Контрольная работа по астрономии. 10 класс
Тест содержит материал первого полугодия для первого и второго варианта, а так же ответы к ним. Его можно использовать к учебнику В.М. Чаругина и другим учебникам, дополнив вопросами и задачами. В тест включены главы: введение в астрономию, астромерия, небесная механика.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по астрономии. 10 класс»
Контрольная работа по астрономии за полугодие. 1 вариант
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется
1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия
2. Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
1) Коперник 2) Ньютон 3) Аристарх 4) Кеплер 5 ) Бруно
3. Чему равен угол между осью мира и земной осью?
1) 10° 2) 0° 3) 90° 4) 180°
4. Кто из учёных первым создал телескоп?
1) И. Ньютон 2) Г. Галилей 3) И. Кеплер 4) Н. Коперник
5. 1 января 2018 года по новому стилю соответствует по старому
1) 20 декабря 2017 года 2) 16 декабря 2017 года
3) 13 января 2018 года 4) 19 декабря 2017 года
6. Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 8. Следовательно, отношение больших полуосей орбит этих планет равно
1) 2; 2) 8 ; 3) 4; 4) 16
7. В этом месте Земли невидно звёзд южного полушария:
1) на экваторе 2) На Южном полюсе Земли 3) На Северном полюсе Земли 4) Такого места нет
8. Где бы Вы искали Полярную звезду, если бы находились на северном полюсе?
1) над северной точкой горизонта 2) в точке зенита
3) на высоте 40° над горизонтом 4) над южной точкой горизонта
9. Назовите основные созвездия Северного полушария.
10. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от афелия к перигелию?
Контрольная работа по астрономии за полугодие. 2 вариант
1. Каково значение астрономии?
1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира
2) формирование научного мировоззрения 3) формирование взглядов на развитие природы 4) У астрономии нет как такого значения.
2. Раздел астрономии, изучающий движение небесных тел.
1) Среди предложенных ответов нет правильного
2) Небесная кинематика 3) Небесная динамика 4) Небесная механика
3. Чему равен угол между плоскостью небесного экватора и осью мира?
1) 10° 2) 0° 3) 90° 4) 180°
4. Наивысшая точка небесной сферы
1) зенит 2) надир 3) точка востока 4) точка севера
5. Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 8. Следовательно, отношение больших полуосей орбит этих планет равно 1) 8; 2) 2 ; 3) 4; 4) 16
6. Если А. С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года по старому стилю, то по новому стилю его день рождения следует отмечать
1) 15 мая 2) 12 мая 3) 6 июня 4) 5 июня 5) 7 июня
7. При какой фазе Луны вся ночь бывает безлунная
Новолуние 2) Полнолуние
3) накануне солнечного затмения 4) Первая четверть
8. По своей орбите Земля движется:
быстрее, когда она находится ближе к Солнцу 2) Быстрее ночью
3) Быстрее, когда она ближе к Луне 4) С постоянной скоростью
9. большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца называют ……
10. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?
Ответы на контрольную работу по астрономии
Источник
тест по астрономии
1. Где расположен пояс астероидов?
А) между орбитами Марса и Юпитера+
Б) за орбитой Плутона
В) между Солнцем и Меркурием
2. Прочтите текст и верно определите закон Кеплера:
«Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на сумму масс тел, есть величина постоянная
А) первый закон Кеплера
Б) второй закон Кеплера
В) третий закон Кеплера +
Г) четвертый закон Кеплера
3. Выберите верный ответ, в котором верно указано значение астрономической единицы.
А) 160млн. км.
Б) 149,6млн. км. +
В) 135млн. км.
Г) 143,6млн. км.
4. Сколько всего планет в Солнечной системе?
А) пять
Б) шесть
В) семь
Г) восемь+
Д) девять
5. Как называется расстояние от Земли до Солнца?
А) световым годом
Б) парсеком
В) астрономическая единица +
Г) годичный параллакс
6. По каким орбитам движутся планеты?
А) круговым
Б) гиперболическим
В) эллиптическим +
Г) параболическим
7. С какой периодичностью комета Галлея появляется в небе Земли?
А) каждые 15-16 лет
Б) каждые 75-76 лет+
В) каждые 140-145 лет
Г) ежегодно
8. Какие основный причины смены времен?
А) изменение расстояния до Солнца вследствие
движения Земли по эллиптической орбите
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты +
В) вращение Земли вокруг своей оси
Г) перепадами температур
9. Чем объясняется явление приливов и отливов?
А) медленным осевым вращением Луны
Б) притяжением Луны и большими размерами Земли +
В) большими перепадами температур на Луне
Г) движением Луны вокруг Земли
Д) лунным затмением
10. Кто был первооткрывателем законов движения планет Солнечной системы?
А) Николай Коперник
Б) Иоганн Кеплер+
В) Джордано Бруно
Г) Жак Кассини
11. Отношение кубов больших полуосей планет равно 64. Чему равно отношение их периодов обращения вокруг Солнца?
А) 8 +
Б) 4
В) 16
Г) 2
12. Отношение кубов полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:
А) в 8 раз
Б) в 2 раза
В) в 4 раза +
Г) в 16 раз
13. Является ли Плутон планетой?
А) является
Б) не является+
14. Когда Земля вследствие своего годичного движения по орбите ближе всего к Солнцу?
А) летом
Б) в перигелии +
В) зимой
Г) в афелии
15. Какие тела не входят в состав солнечной системы?
А) Солнце
Б) большие планеты и их спутники
В) астероиды
Г) кометы
Д) метеоры +
Г) метеориты
Источник
Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8
Контрольная работа по астрономии 1 полугодие (10 -11класс)
тест по астрономии (10, 11 класс)
Тест содержит материал первого полугодия для первого и второго варианта, а так же ответы к ним. Его можно использовать к учебнику В.М. Чаругина и другим учебникам, дополнив вопросами и задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r_po_astr.1_pol.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по астрономии за полугодие. 1 вариант
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется
1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия
2. Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
1) Коперник 2) Ньютон 3) Аристарх 4) Кеплер 5 ) Бруно
3. Чему равен угол между осью мира и земной осью?
1) 10° 2) 0° 3) 90° 4) 180°
4. Кто из учёных первым создал телескоп?
1) И. Ньютон 2) Г. Галилей 3) И. Кеплер 4) Н. Коперник
5. 1 января 2018 года по новому стилю соответствует по старому
1) 20 декабря 2017 года 2) 16 декабря 2017 года
3) 13 января 2018 года 4) 19 декабря 2017 года
6. Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 8. Следовательно, отношение больших полуосей орбит этих планет равно
7. В этом месте Земли невидно звёзд южного полушария :
1) на экваторе 2) На Южном полюсе Земли 3) На Северном полюсе Земли 4) Такого места нет
8. Где бы Вы искали Полярную звезду, если бы находились на северном полюсе?
1) над северной точкой горизонта 2) в точке зенита
3) на высоте 40° над горизонтом 4) над южной точкой горизонта
9. Назовите основные созвездия Северного полушария.
10. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от афелия к перигелию?
Контрольная работа по астрономии за полугодие. 2 вариант
1. Каково значение астрономии?
1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира
2) формирование научного мировоззрения 3) формирование взглядов на развитие природы 4) У астрономии нет как такого значения.
2. Раздел астрономии, изучающий движение небесных тел.
1) Среди предложенных ответов нет правильного
2) Небесная кинематика 3) Небесная динамика 4) Небесная механика
3. Чему равен угол между плоскостью небесного экватора и осью мира?
1) 10° 2) 0° 3) 90° 4) 180°
4. Наивысшая точка небесной сферы
1) зенит 2) надир 3) точка востока 4) точка севера
5. Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 8. Следовательно, отношение больших полуосей орбит этих планет равно 1) 8; 2) 2 ; 3) 4; 4) 16
6. Если А. С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года по старому стилю, то по новому стилю его день рождения следует отмечать
1) 15 мая 2) 12 мая 3) 6 июня 4) 5 июня 5) 7 июня
7. При какой фазе Луны вся ночь бывает безлунная
3) накануне солнечного затмения 4) Первая четверть
8. По своей орбите Земля движется:
- быстрее, когда она находится ближе к Солнцу 2) Быстрее ночью
3) Быстрее, когда она ближе к Луне 4) С постоянной скоростью
9. большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца называют ……
10. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?
Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8
И покидает поле брани,
И отступает «Аполлон».
Стартуют рыцари иные
К сетям сатурновых колец,
Туда, где жжёт дыханье Ио
И ощущается конец
Той Удивительной Системы
Владений Царственной Звезды,
Которой уроженцы все мы.
И. Галкин
Тема: Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.
Цель: Рассмотреть различные способы определения расстояния до тел СС. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонтальный параллакс.
Задачи:
1. Обучающая: Ввести понятия геометрического (параллактического), «радиолокационного» и «лазерного» методов определения расстояний до тел Солнечной системы. Вывести формулу для определения радиуса небесных тел Солнечной системы (понятия: линейный радиус, угловой радиус). Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
2. Воспитывающая: раскрыв тему урока что современная наука располагает различными методами определения расстояний до небесных тел и их размеров для получения достоверные сведения о масштабах Солнечной системы и размерах входящих в нее небесных тел, содействовать формированию мировоззренческой идеи о познаваемости мира.
3. Развивающая: показать, что на первый взгляд неразрешимая проблема определения расстояний до небесных тел и радиусов небесных тел в настоящее время решается различными методами.
Знать:
I-й уровень (стандарт) — способы определения расстояний до тел СС, понятие базиса и параллакса, способ определения размера Земли и любого небесного тела.
II-й уровень — способы определения расстояний до тел СС, понятие базиса и параллакса, способ определения размера Земли и любого небесного тела. Что диаметр Луны во столько раз меньше диаметра Солнца, во сколько раз расстояние от Луны до Земли меньше расстояния от Земли до Солнца.
Уметь:
I-й уровень (стандарт) -определять расстояния до тел СС используя параллакс и данные радиолокации, определять размеры небесных тел.
II-й уровень -определять расстояния до тел СС используя параллакс и данные радиолокации, определять размеры небесных тел.
Оборудование: Таблицы: «Солнечная система», теодолит, к/ф «Радиолокация», диапозитивы, диафильм «Определение расстояний до небесных тел». CD- «Red Shift 5.1». ШАК.
Межпредметная связь: Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикальные углы. Шар и сфера (математика, 5, 7, 10, 11 кл.). Расстояние от Земли до Луны и Солнца. Сравнительные размеры Солнца и Земли, Земли и Луны (природоведение, 5 кл). Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, 11 кл).
I. Опрос учащихся (5-7 минут). Диктант.
- Ученый, создатель гелиоцентрической системы мира. (Н. Коперник)
- Ближайшая точка орбиты ИСЗ. (Перигей)
- Значение астрономической единицы. (1 а. е.=149600000км )
- Основные законы небесной механики. (4 закона-3Вт и 3-й закон Коперника)
- Планета, открытая на «кончике пера». (Нептун)
- Значение круговой (I космической) скорости для Земли. (7,9 км/с)
- Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8. Чему равно отношение больших полуосей этих планет? (2)
- В какой точке эллиптической орбиты ИСЗ имеет минимальную скорость? (В апогее)
- Немецкий астроном, открывший законы движения планет (И. Кеплер)
- Формула третьего закона Кеплера, после уточнения И. Ньютона.
- Вид орбиты межпланетной станции, посланной для облета Луны. (Эллипс)
- Чем отличается первая космическая скорость от второй. (в
раз >)
- В какой конфигурации находится Венера, если она наблюдается на фоне диска Солнца? (Соединение нижнее)
- В какой конфигурации Марс ближе всего к Земле. (В противостоянии)
- Виды периодов движения Луны = (временных)? (Сидерический, синодический).
1) Определение расстояний до небесных тел.
В астрономии нет единого универсального способа определения расстояний. По мере перехода от близких небесных тел к более далеким одни методы определения расстояний сменяют другие, служащие, как правило, основой для последующих. Точность оценки расстояний ограничивается либо точностью самого грубого из методов, либо точностью измерения астрономической единицы длины (а. е.).
1-й способ: (известен) По третьему закону Кеплера можно определить расстояние до тел СС, зная периоды обращений и одно из расстояний.
Приближённый метод.
2-й способ: Определение расстояний до Меркурия и Венеры в моменты элонгации (из прямоугольного треугольника по углу элонгации).
3-й способ: Геометрический (параллактический).
Пример: Найти неизвестное расстояние АС.
[АВ] – Базис — основное известное расстояние, т. к. углы САВ и СВА – известны, то по формулам тригонометрии (теорема синусов) можно в ? найти неизвестную сторону, т. е. [CА]. Параллактическим смещением называется изменение направления на предмет при перемещении наблюдателя.
Параллакс- угол (АСВ), под которым из недоступного места виден базис (АВ — известный отрезок). В пределах СС за базис берут экваториальный радиус Земли R=6378км.
Пусть К — местонахождение наблюдателя, из которого светило видно на горизонте. Из рисунка видно, что из прямоугольного треугольника гипотенуза, расстояние D равно: , так как при малом значении угла если выражать величину угла в радианах и учитывать, что угол выражен в секундах дуги, а 1рад =57,3 0 =3438’=206265«, то и получается вторая формула.
Угол (ρ) под которым со светила, находящегося на горизонте (? R — перпендикулярно лучу зрения) был бы виден экваториальный радиус Земли называется горизонтальным экваториальным параллаксом светила.
Т.к. со светила никто наблюдать не будет в силу объективных причин, то горизонтальный параллакс определяют так:
- измеряем высоту светила в момент верхней кульминации из двух точек земной поверхности, находящихся на одном географическом меридиане и имеющем известные географические широты.
- из полученного четырехугольника вычисляют все углы (в т. ч. параллакс).
С изобретение Квантовых генераторов (лазера) в 1969г произведена первая лазерная локация Луны (зеркало для отражения лазерного луча на Луне установили астронавты США «Ароllо — 11» 20.07.69г), точность измерения составили ±30 см. На рисунке показано расположение лазерных уголковых отражателей на Луне, установленных при полете КА «Луна-17, 21» и «Аполлон — 11, 14, 15». Все, за исключением отражателя Лунохода-1 (L1), работают и сейчас.
Лазерная (оптическая) локация нужна для:
-решение задач космических исследований.
-решение задач космической геодезии.
-выяснения вопроса о движении земных материков и т.д.
2) Определение размеров небесных тел.
а) Определение радиуса Земли.
АОВ=n=φА-φВ(разность географических широт) е=АВ — длина дуги вдоль меридиана т.к. е1 0 =е/n=2πR/360 0 ,то |
Аналогичным способом в 240г до НЭ (рисунок выше) определяет радиус Земли географ Эратосфен. L/800=360 0 /7,2 0
б) Определение размера небесных тел.
Итог: Домашнее задание: §11; вопросы и задания стр. 52, стр. 52-53 знать и уметь. Повторить полностью вторую главу. СР№6, ПР№4. Если планируется еще один урок по обобщению материала 2-й главы, то можно предложить: Урок оформила члены кружка «Интернет-технологии» — Леоненко Катя (11кл) Источник ➤ Adblockdetector |