Меню

Озарился лучами солнца озорной мальчишка зарницы далекой грозы пожурить озорника

Русский язык, контрольная работа, 5 класс, 1-е полугодие Распечатать

5 класс
1 полугодие

Заря и зарница – прекрасные слова русского языка. Оба они связаны с нашей природой.
Зори бывают почти каждое утро, каждый вечер. С утренней зарей связаны картины предрассветной тишины. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет парным молоком.
Вечернюю зарю мы часто путаем с закатом солнца. Вечерняя заря начинается, когда солнце зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок и медленно переходит в поздние сумерки.
Зарницы чаще бывают в июле, когда созревают хлеба.

95 слов
(По К. Паустовскому)

Из словаря
ЗАРЯ

1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
2. перен. Зарождение чего-нибудь нового, радостного.
3. Утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый оркестром или горнистом, трубачом, барабанщиком.

Задания к тексту 1 .
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста однокоренные слова. Выделите морфемы, с помощью которых они образованы. Обозначьте соответствующей цифрой, к каким из данных в словаре значений слова ЗАРЯ они близки.
3. В первом абзаце отметьте знаком + прилагательное, в котором звуков больше, чем букв.
4. В третьем абзаце найдите предложение с однородными членами. Подчеркните в нем однородные члены. Составьте схему предложения.
5. Объясните, как вы поняли: вечерняя заря и закат солнца – это одно и то же?
6. Выпишите из последнего абзаца все глаголы, ставя их в неопределенную форму (инфинитив). Подчеркни «лишний». Объясни свой выбор.
7. Отметь в третьем предложении знаком * слова, в которых звуков больше, чем букв.

УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
Варианты заданий учитель подбирает, исходя из подготовленности класса, объема изученного материала. Возможно составление двух и более неравноценных вариантов для дифференцированного подхода.
Диктант оценивается по существующим нормам.
4-й уровень – все задания выполнены правильно, могут быть допущены 1–2 недочета.
3-й уровень – в заданиях допущены 1–2 ошибки и не более двух недочетов.
2-й уровень – в заданиях допущено 2–3 ошибки и не более трех недочетов.
1-й уровень – выполнена правильно половина заданий или больше половины заданий, но с ошибками и недочетами.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
С целью более полной реализации одного из принципов дидактической системы Л.В. Занкова (осознание процесса учения) в процессе проверки учителю рекомендуется не исправлять допущенные учеником ошибки, а подчеркивать их (для сильных учащихся возможно отмечать строку и количество допущенных на ней ошибок). После проверки контрольной работы и выставления оценки рекомендуется провести ее анализ. Каждому учащемуся предлагается отметить то утверждение, которое он считает верным:
1. Диктант не вызвал у меня затруднений. Мне было ясно, как писать слова и ставить знаки препинания в тексте.
2. Диктант вызвал у меня некоторые затруднения в написании отдельных слов и постановке знаков препинания.
3. Диктант для меня был трудным: правописание многих слов и постановка знаков препинания в большинстве случаев представляли для меня большую трудность.
4. Диктант был для меня очень труден. У меня возникло много вопросов, какие буквы и знаки препинания необходимо использовать.
5. Грамматические задания не вызвали у меня затруднений.
6. Грамматические задания вызвали у меня некоторые затруднения. (Напиши, какие именно.)
7. Грамматические задания были для меня трудными, особенно много вопросов вызвали задания _________________________.
8. Грамматические задания были для меня очень трудными, мне было непонятно, как выполнять большинство из них. Мне удалось сделать только задание ________. (Укажи, какие задания у тебя получились.)

1 . Дано избыточное количество заданий. Учитель отберет оптимальные для уровня обучающихся в конкретном классе.

Источник

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. ГДЗ, Упр. 447, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М.

Прочитайте, соблюдая правильное ударение в словах. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавьте текст.

Мир вам сёла просыпающ..еся на рас..вете. Заря играет в окнах домов на кружеве н..личников на резных волнистых к..рнизах крылец на воротах украш..нных многочисленными зарубками и надрезами. Первый свет встр..чает деревя..ый конёк над крышей. Он напряг свои мускулы и стр..мит(?)ся в голубе..щий простор.
Давний обычай укр..шать верха изб резными коньками полон с..мв..лического смысла. Такое жильё пр..вр..ща- ется в к..лесницу мчащуюся навстречу дн..вному св..тилу.
Древний СЛ..ВЯНЙН выр..зающий на дереве радугу пр..зывал на помощ(?) себе добрые силы окружающ..го мира и отгонял злые.
(По Е. Осетрову)

Читайте также:  Адриана эстевес второе солнце

Проведите морфемный и морфологический разбор всех причастий.

Навстречу солнцу
Мир вам, сёла, просыпающиеся на рассвете. Заря играет в
окнах домов, на кружеве наличников, на резных волнистых карни-
зах крылец, на воротах, украшенных многочисленными зарубками
и надрезами. Первый свет встречает деревянный конёк над кры-
шей. Он напряг свои мускулы и стремится в голубеющий простор.
Давний обычай украшать верха изб резными коньками полон
символического смысла. Такое жильё превращается в колесницу,
мчащуюся навстречу дневному светилу.
Древний славянин, вырезающий на дереве радугу, призывал
на помощь себе добрые силы окружающего мира и отгоняя-злые.

Просыпающиеся — особая форма глагола, причастие. Сёла
(какие?) просыпающиеся. Признак предмета по действию.
Н. ф. — просыпающийся.
Просыпается, -ющ.
Возвр., действ., несов. в., наст. вр.
Мн. ч., И. п.
Сёла (какие?) просыпающиеся.
Украшенных — особая форма глагола, причастие. На воро-
тах (каких?) украшенных. Признак предмета по действию.
Н. ф. — украшенный.
Украсить, -енн.
Невозвр., страд., сов. в., прош. вр.
Мн. ч., П. п.
На воротах (каких?) украшенных.
Голубеющий — особая форма глагола, причастие. В простор
(какой?) голубеющий. Признак предмета по действию.
Н. ф. — голубеющий.
Голубеет, — ющ.
Невозвр., действ., несов. в., наст. вр.
Ед. ч., м. р., В. п.
В простор (какой?) голубеющий.
Мчащуюся — особая форма глагола, причастие. В колесницу
(какую?) мчащуюся. Признак предмета по действию.
Н. ф. — мчащийся.
Мчится, -ащ.
Возвр., действ., несов. в., наст. вр.
Ед. ч., ж. р., В. п.
В колесницу (какую?) мчащуюся.
Вырезающий — особая форма глагола, причастие. Славянин
(какой?) вырезающий. Признак предмета по действию.
Н. ф. — вырезающий.
Вырезает, -ющ.
Невозвр., действ., несов. в., наст. вр.
Ед. ч., м. р., И. п.
Славянин (какой?) вырезающий.
Окружающего — особая форма глагола, причастие. Мира
(какого?) окружающего. Признак предмета по действию.
Н. ф. — окружающий.
Окружает, -ющ.
Невозвр., действ., несов. в., наст. вр.
Ед. ч., м. р., Р. п.
Мира (какого?) окружающего.

Источник

Учимся дома 1-11 классы

Заметки о семейном образовании

Девять диктантов для 6 класса на тему «Весна»

Нашла девять диктантов для 6 класса на тему «Весна», которые будет интересно и полезно проработать. Все они с грамматическим заданием, охватывающем темы, которые были изучены в шестом классе.

Все диктанты взяты из открытых источников, проверены и расположены по нарастанию количества слов. Они прекрасно подходят для написания итогового диктанта в шестом классе.

Девять диктантов для 6 класса на тему «Весна»

Диктант № 1 «Зайчата» (100 слов)

Пришла ранняя весна. Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут маленькие зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица. Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Крепко прижались друг к дружке во сне маленькие зайчата.

Спускается весенняя прохладная ночь.

Грамматическое задание

  1. Сделайте фонетический разбор слов «поёт» и «свою».
  2. Разберите слова по составу: весенняя, длинноносые, спускается.
  3. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Диктант № 2 «Весна» (104 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

Грамматическое задание

  1. Найдите слово, которое автор употребил в переносном значении. С какой целью использовано это слово?
  2. Выпишите из текста слово с суффиксом -л-. Какова роль этого суффикса? Выпишите из текста глагол с возвратной частицей (постфиксом) и разберите его по составу.
Читайте также:  Лучше солнце разбудить меня

Диктант № 3 «Весна в городе» (105 слов)

Весна в городе всегда по-особенному прекрасна. Воздух ещё не обжигает летним жаром, он свежий и чистый, особенно ранним утром.

Скоро дворники все вместе, словно сговорившись, примутся за высаживание клумб и палисадников, начнут обмазывать стволы деревьев белой известью, подметать дорожки. Детские площадки вновь наполнятся звонким детским смехом: малыши гурьбой побегут греться на тёплом весеннем солнышке.

Скоро расцветут первые цветы, под крышами домов закопошатся деловитые ласточки, над городом пролетят счастливые кличи аистов. Хорошо в городе весной! Вместе с природой и люди словно обновляются, становятся добрее и приветливее. Хочется больше улыбаться, радоваться каждому тёплому дню. Весна — это лекарство от холода и забот, волшебный эликсир отличного настроения и счастья.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте деепричастие и выполните его морфемный разбор.
  2. Найдите предложение с прилагательными в сравнительной степени и выполните его синтаксический разбор.
  3. Выполните фонетический разбор слова «улыбаться».
  4. Выполните лексический разбор слова «палисадников».
  5. Выполните орфографический разбор слова «прекрасна».
  6. Выполните пунктуационный разбор последнего предложения.

Диктант № 4 «Весна пришла!» (105 слов)

Растаял последний снег. Земля, еще не прикрытая сочной зеленью, словно стесняется своей наготы, дышит паром, жадно ловит первые тёплые лучи.

Что это? Звонкая трель разлилась по лугам и полям, обволакивая все живое в невидимые сети. Грачи! Грачи прилетели! И словно хозяева, деловито копошатся в земле, ищут букашек и червячков, звонкой песнью сообщают о том, что весна наконец наступила!

И так тепло, так хорошо вокруг! Скоро первая травушка-муравушка потянется к солнцу, деревья нарядятся в пышные одежды, а весь мир — преобразится. Так легко дышать полной грудью, отдыхая душой после долгой зимы, так привольно…

Совсем близко время прилета аистов, время цветов и ласкового ветерка. Пробуждается жизнь. Весна пришла!

Грамматическое задание

  1. Выполните фонетический разбор слова «стесняется».
  2. Какой частью речи является слово «отдыхая»?
  3. Выпишите из текста любое осложнённое предложение.
  4. Выполните морфологический разбор слова «близко».

Диктант № 5 «Утро ранней весной» (109 слов)

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Грамматическое задание

  1. Разберите слова по составу: серебряными, прилегает, речкой.
  2. Выполните синтаксический разбор пятого предложения.

Диктант № 6 «Весна в лесу» (109 слов)

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирается охотник от края до края через глухой лес.

Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу бежит с добычей старый волк.

Читайте также:  Потомки солнца год выпуска

Много видел и слышал в лесу внимательный охотник.

Смолой пахнут набухшие почки.

Скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушке черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.

Хороша, радостна, весела весна в лесу!

Грамматическое задание

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. К какому типу и стилю речи он относится?
  3. Выполните морфологический разбор любого имени существительного, имени прилагательного или глагола.

Диктант № 7 «Лучик солнца» (119 слов)

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зелёных яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчёлка зазвенела в тёплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчёлы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растёт подсолнух. Он привлекает к себе пчёл, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов мёда.

Грамматическое задание

  1. Проведите морфологический анализ слова «подсолнух».
  2. Проведите морфемный анализ слова «лучик».
  3. Проведите синтаксический разбор первого предложения.

Диктант № 8 «Весна» (120 слов)

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор причастия «некоторое».
  2. Выпишите из текста три местоимения разных разрядов.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения пятого предложения, нарисуйте его схему.

Диктант № 9 «Весенний лес» (124 слова)

Весенний лес. Царство птичьих трелей, благоухания цветов, каких-то непонятных шорохов и звуков лесных обитателей. Здесь особенно хорошо в апреле и мае.

Вот виднеется полянка с ароматными ландышами, чуть дальше притаилась застенчивая сон-трава, колышутся на ветерке колокольчики. Так и ждешь, что вот-вот раздастся мелодичное «динь-динь»!

Тёплое солнышко все сильнее пригревает, и вокруг воздух словно взрывается птичьими трелями. Еще не наступило время высиживания птенцов, и птицы веселятся, кто как умеет.

Так приятно вдохнуть свежий весенний воздух с примесью хвои! Дышишь полной грудью — и не можешь надышаться. Хорошо в лесу весной, привольно, легко. Так и тянет сюда снова и снова. К этим деревьям, одетым в сочные зелёные листья, к этим звонким птицам, к этой шелковистой траве и могучим елям. Только в лесу начинаешь чувствовать себя по-настоящему свободным.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте предложение, осложненное причастным оборотом. Составьте его схему.
  2. Выполните морфемный разбор слова «пригревает».
  3. Выполните пунктуационный разбор второго предложения.
  4. Выполните лексический разбор слова «шелковистой».
  5. Выполните орфографический разбор слова «вдохнуть».
  6. Выполните морфологический разбор слов «взрывается» и «притаилась».

Источник

Adblock
detector