Меню

От колеса до космоса

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Историко-технический марафон «От колеса до космоса» как инновационная форма воспитания

статья

Автор: Лисовская Анна Игоревна, Лукина Марина Михайловна, директор, методист, МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга» г.о. Самара, город Самара, Самарская область

Текстовая HTML-версия публикации

Название/тема инновационного проекта.
Историко-технический марафон «От колеса до космоса».
2. Авторы инновации.
Лисовская А.И., директор; Лукина М.М., методист.
3. Полное название организации, на базе которой внедряется инновация.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга» городского округа Самара.
4.

представляемой инновации.
Трудности, вызванные экономическими преобразованиями, происходящими в стране на протяжении двух последних десятилетий, привели к отсутствию социального заказа общества на технически грамотную молодёжь. Несмотря на то, что отечественная система технического творчества учащихся уникальна и не имеет аналогов в мире, за последние десятилетия в стране сокращена сеть профильных учреждений технической направленности, уменьшилось число специализированных и спортивно-технических сооружений для учебно-тренировочной базы. Однако в Самарской области наметилась тенденция возрождения технического творчества учащихся. Самарские предприятия постепенно восстанавливаются, инженерная профессия, рабочие специальности становятся востребованными. В системе дополнительного образования Самарского региона техническое творчество детей и подростков признано приоритетным направлением. Проект «От колеса до космоса» опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, обозначенные в документах:  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);  Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (Постановление Правительства РФ от 20.05.2011г. № 404);  Федеральный закон об образовании в РФ (2012 год);  Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года Министерства образования и науки РФ от 16.04.2007 г. № 06 – 1549;  Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года. (Утверждена постановлением Правительства Самарской области №5 от 21.01.2010 г.). Техническое творчество учащихся следует рассматривать как компонент системы обучения, обеспечивающий профориентацию подростков. Данный процесс должен иметь определенные точки соприкосновения с профессиональными образовательными учреждениями и производственными предприятиями. Базироваться эта система должна на исторических знаниях о развитии технического прогресса в стране, в Самаре, в мире. Огромные просторы России, удалённость обширных её частей друг от друга, от мировых транспортных путей способствовали развитию и эффективной работе разветвлённой транспортной системы страны. Изучение истории развития транспорта, влияние транспортной системы на цивилизацию и общество поможет подросткам осознать значение технического прогресса в судьбе страны и мировом сообществе, заинтересовать их на освоение технических профессий, повысить мотивацию к занятиям в объединениях технического творчества. Данный проект в марте 2012 года был представлен на городской конкурс инновационных педагогических проектов «Педагогическая инициатива» и получил
диплом лауреата. Департамент образования администрации г.о. Самара принял решение, что проект достоин реализации. С 2013 года историко-технический Марафон является городским мероприятием. Организаторы:  Департамент образования Администрации г.о. Самара  МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга» г.о. Самара  Самарский государственный университет путей сообщения. Участники – команды в составе 3-5 человек учащихся образовательных учреждений г.о. Самара. Возраст участников 13 – 16 лет. Партнеры проекта:  Преподаватели СамГУПС и СГАУ;  Специалисты музеев, архивов. Условия участия в Марафоне определены Положением. За 2-3 месяца до открытия Марафона между командам-участниками проходит жеребьевка по выбору вида транспорта и исторического периода. После чего команды готовят презентации и мастерят макеты модели выбранного вида транспорта. Марафон проводится в два этапа: 1 этап – заочный конкурс презентаций, где каждая команда-участница представляет на электронных носителях презентацию (не более 20 слайдов) об истории развития пассажирского транспорта и его влиянии на развитие цивилизации (вид транспорта и исторический период по жеребьевке). 2 этап – защита презентаций и историко-техническая выставка транспорта, где лучшие команды представляют защиту презентаций и макеты одной модели транспорта (вид транспорта и исторический период по жеребьевке), к модели прилагается краткая аннотация (год выпуска, страна, где зарекомендовала себя транспортная модель). Место проведения Марафона – Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС).

Читайте также:  Космос изучение с нуля

Программа Марафона: — Торжественное открытие Марафона. — Защита лучших презентаций об истории развития пассажирского транспорта. — Выставка детских творческих работ – макетов моделей пассажирского транспорта. — Экскурсия в музей и по аудиториям СамГУПС. — Подведение итогов и торжественное награждение. Особенностью проекта является сочетание таких направлений деятельности учащихся, как учебно-исследовательская, информационная и техническая. Таким образом, данный педагогический проект имеет социально-педагогическую значимость и: — предоставляет подросткам возможность в самореализации и в выборе будущей профессии; — дает важные знания для формирования патриотического сознания и верности Отечеству. — формирует ощущение причастности к общегосударственным задачам и историческим процессам. Для педагогических работников проект открывает новые возможности педагогического общения, включение в исследовательскую деятельность, способствует интеграции детских учреждений технического профиля и профессиональных образовательных учреждений.
5. Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации.
В настоящее время в Центре детского творчества «Радуга» реализуются программы спортивно-технической направленности: радиоуправляемые, кордовые и комнатные авиамодели; радиоуправляемые, кордовые и трассовые автомодели. Но, приходя в
объединения, ребята не имеют элементарных знаний о развитии транспорта в России и в мире. Поэтому возникла идея провести историко-технический марафон «От колеса до космоса», который поможет сформировать у школьников представления об истории развития транспортного комплекса в России, в мире и ознакомить с историей становления и развития транспорта в Самарском крае. Мы выбрали форму проведения – марафон, потому что марафон предполагает длинные дистанции. И в нашем проекте представлены исторические факты и события протяженностью во временном периоде с XVIII века по наши дни. В марте 2013 года Центр провел пилотный проект – Марафон, который освещал историю развития гражданского транспорта России, Самары и мирового сообщества. Учащимися были представлена историческая цепочка развития воздушного, наземного и водного гражданского транспорта в период от XVIII века и по настоящее время. В результате проведения ЦДТ «Радуга» издал Сборник материалов, где представлен опыт работы учебно-исследовательской и историко-технической деятельности учреждений дополнительного образования г.о. Самара. В Сборник вошли презентации в виде фотографий и выступления ребят в тезисном варианте. Сборник является не просто обобщением опыта проведения 1-го Марафона, но и полноценным пособием для педагогов и детей объединений технической направленности. Проект предлагает проведение ежегодного Марафона и изучение истории развития разного вида транспорта, так: в 2014 году – пассажирский транспорт, который включает: авиационный, железнодорожный, водный и городской; дополнительной номинацией в 2014 году будет спортивный транспорт в честь Олимпийских игр в г. Сочи; в 2015 году – военный транспорт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Изначально проект задуман как система мероприятий, где участники – воспитанники и педагоги учреждений дополнительного образования детей. В 2013 году в Марафоне принимали участие только команды из учреждений дополнительного образования технической направленности. Но в 2014 году участвовать в Марафоне изъявили желание многопрофильные учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы. Это говорит о востребованности мероприятия историко-технической направленности, где ребенок может показать исследовательские навыки и знание информационных технологий для создания презентации и прикладные технические умения для изготовления макета модели транспортного средства.
6. Цель и задачи представляемой инновации.
Цель проекта Привлечение широкого круга детей и подростков к занятиям техническим творчеством путем обновления подходов к организации патриотической и профориентационной работы и введение в образовательный процесс исторической составляющей развития технического прогресса. Задачи  Сформировать у детей представление об истории развития транспортного комплекса России и мира.  Ознакомить детей и подростков с историей становления и развития транспорта в Самарском крае.  Формировать и развивать у детей и подростков ощущение причастности к общегосударственным задачам и историческим процессам.  Способствовать формированию и укреплению у детей и подростков чувства патриотизма и гордости за Самару и Россию.  Пополнить знания подростков для осознанного профессионального самоопределения.
 Организовать работу по формированию у подростков умений проводить исследование, анализировать, обобщать результаты; развивать умения публичного выступления.
7. Ожидаемые результаты введения инновации.
Как результат реализации проекта можно выстроить цепочку моментов, которые возникают один из другого и дают положительные итоги, например, 1) в результате реализации проекта у учащихся сформируется система знаний об истории развития транспорта России и мира; о становлении и развитии транспорта Самарского края; 2) приобретенные знания дадут толчок к созданию устойчивой внутренней мотивации воспитанников к самореализации в техническом творчестве, конструировании и моделировании; 3) желания заниматься техническим творчеством приведут к исследовательской и научно-технической деятельности, к освоению новых технологий, к изобретательству; 4) таким образом, воспитанник сделает свой профессиональный выбор и сделает его осознанно с ориентацией на технические специальности, что так необходимо в настоящее время стране и Самаре; 5) сотрудничество с ВУЗами поможет учащимся в определении места получения профессионального образования. Для педагогов-участников Марафона история транспорта мира, России и Самары зачастую станет также открытием и пополнением запаса знаний, что пригодится в дальнейшей работе. Участие в Марафоне послужит повышению профессионального мастерства и расширению сферы профессионального общения, выстраиванию партнерских отношений с ВУЗами, музеями и архивами. Опыт работы по реализации проекта будет транслироваться на сайте Центра и ежегодно издаваться сборник материалов по итогам проведенного историко- технического Марафона «От колеса до космоса».
8. Сроки осуществления, структура и содержание инновации.
Поскольку проект рассчитан на несколько лет и Марафон может проходить ежегодно, изменяя лишь тематику, то структура, содержание деятельности и этапы будут примерно одинаковые, а сроки проведения разные. 2013 году Марафон проходил по теме «Гражданский транспорт». Данная таблица раскрывает содержание и сроки проведения. Этап Сроки Основные направления деятельности Предпроектный (подготовительный) сентябрь 2012г. – февраль 2013г Сентябрь-октябрь 2012г. 1.Создание Совета по организации и руководству подготовкой к марафону. 2.Планирование работы Совета. Подготовка документации. 3.Подготовка ресурсной базы для реализации проекта. 4.Налаживание взаимодействия и заключение договоров с ВУЗами, музеями, архивами. 5.Семинар-совещание для участников марафона. 6.Проведение жеребьевки по определению для команд- участников вида гражданского транспорта и отрезка исторического периода.
Это могут быть: Виды гражданского транспорта: воздушный, наземный и водный; Отрезки исторических периодов: XVIII, XIX, XX или XXI век. Ноябрь 2012г. – февраль 2013г. Подготовка команд к участию в марафоне «От колеса да космоса». В рамках выбранного по жребию вида гражданского транспорта и исторического временного периода команда готовит: — макеты (модели) транспортных средств; — презентацию (компьютерную) о развитии гражданского транспорта и его значении, исторической роли. 6.Приглашение СМИ. Основной этап (реализация проекта) март 2013г. 1.Открытие марафона «От колеса до космоса» в СамГУПСе. 2.Выставка исторических макетов (моделей) гражданского транспорта (оформляют команды). 3.Презентация об истории развития гражданского транспорта (выступают команды). 4.Подведение итогов марафона. 5.Награждение участников. Послепроектный (итоговый) апрель 2013г. 1.Анализ результатов реализации проекта. 2.Проведение «круглого» стола для участников проекта. 3.Освещение работы марафона «От колеса до космоса» в СМИ. 4.Обобщение опыта реализации проекта и издание Сборника материалов. 5.Продолжение сотрудничества ЦДТ с УДОД, ВУЗами, музеями и архивами в этом направлении.
9. Степень (уровень) проработанности инновации.
В 2013 году проект успешно прошел апробирование. Историко-технический марафон состоялся в Самарском государственном университете путей сообщения по теме «Гражданский транспорт». Участвовали 11 команд из 10 учреждений дополнительного образования детей технической направленности г.о.Самара. В состав жюри входили преподаватели ВУЗа, студенты и педагоги учреждений дополнительного образования не участвовавших в марафоне. Команды защищали компьютерные презентации о своем виде транспорта и согласно своему отрезку исторического периода по предварительной жеребьевке, на выставку представили макеты моделей, изготовленные своими руками. Выступления команд были яркими, содержательными. Они рассказывали о разных видах гражданского транспорта созданных в разных странах мира и в России в период от VIII века по настоящее время, а так же о транспорте будущего. Жюри, оценивая работу команд, долго сомневались, кому отдать призовые места – настолько достойно выступили ребята. Большую помощь в проведении оказали студенты-волонтеры СамГУПСа. Они встречали команды и гостей, оформляли зал и выставку моделей команд-участников, а в конце мероприятия провели экскурсию в музей и по аудиториям университета.
Выводы и перспективы. 1. Проект получил много положительных отзывов от педагогов, детей и их родителей. 2. Изданный Сборник материалов по итогам I городского историко-технического марафона «От колеса до космоса» стал не просто обобщением опыта, но и пособием для объединений технического творчества. 3. Интерес к Марафону возрос. В 2014 году в мероприятии будут участвовать помимо учреждений дополнительного образования детей (УДОД) технического профиля многопрофильные УДОД и общеобразовательные школы г.о. Самара. 4. Тематику Марафона можно менять и проводить его ежегодно. Допускаются также корректировка проекта, возможны изменения в организации и содержании. 5. Сотрудничество ЦДТ «Радуга» и СамГУПС развивается. Марафон это не первое совместное мероприятие и 15 января 2014 года на телевизионном канале «Губерния» директор Центра «Радуга» Лисовская А.И. и руководитель управления научно- исследовательских работ СамГУПС Краснов В.А. рассказывали о результатах партнерства и перспективах взаимодействия. 6. Для подготовки и реализации проект малозатратен, т.е. имеет низкий уровень бюджетирования, а значит, легко реализуем. 7. Ресурсное обеспечение проекта можно представить в таблице: № Ресурсы Содержание деятельности 1. Организационно -управленческие — создать совет управления проектом; — разработать план работы совета; — заключить договоры с СамГУПС и СГАУ; — провести семинар-совещание; — провести «круглый стол» по итогам марафона 2. Информационно -рекламные — разработать систему мероприятий по информированию о ходе реализации проекта с использованием Интернет ресурсов; — привлечь СМИ 3. Методические — разработать положение о марафоне «От колеса до космоса» и другую документацию; — провести семинар-совещание для участников; — организовать цикл консультаций для педагогов; — издать сборник материалов по итогам проведения Марафона 4. Кадровые — ознакомить кадры с проектом; — провести семинар-совещание; — организовать цикл консультаций для педагогов; — привлечь к реализации проекта специалистов УДОД технической направленности и специалистов СамГУПС и СГАУ 5. Материально- технические и финансовые — продумать и приобрести материалы и другое оснащение для реализации проекта; — файндрайзинг Исходя из вышеперечисленных позиций, характеризующих устойчивость проекта, можно минимизировать риски его реализации. Таким образом, у проекта «От колеса до космоса» большое будущее. Информация о ходе реализации проекта и проведении Марафона «От колеса до космоса» представлена на сайте ЦДТ «Радуга»

Читайте также:  Новости по первому про космос

Источник

Adblock
detector