Происхождение слова солнце
Существует мнение, что слово «солнце» образовано от древнейшего праславянского слова sъlnь при помощи уменьшительного суффикса «це». В этом нет сомнений, потому что в нашей речи сохранились сходные формы: дно — донце, окно — оконце.
Лингвисты предлагают нам такое толкование:
«Слово восходит к индоевропейскому слову su — рожать (*так же на санскрите*) и «sur» (suar, svar) — светить. Откуда — «сурья» — солнце (бог солнца).»
Однако, нет даже попытки обосновать сложное для произношения строение этого, казалось бы, простого слова. В случаях заимствования чужеродные слова приспосабливаются к нашей артикуляции. Выходит, это не тот случай.
Очевидно, что сложность произношения должна быть обусловлена смысловым содержанием. Например, в слове «лесТница» непроизносимая согласная «т» не утратилась в течение веков только потому, что включена в понятийный корень «лезть». А в слове «извесТный» непроизносимая «т» сохраняется по причине происхождения слова от понятия «весть».
Выходит, сочетание «лн» в слове «солнце» тоже является частью понятийного корня, который игнорируется лингвистами при толковании происхождения «солно» от индоевропейского «су»(рожать).
Если мы признаем логичным утверждение, что понятийным корнем является часть, содержащая труднопроизносимое сочетание согласных, попытаемся найти значение этого возможного понятийного корня.
Учитывая такое явление, как выпадение гласных в русских корнях, легко допустить, что труднопроизносимым сочетание «лн» сделало именно выпадение гласной.
Ближайшее в смысловом ряду и содержащее «лн» понятие — «луна».
Нет достоверных сведений, что ночное светило обожествлялось в русской традиции, но в бытовых сказках оно играло лидирующую роль. В сказках Ясный Месяц-батюшка — отец(мать) Зари-Заряницы, а Солнышко (и вот тут становится оправдана уменьшительная форма «солн-це») — младший брат Месяца.
Если понятийный корень «луна», тогда первая часть слова «со-лнце» будет союзом «с», а само слово будет означать «с луной». Получается, что в быту ведущую роль для наших предков-солнцепоклонников играла луна. И с точки зрения утилитарного подхода к пониманию природы слова, это вполне оправдано календарным значением луны для земледельца.
Эту на первый взгляд неожиданную догадку подтверждает чешское название солнца: slunce.
Необходимо помнить, что божество, отождествляемое с дневным светилом в русской традиции имело несколько имен: Хорс, Даж(д)ьбог, Ярило (Сварожич как и Сварог приписывается выдумке переписчика «Повести временных лет»).
В списке имен славянских божеств, приведенном в «Повести временных лет» имена Хорс и Даждьбог не разделены союзом. Историки и лингвисты сделали разные предположения о причине этой странности: то ли это разные имена одного и того же божества, то ли это два разных божества со сходными функциями.
Не претендуя на научность, я посмею сделать предположение, что собственное имя верховного божества Хорса упоминали с именами нарицательными: Хорс дарующий благо (Даждьбог). Тогда Ярило (светило) и Солнце — это всего лишь прозвища, а вовсе не имена.
Такая речевая практика широко использовалась в разных традициях и сохранялась до средних веков. В нашей речи мы знаем обращение «Богородица, матерь божия — заступница», «Христос — спаситель». В своей истории мы знаем Ивана Грозного,Петра Великого, Алексея Тишайшего, и дело тут не в большом количестве правителей, носящих такое же имя, а в потребности выразить личное отношение, уважение и особое почитание.
То, что в повседневной речи сохранилось обозначение дневного светила словом «солнце» доказывает утилитарную функцию этого слова, не имеющую отношения к верованиям.
Источник
Почему Солнце назвали Солнцем?
Большинство планет Солнечной системы традиционно носят имена богов древнеримского пантеона. Но само Солнце названо не в их честь. Откуда же возникло его название?
Можно заметить, что в самых разных языках имена нашей звезды похожи. На английском она называется «Sun», на испанском, как и на латыни, «Sol», а в сербском языке его называют «сунце». Вообще во всех индоевропейских языках для обозначения светила используется древний корень «sol» и его вариации. Это явно указывает на древность этого слова, и это действительно так. Даже в языках многих аборигенов, которые не придумали слово для обозначения числа «пять», есть слово, означающее нашу звезду.
В индоевропейском языке есть ещё одно слово, близкое по звучанию к «sun». Это слово «su», и означает оно глагол «рожать». Очевидно, что уже в древности люди осознали, что именно солнечный свет способствует росту растений и влияет на размер урожаев.
Можно заметить схожесть между словом «солнце» и «сердце». Лингвисты полагают, что изначальный смысл этих терминов означал «находящееся в середине». Но если Солнце располагалось в центре неба, то сердце – в центре человека.
Но почему же всё-таки Солнце не названо в честь какого-нибудь бога, как планеты? Дело в том, что сами планеты были открыты человечеством на заре цивилизации, когда жрецы стали вести регулярные наблюдения за небом. На том момент уже существовали развитые языческие верования, и потому людям было просто поверить в то, что яркие точки на небосводе как раз и являются богами. Но Солнце было известно человечеству задолго до того, как возникли самые первые религиозные культы. Поэтому и свое имя оно получило ещё тогда, когда у людей не было веры в богов и даже в духов и мистических существ. В результате и потребности давать нашей звезде какое-то особое имя не было.
Список использованных источников
Источник
Происхождение слова солнце
Со́лнце. Общеславянское слово индоевропейской природы, восходит к тому же древнему корню, что и латинское sol.
Со́лнце. По строению очень похоже на «сердце» (перечтите эту статью!). Из таких слов, как «солн-ышко», «посолонь», можно вывести, что в древности дневное светило обозначалось у праславян словом «солнь». От него было произведено уменьшительное — «солньце», значившее то же, что наше «солнышко». Затем оттенок уменьшительности выветрился, «солньце» стало основным словом; мы уже встречались с этим явлением (см. Отец, Сердце). Самый корень «сол-» очень древний: почти во всех языках Европы солнце называется словами, произведенными от него: латинское «соль», французское «соле́й», немецкое «зо́ннэ»…
со́лнце, укр. со́нце, др.-русск. сълньце, ст.-слав. слъньце ἥλιος (Остром., Супр.), болг. слъ́нце, сербохорв. су̂нце, словен. sȏlnce, чеш. slunce, слвц. slnce, польск. słońce, в.-луж. słónco, н.-луж. słyńco. || Праслав. *sъlnьce — уменьш. образование от *sъlnь, ср. по́солонь (см.), ст.-слав. бесльньнъ ἀνήλιος (Супр.), а также солнопёк, солноворо́т (Френкель, ZfslPh 13, 212). Образование аналогично се́рдце (Брандт, РФВ 24, 189). Родственно лит. sáulė «солнце», лтш. saũle, др.-прусск. saule, др.-инд. svar- ср. р., вед. súvar, род. п. sū́ras ср. р. «солнце, свет, небо», sū́ras, sū́rуаs «солнце», авест. hvarǝ, род. п. χvǝŋg ср. р. «солнце, солнечный свет», гот. sauil «солнце», кимр. haul, лат. sōl ср. р., греч. ἥλιος, гомер. ἠέλιος, дор. ἀ̄έλιος (и.-е. *sāvel), алб. hyll, уll «звезда» (*sūl-), далее сюда же гот. sunnô ж., д.-в.-н. sunnа «солнце», древняя и.-е. основа на -l : -n (см. Френкель, KZ 63, 168; Траутман, ВSW 251; Шпехт 9; М.—Э. 3, 773; Кречмер, KZ 31, 351; Педерсен, KZ 32, 256; Kelt. Gr. I, 62; Уленбек, Aind. Wb. 355; Г. Майер, Alb. Wb. 460; Отрембский, LР I, 337; Гофман, Gr. Wb. 107; Вальде—Гофм. 2, 553 и сл.). Относительно слав. *sъlnьce как ласкат. образования ср. Хаверс 84 и сл.
Со́лнце. Общеслав. Суф. образование (суф. -ьце
Источник
Солнце.
Как видим, солнце бывает с корневой основой «сол», и есть с «сон» с переходом в «сан». В последнем случае существует определенная связь с саном, сановником. Например, духовный сан. Лиц духовенства часто приписывали себе роль бога на Земле или его наместника. В случае с наместником, тогда и слово сын не помешает включить в однокоренные со словом солнце. Частая путаница возникала с трактовкой фраз «сын божий» и «свет божий». Народная этимология приложила свою руку. Замена окончания «л» на «н» заметно на примере местоимения третьего лица. В русском языке «он», в тюркских языках «ол». Связь европейских языков с тюркскими намного теснее, чем об этом предпочитают писать филологи. На самом деле гораздо бОльшую роль играет произношение. Есть группа так называемых «змеиных» языков, которые употребляют межзубные фонемы и придыхательные фонемы. К таким можно отнести хинди, арабский, греческий, английский, латынь, башкирский и еще несколько языков. Существует также проблема с шипящими. Звуки «ш» и «с» сменяются на «h», далее переходя в «г». Там уже в «G», в «К» и даже «Х». Таким образом переход «с» в «к» через посредников дает «кон», название солнца у тюркоязычных народов. Но это же привело к значению «кол» — центр и коло — солнце. В сущности, если внимательно присмотреться, основой является всего лишь одна фонема, т.е. фонем, конечно две: согласная «К» и следующая за ним гласная «а» либо «о», «у», «э», «и». Получили богиню земли Ки. И с ним целый ряд богов и духов: Джа – иврит; Ки – японцы; Ка дух человека у др.египтян. Ко всему этому добавили местоимение третьего лица и получили название солнца. Т.е. ка + он = кон, ка + ол = кол и т.п. И это выстраивается в систему, не единичный случай. Далее кон и кол используются в значении центр, солнце. Связывается с движением вокруг данного объекта. Добавим, коло – круг.
Солнце прежде всего нечто светлое, белое. И здесь подходит соль, тоже нечто светлое, белое по цвету. Выше рассматривали saq (сак) как обозначение солнца. Так в связи со светлым можно рассматривать как корень слова сахар – сах ар. Или лучше сак кар, нечто к тому же движущееся. Продолжим ряд со светлым. В английском языке hall, пространство, фойе, холл имеет непосредственное отношение к свету. Это светлое место. И здесь валлийское солнце haul очень даже к месту. Есть еще одно обозначение фойе — lobby (лоб – не находите?). Происходит от, якобы, значения коридор, а его можно сравнить с тоннелем. Свет в конце данного строения — солнце. Обратите внимание на слово конец. Имеет корень «кон» (солнце), с учетом тоннеля вообще к месту. К тому же тоннель сопоставим с колодцем, который также имеет основу «кол». То, что колода нечто выдолбленное расколотое вызывает сомнения. Улей тоже колодой называли, здесь да, несомненно выдолбленное. Колода карт, например, никак не выдолбленное. Ближе по смыслу к однокоренному слову колонна, заимствованное из латыни columna – столб, с оговоркой «вероятно». Сolumna напоминает два в одном: кол и лом. Колумна еще и туя, вид кипарисовых. Здесь связь идет с хвоей: кол – иголки, хвоя. Примечательно, что слово колумне буквально «имеющий колум» (башк.яз.), душистый. Это в свою очередь связывает с колумбарием, место хранения праха усопшего. Первоначально колумбарий — голубятня. Можно допустить, что голубь двусоставное слово: гол и уб или гол и лоб. Голь – цветы (башк.яз.), hоль – дух цветов (араб.яз.). Голь имеет отношение к происхождению слова алкоголь: аль ко голь. От колумба происходит клумба, цветник. Теперь сравните слово клуб, клубок по смыслу с клумбой. Общее это место сбора, община. Тогда изначально появилось название колумбарий – место сбора праха (дУхов). И только затем место облюбовали голуби и получили свое имя columba, от колумбария. В любом случае это место сбора, голубей или душ усопших. Однако, рассматриваемое слово солнце имеет отношение к колумбарию не только через дУхов, genius, джинны, кот, куд и т.п. Нечто божественное, имеющее отношение к богу. Коль — зола в переводе с башкирского языка.В колумбарии хранили золу. Ведь прах та же зола. В слове зола есть корень зол (sol), с озвончиванием начальной согласной.
И еще немного о колоде. Это может быть поленница дров, пачка, стопа. Но также нечто сколоченное, сруб в отношении колодца (колотить). Также колода это нечто высушенное, сухое, что непосредственно может относиться к солнцу (иссушило). Вроде все логично. И все же колодец связан с глазом, оком. Латинское oculus и дает слово колодец (колода), нечто пустотелое, полое. Сравним с происхождением слова улей: hul «выдолбленное дерево, улей», норв. диал. аul м. «трубка, стебель», греч. αὑλός «труба, дудка» и т.д. Обратите внимание hul практически название солнца на валлийском языке. Это может говорить о том, что солнце считали чьим-то глазом. Хотя почему чьим-то, глаз бога. В башкирском языке глаз — куҙ, известен Энкуҙ, всевидящее око. Так обычно называют детей, которые подглядели, где родители прячут сладости. Интересно, что у ирландцев также существует Энкуз, правда с иными функциями. В слове куҙ в конце слова межзубная фонема, произносится аналогично английcкому th (that). В тюркских языках имеет переход в «з» — куз. Но также может произноситься и как «д», .т.е имеем «куз» и «куд». Если куз –глаз, то куд – жрец. Выше рассматривали «К» отдельно, плюс «УД» (уз). Уҙ — местоимение первого лица, применяется в значении свой, уҙ кешем – свой человек. Уд это фаллос, отсюда уда, удочка, удача и т.п. , символ плодородия. При заглушении фонемы “д” получим “ут” – огонь. А также кут – человеческий дух, задница (оса). Используя такое явление как ротацизм, получим глагол кур, в переводе – видь , кура –видит. В то же время уҙ будет иметь вид – ур, в переводе действуй, делай. От формы кур происходит башкирское курай, музыкальный инструмент, дудка, αὑλός, улей, колода. Кура (ҡура)– двор (башк.яз.), и кура (курә) – видит.
Имеем К – начало, с разными гласными дух, бог, душа, нечто в самом человеке. Слова получали меняя окончание. Например, куз (куҙ)– глаз, кур –видь; куш – смешай, прикажи, добавь; куй – наливай, хватит, овца, колодец; кун – мех, согласие, лад; кул – рука, помощник. Затем меняем гласную: кон – центр, солнце, день; кол – ось и т.п. Далее прибавляем гласную в конце: коро – сухо; кура – двор, видит; куна – соглашается, деньги; кудо – молельня; куди – вершина, пик. Видим, что куй – колодец, центр. И далее нам поможет мифология.
В греческой мифологии Кой (Кос, Кей), сын Урана и Фебы, является богом-воплощением небесной оси, вокруг которой вращаются облака и ходят по небесам Гелиос (солнце) и Селена (луна). В башкирском языке солнце кояш (куйаш). Куй – колодец, аш – энергия (делать, еда, be). Интересен переход в греческом h = с, селен и hелиос. Начальный слог один, с разным произношением. Например, в тюркских языках местоимение ты – син (сен), башкиры произносят hин. Есть большая вероятность того, что в русском языке слова глаз и глас ведут свое происхождение как раз от греческого гелиос. Солнце предстает как Всевидящее Око и здесь же Илия – громовержец, ведь Илия и есть искажение от Гелиос. Но начальная «г» это вначале «h». И рассмотрим hел или сел. Например, в башкирском языке есть слово селеусен – дождевой червь. Пиявка — һөлөк (hолок), борть для пчел – сөлөҡ (солок), то же, что колода, но по фонетике напоминает чулок и силок. Бортевой мед – солок балы. Уже рассматривали hul – улей и haul – солнце. В английском языке hallow – святой. В башкирском языке hылыу – красивый. Красивый и красный связаны общим происхождением. В тюркских языках красный – кызыл. Кыз – девушка, также глагол – нагревайся. Кызыу горячий и нервный, кипит койнай. Койне – общий, смешанный. Сель – бурный поток, имеет начальный вид сайль (араб.яз.). Вернемся к дождевому червю – селеусен. В немецком языке seele – душа. В турецком языке челеби (селеби) – духовные люди либо духовенство. Но гел – всегда, вечность (башк.яз.) В связи с червями надо сказать, что в башкирском языке собственно червь – корт, но это же слово означает вообще всех насекомых, например пчела — бал корто. Примечательно, что в немецком языке червь – made (мадэ), в английском то же написание дает made – мэйд (делать). Все это имеет отношение к движению. Кон – солнце, смягчим окончание и получим конь. Конь шел по небу. Глагол шел по фонетике совпадает с сел (селен, гелиос). В башкирском языке шеу, шил – скользи. Теперь вспомним Энкуз и сравним: энә – игла, шило – шил. Т.е. Энкуз – игла + глаз, все пронизывающее око. Но Eagle – орел (англ.яз.). В башкирском языке орел – беркут. Слово можно разбить на составные бер и кут, где бер – один, кут – производное от куз (глаз). В немецком языке Egge – борона, в английском языке борона – harrow, в башкирском языке hороу – пахота, пахать. В старонемецком языке egg обозначен как меч. Но в английском языке egg – яйцо. Сказку все помнят, у кого там смерть на конце иглы, а игла в яйце? У Кощея, где кош – жилье, также кош – лысый. И Кощей не имеет смерти, бессмертный. Другим словом вечный, аgeless (англ.яз.), bdyt (перс.яз.), мәнге или гел (башк.яз.), αιών , эон, сhōrís (греч.яз.). В персидском языке солнце – khorshid, в английском языке horse – конь, в русском языке Хорс – божество солнца. Солнце явно связано со словом хорошо. Но в то же время со злом: зол – sol. В связи с вечностью интересно рассмотреть этимологию слова луна. Но здесь речь о солнце.
Рассмотрели этимологию слова солнце. Начальная «К» в значении дух, бог (варианты Ки, Джа и т.д.) переходит в «С». Далее местоимение третьего лица «ол» (он). Получили начальную «КОН» (кол) – ось. В виде Кой имеем имя греческого бога, имеющего непосредственное отношение к оси. К основе «сол» приклеили аффикс «нец» — солнечный. Но возможен вариант из немецкого «sol netz» — солнечная сеть, паутина. Словарь выдает «нец» — словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном, которое является названием лица, характеризующегося действием, названным мотивирующим глаголом: жнец, юнец, агнец, танец, конец.
Источник