Место России в космической гонке — выше Индии, но ниже США и Китая
Инженер-конструктор Александр Хохлов — об успехах и провалах «Роскосмоса»
О том, кто отобрал у СССР титул космического чемпиона, почему Россия никак не может вернуться на вершину пьедестала, в чем главные провалы «Роскосмоса» за последние годы, а в чем он не так уж и плох — в интервью «Реальному времени» рассказал Александр Хохлов, инженер-конструктор космического приборостроения, популяризатор космонавтики.
«Самое печальное с новым российским кораблем «Орел» — непонимание его дальнейшей судьбы»
— Какие провалы «Роскосмоса» за последние годы вы особенно можете выделить?
— Из заметных трудно идущих проектов у госкорпорации можно отметить три: семейство ракет-носителей «Ангара», создание нового пилотируемого корабля ПТК НП «Орел» (ранее он назывался «Федерация») и межпланетные миссии.
По соглашению с правительством Казахстана, в 2025 году завершается эксплуатация российских тяжелых ракет «Протон-М» на Байконуре (по причине использования в ракетах высокотоксичного топлива). Им на смену должна прийти ракета «Ангара А5» — причем запускать ее собираются уже из России, с космодромов Плесецк и Восточный. Но единственный испытательный космический старт «Ангары А5» состоялся в 2014 году, а следующий вот уже несколько лет подряд переносится на будущее.
Например, очередной старт с космодрома Плесецк должен был быть в 2020 году, но ушел на конец 2021 года. Сложностей с этой ракетой хватает. Уже сейчас понятно, что она не может конкурировать на международном рынке запусков из-за высокой стоимости. Затянулась и передача ее производства с московского ракетного завода Центра им. Хруничева в Омск.
У пилотируемого корабля «Орел» долгая история — начиная с 2009 года. Но если примерно за тот же срок в США создали целых три новых пилотируемых корабля («Crew Dragon», «Starliner» и «Orion»), а Китай построил свой корабль, не получивший пока названия, то у РКК «Энергия» пока в производстве только макеты для испытаний. Самое печальное с новым российским кораблем «Орел» — непонимание его дальнейшей судьбы, целевого назначения. Когда Дмитрий Рогозин говорит, что «Орел» будет летать к Луне, он стыдливо умалчивает, что лунная программа в России до сих пор еще не принята.
И пару слов скажу о межпланетных миссиях. С конца 80-х годов у России не было ни одной самостоятельной научной автоматической межпланетной миссии. Запущенные две станции к Марсу бесславно погибли на околоземной орбите («Марс-96» и «Фобос-Грунт»), остальные миссии отменили или постоянно переносят на потом.
Фото: wikipedia.org
У пилотируемого корабля «Орел» долгая история — начиная с 2009 года. Но если примерно за тот же срок в США создали целых три новых пилотируемых корабля, а Китай построил свой корабль, не получивший пока названия, то у РКК «Энергия» пока в производстве только макеты для испытаний
— «Роскосмос» критикуют за то, что за его пятилетнюю жизнь не было открыто никаких новых научно-исследовательских программ и пилотируемых проектов и что он не смотрит в будущее. Это так на самом деле?
— Дело в том, что горизонт планирования космической программы в России — 10 лет. Сейчас действует Федеральная космическая программа 2016—2025. Поэтому «Роскосмос» выполняет утвержденные до этого правительством планы и готовит программы на следующее десятилетие. Но сейчас Дмитрий Рогозин собирается вместо ФКП и ряда других отдельных целевых программ внести в правительство новую Единую космическую программу. Это позволит сместить горизонт планирования прямо сейчас и снять с себя ответственность за выполнение ФКП 2016—2025.
По содержанию Единой космической программы мы и поймем, что же нового предложит «Роскосмос» на следующее десятилетие (и что из этого ему утвердит правительство).
«Новые проекты ракет устарели еще до начала серьезной разработки»
— «Роскосмос» получился таким бесконечно увеличивающимся мегарегулятором, который сам себе заказывает, сам делает и оборонку, и частные заказы. Он вроде государственное предприятие с плановой экономикой, но в то же время от него требуют прибыли и возвращения госкредитов. Вы считаете, что такая модель эффективна для развития космической отрасли?
— Идея госкорпорации по космической деятельности возникла в период востребованности изделий и услуг на Западе. Но потом, во-первых, наступила эпоха санкций, а во-вторых, в США создали свою технику вместо той, что ранее заказывали в России. Это касается и двигателей РД-180 и доставки астронавтов на Международную космическую станцию. А ракеты Falcon-9 компании SpaceX лишили заказчиков Центр им. Хруничева на запуски коммерческих спутников. Так что если модель и могла бы быть эффективной когда-то, то сейчас уже об этом говорить не приходится.
— Мы сильно опаздываем по сравнению с остальным миром?
— Мы даже по сравнению с самими собой сильно опаздываем. Проект ракеты «Ангара А5» и новые проекты ракет «Союз-5» и «Союз-6» устарели еще до начала серьезной разработки. Мировые технологии космического ракетостроения ушли далеко вперед, а ракеты «Союз-5» и «Союз-6» создаются на основе лучшей советской ракеты среднего класса «Зенит». Но создана она была еще в прошлом веке!
Фото: wikipedia.org
Мы даже по сравнению с самими собой сильно опаздываем. Проект ракеты «Ангара А5» и новые проекты ракет «Союз-5» и «Союз-6» устарели еще до начала серьезной разработки
— Насколько я знаю, успешный запуск орбитального телескопа «Спектр-РГ» и его работа в космосе — большой успех для «Роскосмоса». Почему же такое прохладное отношение к этому проекту?
— Российский проект орбитального телескопа «Спектр-РГ» (с германским участием) действительно очень важен для науки. Недавно он завершил первый полный обзор неба в рентгеновском диапазоне, и в июльском номере журнал «Русский космос» (издается «Роскосмосом») можно прочитать о полученных результатах. Я думаю, нельзя говорить о прохладном отношении — проблема скорее заключается в законодательной плоскости.
По существующему закону о госкорпорации «Роскосмос», у нее ограничены возможности, ей не так просто выделять деньги на популяризацию результатов космической деятельности. На Западе в контракты на создание и эксплуатацию космической техники по гражданским программам обязательно входит строка о разработке наглядных материалов, ведения просветительской деятельности. А в России этого нет. Несмотря на то, что в российском парламенте космонавты — одна из самых распространенных профессий депутатов, внимания к космонавтике явно не хватает.
— А успехи у «Роскосмоса» есть? Хоть что-то хорошее с ним происходит?
— В пилотируемой космонавтике Россия сохраняет ведущую роль, пусть это и касается эксплуатации давно разработанной техники. Однако же пилотируемые корабли «Союз» и грузовые «Прогресс» справляются с обеспечением Международной космической станции. И Россия фактически спасла этот международный проект, когда сначала случилась катастрофа шаттла «Колумбия», а потом космическая программа шаттлов была завершена. С 2011 года по 2020 только «Роскосмос» доставлял международные экипажи на МКС.
«У Индии есть марсианская и лунная программа, в которой она уже опередила Россию»
— Кто, на ваш взгляд, первый в космической гонке на сегодняшний день?
— Однозначно США — первые в космической гонке. У NASA и Пентагона очень большие космические бюджеты, а это важный показатель. С другой стороны, денег у NASA все-таки не хватает для организации пилотируемой экспедиции на Марс, поэтому пока приоритет вновь у лунных программ. В США утверждена программа «Артемида» по возвращению людей на Луну в 2024 году.
На втором месте — Китай со своей амбициозной космической программой. Но, несмотря на все амбиции и адскую трудоспособность, китайцам еще многое нужно сделать, чтобы приблизиться к возможностям США.
Фото: wikipedia.org
В пилотируемой космонавтике Россия сохраняет ведущую роль, пусть это и касается эксплуатации давно разработанной техники. Однако же пилотируемые корабли «Союз» и грузовые «Прогресс» справляются с обеспечением Международной космической станции
— Уже даже ОАЭ активно развивает свою космическую программу. Скоро ЕС, России, Китаю и США придется потесниться? Где еще сейчас разрабатываются перспективные космические программы?
— В первую очередь я хочу отметить Индию. Там готовится пилотируемая программа, их собственный космический корабль. Их первые космонавты сейчас проходят по контракту подготовку в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. У Индии есть марсианская и лунная программа, в которой она уже опередила Россию. В 2019 году индийцы пытались мягко посадить модуль на Луну — правда, он разбился при жесткой посадке. Но он туда хотя бы долетел. И сейчас они готовят вторую лунную миссию.
Источник
Кто победил в космической гонке?
СССР и США. Америка и Россия. Два непримиримых соперника в области освоения космоса. Противостояние продолжается больше полувека. Обе державы всегда демонстрировали свои амбиции в этом вопросе. Еще бы, высокий уровень развития отрасли наглядно демонстрирует не что иное, как мощь государства. И здесь важно все: стратегия освоения космоса, прорывные технологии, интеллектуальный потенциал, материальные ресурсы, уровень промышленности.
В разные годы в вопросах освоения внеземного пространства лидерство переходило от одного государства к другому, и обратно. Особенно острая конкуренция была в период, так называемой, космической гонки. Околоземные орбитальные аппараты, полеты животных и людей, выход в открытый космос, лунная программа, пилотируемая космонавтика. Важно во всем быть первым!
Лучшие в космосе
Космическая гонка длилась почти два десятилетия. СССР сразу вырвался в абсолютные лидеры этих негласных соревнований. 1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник. В апреле 1961 старт первого космического корабля с человеком на борту. Два года спустя на околоземную орбиту отправилась первая женщина космонавт. Валентина Терешкова единственная женщина в мире, осуществившая одиночный полет. В 1965 году советский космонавт Алексей Леонов впервые в мире вышел за пределы космического корабля.
Анализируя уровень советской космонавтики того периода, трудно переоценить масштабы сделанного. Сколько вложенного человеческого труда, научных изысканий, подвигов, жертв, чтобы быть первыми в космосе. Казалось, все было вопреки.
В сжатые сроки, в условиях послевоенной разрухи, советским инженерам и конструкторам удалось создать совершенную космическую технику. Во многом, успехи страны советов напрямую связаны с вкладом в советскую космонавтику гениального конструктора, ученого, обладающего незаурядными качествами организатора – Сергея Королева.
Шведский ученый Х.Альвен, получивший в 1970 году Нобелевскую премию по физике, говорил, что именно Королеву мир обязан тем, что космический век стал реальностью. Советский академик Капица считал, что советский конструктор за запуск первого спутника достоин Нобелевской премии. Так или иначе, но после смерти Королёва, наша страна уступила лидерство в вопросах покорения космоса.
Лунная программа, ставшая для Америки национальной идеей
Что касается США, то в самом начале космической гонки, они также работали над подготовкой полета первого человека в космос. Однако, реализовать свои планы не успели. За несколько дней до полета Гагарина, ничего не подозревающий президент Кеннеди обратился к Конгрессу США с конкретным заданием — выбрать цель, которая будет недостижима для русских.
Информация о полете советского космонавта имела эффект разорвавшейся бомбы. Американцы в спешке отправили своего астронавта в космос 5 мая этого же года. Но полет на корабле «Меркурий-Редстоун 3» был суборбитальный, другими словами больше напоминал прыжок в космос с обратным приземлением. Лишь 8 месяцев спустя первый пилотируемый орбитальный полет совершил другой астронавт Джон Гленн.
Очередной проигрыш в космической гонке означал не только техническое поражение Америки, но имел серьезную политическую подоплеку. Ситуация заставила американских политиков ускорить решение вопроса по поиску национальной идеи. И она была найдена.
Высадка человека на Луну. На тот момент времени советская автоматическая станция «Луна-9» уже достигла спутника Земли, запечатлев обратную сторону Луны. В таких условиях только высадка человека на поверхность могла реабилитировать американскую космонавтику, и всю нацию в целом.
Лунная программа «Аполлон», которая внесла огромный вклад в историю пилотируемой космонавтики, была принята агентством НАСА в 1961 году. Спустя 8 лет астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин впервые в истории высадились на Луне. После этого было еще пять успешных высадок. Последняя — в 1972 году.
К слову сказать, существует большое количество скептиков, утверждающих, что американцы не высаживались на Луне. По этому поводу написаны сотни статей, десятки книг, сняты документальные фильмы с воспоминаниями очевидцев тех событий и комментариями специалистов. Узнаем ли мы когда-нибудь истинное положение вещей? Кто знает. обе лунные программы и советская, и американская неожиданно были закрыты, без каких-либо объяснений. Документы засекречены.
Так кто же победил в космической гонке?
Эта история противостояния закончилась много лет назад. Но определившиеся в жесткой борьбе за лидерство два сильнейших игрока и по сей день остаются ведущими космическими державами. Оба государства внесли огромный вклад в развитие и становление отрасли. И если пытаться найти победителя в той гонке, то прежде всего, в выигрыше оказалось все человечество.
Стремительный и мощный рывок в развитии космонавтики в конце прошлого века, определил развитие мировой авиакосмической индустрии на долгие годы и благоприятно сказался на смежных областях науки и техники.
Понравилась статья? Ставь палец вверх и подписывайся на мой канал — там ещё множество научных тем: космос, химия, физика, технологии,изобретения и многое другое. Читай меня в телеграме ( Будни Учёного 2.0 ) и в Яндекс.Дзене ( Мир науки )!
Источник
Какая страна сегодня лидер в космосе?
Ещё совсем недавно, 30 лет назад, в мире существовали две страны, которые делили между собой все запуски в космос: СССР и США (у последней всё делала NASA). Если же мы посмотрим на картину запусков ракет сегодня, то сильно удивимся. Ни NASA, ни Роскосмос больше не являются явными лидерами. Почему?
Примечание: если не можете включить голову и оценивать конструктивно, то закройте эту статью. Здесь вам придётся немного подумать.
Во-первых, на космическую арену вышли другие игроки — объединённая Европейская программа, Япония, Китай и множество других. Особенно активен в планах покорения космоса Китай, он уже создал собственную орбитальную станцию Тяньгун, готовится к высадке человека на Луну и даже запускает огроменный спутник, который будет отражать свет Солнца и будет работать как вторая Луна!
Во-вторых, появилась SpaceX . Многие думают, что Илон Маск — позёр и ничего из себя не представляет. Но это не так — его компания уже 10 лет борется за существование и достигла чуть ли не больше, чем NASA и Роскосмос. Посудите сами: они сумели запустить в космос дешёвую многоразовую ракету Falcon 9. Затем они создали сверхтяжёлую ракету-носитель, также многоразовую. В России такая будет создана к 2021-2024 году, в NASA она будет создаваться и того дольше. SpaceX выбила себе огроменный кусок рынка!
Третья причина: ещё недавно Роскосмос был лидером среди запусков космических ракет (до 33% от мировых запусков). Сегодня это место плавно уходит от него. Космодром Байконур, с которого проводятся почти все российские запуски, находится на территории другого государства, Казахстана. На космодроме Восточном, надежде российского освоения космоса, не платили зарплату строителям и рабочим, а бюджет космодрома был многократно разворован. И это не выдумка, это признали в высших кругах российской власти.
Наконец, в России не всё хорошо даже сейчас: 11 октября 2018 года упала ракета «Союз», а месяц назад на МКС загадочным образом появилась дыра, причём она появилась на российском модуле «Союз МС-09». Все подозрения падают на российских космонавтов или инженеров.
Если всё так и будет продолжаться, Российская космическая программа попадёт в тень Китая и SpaceX. Очень не хочется, чтобы это случилось.
Понравилась статья? Ставь палец вверх и подписывайся на мой канал — там ещё множество научных тем: космос, химия, физика, технологии,изобретения и многое другое. Читай меня в телеграме ( Будни Учёного 2.0 ) и в Яндекс.Дзене ( Мир науки )!
Источник