Меню

Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет упражнение 204

Помогите сделать схемы к предложениям

1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий

в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

Ответ:

1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Онтонио Веселко

Помогите сделать схемы к предложениям

1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

Источник

Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых тревожащих нас запахов весны. (И. Соколов-Микитов) 2. Далёкие снега без границ казались то скучно зеленоватыми то вяло желтоваты- ми а в глазах медленно плавали чёрные точки. (А. И.Куприн) 3. Кончился лес и, распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин) 4. В этом случае для записей легко находятся и точные слова и нужные краски да и оценка событиям даётся более беспристрастная. (Г. Федосеев) 5. Ни она никого не тронет ни её никто не тро- нет. (М. Е.Салтыков-Щедрин) 6. Месяц стоял за деревьями уже низко но всё вокруг было ещё ясно видно. (И. А.Бунин) 7. Буратино то пропадал в тени то белый колпак его мелькал в лунном свете. (А. Н.Толстой) 8. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Н.Толстой) 9. То ли шелест колоса, трепет ветерка то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков) 10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Ю.Лермонтов) 11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили. (П. Проскурин) 12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то бил с разных сторон. (Б. Зайцев)
Вставить пропущенные знаки препинания, выделить грамматические основы каждого простого предложения; союзы, соединяющие части сложного предложения, заключить в кружочек. Заранее большое

Ответы

а) с соединительными союзами:

3) Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4) В этом случае для записей легко находятся и точные слова, и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная. (Г. Федосеев)

5) Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет. (М. Салтыков-Щедрин)

7) Лесок быстро исчез, и ветер как-то бил с разных сторон. (Б. Зайцев)

б) с противительными союзами:

1) Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны. (И. Соколов-Микитов)

2) Далёкие снега без границ казались то скучно зеленоватыми, то вяло желтоватыми , а в глазах медленно плавали чёрные точки. (А. Куприн) (союз «то . то» относится к разряду разделительных, т. е. это предложение можно отнести и к букве «в», но союз «а» является противительным, что соответствует варианту «б». Я отнес это предложение к варианту «б», т. к. союз «то . то» соединяет однородные члены, а союз «а» — части сложного предложения. Мне кажется, распределение по разрядам происходит именно по этому критерию, но пишу на всякий случай, что здесь возможны варианты.)

6) Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно. (И. Бунин)

8) Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Толстой) (здесь тот же случай, что и в предложении №2: союз «и» соединительный и соединяет однородные члены, но союз «однако» является противительным и противопоставляет простые части сложного предложения.)

Читайте также:  Зеркальная штора для окна от солнца

в) с разделительными союзами:

9) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков)

10) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов)

Источник

Сделать схемы к предложениям

1. оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.

2. далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. в этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. то ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. к лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

Ответы

1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

а) с соединительными союзами:

3) Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4) В этом случае для записей легко находятся и точные слова, и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная. (Г. Федосеев)

5) Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет. (М. Салтыков-Щедрин)

7) Лесок быстро исчез, и ветер как-то бил с разных сторон. (Б. Зайцев)

б) с противительными союзами:

1) Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны. (И. Соколов-Микитов)

2) Далёкие снега без границ казались то скучно зеленоватыми, то вяло желтоватыми , а в глазах медленно плавали чёрные точки. (А. Куприн) (союз «то . то» относится к разряду разделительных, т. е. это предложение можно отнести и к букве «в», но союз «а» является противительным, что соответствует варианту «б». Я отнес это предложение к варианту «б», т. к. союз «то . то» соединяет однородные члены, а союз «а» — части сложного предложения. Мне кажется, распределение по разрядам происходит именно по этому критерию, но пишу на всякий случай, что здесь возможны варианты.)

6) Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно. (И. Бунин)

8) Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Толстой) (здесь тот же случай, что и в предложении №2: союз «и» соединительный и соединяет однородные члены, но союз «однако» является противительным и противопоставляет простые части сложного предложения.)

в) с разделительными союзами:

9) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков)

10) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов)

Источник

Материалы к уроку русского языка по теме «НЕ с деепричастиями».

Содержимое публикации

отрицательная частица НЕ употребляется с деепричастием, она всегда пишется раздельно: не отдохнув, не пообедав, не читая, не усвоив, не умывшись, не замечая, не зная, не прочитав, не написав, не давая, не создавая, не слушая, не запершись. В очаге, не померкнув, пламя льнёт к огонькам. Злословит всех, не щадя ни живых, ни мёртвых.

деепричастие образовано от глагола, без НЕ не употребляющегося, НЕ с ним пишется слитно: негодуя, ненавидя, невзлюбив, недомогая. Кириллов, ненавидячужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

ЧастицаНЕ пишется раздельно с деепричастиями и в том случае, если деепричастие выступает в роли наречия: не шутя рассердился; передвигается не спеша; не любя вышла замуж; Отцы нас сосватали, мы очень полюбились друг другу и вступили в брак не мешкая.

Пишутся слитно с НЕ деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме (ниже нормы): недосыпая, недоедая, недовыполнив, недосмотрев, недоумевая, недолечившись, недолюбив, недоговаривая, недоглядев, недомерив и др. Сравните:недобежал до своего дома (не совершил действия) – недомерил полметра (совершил действие ниже нормы); не дочитал книгу – мешок недовесил.Недоедая, недосыпая ночей, она трудилась, чтобы мальчику было хорошо. (Сравните: Спит девчонка, головой упав на подоконник, четырёх страниц не дочитав; Левин остановился, не досказав начатого.) Примечание. Встречаются примеры как раздельного написания: недоставать в значении «не дотягиваться» (недостаёт рукой до дна реки), так и слитного написания в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» (недостаёт терпения, только этого недоставало).

Следует различать словосочетания не смотря, не взирая на с предлогами несмотря на, невзирая на.
1.Не смотря, не взирая представляют собой сочетания отрицания и деепричастий от глаголов смотреть, взирать. 2. Несмотря на, невзирая на — сложные предлоги, имеющие значение «вопреки чему-либо, не считаясь с кем-либо или чём-либо, хотя и».Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если междунесмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзираяни на какие трудности, несмотряни на какие трудности. Он говорил, не смотря в текст (деепричастие). — Несмотря на дождь, мы вышли на улицу (предлог).

Читайте также:  Самый длинный день заход солнца

87.Тренажёр по теме «Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью«.

НПС. Найдите в предложениях деепричастия и объясните правописание НЕ с ним.

ППС. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор написания.

ВПС. Раскрыв скобки, с данными деепричастными оборотами составьте предложения.

1.Она вошла в зал не постучавшись. 2.Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь . 3.Можно прожить и не хвастая умом. 4.Можете уйти и не дожидаясь ответа. 5.Почта находится не доходя ста метров отсюда. 6.Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. 7.Не закончив игры, спортсмен ушёл с корта. 8.Он утвердил отчёт, недоглядев ошибки в цифрах. 9.Болельщики бурно выражали протест, недоумевая по поводу решения суда. 10.Они кричали друг на друга не обижаясь.

1.(Не)узнав горе не узнаешь и радости. 2.(Не)поклонившись земле гриба не найдешь. 3.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 4.(Не)оглядываясь он шел по дорожке сада. 5.(Не)надевая фуражки вышел на крыльцо. 6.(Не)спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. 7.Сергей долго лежал (не)шевелясь. 8.Он говорил шепотом и ни на кого (не)глядя. 9.Клим Самгин шагал по улице бодро и (не) уступая дорогу встречным людям. 10.В трудные дни он работал с нами рук (не) покладая.

1. (Не)оплатив счетов. 2. (Не)мудрствуя лукаво. 3. (Не)солоно хлебавши. 4. Ничуть (не)жалея о потраченном времени. 5. (Не)отыскав в бумагах. 6. (Не)стихая ни на минуту. 7. (Не)доумевая по поводу случившегося. 8. (Не)щадя живота своего. 9. (Не)зная ничего. 10. (Не)чувствуя опасности.

35. Контрольная работа.

1.Найдите верные утверждения.

1.Деепричастие обозначает признак предмета по действию. 2.Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. 3.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 4.Переходные деепричастия требуют винительного падежа с предлогом и без предлога. 5.Деепричастия не изменяются по числам, родам и падежам. 6.Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов А, Я, В, ШИ. 7.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени. Деепричастие совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы.8.Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром. 3.Найдите лишние слова: летучий, избранный, написавший, делающий, пишущий, игривый, заклеенный, кинувший. 4.Укажите количество запятых в предложении: Впереди обыкновенно бежал свесив набок длинный розовый язык белый пудель Арто остриженный наподобие льва.5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 6. 6.Выполните разбор слов по составу: испугавшись, умолкая, обломанные.7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Бороться – Прожить — Запирая — Остаться — 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому. 2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться. 3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением. 4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным. 5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.6. Она очень торопилась и спускаясь по дворцовой лестнице обронила один из своих хрустальных башмачков. 7. Принц хотел сам выбрать себе невесту а выбрав её тут же объявил о своем желании… вступить в брак. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Убегая от дыма попадёшь в огонь. (Не)поклонившись земле гриба не найдешь. Сделав людям зло не жди от них добра.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 2.(Не)скрывая удивления; (не)оплатив счетов; ничуть (не)жалея о потраченном времени;(не)отыскав в бумагах; (не)стихая ни на минуту.10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Приехав в Астану, (она поражает размахом строительства, мы поразились размахом ее строительства).

Вариант для сильных учащихся.

по теме «Причастие. Деепричастие».

1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

2. Покажите образование выписанных причастий.

3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.

4. Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

5. Покажите образование деепричастий.

6. Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.

7. Напишите сочинение-миниатюру по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», используя по возможности причастия и деепричастия. Покажите их морфемный состав.

8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.

Материал для выполнения заданий

Вариант 1. 1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…

Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.

В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Есть такие прекрасные лица,

Что дивлюсь я, любуясь на них, —

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных.

Меж осенью и женщиной есть равенство:

Предощущая возраста черту,

Они, ещё желая людям нравиться,

Подчёркнуто спасают красоту.

Осенью, цветочной пеной

Дни свои позолотив,

Я из старого напева

Напою один мотив,

Слово в славу обратив.

Вариант 2. 1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…

Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок.

Читайте также:  Как отмыть стекло от фольги от солнца

4-6. К чему копить ненужные обиды?

Им не давать исчезнуть без следа,

Их помнить, не показывая вида

И даже улыбаясь иногда?

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Вариант 3. 1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…

Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки.

4-6. Вот и майские взоры, как встарь,

Опьяняя, лукавят со мною,

Словно стужей не веял январь

И февраль не болел белизною.

И фиалки раскрылись, спеша

Лиловеть на лугах без стесненья,

И от спячки очнулась душа

Для восторга, любви, нетерпенья.

Покинув заморское великолепье –

Оазисы, пальмы и зной,

Трубят журавли над весеннею степью

И клином летят надо мной.

Летят, подогнув голенастые ноги,

Под перьями ветер свистит.

А следом, по той же небесной дороге,

Журавушка старый летит.

Я жаждал вкуса родниковых вод

И ветра над грядами острых скал,

Я шёл вперед, и падал, и вставал,

И, встав, опять упрямо шёл вперёд.

Вариант № 4. 1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…

Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…

Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.

…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.

Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи.

4-6. Это женское уменье,

словно тыщу лет назад,

Верить клятвам, не шутя.

Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,

Мне и сейчас переполняет грудь

Дыханье той любви и той свободы…,

О них, прошу я, спой мне что-нибудь!

Вариант № 5. 1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.

…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.

Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

4-6. Как красиво умирает лес,

Не становясь болезненным и старым,

Лишь озаряя синеву небес

Янтарным, ослепительным пожаром.

Стряхнув старьё листвы, пустынный

В покое почивает мир.

Забыв о бурях, у камина

Ты бережёшь тепло и мир.

Но не найдёшь отдохновенья,

Ревниво сохранив в тиши

Яд одинокого презренья

И заклеймённый бред души.

1.Найдите верные утверждения.

1.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым. 2.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым. 3.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными. 4.Деепричастия не имеют категории времени. Некоторые деепричастия изменяются по лицам. 5.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно. 6.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ. 7.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я. 8.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Грянул грязный городской ливень перемешанный с пылью. 3.Найдите лишнее слова: певчий, спеющий, игравший, отравленный, певучий, прочитанный, молчаливый, болтливый. 4.Укажите количество запятых в предложении: Сухие стволы деревьев уцелевшие от последней бури ещё гордо высящиеся к небу своими мёртвыми вершинами жалобно болезненно и жутко заскрипели как бы боясь нового испытания и не надеясь на свои слабые силы. А.3 Б. 4 В. 5 Г. 2 5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 4. 6.Выполните разбор слов по составу: осмотрев, холодеющая, покусывая. 7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Выдавать — Запереть — Попросить — Узнавать – 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной. 3.А море Черное шумит не умолкая. 4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул. 5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.6. Она смотрела на него (не) отрываясь. 7.Познакомившись со всеми девушками на балу потанцевав с каждой поговорив с некоторыми наиболее приятными принц был весьма разочарован. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Сняв голову по волосам не плачут. Начиная дело о конце не помышляют. (Не)узнав горе не узнаешь и радости. Посадив кактус не жди урожай винограда. (Не)зная броду не суйся в воду. 2.(Не)доумевая; (не) мудрствуя лукаво; (не)выучив уроки; (не)говоря худого слова, (не)щадя живота своего. 10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Посоветовавшись с другом, (решение было принято, он принял решение). 2.Читая эту книгу, (я узнал много интересного, мне было интересно).

Источник

Adblock
detector