Меню

Отметьте разносклоняемые имена существительные печь имя фамилия солнце путь

Тест с ответами на тему: “Разносклоняемые имена существительные”

1. Отметьте разносклоняемое существительное:
а) сено
б) имя+
в) дорога

2. Отметьте несклоняемое существительное:
а) пьеса
б) меню+
в) поэма

3. Отметьте ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква:
а) на знам..ни, в пламен..
б) на свобод.. , в им..ни+
в) около опушк. о врем..ни

4. Отметьте неверное утверждение:
а) существительное кофе мужского рода
б) существительное пенальти мужского рода
в) существительное непоседа женского рода+

5. Отметьте неверное утверждение:
а) брюки — существительное, употребляющееся только во множественном числе
б) такси — существительное среднего рода
в) семя — существительное 1-го склонения+

6. Отметьте разносклоняемое существительное:
а) пальто
б) путь+
в) забияка

7. Отметьте несклоняемое существительное:
а) имя
б) конь
в) шоссе+

8. Отметьте ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква:
а) в плам..ни, на ветк..+
б) с ветк. на знам..ни
в) по алле. на площад..

9. Отметьте неверное суждение:
а) существительное радио среднего рода
б) существительное Баку мужского рода
в) существительное зазнайка женского рода+

10. Отметьте неверное утверждение:
а) бремя — разносклоняемое существительное
б) кольраби — существительное женского рода
в) чистюля — существительное женского рода+

11. Выпишите разносклоняемое существительное:
Сила лошади познаётся в дальнем пути, сердце человека — течением времени.
а) путь +
б) течением
в) познаётся

12. Отметьте неверное утверждение:
а) Сочи — существительное мужского рода
б) путь — существительное 3-го склонения +
в) племя — разносклоняемое существительное

13. Отметьте верное утверждение:
а) очки (для глаз) — существительное, употребляющееся только во множественном числе +
б) путь — существительное 3-го склонения
в) оба варианта верны

14. Отметьте неверное утверждение:
а) существительное кофе мужского рода
б) существительное пенальти мужского рода
в) существительное забияка женского рода +

15. Определите, в каком из словосочетаний не употреблено разносклоняемое существительное:
а) дитя смеется
б) овсяное толокно +
в) длинный путь

16. Определите, в каком из словосочетаний употреблено разносклоняемое существительное:
а) яркое пламя +
б) овсяное толокно
в) оба варианта верны

17. Определите, в каком из словосочетаний употреблено разносклоняемое существительное:
а) карманный фонарик
б) время летит +
в) звено цепи

18. Определите, в каком из словосочетаний не употреблено разносклоняемое существительное:
а) время летит
б) оба варианта верны
в) сочный фрукт +

19. Существительные с какой родовой принадлежностью относятся к разносклоняемым:
а) женского
б) мужского +
в) всех

20. Существительные с какой родовой принадлежностью относятся к разносклоняемым:
а) женского
б) всех
в) среднего +

21.Какое окончания имеют разносклоняемые существительные в творительном падеже?
а) -е
б) -ем+
в) -и

22. Какое слово не относится к разносклоняемым?
а) Ртуть+
б) племя
в) путь

23. Какие слова называют несклоняемыми?
а) Те, у которых нет формы множественного числа
б) Те, которые не изменяются по падежам
в) Те, которые не изменяются по падежам и числам+

24. Какие слова относятся к несклоняемым?
а) названия профессий
б) существительные иноязычного происхождения+
в) имена собственные

25. Как определить род сложносокращенных слов?
а) По последнему слову
б) По главному слову+
в) У сложносокращенных слов нет рода

26. К какому роду относятся слова «кофе», «торнадо», «пенальти»?
а) средний
б) мужской+
в) общий

Источник

Разработка урока «Разносклоняемые имена существительные»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

урока в 6 Б классе

« Разносклоняемые имена существительные »

учитель русского языка и литературы

Ульянова Ольга Сергеевна

Урок. Разносклоняемые имена существительные

Цели: познакомить с особенностями разносклоняемых существительных:

развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты: знание особенностей разносклоняемых существительных; умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи.

Читайте также:  Масса солнца во сколько раз больше массы нашей земли

На прошлом урока мы с вами говорили об имени существительном

Итак, давайте вспомним: (Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за каждый правильный ответ вы будете получать части снеговика, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни).

— А что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?)

— К какому роду относятся имена существительные?(к мужскому, женскому , среднему)

— Как называются существительные представляющие собой обобщенные наименования предметов и явлений (нарицательные Н/р: море, река, город и т.д. нарицательные существительные )

Как называются существительные обозначающие имена, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, астрономические и географические названия, и пр. (Н/р Пакистан, Индия, Перу; Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов)

— Какие существительные отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

(К одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые существа (человек, учитель, щука, кошка, бабочка) . В основном это слова мужского и женского рода. Одушевленных существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, чудовище, млекопитающее, Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы (класс, школа, дерево, тетрадь) .

— Как изменяются существительные (по падежам и числам)

2. Самоопределение к деятельности

— На прошлом уроке, мы с вами определяли склонения существительных , нам известны три склонения имён существительных. Они отражают такую закономерность: все существительные каждого склонения изменяются по падежам одинаково, т’. е. имеют одинаковые окончания. Какие?

( I склонение существительные женского, мужского рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я .Н/р: женщина, липа, юноша, папа, сластена, жадина

. II склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е . Н/р: борец, пенал, уголь, море, кольцо.

III склонение –существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание ( на конце ь знак) Н/р: дочь, боль, соль, рожь, печь.

— Вы уже знаете особенности склонения существительных на -ии, -ие, -ия. Вспомним их.

Запишем на доске, а остальные у себя в тетрадях существительные:

Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существит. М. р. Путь.

Все ли слова вам известны?

БРЕМЯ , -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ПЛЕМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ , -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями.

— Попробуйте просклонять существительные время, племя, путь

Будем их склонять . Что такое «склонять существительные»? Изменять по падежам. сравнивать с сущ. 2.3. склонения

(разносклоняемые. Почему мы будем сравнивать разносклоняемые только с сущ. 2 и 3 склонения?)

В парах просклонять 1 разносклоняемое существительное.

— Что вы заметили? (Эти существительные склоняются по-особенному: в родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — существительных 2-склонения.)

-Чем похожи эти существительные? (Они оканчиваются на -мя.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке» (Узнать об особенностях склонения существительных, оканчивающихся на -мя.)

3. Работа по теме урока

В русском языке есть одиннадцать существительных, которые склоняются (изменяются по падежам) особенным образом. )т десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, выми, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя мужского рода путь.

Читайте также:  Лучи чьи солнца или чего

Как вы правильно заметили эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание и, как существительные 3-го склонения, а в творительном падеже — окончание -ем (-ём), как существительные 2-го склонения. В родительном, дательном, творительном, предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа у существительных на -мя появляется суффикс -ен- (имени — именем — имён — именам — именами — (в) именах Слова семя и стремя в родительном падеже множестве мм., числа имеют суффикс -ян- (а не -ен-): семян, стремян. Кстати форму и запоминать не надо, так как суффикс ударный вряд ли возможна.

4. Работа по учебнику

(Чтение правила и теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 136).)

5. Предупреждение речевых ошибок

— Попробуйте образовать множественное число от существительных бремя, вымя, пламя, темя.

Вы никогда не слышали такие формы? Дело в том, что эти слова имеют форму только единственного числа. Крайне редко можно встретить форму множественного числа существительного вымя — вымена.

— Довольно часто можно услышать вопрос: «Сколько время?» Как вы думаете, правильно ли употреблено в вопросе существительное время? (Нет, это речевая ошибка.)

— Как правильно задать вопрос? (Сколько времени? Который час?)

6. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 254 — комментированное заполнение таблицы.

Упр. 255 — самостоятельное выполнение.

Упр. 257 — самостоятельное выполнение.

7. Объяснительный диктант

1) «Сказку о потерянном времени» написал Евгений Шварц. 2) По-|ушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени. (А.С. Пушкин) 3) От худого семени не жди хорошего племени. (Пословица) 4) Ответ-втиенность за судьбы других людей лежала тяжким бременем на плечах Командира. 5) Именем Тарабарского короля — арестуйте вора и негодяя! 1^.11. Толстой) 6) В ноябрьской темени тускло светили фонари.

8. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слово вестибюль, подчеркните орфограммы.

Выясните его значение по толковому словарю. I — Составьте предложение с этим словом.

9.Закрепление. Работа в группах.

10.Выборочный диктант.
— Выписать разносклоняемые существительные, определить число, падеж, выделить суффиксы и окончания. Как вы понимаете эти пословицы?
1.Потерянного времени не воротишь.

2.Большого пламени не задуешь.

3.Добрый совет ко времени хорош.
4. Не в золоте богатство человека, а в добром имени .

11.Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/З
— С какой группой существительных мы сегодня познакомились?

— Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?

— Почему они так называются?

12. Домашнее задание § 45, упр. 258

В стародавнее древнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Они не знали, для чего корове вымя,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя ,

Что кислород всегда поддерживает пламя ,

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя .

Перед вами стихотворение, в котором нужно вставить по смыслу разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ —

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Читайте также:  Как выглядело бы небо если вместо солнца

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _____________

1 Что такое начальная форма имени существительного?

2.Перечислите постоянные признаки имени существительного. Примеры обязательно!

3. Как изменяются существительные? (По числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))

4. Как называется изменение имён существительных по падежам?

5. Сколько склонений у существительных?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?

7. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

8. Какие существительные относятся к 3 склонению?

Источник

Тест по русскому языку Разносклоняемые имена существительные 6 класс

Тест по русскому языку Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода 6 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите разносклоняемое существительное

1) сарай
2) стремя
3) лошадь
4) метро

А2. Укажите несклоняемое существительное

1) брюки
2) кенгуру
3) космос
4) знамя

А3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1) во врем…ни, в санатори..
2) на тем..ни, на алле..
3) около алле. на алле..
4) на дорожк. на стремен..

А4. Укажите неверное утверждение

1) существительное кашне среднего рода
2) существительное кофе мужского рода
3) существительное пенальти мужского рода
4) существительное забияка женского рода

А5. Укажите неверное утверждение

1) очки (для глаз) — существительное, употребляющееся только во множественном числе
2) Сочи — существительное мужского рода
3) племя — разносклоняемое существительное
4) путь — существительное 3-го склонения

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Сила лошади познаётся в дальнем пути, сердце человека — течением времени.

B1. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется прави­лом «В безударном суффиксе -ен существительных на -мя пишется буква е«.

В2. Выпишите разносклоняемое существительное.

C1. Напишите, как вы понимаете слова «Сила лошади познаётся в дальнем пути, сердце человека — течением времени».

2 вариант

A1. Укажите разносклоняемое существительное

1) кенгуру
2) путь
3) ножницы
4) утро

А2. Укажите несклоняемое существительное

1) стремя
2) поле
3) пальто
4) семя

А3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1) в плем..ни, в постановк..
2) в тетрад. на знам..ни
3) у дорог. в им..ни
4) на репетици. в плам..ни

А4. Укажите неверное суждение

1) существительное шасси среднего рода
2) существительное Тбилиси мужского рода
3) существительное шимпанзе женского рода
4) существительное непоседа общего рода

А5. Укажите неверное утверждение

1) знамя — разносклоняемое существительное
2) авеню — существительное женского рода
3) депо — существительное среднего рода
4) задира — существительное женского рода

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

От худого семени не ждут доброго племени.

В1. Выпишите из предложения слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом «В безударном суффиксе -ен существительных на -мя пишется буква е».

В2. Выпишите разносклоняемое(-ые) существительное(-ые).

С1. Напишите, как вы понимаете смысл поговорки «От худого семени не ждут до­брого племени».

Ответы на тест по русскому языку Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода 6 класс
1 вариант
А1-2
А2-2
А3-2
А4-4
А5-4
В1. времени
В2. путь
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-3
А5-4
В1. семени, племени
В2. семени, племени

Источник

Adblock
detector