Меню

Открытый урок по литературе пришвин кладовая солнца

Разработка урока по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_po_proizvedeniyu_m.prishvina_kladovaya_solnca.docx 17.58 КБ
slaydy_k_uroku_po_proizvedeniyu_m.prishvina_kladovaya_solnca.ppt 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Кашарская Средняя Школа

План-конспект открытого урока по литературе

Человек и природа в сказке-были

М.А.Пришвина «Кладовая солнца»

Учитель: Лукомская Н.А.

«Человек и природа в сказке-были М.А.Пришвина «Кладовая солнца»».

« Я ведь, друзья мои, пишу

О природе, сам же только

О людях и думаю».

Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование урока: портрет М.А.Пришвина, рисунки-иллюстрации учебников.

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца». На прошлом уроке мы уже познакомились с главными героями Настей и Митрашей, с особенностями жанра сказки-были. На дом вы получили задание и теперь с удовольствием поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, а вместе нам, я надеюсь, удастся понять нечто важное.

На этом уроке нам предстоит поговорить о приключениях Насти и Митраши, которые произошли с ними на Блудовом болоте, о причинах их бедствий и постараемся понять, к каким людям приходит успех и кому удается выйти победителем в столкновении с силами природы.

Тема нашего урока звучит так: «Человек и природа», а эпиграфом взяты слова самого автора. По ходу урока вы постараетесь понять, есть ли взаимосвязь между этим высказыванием писателя и героями «Кладовой солнца».

Дома в тетрадях по литературе вы должны были вписать всех героев повести, попытаться определить главных и второстепенных. Назовите их, пожалуйста. ( Ученики называют ).

-Верно, кроме активно действующих героев в образах людей, вы заметили, что героями могут быть и растения, и дикие животные.

-А как назвать одним словом все, что вы сейчас говорили?

( Ученики: Природа ) – Правильно, ребята, одним из героев сказки-были является природа. Природа может быть человеку и другом, если он бережно относится к ней, и строгим учителем, если человек теряется в столкновении с природой или использует ее в своих корыстных целях. Это сейчас мы и проследим на главных героях повести.

-Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? ( Учащиеся готовили наизусть отрывок «Ели и сосна», учащиеся читают выразительно наизусть).

-Какие впечатления произвели на вас эти два хвойных дерева? ( Обращаю внимание на выставку иллюстраций, подготовленную учащимися).

-Давайте выберем наиболее точную иллюстрацию для данного отрывка и обоснуем свой выбор.

-Как называется прием, когда писатель наделяет явления природы признаками живых существ? (Олицетворение)

-Какую роль играет в тексте олицетворение?

( Олицетворение подчеркивает восприятие автором природы как живого существа ).

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра , дружные, любящие друг друга.

Как ведут себя дети в лесу?

( Могучая природа очаровала, околдовала их. Еще не произошел спор, но изменения в природе мы уже можем понять ).

-Что произошло потом?

Чтение по ролям диалога брата и сестры.

-Как ведет себя каждый из них?

-Как природа помогает понять настроение спорящих?

-Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?

Давайте повторим путь Насти и Митраши. Знание текста, сообразительность, схема пути помогут нам словесно изобразить маршрут ребят.

-Прежде всего, отправимся вслед за Митрашей. Почему же Митраша становится пленником болота? ( Здесь читаем и объясняем загадочные слова мудрого лесника, в которых старый охотник выказывает свое отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящихся к природе).

-Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя. Какая природа окружает ее?

-Как же ведет себя Настя среди такого богатства? ( Ее охватывает жадность). Такая жадность не нравится писателю, и он показывает великана лося.

-Что говорится о нем? Для чего дается это описание? ( для контраста)

-Почему, глядя наползающую Настю, Лось не признает в ней человека?

— Сравниваем Настю и черный пень

— Что они делают? ( Автор вновь упрекает Настю, оставившую брата).

Но вот девочка доползла до щедрого пня. Что происходит дальше? Кто заставляет Настю стать на ноги? ( Змея)

Ученики : Да, только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь.

— От кого же приходит помощь?( Пень, Лось, Травка.) Одним словом — природа. Так в данном эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли дети? Кто остается человеком в любой жизненной ситуации?

Верно ли утверждение автора, взятое нами в качестве эпиграфа урока?

А итогом работы будет небольшая письменная работы. Вы должны написать сиквейн, выразив в нем основную мысль нашей беседы на уроке.

Д/з Ответ на вопрос: Почему Травка пришла на помощь Митраше?

Источник

Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»

Разделы: Литература

Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.

Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.

“Кладовая солнца”- сказка – быль.

Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.

-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;

-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;

-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.

Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.

Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.

Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.

1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

2.Развивать речь, творческие способности учащихся.

3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

I. М. Пришвин. Слово о писателе.

(Выступления 2-х учащихся.)

1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.

В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.

М. Пришвин умер 16 января 1954 года.

II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41

2)Как автор относится к детям?с.39

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования? С.47

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод — “Митраша в беде”.

-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

-Как автор относится к Митраше?

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)

2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?

5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”. (Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено заранее)

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66

3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69

Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.

Сделать иллюстрации к сказке-были.

1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?

г)любовь к родителям.

а)уступчивость и благоразумие Насти;

б)строптивость и упрямство Митраши;

в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;

г)воля, находчивость, смелость Митраши.

5.Отношение автора к Насте и Митраше.

-Каковы были взаимоотношения между ребятами?

-Какова роль природы в развитии событий?

Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.

Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.

Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.

По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).

I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.

1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?

Зачитываются выразительно части текста:

1)история Травки и Антипыча;

3)волк Серый помещик;

Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)

2). Образ рассказчика, повествователя.

Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.

С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”

С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”

С. 52 “Мы это так понимаем”

С.55 “Мы, ребятишки. ”

С. 67 “Мы, охотники. ”

С.69 “Мы думаем: это правда…”

С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”

С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”

Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.

II. Сказка – быль.

Быль – рассказ о действительном происшествии.

Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.

Определение “Сказка” в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).

  1. Что относится к были?
  2. Сказочные мотивы. Повторение по плакату “Теория сказки” и соотношение с текстом повести.

Можно делать сопоставление по плану:

  1. Место и время.
  2. Герои и их путь.
  3. Враги и помощники.
  4. Финал.

Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!

Выдумка спасает правду…”

“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.

III. Поэтика названия.

На доске:Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.

  1. Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
  2. Образ солнца.

“первый луч солнца…на щеках у детей”

“хмарь закрыла всё солнце”

Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.

IV.Групповые задания с кроссвордами.

Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.

Источник

Читайте также:  Солнце сияло над головой
Adblock
detector