Меню

Ознакомление детей старшего возраста с космосом

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом в проектной деятельности»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проектрая деятельность по теме «Космос»

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost_kosmos.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 368»

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом

в проектной деятельности»

Выполнила: воспитатель Теперева О.В.

2017 учебный год

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом

в проектной деятельности.

Одна из таких тем, которая очень интересна детям, это — космос.

Космос – это загадочный мир звезд, планет и других объектов! Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью – луна и множество звезд. Мы предлагаем Вам, как можно познакомить детей с космосом.
Полет апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил,
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом в проектной деятельности
Актуальность проекта:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.
Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как
что-то волшебное, таинственное.
Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое? «, «Сколько звезд на
небе? » Почему наступает ночь? и т. д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие
вопросы – ему помогают педагоги.
Поэтому мы определили в своей практике своевременность и
актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности
(интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического
мышления, интеллектуально — эстетического развития, повышает
мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие,
разносторонние знание и целостное представления о мире, о взаимосвязи
всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных
представлений, знаний и умений.
Цель проекта: углубить знания детей о космосе.
Задачи:
Для детей:
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах,
• формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
• развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
• воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Ресурсное обеспечение
• муляжи космических реквизитов,
• костюмы космонавтов и звездочета,
• магнитофон,
• строительный материал,
• спортивное оборудование
Участники проекта
• воспитатели,
• дети подготовительной группы,
• родители
Продукты проекта
Макеты космических объектов, стенды, фотографии космонавтов, исследовательские работы, схемы ракет и созвездий, коллективная аппликация «Вселенная», рисунки звездного неба, выставки книг о космосе, книжки – самоделки «Мое созвездие», «Мой гороскоп», дидактические экологические игры, настольные игры на развитие логики, игровые центры в группе, наглядные пособия, фонотека дисков с песнями о космосе,
Ожидаемые результаты
Дети
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Участие в праздновании российского праздника — День космонавтики
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов) ;
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло много:
«Что такое комета? »
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна? »
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит? »
«Есть ли жизнь на других планетах? »
«Какая температура на Солнце? »
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся? »
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра? »
«Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра? »
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают? »
«Почему Луна не падает, а звезды падают? »
«Почему космонавты летают в космос? »
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
• Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
• Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
• Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
— Маша предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
— Кирилл сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
— Даниил решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями, а также тематический план распределения деятельности детей и взрослых. Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях (с детьми и их родителями) познавательной — «Космическая лаборатория. Детское моделирование»; игровой — «Космическая игральдия»; чтение художественной литературы — «Читальный зал. Поэтическая гостиная»; художественно-творческой – «Космическая мастерская»; физкультурно-оздоровительной «Космический спортзал»; музыкальной — «Космическая музыка».
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т. д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:
• при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
• все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
• родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
• праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных)
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: образовательная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т. д. Все эти формы служат достижению цели проекта — это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос? », «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля — наш дом во Вселенной», «Солнце — источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Создавали макеты «Ракета на старте», панно «Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых — закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о Вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н. Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавта разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «В далеком небе, или звездное небо» (лепка, «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса» завершилась большой коллективной работой «Космическая панорама». Мы собрали все поделки на космическую тему. На стене прикрепили картину «Звездное небо», рядом с ней поставили панораму «Космодром». Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так нашими общими стараниями были созданы фотоальбом «Российская космонавтика: вчера и сегодня». С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми создали «Звездную книгу», в которой собраны рассказы, рисунки и фотографии созвездий под которым родился их ребенок.
Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе, изготовлении панно, атрибутов для дидактических игр. «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными
Итогом нашей работы пор проекту стал познавательно-тематический праздник «Загадочный космос». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине., показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
И в заключении хотим сказать, что в процессе реализации проекта «Космос» у наших детей значительно повысилась самостоятельная активность, расширились естественнонаучные представления о космосе, сформировалось умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки
партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в
школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для
активного участия родителей.
Список использованных источников
1. Булычев К. Тайна третьей планеты.
2. Медведев В. Звездолет Брунька.
3. Кащенко В. Найди созвездия.
4. Бороздин В. Первый в космосе.
5. Бороздин В. Звездолетчики.
6. Клушанцев П. О чем рассказал телескоп.
7. Носов Н. Незнайка на Луне.
8. А. Хайт. Планеты
9. Я. Аким. Берегите свою планету
10. Е. П. Левитан. Твоя Вселенная. Звездные сказки
11. К. А. Порцевский. Моя первая книга о космосе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр.

Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенн.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере.

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна.

Важность данной темы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере.

Источник

Читайте также:  Что такое нибиру космос