Пальчиковая гимнастика на тему «Природа»
Игра — самый действенный способ обучения малышей: в процессе игровой деятельности дети, сами того не замечая, впитывают информацию об окружающем мире.
Поэтому педиатры и неврологи неустанно говорят о пользе пальчиковой гимнастики — комплексе упражнений, которые в игровой форме помогают развить мелкую моторику ручек,
а также воздействуют на речевые центры головного мозга крохи.
Тренировка детских пальчиков в сопровождении коротких и веселых потешек и стихотворений отлично помогают малышам,
испытывающим затруднения в становлении речевых навыков. Помимо этого гимнастика для ручек развивает гибкость и ловкость пальцев, координацию движений, а также внимательность и память ребенка.
Существует множество таких упражнений на различные темы:
«Времена года»,
«Насекомые»,
«Транспорт»,
«Овощи и фрукты»,
«Птицы»,
«Дикие животные»,
«Домашние животные»,
«Лес»,
«Семья» и т.д.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пальчиковые игры на тему «Природа». При проведении гимнастики для ручек важна как ваша доброжелательность и заинтересованность, так и хорошее настроение малыша.
Кроме этого, следует помнить, что выполнять такие упражнения стоит не более пяти минут — в противном случае ребенок заскучает и откажется повторять за вами движения и слова.
Весенний дождик, Ветер, Вода, Восход солнца
Весенний дождик
Дождик песенку поет,
(сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет?
(пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты,
(на обеих руках разгибаем указательные)
Но зато поймут цветы,
(разгибаем средние)
И зеленая трава,
(разгибаем безымянные)
И весенняя листва.
(разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно.
(разгибаем большие)
Ветер
Непоседа-ветер
Знает всё на свете
(машем руками над головой).
Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква»
(предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать)
Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу»
(ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар».
(ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му»
(ребенок показывает рога коровы и мычит)
Вода
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
(делаем движения, будто умываем лицо)
Чтобы щечки краснели,
(«умываем» щеки)
Чтобы глазки блестели,
(«умываем» глазки)
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
(помогаем ротику улыбаться)
Восход солнца
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить,
Малых деток веселить.
(пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки
Спрятались лучики.
(сжать кулачок)
Гроза, Доброе утро, Дождик, Море, Радуга
Гроза
Закапали капли,
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь.
(постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!
(стучим сильнее)
Пошел град.
(косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния.
(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!
(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой
(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!
(описываем руками большой круг)
Доброе утро
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
(загибают по очереди, начиная с мизинца)
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
(кулачок разжимается)
Дождик
Дождик, дождик, веселей!
(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей!
(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи!
(изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи!
(правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле гуще:
(изображать «брызги»)
Станет травка гуще!
(скрестить ладоши, пальцы растопырены)
Море
(сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями)
Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
На месте волна замри.
Радуга
Гляньте: радуга над нами,
(нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями,
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,
(руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(дотронуться до головы)
Солнце, Солнышко, Тучка, Яркое солнышко
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишок приласкало.
(ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»)
Солнышко
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
Тучка
Тучка солнце повстречала,
(поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук)
Погостить его позвала.
(«приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены как солнышко))
«Нет!» — ей солнышко в ответ.
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Тучка закрывает свет.
(соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены — «солнышко»))
Яркое солнышко
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
(снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы-«лучи»)
Источник
тн погодные явления_день2 тучи и дождь
День 2 Дождь, тучи
Знакомим малыша с облаками на стенде. Ищем облака на небе за окном. Сопровождаем знакомство рассказом и стихотворением: «Днем на небе иногда проплывают облака, это сгустки белого пара, которые могут быть самой разнообразной формы, в виде животных, лошадок и корабликов».
Облака, какое чудо!
Замечал ли ты, дружок,
Как они под сильным ветром
Превращаются в рожок.
А бывают, как овечки,
Что гулять спустились к речке.
К вечеру, когда заход –
Аметистом небосвод.
Гонит их пастух домой,
И они летят стрелой.
Вот какие облака
Видишь ты, и вижу я.
Если дождь очень сильный, проливной — он называется ливень. Бывает дождик и солнышко одновременно, тогда это грибной дождик». Дождь — Это выпадающие из облаков капельки воды. Они достаточно крупные, от 0,5 до 7 мм, как твой ноготок. Их можно почуствовать, если подставить под дождь ладошку.
Ливень — это дождик, но очень-очень сильный. Можно его увидеть. Про ливень говорят: «Дождь стеной». т.е. воды столько много, как будто появилась из нее стена: прозрачная и постоянно льющаяся. Ливень обычно идет не очень долго, а воды из небы выливается много.
Морось — это тоже дождик. Но такой мелкий, что капельки на ладошке ощутить практически нельзя, они как будто летают в воздухе повсюду. Дождь- не дождь, а одежда становится мокрой.
Различать дождь, ливень и морось можно по лужам. Подумай, после какого дождя появляются огромные лужи, а когда их нету? А если идет осенний затяжной дождь, как появляются лужи?
Гроза — так называют погоду, когда в небе между облаками появляется электрические разряды: молнии и сопровождаются они звуковыми раскатами грома.
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
Игра «Солнышко и Тучка». На бумаге с одной стороны рисуем тучку, а с другой стороны солнышко. Ребенок, глядя на солнышко должен бегать по комнате и веселиться, а как только увидит тучку, быстро должен спрятаться под зонтик.
В гостях у солнышка и тучки. Тут все просто -солнышко жило на диване, тучка на кресле, дорогу делаем из подручных средств, можна с преградами, и ходим в гости — здороваемся, прощаемся, пьем чай и просто бегаем и веселимся.
Послушайте с ребенком классическое произведение Антонио Вивальди «Времена года. Лето», его еще называют «Шторм. Гроза»
Пальчиковая гимнастика
Дождик весело стучит.
Над городом нависла большая темная туча. Вот-вот польется дождик. О, уже первые капельки падают. Начинаю пальцами тихонько стучать по столу.
Дождь становится все сильнее и чаще, он шлепает по асфальту, по земле — стучим пальцами сильнее.
Да это не дождь, а целый ливень. Стучим часто ладонями.
Перестаем стучать. Почему все затихло? Да потому что сейчас грянет гром. Одновременно выполняем громкий удар по столу, и продолжаем изображать дождь.
И тут дождь ослабевает. Стучим тише.
Капает все реже. Стучим еще тише и реже. (Это, кстати, сложный момент, дети не могут понемногу снижать громкость.)
И слабее. Переходим на пальчики.
И наконец остались только одни капельки. Показываем редкие беззвучные капельки пальцами.
И еще немного.
Все? ждем, не стучим
Подул ветер и с деревьев немного слетело дождинок. Снова слабые пальчики касаются стола.
И последняя… Одна «капелька» одним пальцем.
Дождик (с 2 лет)
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
Дождик, лей, лей, лей (хлопаем в ладоши) На меня
(покажите на себя) И на людей
(покажите вокруг себя)!
На меня – по крошечке
(сблизьте указательный и большой пальцы),
На людей – по ложечке
(сложите и округлите ладони, изображая ложку),
А на Бабу Ягу (поднимите руки вверх) Лей по целому ведру (свободно опустите руки)!
Дождик, дождик, поливай (с 3 лет)
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
Дож дик, дож дик, по ли вай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно
стучите по столу)!
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке), Будут булки
(указательным пальцем правой руки загните указательный палец на левой руке), Будут сушки
(указательным пальцем правой руки загните средний палец на левой руке), Будут пряники
(указательным пальцем правой руки загните безымянный палец на левой руке), Ватрушки
(указательным пальцем правой руки загните мизинец на левой руке)!
Дождик капает по крыше.
Барабанит по стеклу.
Я ему все: «Тише, тише».
Я ведь очень спать хочу.
Ну, а дождик все сильней.
Льёт как будто из ведра-
Это Дядя Водолей
Выжимает облака! (А. Кокшаров)
Загибаем пальчики по одному, а на последней строчке — трясем ручками будто листочки осыпаются.
Сколько знаю я дождей?
Дождик с ветром,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Пальчиковая игра-упражнение «Тучка и солнышко»
Тучка солнце повстречала, (поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук)
Погостить его позвала. («приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены «солнышко»)
«Нет!» — ей солнышко в ответ. (погрозить указательным пальцем правой руки)
Тучка закрывает свет. (соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены – «солнышко»).
Искусственный дождь
Достаточно купить небольшую лейку с разбрызгивателем – и вот дождик тут как тут! Поливайте все игрушки, которые плавают в ванне, пену, которую вы перед этим вместе «намешали» (это ребенку будет особенно интересно), а затем и ручки вашего малыша.
Тематическая игра
Настало время для экспериментов. Малышу необходимо объяснить разницу между облаками и тучами, и, конечно же, позволить малышу самому стать повелителем дождя!:)
Вам понадобятся: тарелка/миска, губка.
Ход эксперимента:
Представим, что губка — облако. Окунаем ее в миску с водой, приподнимаем.
Что получилось?
С губки капает вода, идет дождь. Наша губка с водой из облака превратилась в дождевую тучу. Когда водичка снова очутилась в миске — губка снова превратилась в легкое облако.
Почему?
Обратите внимание ребенка, что на поверхности планеты много воды ( и моря, и реки, и озера, и в самой земле много воды). Она испаряется (мы до этого делали опыты с паром, наблюдали за чайником), и скапливается в облаках. Когда воды в облаках становится много, облака тяжелеют (такие облака называют тучами), и с них начинает капать водичка, идет дождь.
Выжимание-дождик
С помощью небольшой губки (важно, чтобы она была именно маленькой и мягкой, помещающейся в детской ладошке) из одной емкости переливайте водичку в другую. Как конкретно это сделать? Опустите губку в посуду с водой и подождите, пока она впитает достаточно жидкости, а затем перенесите в другую посуду, сожмите и выжмите воду. Дети наслаждаются этой игрой, потому что для них является настоящим «чудом», когда из губки льется вода и наполняет посудину.
Тематический опыт
Почему идет дождь?
Вам понадобятся: металлическая крышка, кастрюля с водой, плита, морозильник
Ход эксперимента:
Поместите крышку в морозильник. Доведите до кипения воду в кастрюле. В момент начала образования клубов пара обратите внимание ребенка: «смотри, это облака». Когда вода закипит, подержите над паром уже охлажденную крышку (для усиления эффекта можно положить на крышку лед).
Посмотрите, что произошло:
Крышка покрылась множеством капелек и они начинают падать, пошел дождь.
Почему?
Частички пара поднялись вверх, охладились и превратились снова в жидкость. Когда капельки становятся тяжелыми, они не могут больше удерживаться в воздухе и падают вниз.
Комнатный дождь
В прозрачную ёмкость, типа контейнера, банки или большого пластикового стаканчика, налить воды и выдавить сверху пену для бриться, затем капнуть на пену несколько капель пищ.красителя и смотреть, как через некоторое время пойдёт дождь
Игра со струей воды. Имитация дождик.
Подставляем под струю ладошку ребенка, и изучаем падение воды. Причем струя воды может быть как теплой(летний дождь), так и холодной(осенний дождик), как сильной(ливень), так и тонкой.
Еще одна простая игра, которая развивает слуховые ощущения наших малышей. Просто кладе лейку душа, слушаем, как тихо, а потом поднимаем лейку, вода журчит( шумит). Звук меняется от высоты. Мы играем в игру «журчит -не журчит».Или слушаем как капает вода из пипетки – кап-кап
Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
На прогулку можете захватить с собой зонтик, и научить малыша его раскрывать. А еще можно рассказать малышу, что зонт используется не только в дождь, но и чтобы укрыться от солнца.
Для деток от 2,5 лет
1. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча — тучка.
Солнце — .
Дождь — .
Ветер — .
2 . Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди… (идут)
Ветер дует, ветры .
3. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? — … (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — .
Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
Расскажите малышу, что вся вода на нашей планете постоянно движется. Она путешествует из ручейка в реку, из реки в море, из моря в океан, а потом опять возвращаются в ручеек. Как? Предлагаю посмотреть замечательный советский мультик «Заяц Коська и родничок».
Вода из озера испаряется, под дейсвием солнца.
Она поднимается высоко в небо и собирается там в облака и тучки. Можно провестиопыт «вода-пар», когда нагревают воду и она исчезает, а потом вода появляется на холодном блюдце, которое надо держать над водой, собираясь в капельки.
Капельки выпадают на землю дождиком или снегом, впитываются в землю. Там где воды много растут зеленые растения и цветут прекрасные цветы.
Часть воды уходит под землю, иногда она собирается там в огромные озера, вымывая пещеры.
Просачиваясь сквозь землю вода дает жизнь ручейкам и родничкам, которые собираются в реки, реки в озера, озера в моря, моря в океаны… И круг повторяется заново.
Можно нарисовать для наглядности круговорот воды в природе.
Игра «Мама Тучка»
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы — мои детки. Делайте все, что я скажу.
— Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Знакомство с водичкой.
П.: Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь.
(Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)
П.: Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки? Д.: Капельки.
Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё. Здравствуй, водичка. Здравствуй, водичка. Вот какая она добрая…
П.: Ребята, водичка холодная или теплая? Д.: Холодная. П.: Эта водичка холодная. А какая вода ещё бывает? Д.: Тёплая вода, горячая, кипяток. П.: Как можно получить тёплую воду? Д.: Нагреть её. П.: А горячую? Д.: Ещё нагреть. П.: А кипяток? Д.: Ещё сильнее нагреть, чтобы она закипела.
П.: Как нужно обращаться с горячей водой, кипятком? Д.: Осторожно.
П.: Почему? Д.: Можно получить ожог.
1. Делаем облачное небо с помощью ваты. Для этого покрываем голубой краской поверхность файла, после чего промокнули его белой бумагой. И приклеиваемна отпечатокоблакаиз ваты.
2. Гроза. МАТЕРИАЛЫ:
— акварельные краски
— бумага
— вода
Попросите ребенка намажать лист бумаги водой.
Следующий шаг — это нанесение полосок краски: от черной тучи, до любого природного. Это может быть зеленая поляна, или оранжевая земля, как-будто усыпанная опавшими листьями. У нас получилась синяя даль.
Потом нарисуем косой дождь, а может это будет ливень? Серой краской покажите ребенку, как наносить тонкие штрихи. Посмотрите издалека — похоже на дождь
3. Дождикпластилиновый — это много много капелек, которые капают из тучи.Предложите малышу наклеить тучу на лист бумаги и изобразить капающий дождь. Катаем шарики маленькие из синего пластилина и показываем малышу как делать капельки: пальчиком нажимаем на горошинку пластилина и свозим его немного вниз — получается размазанная капелька. Я обычно сопровождаю подобные нажимания на пластилин звуком «пик», и теперь Раминка сама уже играя с пластилином говорит пик-пик-пик.
Говорю я брату:
—Ох, с неба сыплется горох!
—Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это … (град)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.
(Дождь)
***
Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь — подождем,
Отгадаешь под… (дождем)
Источник