Как фотографировать отражения в воде
Вы можете добавить к своим фотографиям интерес и глубину с потрясающими отражениями в воде, следуя советам, которые здесь найдете.
Советы составлены по рекомендациям фотографа , писателя и путешественницы Энн Маккиннел .
Одина из любимых вещей, которые делает Энн, когда путешествует, это поиск водоема, в котором имеется отражение.
Съемка отражения создает уникальный образ часто фотографируемого предмета, добавляя снимку интерес и глубину.
В следующий раз во время путешествия добавьте к своим кадрам коллекцию с отражениями, и вы вернетесь домой с набором динамических изображений, отражающих вашу поездку.
Огни большого города в сумерках
Когда спускаются сумерки и небо окрашивается в синий цвет, и при этом у вас есть возможность наблюдать отражающийся в воде свет от близлежащих зданий, происходит настоящее чудо.
Возьмем, к примеру, прибрежный отель летним вечером, когда пристань для яхт на переднем плане заполнена лодками. Только после захода солнца разноцветные огни от внешней стороны гостиничного здания отражаются в синей воде и создают очень энергичный образ.
Empress Hotel, Виктория, Британская Колумбия, Канада
Спокойная поверхность озера в первой половине дня
Если вы потрудитесь поднять себя рано утром, то обнаружите, что вода в озере чаще всего будет очень спокойной, создавая идеальное гладкое отражение. Съемка зеркальной глади гораздо сложнее, чем вы могли бы подумать, потому что любой ветерок способен вызвать рябь и разволновать поверхность воды.
Если вы сможете найти озеро в горах, то ваши шансы на гладкую водную поверхность рано утром значительно возрастут. Еще больше улучшится кадр, если вы начнете снимать до того как первые лучи утреннего света успеют коснуться горного пика, который отразится в озере.
Когда вы знакомитесь с местностью, возьмите компас, чтобы легко находить части света, в частности в каком направлении расположен запад, который загорается, когда с восточной стороны поднимается солнце. Затем расположитесь таким образом, чтобы между вами и объектом простиралось водное пространство. Вот вы и заготовили все компоненты для удачного кадра.
Озеро Convict, штат Калифорния
Съемка спокойного озера это хорошая возможность нарушить правило третей и предпринять в изображении идеальную симметрию. Поэтому расположите линию горизонта в центре кадра. Это позволит поровну поделить площадь снимка, где одну половину займет объект, а вторую его отражение.
Лучше избегать прямого попадания солнечных лучей на водную гладь, чтобы не провоцировать появление бликов. Идеально, когда у вас есть освещенный прямым светом яркий объект, отражающийся в воде, которая находится в тени. Тогда отражение будет лишено бликов, но насыщено цветами.
Не спокойное озеро
Рябь на воде это не обязательно плохо. Просто она создает другой эффект. Вы можете получить его, дождавшись ветра, а еще замедлить скорость затвора, чтобы дать время воде разволноваться пока открыт затвор. В любом случае, добавив воде текстуру, вы добьетесь более абстрактного восприятия.
Озеро Convict, штат Калифорния
Океан на восходе или закате
Конечно, вы не получите идеальное отражение, фотографируя океан, потому что вода находится в постоянном движении. Но он все равно будет отражать цвет неба, и вы можете усилить цветность, снимая восход или закат с отраженным в воде объектом.
Тайби-Айленд, недалеко от Саванны, штат Джорджия
Птицы
Отличная мысль фотографировать идеальные отражения птиц. Хотя эта идея осложняется тем фактом, что для ее осуществления вам необходимо объединить вместе несколько элементов одновременно:
1. Полный штиль, никакого ветра.
2. Достаточно яркое освещение, впрочем, как всегда.
3. Вам нужна птица, что вполне очевидно, но легче сказать, чем сделать.
Woodstork в заповеднике дикой природы Дин Дарлинг, штат Флорида. Чтобы сделать этот снимок с птицей, фотографу пришлось три дня подряд приходить на место съемки еще до восхода солнца, ожидая ровной поверхности воды. Затем нужно найти позицию, которая бы не выдавала вашего присутствия, по крайней мере, вы должны сидеть очень тихо и надеяться, что птица придет. Если вы прибыли, а она уже на месте, то, скорее всего, снимка не получится, потому что птица вас не подпустит к себе достаточно близко.
Интересно выглядят фотографии, где птица медленно движется, создавая возле ног небольшие круги, которые подчеркивают поверхность воды.
Тростник
Понаблюдайте за камышом или за другой травой, торчащей из воды. Это может добавить изображению абстракции. Если бы не листья лилии, то в этом образе сложно было бы сказать, где находится поверхность воды.
Пруд Green Point в Национальном парке Грос-Морн, Ньюфаундленд, Канада
Просто отражение
Интересное изображение можно получить, если оставить главный предмет вне кадра и включить в композицию только его отражение.
В этом образе в Йосемитском Национальном парке прямой свет, падающий на вершину горы, казался очень жестким, поэтому Энн Маккиннел решила оставить его вне кадра и использовать только отражение, которое навеивает более абстрактные импрессионистские ощущения.
Отражение. Йосемитский Национальный парк, Калифорния
Чтобы усилить абстракцию, найдите отражение яркого красочного предмета в зыбкой воде. И не переживайте, если объект не узнаваем.
Отражение лодки
Осенняя листва в Нью-Гемпшире
На этом изображении в воде отражается байдарка на причале у пристани для яхт. А рябь вызвана плавающими у поверхности воды рыбами.
Другой снимок был сделан в Нью-Гемпшире в осеннюю пору года с красочными листьями.
В тот день погода стояла ветряная, поэтому фотографировать деревья было не уместно. Тогда Энн решила создать абстрактный образ, фотографируя отражение деревьев в зябкой от сильного ветра воде.
Советы
Помните, что вы можете выбирать: объект и его отражение; только отражение; гладкая вода и рябь на воде.
Прямой свет, падающий на воду, создает блики. Предпочтительнее, когда лучи света падают на объект, который затем отражается в находящейся в тени воде. Если блики все-таки есть, то можно использовать поляризационный фильтр, который их минимизирует или вовсе устранит.
Попробуйте применить градуированный фильтр нейтральной плотности. Обычно отражение на пару остановок темнее, чем основной объект, поэтому его использование может выровнять изображение. Если у вас нет такого фильтра, вы всегда можете прибегнуть к редактору Photoshop или Lightroom. Главное, помните, что отражение на снимке должно быть немного темнее. Если вы сделаете это таким же ярким, как главный предмет, то снимок будет выглядеть неестественно.
Используйте при съемке низкий угол, чтобы максимизировать количество отражений в кадре.
Источник
Урок №1 (мастер-класс подводной цифровой фотографии)
Архивная статья из № 2 (38) за 2005 г.
Обратное рассеивание! Это проблема многих фотографов, которые видят частицы не только в воде, но затем и на снимках. Ошибка заключается чаще всего в том, что вспышка располагается слишком близко к объективу, так что освещаются взвешенные частицы, находящиеся непосредственно перед камерой. Взвешенные частицы на снимке из-за сильной ориентации правой вспышки вовнутрь. Правильно ориентируйте вспышки!
Физические основы. Многие факторы, не существенные при съемках на суше и не интересные для «сухопутных» фотографов, оказываются очень важными в подводной фотографии. Если подводный фотограф будет четко представлять те физические изменения, которые происходят со световыми лучами под водой и их влияние, то он всегда получит хорошие снимки. Он сможет в зависимости от ситуации верно конфигурировать свое фотооборудование и применять правильную технику съемки.
Светохудожник . Раньше так называли фотографов, что очень подходило для обозначения их деятельности. Действительно, без энергии света мы должны были бы создавать наши фотографии с помощью кисти.
Рассмотрим световой луч, который испускается Солнцем и мчится к Земле со скоростью света, равной 300000 километров в секунду. Этот электромагнитный луч является просто волновым колебанием, которое происходит в диапазоне длин волн, равных миллиардным долям метра (длины волн видимой части спектра лежат в диапазоне 3800-7600 А (1 ангстрем А=м=см=0,1 нанометра). Такие длины волн измеряются в нанометрах, а человеческий глаз ощущает их в виде светового воздействия, которое мы называем белым светом. Только после прохождения светового луча через стеклянную призму можно видеть его составляющие: он разлагается на цветовой спектр, который в видимом диапазоне простирается от фиолетового к синему, зеленому, желтому, оранжевому и оканчивается красным. Каждый цвет спектра имеет свою длину волны, что необходимо учитывать, к примеру, при создании высококачественных объективов.
При входе в земную атмосферу интенсивность нашего светового луча немного спадает. Несмотря на воздействие водяных капель и загрязняющих твердых частиц, присутствующих в воздухе, световой луч приходит к водной поверхности практически без изменений. Но здесь уже начинаются новые приключения!
Отражение. В зависимости от высоты Солнца световые лучи сильнее или слабее отражаются от водной поверхности. Таким образом, в воду проникает только часть падающего света. Так при каких условиях можно встретить на больших глубинах достаточную освещенность? Это сияющее Солнце, голубое небо, прозрачная вода, причем погружение происходит в полдень при абсолютно спокойном море! При низком положении Солнца над горизонтом, вечером или ранним утром, теряется до 40% световой энергии. Световые условия дополнительно ухудшаются из-за постоянно меняющегося угла падения света при подвижной поверхности воды. Конечно, не всегда фотограф должен ожидать только лучшие дни. Однако, понимая процесс отражения, он может выбрать для погружения лучшее время дня или более защищенное место, а при действительно плохой погоде вместо сверхширокоугольного объектива поставить перед камерой макрообъектив. Многие могут задать вопрос, для чего все эти тонкости. Все равно под водой снимают только со вспышкой…
Отражение: в зависимости от положения Солнца и состояния водной поверхности в воду проникает больше или меньше света.
Диффузия: если лучи света на пути в глубину встречают взвешенные частицы, то они отклоняются во всех направлениях и рассеиваются в обратном направлении. Чем больше мутность воды, тем быстрее уменьшается солнечный свет.
Чтобы получить хорошие фотографии, на которых подводный мир выглядел бы именно так, как в действительности, нужно использовать весь имеющийся свет. Задний фон должен быть только чуть темнее, чем в действительности, а при съемках широкоугольным объективом естественный свет поможет зафиксировать на пленке или на ССD-матрице удаленные объекты, которые вспышка не освещает. Даже при съемке макрообъективом можно получить голубой задний фон. Это специальная техника, о которой я, конечно, расскажу в дальнейшем.
Рефракция. Когда наш луч света, наконец, нашел дорогу через водную поверхность, он еще долго не будет иметь покоя. Из-за различных значений показателя преломления в воздухе (1,00) и в воде (1,33) при переходе из одной среды в другую он будет преломляться, т.е. изменять первоначальное направление падения. Для нашего глаза и объектива камеры это проявится в кажущемся уменьшении расстояния под водой – примерно на четверть.
Вывод: все предметы выглядят под водой ближе и поэтому крупнее. К сожалению, ни один подводный фотограф не может пренебречь оценкой расстояния. В зависимости от системы камеры он должен установить расстояние, навести видоискатель и вспышку на снимаемый объект. Позднее в мастер-классе мы разберем различные трюки, которые помогут вам свободно оценивать действительные и кажущиеся расстояния до объектов под водой.
Поглощение. Таким образом, наш луч света испытал преломление. Но это еще не все. Затем вода уменьшает его интенсивность и силу. При этом энергия света переходит в тепло, часть поглощается взвешенными частицами и рассеивается во всех направлениях. После прохождения каждого сантиметра водного слоя происходит также фильтрация цветов. При этом после пути длиной три метра первой жертвой становится красная составляющая спектра, а немного спустя оранжевая. Желтая, зеленая и голубая компоненты сохраняются дольше.
В мутной воде из-за влияния диффузии дальность видимости ограничена. Однако при съемке рэков этот фактор может быть положительным, так как свет подводного фонаря становится хорошо видным.
Измерение расстояния в полметра при съемке камерой под водой, когда удаление должно устанавливаться вручную. Можно прекрасно использовать собственную руку.
На практике важно знать, что на этот процесс поглощения цветов оказывает влияние эффективный путь светового луча. Если вы фотографируете без вспышки вашу модель, одетую в красный гидрокостюм, то краски будут утеряны, независимо от того, снимали вы на глубине 2 метра с расстояния 1 метр или на глубине 1 метр с расстояния 2 метра. Это очевидно. Но что происходит, когда используется вспышка? Независимо от глубины уже при съемке с расстояния 1,5 метра красный цвет не будет красным – даже при использовании сильнейшей светопушки! Определяющим здесь снова будет эффективный путь светового луча. Излученная вспышкой энергия распространяется к вашему объекту, а затем назад к камере, так что снова эффективный путь оказывается равным трем метрам.
Диффузия и обратное рассеивание. Пресная и морская вода не являются чистыми средами. Все водоемы содержат миллиарды компонент и частиц, которые могут иметь органическое или растительное происхождение. Частицы стоят на пути нашего «обчищаемого» светового луча и отклоняют его от первоначального направления.
Следствием этого является не только общее ослабление энергии, но и сильное снижение контрастности. Величина диффузии полностью зависит от размера частиц и их числа. Перед качеством воды фотограф чаще остается бессильным – плохая плавучесть и лишние удары ластами могут еще сильнее ухудшить качество воды. Частицы мешают не только падающему солнечному свету, но и свету вспышки. Какой фотограф не сталкивался с белыми взвешенными частичкам, видными на снимках? Однако и в мутной воде можно получить прекрасные снимки, избежав обратного отражения. Здесь важным условием является правильный выбор техники для вспышки. Это очень важный момент, на котором мы остановимся особо.
Полное отражение. Может возникать еще одно не желательное нам, но вполне ощутимое явление – это полное отражение. К сожалению, снова наш несчастный луч должен расплачиваться за других, когда он попадает на границу раздела воды и воздуха или воды и другой прозрачной среды, например, стекла. Если угол падения луча, отсчитываемый от перпендикуляра, больше 48,5°, то он будет отражаться назад под тем же углом. Если же угол падения меньше 48,5°, то луч будет проходить через границу раздела.
Поближе! Каждые полметра светового пути в воде отражаются на качестве снимка! Чем ближе располагается объект, тем выше качество снимка.
Полное отражение можно прекрасно наблюдать, когда ваш партнер по погружению плывет непосредственно под поверхностью моря и вы его видите под предельным углом. При совершенно гладкой поверхности моря отраженное тело видно так ясно и резко, как будто вы смотрите в идеальное зеркало.
Конечно, это явление можно прекрасно использовать при подводной фотографии для получения впечатляющих и необычных эффектов. Если вода подвижна, то она разрывает зеркальное отражение и образует с помощью кричащих красок почти абстрактные формы. Если угол падения больше 48,5°, то луч будет отражаться в обратном направлении.
Непосредственно под поверхностью воды полное отражение позволяет получить интересные эффекты. В зависимости от состояния водной поверхности зеркальное отражение является четким или размытым.
Аберрация. Этот термин можно было бы сразу и забыть, поскольку он фотографов непосредственно не касается. Над этим явлением должны больше думать изготовители боксов; важно, чтобы для широкоугольных объективов были сконструированы правильные порты (выпуклые лобовые стекла). В теме «Работа с широкоугольным объективом» мы детально рассмотрим этот вопрос.
Хотя и последний, но не менее важный момент. Аберрацией мы называем отклонение нашего светового луча, который при своем прямолинейном распространении через воду преломляется на лобовом стекле, а при выходе в воздух камеры основы испытывает преломление. Но как всегда это не последнее страдание! В конце концов луч проникает в оптическую систему, где он будет еще раз многократно искривляться.
Десять важных советов.
- При съемках со смешанным светом, в основном на больших глубинах, лучшими предпосылками являются высокое положение Солнца, голубое небо, спокойное море и прозрачная вода.
- При подвижной поверхности воды и постоянно меняющемся угле падения на поверхности будет отражаться более половины падающего света. Особенно при съемке широкоугольным объективом мы полагаемся на естественное освещение. В этих условиях лучше переходить на макро.
- Если лицо ныряльщика за маской рассматривать или осветить вспышкой сбоку, то световые лучи не будут проникать через стекло (полное отражение) – и лицо останется черным. Подводные объекты лучше освещать с фронтального направления.
- Из-за влияния преломления мы занижаем расстояния в воде. Хорошим тренировочным средством будет ваша рука, имеющая обычно реальную длину в 60-70 сантиметров. При возможности используйте этот «измерительный инструмент». После 100 тренировок ваш глаз станет, как ватерпас.
- Поскольку красная составляющая видимого спектра может пройти в воде только 3 метра, то не искаженные цветные фотографии можно делать только вблизи поверхности моря. При съемке со вспышкой это расстояние уменьшается вдвое, так как свет должен от вспышки пройти к объекту и вернуться назад.
- Вода является более плотной средой, чем воздух. Чтобы наилучшим образом исключить все факторы, влияющие на распространение света в воде, следует выбирать расстояние между камерой и моделью как можно меньшим. При съемках окружающего ландшафта и больших объектов предпочтение отдайте широкоугольному объективу.
- Все водоемы содержат миллиарды компонент и частиц, которые могут иметь органическое или растительное происхождение. Когда вспышка расположена слишком близко к объективу или просто встроена, частицы перед камерой будут освещены и обнаружатся на снимке (взвешенные частицы/обратное рассеяние). Здесь действует совсем простое правило: чем больше угол изображения, тем дальше должна располагаться вспышка от объектива.
- Чем больше количество и плотность взвешенных частиц, тем слабее должна быть вспышка – при этом вы можете избежать обратного рассеивания. Здесь, в принципе, действует то же правило, что и при езде в тумане – выключи дальний свет!
- Вода является более плотной средой, чем воздух, в котором свет может распространяться относительно свободно. Каждые полметра светового пути в воде отражаются на качестве снимка! Золотое правило подводной фотографии – ближе к мотиву!
- Подводный фотограф должен уметь, несмотря на рефракцию, правильно оценивать расстояние между камерой и объектом. Хорошим тренировочным средством, но и практическим помощником при съемках ближних объектов камерой с видоискателем является ваша рука.
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Вам понравилась статья? Поделитесь с другими!
Источник