Меню

Отчаянно дрался озаренная луной купленное

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

    Текст книги «Венеция в русской поэзии. Опыт антологии. 1888–1972»

    Автор книги: Антология

    Жанр: Поэзия, Поэзия и Драматургия

    Текущая страница: 29 (всего у книги 122 страниц) [доступный отрывок для чтения: 44 страниц]

    Софья Прегель

    Во дворце, где суровые дожи
    Размышляли над сонной водой,
    На посланника странно похожий
    Антиквар поселился седой.

    Сняли пыль. Многолетние щели
    Заложили. Воскресло стекло,
    И фарфором столы запестрели,
    И хрустальные люстры запели
    Переливчато и светло.

    И пришел покупатель, неистов,
    Беспорядочен, жаден и скор,
    И тяжелая поступь туристов
    Омрачила сиреневый двор.

    И, единственно, луч над камином,
    Где румяный огонь не трещит,
    Озаривший подсвечник с дельфином,
    Кружева, полумаску, плащи, —
    Только луч показался старинным,
    Бледный луч из небесной пращи.

    Смолистый воздух и тяжелый
    Еще мучительнее днем.
    Скользят высокие гондолы
    В старинном трауре своем.

    Сквозь водяную пыль не сразу
    Проходит солнца бахрома.
    Дворцы Венеции безглазы,
    Ее изранены дома.

    По вечерам в каналах пленный
    Фонарный свет. Печальный лавр
    Под колоннадой неизменной.
    Тепло от музыки военной,
    От барабанов и литавр

    На белой площади атласной,
    Где ходят важно, не спеша,
    Где вижу в синеве неясной
    С венецианкою прекрасной
    Приземистого торгаша.

    Александр Радченко

    Привет Венеции, владычице морей,
    Царице прошлого, волшебной сказке чудной!
    Подножия твоих дворцов и алтарей
    Окаймлены волною изумрудной.
    Среди воскресших грез, откинувши печаль
    И длинный ряд тревог, недавно пережитых,
    С гондолы вырезной, скользившей тихо вдаль,
    Глядел я на дворцы патрициев забытых.
    Кругом кипела жизнь, спеша, бежал народ.
    Под ярким солнцем дня все искрилось, сверкало:
    Кресты, балконы, башни. Пароход
    На Лидо шел, и плавно колыхала
    Пологая волна гондолы и суда.
    Блестели в стороне свинцовые лагуны,
    Звучали голоса, и робко иногда
    Звенели трепетно гитар примолкших струны.
    На шумной площади от солнечных лучей
    Пестрели, как узор, мелькающие блики.
    С каналов и мостов все ждали, чтоб скорей
    Играла музыка. Вдали смолкали крики,
    И говор заглуша, широкою волной
    Из медных труб вдруг вырвалися звуки,
    А в небе, с высоты, над стихшею толпой,
    Казалось, хлопали бесчисленные руки.
    То Марка голуби взлетели сразу ввысь.
    Кружат над площадью встревоженные птицы.
    А звуки медные гудели и неслись,
    И гасли бледные в волнах лучи денницы.
    Лазурный неба свод, туманясь, розовел,
    Мечты в минувшее неслышно улетали.
    На барке баритон из «Паяцев» запел,
    И огоньки на мачтах заблистали.

    Адриатические волны
    Бегут, шутя, к моим ногам.
    И, шумом волн завороженный,
    Стремлюсь я к дальним берегам.

    Вокруг морской простор сверкает,
    На солнце золотом горя.
    И море тихо колыхает
    Вдали громаду корабля.

    Прозрачны воды голубые,
    Ясна небес лазурных высь.
    В душе порывы молодые…
    Но пред неведомым смирись.

    Вот тучка в небе показалась
    И пала тень ее на пляж.
    Все потемнело, все смешалось
    И в миг исчезло, как мираж.

    А в небесах раскаты грома,
    Обрывки туч то тут, то там…
    И волны, полные разгрома,
    Бегут, грозя, к моим ногам.

    Всеволод Рождественский

    Не счесть в ночи колец ее,
    Ласкаемых волной.
    Причаль сюда, Венеция,
    Под маской кружевной!

    В монастырях церковники
    С распятием в руках,
    На лестницах любовники,
    Зеваки на мостах

    Поют тебе, красавица,
    Канцоны при луне,
    Пока лагуна плавится
    В серебряном огне.

    Не для тебя ль, Венеция,
    Затеял карнавал
    Читающий Лукреция
    Столетний кардинал?

    Он не поладил с папою,
    Невыбрит и сердит,
    Но лев когтистой лапою
    Республику хранит.

    Пускай над баптистерием
    Повис аэроплан,
    Пускай назло остериям
    Сверкает ресторан,

    Пускай пестрят окурками
    Проходы темных лож, —
    Здесь договоры с турками
    Подписывает дож.

    За рощею лимонною
    У мраморной волны
    Отелло с Дездемоною
    Рассказывают сны.

    И разве бросишь камень ты,
    Посмеешь не уйти
    В истлевшие пергаменты
    «Совета десяти»?

    Душа, – какой бы край она
    Ни пела в этот час,
    Я слышу стансы Байрона
    Или Мюссе рассказ.

    А где-то – инквизиция
    Скрепляет протокол,
    В театре репетиция,
    Гольдони хмур и зол,

    Цветет улыбка девичья
    Под лентами баут,
    И Павла-цесаревича
    «Граф Северный» зовут.

    Читайте также:  Обратная сторона луны 3 дата выхода 2020

    Здесь бьют десяткой заново
    Серебряный улов,
    Княжною Таракановой
    Пленяется Орлов.

    Гори, былое зодчество, —
    Весь мир на острие.
    Уходят в одиночество
    Все томики Ренье!

    Не повернуть мне руль никак
    От шелка ветхих карт.
    «Севильского цирульника»
    Здесь слушал бы Моцáрт.

    Скользит гондола длинная
    По бархатной гряде,
    А корка апельсинная
    Качается в воде…

    Спит столица дожей, и в окно
    Тянет ветер горным виноградом.
    В хрустале янтарное вино —
    Как луна, встающая над садом.

    Бархатистей персика плечо
    И смуглей оранжевого лета.
    Как она прижалась горячо.
    Молодость? Венеция? Джульетта?

    Вот он сад, луною налитой,
    Жизнь пестра, лукава на приманки.
    Опусти ее, как золотой
    За корсаж хорошенькой служанки!

    Вы легки с подругой, как стрижи.
    Что вам муж? Досаднейшее слово.
    Пой, люби. А сердце расскажи
    Год спустя сеньору Казанова.

    Вот и осень… Сердце у меня
    Тяжелее кисти винограда;
    Дилижанс в косом багрянце дня
    Протрубил за яблонями сада.

    Запах супа, стук шагов и лай.
    По прилавку катится монета….
    Где мой плащ? Италия, прощай,
    Девушка, ты горячее лета!

    Посети мой страннический бред,
    Там, на Рейне, улыбнись лукаво.
    Я забуду университет —
    Доктор философии и права.

    Потащусь в карете почтовой
    К тарантелле, солнцу, балаганам…
    – Что, старик, ты смотришь,
    как слепой?
    Что ты шепчешь над моим стаканом?

    – Я пришел из‐за далеких гор,
    Я назойлив, извинюсь заранее,
    Может быть, угодно вам, синьор,
    Прочитать судьбу свою в стакане? —

    По спине струится холодок,
    Я сажусь, отстегивая шпагу…
    Вот щепоткой белый порошок
    Брошен в золотистую малагу,

    Вот качнулось облако, платан,
    Мой парик, дымок за черепицей,
    Вот редеет вогнутый туман,
    Пахнущий сушеною корицей…

    Роберт Рождественский

    И когда, казалось бы,
    уже придумать
    нечего —
    Все видано-перевидано,
    думано-передумано,
    даже как-то слишком…
    И – на тебе! —
    Венеция.
    Будто ветром
    брызнуло.
    Будто светом
    дунуло…
    На тебе!
    Прохаживайся,
    учи досконально.
    На тебе!
    Глуши ее
    восторгами увесистыми.
    А она помалкивает
    в улочки-каналы.
    Очень
    театральная.
    Очень
    человеческая…
    Можешь притворяться
    бдительным и зорким.
    Требовать от гида
    политической ясности.
    Пожимать плечами:
    «Глупая экзотика…»
    Глупая.
    А все же хороша
    дьявольски!
    Глупая.
    А нам ее все мало,
    мало!
    Глупая.
    Но лезут слова
    высокопарные!
    Мы теперь матросы
    знаменитого мавра,
    и под нами площади
    покачиваются,
    как палубы…
    Мы ложимся за полночь,
    разомлев от нежности.
    Дремлем,
    улыбаясь красоте по-доброму.
    В кубриках ворочаемся,
    слушая Венецию.
    И плывем с Венецией
    к дому.
    К дому.

    Александр Ротштейн

    Как дышится легко. Жара дневная спала.
    Щитом серебряным, светясь, луна взошла…
    Скорее в гондолу. Пусть робкий плеск весла
    Разбудит тишину заснувшего канала.

    Мечтой встают дворцы. На окнах – блеск опала;
    Под аркой стрельчатой, в углах густится мгла.
    И грезится дворцам все то, чего не стало, —
    Та жизнь, что некогда восторгом здесь цвела.

    Душой усталою уйдем в их сон безмолвный…
    О счастье дней былых пускай нам шепчут волны…
    Поток кудрей твоих, сверкая и клубясь,

    Парчевой мантией пусть падает вкруг стана;
    Пусть буду думать я, в глаза твои глядясь,
    Что Догаресса ты с картины Тициана.

    Я разгадал давно: твоя душа когда-то
    Горела радостно, и ярко, и светло,
    В одной из Догаресс, чьи образы так свято
    Xранит Венеция слепым векам назло.

    Вот почему тебя всегда к себе влекло
    Все то, что красочно, нарядно и богато:
    Стихи, и кружево, и шелк, и блеск заката,
    И золотистое Венеции стекло.

    Когда перед тобой я говорю свой стих,
    Мне кажется, я – паж – сижу у ног твоих
    И нежу чуткий слух певучею канцоной.

    И если в глаз твоих глубоких синеву
    Я пристально вгляжусь – мне мнится, я плыву
    Лагуной дремлющей, лазорево-зеленой.

    Я так люблю тебя, Венеции хрусталь,
    Слегка подернутый отливами опала,
    Прозрачно-дымчатый, расплывчатый, как даль,
    Крапленный золотом, как лезвие кинжала.

    Как отблеск жемчуга меж отблесков корала,
    Слезой дрожит в тебе неясная печаль;
    И как на одалиск, что заперты в сераль,
    Из кружев на тебя одето покрывало.

    Неясный идеал, и радужные грезы,
    И золотые сны, и радость юных сил
    В стекле расплавленном художник растворил.

    И в искрометный сплав, блестя, скатились слезы —
    Отвергнутой любви безмолвная печаль…
    Душа художника живет в тебе, хрусталь.

    Неол Рубин

    Преступление [572] 572
    С разрывными словами. См. также «Подъезже-» и Обрученные». (Прим. автора.)

    Гра-стройнофиня вы не смели
    Дууша со специей
    И с вами муж
    Плы-сонно-лыли вы в гондо-ночелле
    В ка-глубоналах Веневодеции
    А меж квиритом и вашим обликом
    Вы уже уже
    Там там вы-трестрелы
    Заря и тьма
    Тогда пиччикато оркестрово
    Нежилая тюрьма
    Сосе-милодка объясняала ж вам
    К такому-то часу
    Гри-сфинксо-масы.

    Алина Рубинская

    Венеция! Все красочно и ярко,
    И все величьем прошлого живет;
    На площади собор святого Марка
    И целый день толпа людей снует.

    Мозаика, и роспись, и иконы —
    Все сохранилось здесь до наших дней.
    Их древних храмов взятые колонны,
    И группа чудных, бронзовых коней.

    А ближе к морю, здесь, Палаццо
    Дожей —
    Как необычен нам его фасад,
    И на дворцы другие не похожи,
    Построенный так много лет назад:

    Какие залы, потолки, картины,
    Идешь, идешь и нету им конца —
    И оживают прошлого картины
    Величия прекрасного дворца.

    Под арками – базар венецианский:
    Стеклянные изделья, красота!
    И два оркестра, тут же, итальянских,
    И публики несметной пестрота…

    Приятно здесь, за чашкой капучино
    Часок, другой, спокойно посидеть,
    Не чувствуя толпы снующей мимо,
    Под музыку в былое улететь…

    А голуби? О них-то я забыла!
    Они летают всюду и везде
    И забавляют публику, и мило
    Воркуют по карнизам в высоте.

    Вот колокольня старая с часами,
    А вот другая – с этой вышины
    Лазурные лагуны с островами
    При заходящем солнышке видны.

    Шумит мотор, вокруг волнует воду
    И к пристани подходит пароход.
    Моторные вошли здесь лодки в моду
    И по каналам возят здесь народ.

    Но все же есть, конечно, и гондолы,
    И над каналом ночью, в поздний час
    Несутся к звездам звуки баркароллы —
    И восхищают, и волнуют нас…

    Читайте также:  Часы когда луна нарастает
    Иван Рукавишников

    Легкая песня звенит над лагуною
    Между водой и луной.
    Вьется, как ласточка, песня веселая,
    Машет крылом надо мной.
    Стройно гондолу, послушную, легкую,
    Гонит он длинным веслом;
    Струйка за нею. Так гладь темно-синюю
    Ласточка режет крылом.
    Мимо дворцов он направо, до площади
    С песней веселой скользил.
    Колокол Марка под бронзовым молотом
    Полночь в то время звонил.
    Быстро гондола из глаз моих спряталась
    В узкий и темный канал.
    Голос еще веселей, беззаботнее
    Между камней зазвучал.
    Слушал я песню. За легкой гондолою
    Быстрою мыслью следил.
    Колокол Марка под бронзовым молотом
    Все еще полночь звонил.
    Чутко ловил я сквозь песню веселую
    Мерные всплески весла.
    Вот уж, должно быть, гондола спокойная
    Мимо дворца проплыла.
    Справа тюрьма, а вверху перекинулся
    Каменный крытый проход;
    Грузно висит он над гладью бесстрастною
    Кровью пропитанных вод.
    Песня несется волной беззаботною
    Пошлых желаний и грез…
    Что же не смолкла ты, песня бесстыдная,
    В месте страданий и слез?
    Ты пронеслась жизнерадостной птицею
    Между проклятых камней.
    В этих камнях плачет злоба предсмертная:
    Ты не поплакала с ней.
    Здесь раздирали тела беззащитные,
    Здесь, в этой черной тюрьме.
    Здесь, без надежды на тень сострадания,
    Люди кричали во тьме.
    Здесь из людей вырывали признания,
    Чтобы вести во дворец;
    Там получали страдальцы бессчетные
    Вести про скорый конец.
    Снова вели их в тюрьму безысходную,
    В стены, где муки и тьма.
    С дивным дворцом, где весь мрамор как кружево,
    Связана мостом тюрьма.
    Это дорога несчастных. От времени
    Кровь с этих стен не сошла;
    В трещинах стен доживают чудовища
    Прошлого гордого зла.
    Память прошедшему! Песня веселая
    Гасла в дали голубой,
    Гасла, как дни, что с слепою покорностью
    Тихо идут за судьбой.

    Площадь спит, пустая, темная,
    Вся из камня и огромная.
    Ни огней, ни голосов;
    Сторожат ее семь львов.
    Первый лев, крылатый медный,
    На столбе перед дворцом.
    И, играя, отблеск бледный,
    Лунный блеск лежит на нем.
    С двухэтажной колоннадою
    Для республики оградою,
    Чтоб, господствуя, служил,
    Тот дворец построен был.
    Но со всей своею славою
    Он страницею кровавою
    В книгу жизни занесен,
    В том обширный, всем богатый.
    Справа лев второй, крылатый,
    Весь в раздумье погружен,
    Над собором дремлет он.
    Третий смотрит за часами,
    Что с луной и со звездами
    В башню вделаны под ним.
    Он спокойствием своим
    Всем, и бедным и богатым,
    И товарищам крылатым
    Говорит, что все пройдет,
    Говорит, что смерть не ждет.
    Лев четвертый с пятым рядом
    На камнях своих лежат,
    Вход на площадь сторожат
    И глядят унылым взглядом.
    Лев шестой и лев седьмой,
    Мрамор белый и немой,
    Опираясь на скрижали,
    Взор теряя в смутной дали,
    Львы крылатые стоят,
    Со стены дворца глядят
    Взглядом строгим, взглядом властным,
    И покойным и бесстрастным.
    Ни огней, ни голосов.
    Вся из камня и огромная,
    Площадь спит пустая, темная.
    Сторожат ее семь львов.

    Владимир Саводник

    Далеко во мгле потонули огни.
    Беззвучно гондола скользит. Мы – одни…
    Не шепчутся волны… простор… тишина…
    И кротко нам светит луна.

    Но, словно в тоске, ты припала к плечу,
    И взор твой как будто погас… Я молчу…
    Я чую, в моей твоя стынет рука,
    А в сердце рыдает тоска!

    Как будто бы сердце устало для грез,
    Как будто их день отшумевший унес,
    Как будто бы юного счастия дни
    Погасли, как в море огни…

    А ночь так ясна. – Гондольер молодой,
    Ты песню, веселую песню нам спой! —
    «Извольте, синьор, я готов, и спою
    Вам лучшую песню свою!»

    Не шепчутся волны, дробясь серебром,
    И песня звучит в полумраке ночном
    Так чисто, так ясно, как будто она
    Ночной тишиной рождена.

    Поет гондольер о далеком былом,
    О славных победах над грозным врагом,
    О пышных пирах средь покорных зыбей
    Роскошной царицы морей.

    Поет гондольер про красавиц былых,
    Про знойные грозы страстей молодых,
    Про негу лобзаний, про ревности яд,
    Про мщенья кровавый булат.

    Поет гондольер: «Весела и светла
    Роскошная жизнь здесь когда-то цвела,
    И многих красавиц и славных вождей
    Возил я в гондоле своей.

    Гондола скользила по сонной волне;
    Я пел им про счастье в далекой стране,
    Про роскошь Востока, про давние дни, —
    И песне внимали они.

    Я пел им про счастье заветной мечты,
    Про вечную славу земной красоты,
    Я в песне сулил им блаженные дни, —
    И песне внимали они.

    Я пел им о темных решеньях судьбы,
    Я пел им про тщетность безумной борьбы,
    Про смерть, стерегущую их в тишине, —
    И сердце смеялось во мне!

    В гондоле своей Дездемону я вез:
    Я пел ей про счастье несбыточных грез,
    Про ласки и слезы в ночной тишине, —
    И сердце смеялось во мне. »

    Не шепчутся волны, дробясь серебром,
    И песня звучит в полумраке ночном
    Так гордо, так властно, как будто она
    Нездешней мечтой рождена.

    «И минет веков утомительный бред,
    И смоется морем затерянный след
    От жизни, когда-то кипевшей кругом —
    Роскошным, пленительным сном.

    И новые люди придут, и, со мной
    По взморью плывя, в час дремоты ночной,
    О жизни отцветшей вздохнут – и опять
    О будущем станут мечтать.

    И песню спою я в ночной тишине:
    Спою им про счастье в далекой стране,
    Про вечную юность, про светлые дни —
    И песне поверят они.

    Послушной мечтой убаюканы вновь,
    Поверят они, что бессмертна любовь,
    Что счастье и радость их ждут впереди,
    И сердце взыграет в груди.

    Но, в сердце взглянув темнотой моих глаз,
    Я встану виденьем в полуночный час,
    И смех мой раздастся, над морем звеня, —
    И люди узнают меня!»

    Не плещутся волны, дробясь серебром,
    А хохот несется в молчанье ночном
    Над водным простором, над гладью немой,
    Над сонной пучиной морской.

    И в дымчатой тучке исчезла луна…
    Туманным покровом оделась волна… —
    Смотри, на корме гондольера уж нет, —
    Там голый белеет скелет!

    Читайте также:  Когда у нас луна нарастает

    И череп, осклабясь, взирает на нас…
    Что в свете страшней темноты его глаз!
    И слыша, как хохот звучит в тишине,
    Ты с криком припала ко мне…

    И чары ночные прогнал этот крик, —
    Как жизни призыв, он мне в душу проник,
    И в мир обольщений и призрачных грез
    Он слово живое донес!

    И призрак исчез, как видение сна, —
    И снова все смолкло… Простор… тишина…
    А там, на корме, озаренный луной,
    Стоит гондольер молодой.

    Глеб Сазонов

    От улыбок на Риальто, от лагун святого Марка
    Без цехина и без друга увезет мальчишку барка
    Далеко, в края чужие – к храмам Весты и Кибелы,
    К обелискам и фонтанам, к башне царственной Метэлы.

    Полный смутных ожиданий удивительных видений,
    Тихо, тихо по лагуне проплывает юный гений…
    И узнают в гордом Риме и народ и властелины,
    Что прекраснейшее в мире – позабытые руины!

    Марк Самаев

    Где-то с детства Венеция есть.
    И в гондолу, качнув ее, прямо
    из постели я мог перелезть
    через позолоченную раму.

    В годы, вычитанные из книг,
    уходить уже дальше старался,
    под случайными взглядами тих,
    в закоулках блаженно терялся.

    Выйдет девушка из‐за угла,
    светом выхвачена напряженно,
    и шепчу: «Подожди, ты могла,
    ты любила, ты знала Джорджоне,

    ты…» Но здесь, в этой общеземной
    духоте и бензинной пылище,
    я постиг, что везде под луной
    только Кунцево, только Мытищи.

    Сергей Сафонов

    Странно на душе, тоскливо отчего-то,
    Несмотря на праздник радостного дня…
    Точно я сегодня хоронил кого-то,
    Точно кто-то близкий умер у меня…
    Вижу из окна, как белые ступени
    Мраморной террасы обдает прибой,
    Как колышат волны прорезные тени
    На груди залива бледно-голубой…
    И сдается мне, что вечно так продлится:
    Вечно будет море жалобно роптать,
    Вечно будет сердце так же все томиться —
    И прибоя всплески глухо повторять…

    Целый день к земле залив ласкался
    С тихим плеском, с ропотом влюбленным…
    Целый день пересказать старался
    Страсть свою он плитам раскаленным.

    К берегам послушно, терпеливо
    Приносил он, млея от истомы,
    Светлых брызг цветные переливы
    И волны лазурные изломы.

    Но молчали мраморные плиты
    На призыв любви святой и нежной,
    Блеском дня согреты и облиты,
    Позабывшись в дреме безмятежной…

    А когда на землю мрак спустился,
    Видел я, как тот залив влюбленный
    Трепетал, в бессильной страсти бился,
    И стонал, и рвался, исступленный…

    И рыдали волны, и метались,
    Небесам тоску свою вверяя,
    И тревожно тучи откликались,
    Рокот моря грозно повторяя….

    Не стони так жалобно, о море!
    Не взметай так пену, непогода!
    До зари твое продлится горе,
    До зари – до ясного восхода:

    Только день сияющий проглянет —
    Волн гряда, утомлена грозою.
    Вновь ласкать холодный берег станет
    С прежней страстью, с прежнею слезою!

    Сегодня тих, но сумрачен залив;
    Мой старый друг мне показался новым:
    Спокойных волн лазоревый отлив
    Вдруг потускнел – и сделался свинцовым.

    Идет ли то гроза издалека,
    Иль в небе чересчур светло и знойно? —
    Все так же даль ясна и широка,
    Но что-то в ней тоскует беспокойно…

    Венеция безмолвна, как всегда,
    Ее дворцы и холодны, и строги…
    Огонь небес, угрюмая вода —
    И жаркий трепет сдержанной тревоги…

    Создана наша ночь не для радостных встреч,
    Не для шумных торжеств создана:
    В тишине как-то странно разносится речь, —
    Негодует в ответ тишина…
    Так и кажется мне в час разлуки с тобой:
    Для печали немой рождены
    Эти тени дворцов в полумгле голубой,
    Эти робкие всплески волны…
    Как прекрасно, как жутко! расстаться – и плыть,
    И отдаться на волю волне,
    И о том, что нельзя ни вернуть, ни забыть,
    Тихо грезить в томительном сне!

    Вчера я до зари не мог забыться сном;
    В тоске моя душа стонала и томилась…
    А трепетная ночь плыла перед окном, —
    Плыла как в забытьи, – и пела, и молилась…

    Венеция спала. Спокоен и ленив,
    У мрамора дворцов ласкаясь и сверкая,
    На полосе луны в истоме лег залив,
    Как чаша, серебром до верху налитая.

    И так прозрачен был, так строен неба свод,
    Что, кажется, одним волны случайным всплёском
    Нарушился бы сон небес и тихих вод
    И даль отозвалась тревожным отголоском.

    Быть может, я один подслушал в этот час,
    Чего хотела ночь в таинственном волненьи,
    Кому она мечтой безгрешной отдалась,
    Кого звала к себе в восторженном томленьи…

    Манила ночь в тоске покой иных миров,
    Властительницу-смерть, что глубь небес объемлет…
    Молилась, чтоб земле заснуть без грез и снов,
    Как звездный караван в прозрачной бездне дремлет.

    Но это был лишь бред… Мир снова оживет:
    Невольник или трус – он умереть не смеет…
    Я слышал, как рассвет, предтеча дня, идет, —
    Я чувствовал, как ночь тоскует и бледнеет…

    Виссарион Саянов

    В холодный день светлы твои каналы,
    С утра мелькают весла по волне…
    Я видел это, кажется, во сне…
    И в наступившей сразу тишине

    Летит в волну цветное покрывало…
    Да, это ты зовешь, венецианка,
    Да, это ты зовешь из полусна!
    Невидимая, все же ты видна,

    Неслышимая, все же ты слышна…
    Зовешь меня сегодня спозаранку,
    Зовешь меня, и в звонкой тишине
    Твое лицо обращено ко мне.

    Идешь сквозь гул осенней непогоды,
    По всем путям, что вечер озарил, —
    И вспомнились немеркнущие годы,
    Когда Россию Грамши полюбил.

    М. Свентицкая

    Потухли в небесах зари вечерней краски,
    На темный небосклон взошла луна,
    Скользит гондола, словно лебедь в сказке…
    А в ней… она…

    Сверкают белизной во мраке звездном плечи,
    Гирлянды роз за лодкою скользят,
    И слышны страстные ликующие речи,
    Блестит их взгляд…

    Как на крылах вперед летят гондолы
    И спит Венеция, как чудный – яркий сон,
    И слышен смех вечерней баркароллы,
    И арфы стон…

    Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

    Источник

  • Adblock
    detector