Оздоровительные природы солнце воздух вода другая окружающая среда они способствуют сга
1.2.1. Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) являются естественными факторами, с которыми военнослужащие находятся в постоянном взаимодействии. В этом проявляется закономерность единства человека и среды. Часто изменяющиеся метеорологические условия (солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление) могут вызывать существенные биохимические изменения в организме военнослужащих, приводящие к определенным физиологическим и психическим реакциям, изменению их функционального состояния и работоспособности [54].
Оздоровительные силы природы в процессе физического совершенствования военнослужащих используются для усиления и расширения эффекта воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При этом влияние солнца, воздуха и воды является сопутствующим условием, создающим при грамотном его учете наиболее благоприятный фон для выполнения различных двигательных действий. Кроме того, они позволяют улучшить активный отдых, усилить положительные эмоции и ускорить восстановление умственной и физической работоспособности военнослужащих. В данном случае оздоровительные силы природы обычно применяются в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн [54].
Оптимальное использование воздействия солнца, воздуха и воды способствует совершенствованию механизмов регуляции нервной деятельности, улучшению обмена веществ, а, следовательно, и укреплению здоровья военнослужащих. Систематическое проведение всех форм физической подготовки на открытом воздухе и в соответствующей форме одежды, а также сочетание выполнения физических упражнений с водными процедурами (растирание снегом, обмывание или обтирание холодной водой, принятие холодного или контрастного душа, полоскание горла и мытье ног холодной водой, купание) способствуют закаливанию организма военнослужащих, повышению его сопротивляемости резким колебаниям температуры воздуха, устойчивости к инфекционным заболеваниям. Эффект закаливания, приобретенный в процессе физического совершенствования военнослужащих, переносится на их военно-профессиональную деятельность, создавая предпосылки для повышения устойчивости организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, усиления работоспособности [54].
Источник
О закаливании детского организма
Закаливанием организма называют повышение его устойчивости по отношению к резким колебаниям температуры и другим метеорологическим условиям. Естественные силы природы — солнце, воздух и вода,- действуя на поверхность тела, вызывают интенсивное размножение клеток основного слоя надкожицы, что ведет к ее утолщению и усиленному образованию биологически активных веществ, которые с кровью разносятся по всем органам, стимулируя их функции.
Приучение организма к колебаниям внешней температуры, особенно к ее понижению, представляет собой своеобразную тренировку сосудистых реакций кожи. Изменения, происходящие в организме в результате закаливания, развиваются медленно и постепенно. Максимальных успехов можно добиться, если начинать закаливание организма с раннего детства. Закаленные дети, как правило, обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Основные виды закаливания детского организма — водные процедуры, ходьба босиком, прогулки на воздухе и обтирание. Их следует проводить с ранних лет постепенно. В случае недомогания ребенка процедуры следует отложить до его полного выздоровления.
Водные процедуры можно проводить с момента рождения, они очень хорошо закаливают детский организм. Необходимо проводить ежедневное купание в течение 5 минут (35-36 оС температура воды). Для детей постарше продолжительность купания до 15 минут, постепенно вводя контрастный душ.
Что касается закаливания с использованием воздушных ванн, то в этом случае новорожденных достаточно на несколько минут оставлять проветриться во время смены подгузника. Малышам постарше можно проводить зарядку в хорошо проветренном помещении. В целом такая процедура у детей от года до 3 лет занимает 20-40 минут.
Основной момент закаливания — это прогулки на воздухе. Ее проводят, несмотря на температуру и погоду, только меняется временной диапазон. Для малышей до года в летний период — это 30-45 минут, а дети постарше во времени не ограничены. В зимний период продолжительность прогулки зависит от температуры воздуха, в среднем от 30 минут до 2 часов. Малыша нужно одевать по погоде, и надевать одежды чуть больше чем на себя. Для начала, в зимний период, ходить по квартире необходимо просто в тонких носках. Летом прогуливаться босиком по траве, по камешкам. Это не только закалит организм ребенка, но будет служить хорошей профилактикой плоскостопия.
Что касается обтирания, его следует проводить полотенцем (губкой), которое смачивают теплой водой, до трех минут начиная с ножек и ручек. Наряду с этим можно проводить контрастное обливание, которое стоит начинать только с ножек, переходя постепенно на все тело малыша.
Правила закаливания.
Чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, нужно соблюдать правильную систему их применения. Важнейший принцип закаливания — постепенность увеличения дозировки раздражителя. Первые закаливающие процедуры должны быть такой силы и длительности, чтобы вызывали минимальные сдвиги в организме ребенка. По мере привыкания ребенка к процедурам их силу и длительность можно осторожно увеличивать.
Не менее важны последовательность и систематичность применения различных процедур. Так, к водным процедурам и солнечным ваннам желательно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам; не следует допускать детей к обливанию прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — пока они не привыкли к обливанию. Начатые процедуры не надо прерывать без серьезных к тому оснований, чтобы не снижать уже полученные положительные сдвиги в организме.
Если дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, находятся в душных, плохо проветренных помещениях, то закаливающие процедуры не дают должных результатов. В соответствии с условиями, сезоном и погодой следует проводить комплекс процедур. Так, воздушные ванны хорошо объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием в открытых водоемах.
Закаливание следует проводить с учетом здоровья, а также физического и психического развития ребенка.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами, насильственное их проведение не способствуют положительному результату. Важно хорошо продумать и правильно организовать проведение процедур, обставить их так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Тел.: +7 (4912) 25-58-02 Соц. сети: Источник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание специалистов,занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья: медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей, который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%. Не стоит забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе. Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть сохранение и укрепление физического здоровья детей. 2. Значение ЗАКАЛИВАНИЯ. При правильно проводимом закаливании: • повышается устойчивость организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды • возрастает сопротивляемость организма к болезням 6 • повышается выносливость к физическим нагрузкам и психоэмоциональным воздействиям, возрастают адаптационные возможности организма • стимулируется физическое и психическое развитие, обмен веществ. К закаливанию следует подходить сознательно. Неправильное проведение любой процедуры может принести ребенку вред. 3. Природные факторы закаливания Солнце, воздух, вода (естественные силы природы) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их Закаливание воздухом. Проветривание помещения – для детей дошкольного возраста необходимо прежде всего создать оптимальный воздушный режим помещения – это основное условие эффектности закаливания. Оптимальной температурой воздуха в помещении, где находятся дети от 3 до 7 лет 18-20 градусов. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимальное. Повышение температуры усиливает потоотделение, при малейшем сквозняке ребенок может легко простыть. В летний период проветривание происходит круглосуточно. Прогулки на свежем воздухе – отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Положительное влияние оздоровительных мероприятий сказывается на функциональном и нервно-психическом развитии ребенка. Из специальных мер закаливания в летнее время используются воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в Воздушные ванны – применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить воздушные ванны можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать, более подвижные игры, а в теплые – спокойные. После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым, не испытывать неприятных ощущений. Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно переходить к водному закаливанию. Закаливание водой Вода оказывает более сильное воздействие на терморегуляцию, чем воздух. Закаливание водой требует большой осторожности, очень важна постепенность в проведении процедур. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30-32°С, постепенно снижая её до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Привычка к прохладной воде воспитывается ежедневным умыванием детей водой (из-под крана) и мытьё ног прохладной, «комнатной» водой. К умыванию рук, лица, шеи и ушей дети, даже младшей группы, привыкают очень легко. Большое закаливающее действие имеет умывание до пояса, которое начинает входить в жизнь детских садов. Ножные ванны – контрастные ножные ванны принимаются для детей старше 1.5-2 лет. Целесообразно использовать для профилактики при повторных насморках. Ноги погружают в воду до середины голеней. Процедуры проводят после сна, когда ноги теплые или предварительно Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем можно довести число до 10. Процедура заканчивается погружением ног в холодную воду, и затем ноги растираются до легкого покраснения. Обливая стопы голени попеременно водой контрастных температур. Температура теплой воды для всех детей одинакова – 38 градусов. Закаливание носоглотки – можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4-х лет горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки 2 раза в день утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Закаливание солнечными лучами Закаливание солнцем начинают, когда ребенок привык к воздушным процедурам. В теплую солнечную погоду ребенок должен много пить, а также носить легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота. Свето–воздушные ванны – воздействие рассеянного солнечного Солнечные ванны – оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего 4. Комплексное применение закаливания В летне – оздоровительный период процедуры закаливания осуществляются каждый день в режимных моментах. Закаливание воздухом во время 1 и 2 прогулки, а так же во время утренней гимнастики которая проходит на улице в отсутствие дождя (это и сквозное проветривание в отсутствие детей, одностороннее проветривание, сон с доступом свежего воздуха, босохождение, воздушные ванны). Закаливание солнцем и водой осуществляется так же каждый день мероприятия, которых указаны на слайде. 5. Принципы закаливания 1. Индивидуальный подход к ребенку. Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо учитывать возраст ребенка, состояние здоровья, условия жизни и индивидуальные особенности организма. Особая осторожность необходима при закаливании детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. В таких случаях необходимы медленное наращивание интенсивности воздействия и контроль за реакцией ребенка на процедуру. 2. Систематическое проведение процедур, во все время года, без Адаптация организма к резким колебаниям температур требует длительного времени. При многократном повторении закаливающие процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла. Первый эффект закаливания проявляется через 3 месяца от начала процедур. При прекращении процедур происходит быстрое угасание выработанных при закаливании рефлексов. 3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учетом самочувствия ребенка. Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более сильным, от местных процедур к общим и т. д.). Только последовательно приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов. 6. Противопоказания для проведения закаливающих процедур: • острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения • декомпенсированный порок сердца, выраженная анемия, резко повышенная нервная возбудимость • повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость, ухудшение сна в результате закаливающих процедур, негативное отношение к провидению процедур. В случаях острых заболеваний следует временно отказаться от проведения закаливания и возобновить его по окончании заболевания, уменьшив длительность и интенсивность воздействиям. Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Источник ➤ Adblockdetector |