных.
окно на корабле.
Человек, испытывающий космическую технику в космическом полете.
Состояние, при котором отсутствует вес.
Путь, по которому космический корабль кружит вокруг Земли или другого космического тела.
Пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время.
4) Проверка самостоятельной работы . Слайд
-Космонавты говорят, что Земля видна из космоса в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов кораблей они видят голубые озера, земные леса и луга
СЛАЙД Планета Земля из космоса.
5). Рассказ учителя . Слайд.
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоения космоса. Циолковский является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране, а Сергей Павлович Королев – основоположником практической космонавтики, главным конструктором первых космических ракет, спутников и кораблей.
6) Сообщение ученика. Слайд
Запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества
7) Учитель . Слайд.
В космосе живые существа.
— Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
8) Первый полет человека в космос. ( Сообщение ученика .) Слайды
— Послушайте внимательно. Вам придется ответить на вопрос:
Каким человеком был Ю.А. Гагарин?
После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»
Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.
Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.
После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 марта 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали».
Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.
Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.
Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием.
К несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – на Земле и в космосе.
Вопросы(экипажам) ( звездочки за ответы)
- Где прошло детство Ю. А. Гагарина?
- Каким человеком был первый космонавт?
- Где учился и работал Ю. Гагарин?
- Когда Гагарин совершил первый полёт в космос?
- Сколько минут продолжался полёт?
- Как Родина оценила подвиг космонавта?
— Вот и проделана половина пути нашего путешествия. Пора нам отдохнуть
9) Физминутка на релаксацию «Облако».
— Давайте мы, с вами встанем со своих «космических кресел и тоже выйдем в космическое пространство. Поднимите руки. Вы в безвоздушном пространстве, наши руки плавно, как крылья поднимаются вверх и вниз. А теперь мы летим, летим ниже и опускаемся на облако. Садимся удобно, на нём много мягких подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположитесь.
Чувствуете как ветер обдувает ваше лицо? Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вы довольны и счастливы. Теперь мы летим в свой корабль. Отпустите облако. Будьте бодрыми. Продолжаем урок.
10) Рассказ учителя.
Слайд. Космонавт № 2. Титов Герман Степанович — космонавт- дублер, готовый в случае непредвиденных обстоятельств мог заменить Гагарина и полететь в космос первым.
Слайд
Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5метров.Это произошло
18 марта 1965 года.
Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины.
Валентина Ивановна Терешкова – первая женщина космонавт.
— И так наше космическое путешествие подходит к концу. Мы с вами опускаемся на Землю. Кого бы вы хотели увидеть встречающим вас из Космоса?
(Маму, папу, брата, сестра, всех своих близких людей, своих друзей).
( это – моя семья, мои друзья. Они самые близкие мне люди).
— Космонавты скучают не только по своим близким, по своей семье, но и по Земле.
— Ребята! А что обозначают ваши названия экипажей?
Восток – ракета на которой полетел Гагарин.
— А что обозначает слово « МИР» мы узнаем, прочитав в учебнике с.151статью «Космическая путешественница»
10) Работа с учебником.
Вопросы после чтения: (звездочки за ответы)
1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир)
2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года)
3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)
— Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
— Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?
11) Работа с карточками у доски . На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст:
• Слежение за погодой;
• Управление полетами самолетов;
• Управление курсом кораблей в океанах;
• Передача телевизионного сигнала;
• Организация телефонной связи;
• Изобретение новых лекарств в космосе;
• Открытие новых звёзд астрономами;
• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;
• Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;
• Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.
• Изучение поверхности Земли и других планет и др.
Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе. После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир. Назовите фамилии Советских космонавтов. (Дети называют )
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
— М ожно ли полет в космос назвать подвигом? А можете объяснить почему?
— Как страна оценила подвиги космонавтов ? ( их наградили орденами и медалями)
IV. Закрепление нового материала.
1. Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом .
(За правильный ответ – звездочку)
1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?
2.Кого называют основателем современной космонавтики?
е) К.Э. Циолковский
3..Как назывался первый космический корабль?
4. В каком году человек впервые полетел в космос?
5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?
Источник