Урок русского языка в 8-м классе по теме «Обособленные определения»
продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;
закрепление умений:
- выявлять грамматические условия обособления,
- определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,
- выделять интонационно обособленные члены предложения,
- правильно ставить знаки препинания.
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.
Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя на примере текста Б. Полевого.
Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений, карточки с творческим заданием, репродукция с изображением памятника советскому солдату в городе Берлине.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Строение и значение словосочетаний и предложений).
- Что называется пунктуацией?
- (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).
- Что такое предложение?
(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).
- Проверка упр. 298 (учебник “Русский язык”, 8 класс, авторы С.Г. Бархударов, С.Е Крючков).
- Словарно-орфографический диктант.
Священная реликвия,
отдалённая канонада,
солдаты- артиллеристы,
кавалерийская атака,
поражать противника,
труженики тыла,
встреча с ветеранами,
экскурсия в город- герой,
достопримечательности города,
памятник архитектуры,
монолитный постамент.
реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом,
канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих орудий.
III. Работа по теме урока
Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.
- Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)
Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.
Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:
- 2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,
- 2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.
- Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался 2 по склону холма. (К. Паустовский)
Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.
Озарённые 3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.
Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.
- Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.
Озарённая 3 – особая форма глагола – причастие.
- Палатки (какие?) озарённые.
постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;
непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.
Дополнительный материал по обособлению
1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.
2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.
2. Творческая работа.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).
Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.
По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги.
3. Объяснительный диктант.
Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания.
В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.
…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку.
Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.
Стиль речи – публицистический,
тип речи – повествование,
жанр – газетный очерк.
Словарная работа по тексту Б.Полевого:
— возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
— попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
— свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.
О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.
Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.
Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.
IV. Итоги урока
— Какие члены предложения называются обособленными?
— В каком случае обособляются определения?
— Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
V. Домашнее задание
Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Обособление уточняющих членов предложения» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Четвертое марта. Классная работа.
Гроза началась вечером, часу в десятом. (обстоятельство времени) Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц. (обстоятельство места) Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх. (обстоятельство образа действия) Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. (определение) Какой смысл выражают обособленные члены в предложениях? Когда именно? Где именно? Как именно? Какую именно?
Четвертое марта. Классная работа. Обособление членов предложения. уточняющих
Расставить ударения в словах брала начатый банты донельзя цемент клеить шасси на торте премированный просверлит.
Проверим ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, клеить, шасси, на торте, премированный, просверлит.
Определить часть речи 1. Обыкновенно 2. Беж 3. Написана 4. Трое 5. Мимо (них) 6. Ввиду (неприятностей) 7. Расстилая 8. Нарисованные 9. Ах наречие прилагательное причастие числительное предлог предлог деепричастие причастие междометие
Расставьте знаки препинания 1. Весенний день с ярким солнцем звенящими капелями был наполнен радостью. 2. Озаренные сиянием луны палатки казались иссиня-белыми. 3. Он мечтал о поездке в Италию вторую родину художников.
Проверим знаки препинания 1. Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью. 2. Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня-белыми. 3. Он мечтал о поездке в Италию — вторую родину художников.
Уточняющее обстоятельство места Далеко, в лесу, раздавались удары топора. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным. Внизу, у реки, расположился лагерь.
Уточняющее обстоятельство времени Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад. Я впервые приехала в Париж весной, в солнечный и теплый день. Вчера, поздно вечером, пошел дождь.
Уточняющее обстоятельство образа действия Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. Она одевалась уныло, по-старушечьи. Мы беседовали хорошо, по-дружески.
Уточняющее определение со значением цвета, размера, возраста Длинная, в несколько верст, тень ложилась на горы. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый. Она. со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.
Уточняющее приложение с союзом «или»(то есть) Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья . Кругом всего здания идет обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм.
Уточняющее сказуемое Озеро было широкое, более пятисот метров. Вышка была высокая — не меньше тридцати метров. Снег тут был неглубокий – по щиколотку.
Уточняющее подлежащее Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка по грибы, разрастался в веселый пустяк. Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня.
Уточняющее дополнение Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику . Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости.
Закрепление материала 1.Здесь на поле Бородина русская армия покрыла себя неувядаемой силой. (обстоятельство места) 2.Весной в начале марта возвращаются из теплых стран стрижи и ласточки. (обстоятельство времени) 3.Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (приложение без союзов) , , , , , ,
Закрепление материала 4.Он во многих отношениях был разносторонний человек то есть человек на все руки. (приложение с союзами: то есть, а именно. ) 5.Все слушали рассказы фронтовика очень внимательно особенно мальчики. (подлежащее) 6.В дружбе нет никаких иных расчетов кроме нее самой. (дополнения с предлогами:кроме, помимо, сверх, за исключением.. ) , , ,
Номер материала: ДВ-503175
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Августовскую выплату распространят на школьников с ОВЗ старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили разрешить школам и вузам выбирать программы обучения
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Отработка знаков препинания по теме Обособленные члены предложения с элементами игры.
Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при них. 8 класс.
Задание №1. Записать предложения , поставить знаки препинания.
1. Огорчённая но не сломленная неудачей команда конечно продолжала бороться за каждое очко.
2. Озарённые сиянием луны палатки бивака казались иссиня-белыми.
3. Дорожки сада усыпаны хрустевшим под ногами гравием.
4. Измученный он бесспорно будет долго отдыхать.
1. Разморённый сном усталостью и жарой я безусловно не захотел вставать а только лениво окликнул собаку.
2. Освещённое лучами восходящего солнца море казалось лежало неподвижно.
3. Весёлый прохладой лугов освежённый я красного солнышка жду.
4. Сергей прочитал надпись искусно выбитую на одном из столбов поддерживающих ворота.
Задание №2. Из двух предложений составить одно с причастным оборотом так, чтобы он находился на разных позициях по отношению к главному слову.
Вершины гор горели в лучах утреннего солнца. Они покрыты снегом.
Весенний воздух радует нас. Он напоминает о скором тепле.
Задание №3. Деловая игра «Я учитель».
Расставьте правильно знаки препинания.
1. Измученный продрогший, я едва добрался домой.
2. За синими морями забытый, он угасал один.
1. Мартовская ночь облачная туманная, окутала землю.
2. На лестнице показался парень, заспанный недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Задание №4. Сопоставьте синтаксические конструкции и определите, в чём различие.
Источник