Меню

Отдельный ракетный дивизион тактических ракет луна

Тактический РК «Луна-М» с неуправляемой БР 9М21

Основное предназначение ТРК «Луна-М» — уничтожение живой силы, техники, вооружения и укрепленных сооружений, находящихся в тактической зоне обороны противника.

В 61 году Советская армия принимает на вооружение РК «Луна». Состав нового ракетного комплекса:
— СПУ 2П16;
— ракета 3Р9 – 3Р10;
— Кран К-51 для загрузки ракет;
— Транспортировочная машина 2У663 с 2-мя ракетами.
Основные характеристики:
— ядерная БЧ 3Н14;
— СПУ 2П16 гусеничного исполнения на базе танка ПТ-76Б;
— дальность действия ракет 32-45 километров;
— КВО 800-2000 метров;
— вес СПУ 18 тонн;
— вес ракеты 2150-2300 килограмм;
— скорость хода до 40 км/ч.

В ходе испытаний и дальнейшего использования был выявлен ряд недостатков, комплекс постоянно дорабатывался. В 1961 году СМ СССР принял постановление о начале работ по модернизации комплекса, с устранением выявленных недостатков и повышенной дальностью действия ракетного комплекса.

Работы по модернизации привели конструкторов к созданию нового комплекса:
— создана новая ракета 9М21;
— создана новая ПУ на колесном шасси;
— создана новая машина для транспортировки.
Модернизированный комплекс получает имя «Луна-М».
Первое испытание ракеты 9М21 модернизированного тактического комплекса «Луна» состоялось в конце 1961 года, а в массовое производство комплекс поступил в 64 году. Производство осуществлял завод «Баррикады».
Тактический РК «Луна-М» в Советском союзе стал одним из самых массовых в своем сегменте. На 86 год, данных комплексов было выпущено около 750 единиц.
Экспортный вариант данного комплекса 9К52ТС, без ракет с ядерной боевой частью, был разработан в 68 году. Основные зарубежные пользователи: Ирак, КНДР, Куба, Египет. Всего около 15 государств взяли на вооружение данный комплекс.
Первое боевое крещение комплекса состоялось за рубежом, в арабо-израильском военном конфликте 73 года. Комплекс участвовал в боевых действиях в Афганистане, ирано-иракском конфликте в 80 годах, в боевых действиях в Заливе 91 года.
Один из недостатков ТРК «Луна-М» — небольшая точность стрельбы, используя даже ядерный боеприпас не было гарантии в уничтожении бронированных и хорошо укрепленных КП противника.
Это привело в 66 году к выходу постановления СМ СССР о начале работ по созданию ракеты с КВО не более 0.5 километра. Но первые же испытания «Луна-3» показали еще большее КВО.
Работы признаются неудовлетворительными, и дальнейшая разработка прекращается.
Еще одна модернизация «Луна-МВ», начатая по решению СМ СССР в 62 году, дошла до процесса создания прототипов. Однако трудности, испытанные при реализации проекта в 65 году приводят к прекращению работ над «Луна-МВ».
ТРК «Луна-М» в зарубежных источниках носит название «FROG-7».

ТРК «Луна-М» состоит из:
— баллистической ракеты 9М21;
— пусковой установки 9П113, шасси ЗИЛ-135ЛМ;
— машины для транспортировки ракет 9Т29, шасси ЗИЛ-135ЛТМ.
Первое преимущество «Луна-М» пред «Луна» — кран для заряжания боезапаса ракет был выполнен на пусковой установке. Это дало возможность отказаться от отдельного крана.
Грузоподъемность гидромеханического собственного крана – 3000 килограмм.
Увеличилась скорость передвижения комплекса, она составила 60 км/ч, за счет колесного шасси и более устойчивого исполнения ПУ. Весь комплекс имеет очень высокую проходимость пересеченной местности.
Пусковая ТРК «Луна-М» рассчитана на выполнение 200 пусков баллистических ракет. Фиксация ПУ для выполнения пуска ракет обеспечивается четырьмя опорами с домкратами винтового исполнения. Пусковая 9П113 снабжена гидроприводным устройством для управления направляющей ракеты и обеспечена аппаратурой предстартовой подготовки.

В состав оборудования ПУ входят:
— оборудование связи;
— оборудование для ориентирования и навигации;
— оборудование для обеспечения жизнеобеспечения;
— оборудования для подачи электроэнергии;
Ракета для использования в комплексе создавалась в различных вариантах:
— 9М12Б имеющая ядерную БЧ 9Н32;
— 9М21Ф имеющая осколочно-фугасную БЧ 9Н18Ф;
— 9М21Г имеющая химическую БЧ 9Н18Г;
— 9М21Д имеющая агитационную БЧ 9Н18А.
БЧ 9Н18Ф имела 200 килограмм ТГА-40/60 и обеспечивала при подрыве образование 15 тысяч осколков. В 69 году на вооружение комплекса поступает новая БЧ 9Н18К кассетного типа. Вес БЧ 420 килограмм, 42 поражающих элемента весом по 7.5 килограмм каждый. Поражающая эффективность живой силы противника обеспечивалась не нескольких гектарах.
Ракеты с ядерной боеголовкой не имели оборудования для поддержания температурных параметров хранения, поэтому в комплексе имелись специальные термочехлы. Чехлы имели электрообогрев, с датчиком температуры, который включал или выключал электрообогрев при достижении определенных температур. Количество чехлов равнялось количеству ракет.
Для прогрева ГЧ, в комплексе имелся бензоагрегат, который располагался с левой стороны ПУ между 3-м и 4-м мостом.
9М21 имеет три твердотопливных двигателя: стартовый, маршевый и проворотный.
Различная дальность полета достигается при помощи тормозных щитков и угла направляющей при пуске ракеты.
Двигатель для производства старта ракеты расположен по диаметру сопла маршевого двигателя. Обеспечивает движение ракеты по направляющей пусковой установки. Начало работы стартового двигателя обеспечивается проникающими газами, от маршевого двигателя проходящими по спецотверстиям. Стартовый двигатель имеет заряд из пороховых шашек РСИ-60. Шашки располагаются по три в ряд, по окружности.
Маршевый двигатель обеспечивает достижение заданной дальности полета. Работает на активной траектории полета, конечную траекторию полета ракета проходит по инерции.
Маршевый двигатель имеет заряд из шашек с особым порохом НМФ-2. Торцы шашек имеют бронирование, что поддерживает во всем заряде процесс горения и дополнительно выполняют центровку ракеты.
Заряд МД поделен на две части. Каждая из них удерживается в РДТТ собственными диафрагмами. Такое размещение заряда уменьшает почти вдвое нагрузку на крепления.
На работу маршевого двигателя влияет начальные температурные характеристики заряда. Они также влияют на величину тяги маршевого двигателя. Один из способов устранения данных влияний – внесение соответствующих поправок в угол подъема направляющей ракеты.
Кроме того, имеются втулки для разных температурных характеристик: с увеличенным сечением для больших температур и с уменьшенным — для низких.
Проворотный двигатель обеспечивает компенсацию момента, который возникает при отклонении вектора тяги, расположен в точке равновесия ракеты. Также как и стартовый двигатель имеет пороховой заряд РСИ-60. Время работы проворотного двигателя 0.4 секунды. Начало работы – сход ракеты с направляющей.
Хвостовая часть 9М21 оборудована стабилизаторами для обеспечения устойчивости полета.
При проведении расчетов для запуска ракеты необходимо учитывать полевые метеоусловия: направление ветра и скорость ветра на высотах. Для получения этих данных производят вертикальный выстрел из баллистического оружия. По падению баллистических пуль определяют направление и скорость ветра.

Читайте также:  У планеты было две луны

Основные характеристики ТРК «Луна-М»:
— дальность действия до 70 километров;
— мертвая зона до 15 километров;
— масса ПУ 16400 килограмм;
— вес ракеты – 2500 килограмм;
— скорость ракеты 1.2 км/с;
— команда ПУ 5 человек;
— команда транспортной машины 2 человека.
— проходимость: подъем до 30 градусов, брод до 1.2 метра глубиной.

Дополнительная информация
Имелись средства для обеспечения безопасности применения ракет с ядерной боеголовкой. ТРК «Луна-М», способный к применению данных ракет, обеспечивался кодовыми блокирующими устройствами.

Источник

Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»

В 1960 году на вооружение ракетных войск и артиллерии был принят тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». От своих предшественников он отличался повышенными характеристиками, а также строился крупной серией, что позволило передать войскам несколько сотен комплексов. Вскоре после принятия нового образца на вооружение было решено начать разработку следующей модификации ракетного комплекса. Новый проект получил обозначение 9К52 «Луна-М».

Постановление Совета министров СССР о разработке перспективного ракетного комплекса, являющегося дальнейшим развитием существующих систем, вышло в середине марта 1961 года. Разработка проекта в целом была поручена НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники), имевшему опыт создания тактических ракетных комплексов. Техническое задание оговаривало разработку одноступенчатой баллистической ракеты без систем управления, способной поражать цели на дальностях до 65 км. Требовалось учесть возможность использования боевых частей нескольких типов. Также следовало разработать два варианта самоходной пусковой установки с разными типами ходовой части и, как следствие, отличающимися характеристиками.

Главной целью проекта, получившего обозначение «Луна-М», было повышение основных тактико-технических характеристик в сравнении с существующей техникой. Кроме того, теми или иными средствами предлагалось улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, а также сократить его состав. Так, колесную самоходную пусковую установку 9П113 предлагалось оснастить собственным подъемным краном для работы с ракетами. Это позволяло не включать в состав ракетного комплекса транспортно-заряжающую машину или самоходный подъемный кран, обойдясь только сравнительно простыми транспортировщиками. Также предлагались некоторые иные идеи и решения, направленные на улучшение общих характеристик.

В ходе проектных работ сотрудниками нескольких организаций оборонной промышленности разрабатывалось сразу несколько вариантов пусковой установки. Тем не менее, не все они дошли до серийного производства и эксплуатации в армии. Изначально создавались самоходные установки на колесном и гусеничном шасси, а позже появились более смелые предложения, такие как легкая система, пригодная для транспортировки авиацией.

Силами нескольких предприятий, отвечавших за поставку тех или иных агрегатов, разрабатывалась самоходная пусковая установка 9П113. Основой для этой машины послужило четырехосное колесное шасси ЗИЛ-135ЛМ. Шасси имело колесную формулу 8х8 с управляемыми передними и задними колесами. Использовались два двигателя ЗИЛ-357Я мощностью по 180 л.с. Машина имела два набора трансмиссии, каждый из которых отвечал за передачу крутящего момента двигателя на колеса своего борта. Имелась независимая торсионная подвеска с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней осях. При собственной массе 10,5 т шасси ЗИЛ-135ЛМ могло нести 10-тонный груз.

На грузовой площадке шасси монтировался набор специальных агрегатов. Предусматривались места для монтажа пусковой установки, подъемного крана и т.д. Кроме того, была разработана система стабилизации в виде четырех винтовых домкратов. Пара таких устройств помещалась позади передних колес, еще два – на задней части машины. Ввиду ограниченного сектора горизонтальной наводки кабина экипажа получала защиту лобовых стекол.

Над задней осью шасси предлагалось монтировать опорно-поворотное устройство пусковой установки для ракеты. Оно было выполнено в виде платформы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на небольшой угол. На платформе шарнирно закреплялся качающийся агрегат, основной деталью которого была балочная направляющая для ракеты. Длина направляющей составляла 9,97 м. Имелась возможность поворота в горизонтальной плоскости на 7° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальный угол наведения менялся в пределах от +15° до +65°.

На правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. Еще на стадии предварительной проработки облика ракетного комплекса было предложено отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной. В соответствии с этим предложением, погрузка ракет на пусковую установку должна была осуществляться собственным краном боевой машины. Из-за этого машина 9П113 получила кран с гидравлическими приводами. Грузоподъемность этого устройства достигала 2,6 т. Управление осуществлялось с пульта, расположенного рядом с самим краном.

Длина самоходной пусковой установки 9П113 составляла 10,7 м, ширина – 2,8 м, высота с ракетой – 3,35 м. Собственный вес машины составлял 14,89 кг. После снаряжения пусковой установки этот параметр увеличивался до 17,56 т. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 км/ч на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч. Запас хода – 650 км. Важной особенностью колесного шасси являлась мягкость хода. В отличие от гусеничных машин предыдущих ракетных комплексов, 9П113 не создавала чрезмерных перегрузок, воздействовавших на перевозимую ракету и ограничивавших скорость хода. Среди прочего, это позволяло на практике реализовывать все возможности, связанные с характеристиками подвижности.

Как и в предыдущих проектах, баллистические ракеты не должны были иметь систем управления. По этой причине самоходная пусковая установка получила набор оборудования, необходимого для выполнения наводки. При помощи бортовой аппаратуры экипаж должен был определять собственное местоположение, а также рассчитывать углы наведения пусковой установки. Большая часть операций по подготовке машины к стрельбе осуществлялась при помощи пульта.

Читайте также:  Когда будет первая убывающая луна

Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек. На марше экипаж находился в кабине, во время подготовки к стрельбе или перезарядке пусковой установки – на своих рабочих местах. На подготовку к пуску после прибытия на огневую позицию требовалось 10 минут. Перегрузка ракеты с транспортной машины на пусковую установку требовала 1 час.

До определенного времени рассматривалась возможность создания для комплекса 9К52 «Луна-М» самоходной пусковой установки на основе гусеничного шасси. Подобная машина, получившая обозначения Бр-237 и 9П112, разрабатывалась волгоградским заводом «Баррикады». Проектом предусматривалось использование шасси, заимствованного у плавающего танка ПТ-76 и переработанного соответствующим образом. На месте боевого и моторного отделений танка предлагалось помещать крышу малой высоты, на которой располагались системы для монтажа пусковой установки. Конструкция последней была аналогична используемой в проекте 9П113. Разработка проекта гусеничной боевой машины продолжалась до 1964 года. После этого опытный образец проверили на полигоне, где он не смог показать заметных преимуществ перед альтернативными разработками. В итоге работы по Бр-237 / 9П112 были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

Еще одним интересным носителем ракет «Луна-М» должна была стать легкая машина 9П114. Этим проектом предлагалось использовать легкое двухосное шасси с набором необходимого оборудования. Такая архитектура пусковой установки позволяла перевозить объект 9П114 вертолетами существующих типов. Ввиду значительных отличий от базовой системы комплекс на основе пусковой установки 9П114 получил собственное обозначение 9К53 «Луна-МВ». В дальнейшем этой системе даже удалось дойти до опытной эксплуатации.

Для совместной работы с 9П113 была разработана транспортная машина 9Т29. Она основывалась на шасси ЗИЛ-135ЛМ и имела достаточно простое оснащение, необходимое для выполнения своей основной задачи. На грузовой площадке шасси помещалась ферма с креплениями для перевозки трех ракет с установленными головными частями. Ракеты располагались на креплениях открыто, но при необходимости могли закрываться тентом. Ввиду наличия подъемного крана на машине с пусковой установкой было решено отказаться от применения таких устройств в составе 9Т29. Транспортной машиной управлял экипаж из двух человек.

Управлять работой ракетных комплексов 9К52 «Луна-М» предлагалось при помощи передвижного командного пункта 1В111. Он представлял собой кузов-фургон с набором аппаратуры связи, установленный на одном из серийных автомобильных шасси. Характеристики позволяли командному пункту перемещаться по дорогам и бездорожью вместе с другой техникой комплекса.

Оружием комплекса «Луна-М» должна была стать твердотопливная одноступенчатая неуправляемая баллистическая ракета 9М21. Проектом предлагалось использование унифицированного ракетного блока, к которому могли пристыковываться головные части с боевым оснащением нескольких типов. В отличие от ракет предыдущих комплексов, изделия с головными частями разных типов считались модификациями базовой ракеты и получали соответствующие обозначения.

Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 м при диаметре корпуса 544 мм и размахе стабилизатора 1,7 м. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором. Ракета разделялась на три основных части: головную с боезарядом, отсек двигателя вращения и маршевый двигатель. Также предусматривалось использование стартового двигателя, сбрасываемого после схода с направляющей.

Все двигатели ракеты использовали твердое топливо общим весом 1080 кг. При помощи стартового двигателя предлагалось осуществлять первоначальный разгон ракеты, после чего включался маршевый. Кроме того, сразу после схода с направляющей включался двигатель вращения, задачей которого была раскрутка изделия вокруг своей оси. Этот двигатель имел центральную цилиндрическую камеру сгорания и четыре выхлопных патрубка, помещенных на корпуса под углом к оси изделия. После вырабатывания топлива двигателя вращения стабилизация осуществлялась при помощи хвостовых стабилизаторов.

Для ракеты 9М21 были разработаны несколько типов боевых частей со снаряжением различных типов. Продолжая развитие идей, заложенных в предыдущих проектах, авторы проекта создали модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 кт.

Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-кг зарядом. Подобное изделие позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления. Ракета 9М21Ф получала осколочно-фугасную боевую часть, а 9М21К несла кассетное оснащение с осколочными суббоеприпасами. Имелось 42 элемента с 1,7 кг взрывчатого вещества в каждом.

Также были разработаны агитационная, химическая и несколько учебных боевых частей. Для хранения и транспортировки головные части ракет 9М21 всех модификаций комплектовались специальными контейнерами. Кроме того, специальные боевые части после погрузки ракеты на пусковую установку должны были закрываться специальными чехлами с системой термостатирования.

В зависимости от типа головной части, длина ракеты могла увеличиваться до 9,4 м. Масса боеприпасов менялась от 2432 до 2486 кг. Вес головных частей колебался в пределах от 420 до 457 кг. Имеющийся твердотопливный двигатель позволял ракете развивать скорость до 1200 м/с, в зависимости от стартового веса и типа головной части. Минимальная дистанция стрельбы при таких параметрах полета составляла 12 км, максимальная – 65 км. КВО на максимальной дальности достигало 2 км.

К концу шестидесятых годов, в ходе совершенствования комплекса «Луна-М», была создана ракета 9М21-1. Она отличалась иной конструкцией корпуса с меньшим весом. Кроме того, были улучшены некоторые другие характеристики. Несмотря на все изменения, изделие сохранило полную совместимость с существующими головными частями.

Наличие большого опыта в деле создания неуправляемых ракет позволило НИИ-1 завершить проектирование основных компонентов перспективного комплекса всего за несколько месяцев. Уже в декабре 1961 года состоялся первый запуск прототипа ракеты 9М21 с весовым имитатором боевой части. В этих испытаниях, по причине отсутствия требуемой техники, использовалась стационарная пусковая установка. Самоходная техника с требуемым оснащением появилась только в 1964 году, когда прошли ее первые испытания. По результатам первых проверок было решено отказаться от дальнейшего развития гусеничной бронемашины в пользу колесной 9П113. Кроме того, испытания привели к одобрению проекта 9К53 с последующим приемом подобной техники в опытную эксплуатацию.

Читайте также:  Каково вращение луны вокруг земли

Отсутствие серьезных проблем в ходе испытаний позволило быстро завершить все необходимые проверки. В 1964 году новейший тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» был рекомендован к принятию на вооружение, и вскоре эта рекомендация была закреплена официальным приказом. Вскоре было развернуто серийное производство комплексов, к которому привлекли несколько разных предприятий. К примеру, шасси ЗИЛ-135ЛМ выпускал Брянский автомобильный завод, а специальное оборудование делало предприятие «Баррикады». Последнее также осуществляло окончательную сборку самоходной техники.

Организационная структура подразделений, вооруженных комплексами нового типа, была определена следующим образом. Две пусковые установки 9П113 и одна транспортная машина 9Т29 сводились в батарею. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов «Луна-М» распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями. Интересно, что на ранних этапах эксплуатации ракетные войска испытывали недостаток транспортных машин. Из-за этого перевозить ракеты приходилось на существующих полуприцепах, создававшихся для предыдущих комплексов.

В 1966 году появилось постановление Совмина, в соответствии с которым была начата разработка проекта 9К52М «Луна-3». Главной задачей этого проекта было повышение точности стрельбы. Выполнение поставленной задачи должно было осуществляться при помощи специальных отклоняемых аэродинамических щитков. По расчетам, такое оснащение позволяло довести КВО до 500 м. Кроме того, за счет увеличения запаса топлива и некоторых других систем предлагалось довести дальность стрельбы до 75 км. Некоторые изменения конструкции ракеты, в сравнении с базовой 9М21, привели к необходимости модернизации пусковой установки. Результатом этих работ стало появление боевой машины 9П113М, способной использовать ракеты всех существующих типов.

В 1968 году начались испытания обновленного комплекса «Луна-3». Было выполнено почти полсотни запусков новых ракет, которые не показали требуемых характеристик точности. В некоторых случаях отклонение от цели превышало несколько километров. По результатам испытаний дальнейшая разработка комплекса 9К52М «Луна-3» была прекращена. Одновременно с этим начались работы над перспективными системами с управляемыми ракетами. В дальнейшем это привело к появлению комплекса «Точка», использующего ракеты с полноценной системой наведения на основе инерциальной аппаратуры.

В 1968 году советская промышленность освоила производство модификации ракетного комплекса, предназначенной для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический, сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. Кроме того, он не мог использовать ракеты 9М21 со специальными боевыми частями. К продаже за рубеж были разрешены только осколочно-фугасные боезаряды.

Серийное производство тактических ракетных комплексов «Луна-М» началось в 1964 году и продолжалось до 1972-го. Согласно отечественным источникам, в общей сложности войска получили порядка 500 самоходных пусковых установок и соответствующее количество транспортных машин. По зарубежным данным, к середине восьмидесятых (т.е. через полтора десятилетия после завершения производства) Советский Союз располагал 750 пусковыми установками 9П113. Вероятно, зарубежные оценки были заметно завышены по тем или иным причинам.

Не ранее начала семидесятых годов ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться зарубежным заказчикам. В течение длительного времени подобная техника в разных количествах передавалась Алжиру, Афганистану, Йемену, Северной Корее, Египту, Ираку, Польше, Румынии и другим дружественным государствам. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали поставку большего числа техники. К примеру, Ливия имела до 48 пусковых установок комплекса 9К52ТС, а Польша – 52 машины.

За несколько десятилетий эксплуатации ракетные комплексы некоторых государств принимали участие в тех или иных боевых действиях. Интересно, что советские ракетные войска и артиллерия использовали в боевой обстановке только одну ракету 9М21 – в 1988 году в Афганистане. Объемы использования ракет другими армиями были заметно больше, однако ограниченное количество техники не позволяло показывать какие-либо выдающиеся результаты.

Ввиду полного морального устаревания тактические ракетные комплексы с неуправляемым вооружением постепенно выводятся из эксплуатации. К примеру, к началу текущего десятилетия в вооруженных силах России оставалось не более 16 пусковых установок «Луны-М». Некоторые другие страны, в первую очередь европейские, к настоящему времени полностью отказались от устаревшего вооружения и списали его за ненадобностью. Сейчас основными эксплуатантами такой техники остаются страны, не имеющие возможности провести полноценное перевооружение своих ракетных войск.

Уже во второй половине семидесятых годов советские ракетные войска и артиллерия начали осваивать новейшие оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка», оснащенные управляемым вооружением. Такая техника имела большие преимущества перед всеми ранее разработанными системами, из-за чего их дальнейшая эксплуатация уже не имела смысла. Советский Союз начал перевооружение, постепенно отказываясь от систем с неуправляемыми ракетами. Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» остался последней отечественной серийной системой этого класса, использовавшей неуправляемые ракеты. Кроме того, он остался в истории в качестве самого массового подобного комплекса, а также в качестве наиболее успешного образца техники с точки зрения объемов экспортных поставок.

Даже без учета массовости производства, экспортных показателей и продолжительности службы комплекс «Луна-М» может считаться самой удачной отечественной разработкой своего класса. Получив значительный опыт в деле создания неуправляемых ракет с дальностью стрельбы до нескольких десятков километров, а также самоходной техники для их использования, советские конструкторы смогли получить максимально высокие характеристики. Тем не менее, дальнейшие попытки улучшения техники и оружия не дали ожидаемых результатов, что привело к старту работ по управляемым ракетам. Однако и после начала поставок новых систем комплексы 9К52 «Луна-М» сохраняли свое место в войсках и помогали поддерживать боеспособность на требуемом уровне.

Источник

Adblock
detector