Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
Данный материал предназначен для урока- размышления в 6 классе.
В презентации, иллюстрирующей материал, имеются НАМЕРЕННО допущенные ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить и объяснить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-razmyshlenie.docx | 19.84 КБ |
kladovaya_solntsa_tropa_nasti.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-размышление
по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: Семёнова С.В.
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
образовательная: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
развивающая : учиться работать с художественным текстом.
воспитательная : развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Тип урока: урок- размышление
Методы : беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предкажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку.
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе. то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине — об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть — это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком — неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…(слайд 2)
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока : пройти Настиной тропой, чтобы ответить на вопрос: что она потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти . (Слайд. №3)
-Для начала давайте порассуждаем, какое значение имеет слово «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите синонимы к этому слову.
( тропа- дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Выберите из предложенных рисунков тот, который посчитаете соотносится с вашим представлением, обоснуйте свой выбор. ( Слайд № 4)
Далее мы будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и похлопайте в ладоши 2 раза, потом –налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А теперь с новымми силами приступим к работе. 5 минут
1 группа. Портрет Насти.(слайд 5)
Найдите в тексте описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных средств дается это описание?
(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей ?
— Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).
2 группа. Ссора детей у Лежачего камня. (слайд 6,7)
— Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему брату, в ней заговорила гордыня).
-Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления природы признаками живых существ (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках. Сосна и ель зарычали, завыли). Это олицетворение.
— Прочитайте последнее предупреждение природы. (серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
3 группа. Настя на палестинке. Встреча со змеёй.(слайд 8,9)
— Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её охватывает жадность). Почему лось не принял Настю за человека?
-Что заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует себя другой? ( она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)
-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).
Работа с классом
-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?(слайд 10)
Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:
Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?(слайд 11)
1гр. Что Настя потеряла?
2гр. Что бы вы сказали Насте, если бы
встретились с ней?
3гр. Какие уроки вы вынесли из
произведения? (она потеряла себя, забыв о Митраше . Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое, только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы)
Вернемся к эпиграфу:
«Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю »
Как вы понимаете эти слова?
Итог урока: М.Пришвин проводит своих героев через испытания, которые они выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей дорогой или тропкой, но самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание (слайд 12)
- Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация)
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
- Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы!Спасибо за урок!
Источник
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»
Разделы: Литература
Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.
Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.
“Кладовая солнца”- сказка – быль.
Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.
-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;
-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;
-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.
Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.
Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.
1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
I. М. Пришвин. Слово о писателе.
(Выступления 2-х учащихся.)
1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.
2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
1 эпизод — “Митраша в беде”.
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)
2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”. (Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено заранее)
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.
Сделать иллюстрации к сказке-были.
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
г)любовь к родителям.
а)уступчивость и благоразумие Насти;
б)строптивость и упрямство Митраши;
в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;
г)воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
-Каковы были взаимоотношения между ребятами?
-Какова роль природы в развитии событий?
Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.
Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.
Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.
По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).
I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.
1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?
Зачитываются выразительно части текста:
1)история Травки и Антипыча;
3)волк Серый помещик;
Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)
2). Образ рассказчика, повествователя.
Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.
С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”
С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”
С. 52 “Мы это так понимаем”
С.55 “Мы, ребятишки. ”
С. 67 “Мы, охотники. ”
С.69 “Мы думаем: это правда…”
С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”
С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”
Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.
В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.
II. Сказка – быль.
Быль – рассказ о действительном происшествии.
Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.
Определение “Сказка” в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).
- Что относится к были?
- Сказочные мотивы. Повторение по плакату “Теория сказки” и соотношение с текстом повести.
Можно делать сопоставление по плану:
- Место и время.
- Герои и их путь.
- Враги и помощники.
- Финал.
Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.
III. Поэтика названия.
На доске:Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.
- Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
- Образ солнца.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“хмарь закрыла всё солнце”
Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
IV.Групповые задания с кроссвордами.
Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.
Источник