Луна. История, люди, техника
Выберите вознаграждение
Возможно, посетители сайта помнят меня. В 2014 году я собирал деньги на издание книги о Венере. Тот проект был успешно завершен, а книга издана. И теперь все желающие могут ее прочитать. Издание получилось очень «богатым», с большим количеством иллюстраций, качественной полиграфией. Эту планку я постараюсь удержать и в дальнейшем. Сейчас я решил собрать средства для издания книги, посвященной исследованиям Луны.
О чем будет эта книга? Помню, когда я работал над книгой о Венере, я написал, что история её изучения напоминает хороший детектив. Если с этих же позиций подойти к нынешнему тексту, то история изучения Луны больше напоминает приключенческий роман – роман серьезный, с кучей сюжетных арок, интересными персонажами и неожиданными поворотами сюжета. Научно-технический, политический, социальный, экономический коктейль, который сформировался в 60-х годах вокруг Луны, достаточно сложен, но тем он и интересен. И мне, смею надеяться, удалось его аккуратно продемонстрировать.
Копия станции «Луна-9»
Несмотря на то, что история изучения Луны выглядит детально изученной, в ней очень и очень много моментов, которые сегодня благополучно забыты. Например, практически нет книг, изданных на русском языке и внятно описывающих первые американские беспилотные лунные программы. Обычно все ограничивается сухим перечислением фактов и технических характеристик. А ведь там, без шуток, действительно много интересного. Впрочем, и отечественная программа освоения Луны часто описывается несколько однобоко. Хотя, казалось бы, нужная информация давно доступна. Вот все эти существующие ныне пробелы я и постарался заполнить, увязав в одну цельную историю.
Всего планируется две книги о Луне, так как очевидно, что в один том всю историю не вместить.
На данный момент скомпонована книга о Лунной гонке 50х-70х годов. Ее я и планирую скоро анонсировать, а также запустить сбор средств для последующего издания.
Что можно сказать о книге? В «Венере» было 360 страниц, в «Луне» я планирую уложиться в 384. Материал очень объемный. Конечно, книга будет качественно проиллюстрирована. Многие материалы будут опубликованы впервые, часть их уже получена из РГАНТД. Пока идет техническая работа, я решил выложить фрагменты в общий доступ. Несколько картин будет нарисовано специально для книги. Идет работа над обложкой.
В первом томе детально описываются все проекты тех лет, существующие в каком-либо железе. Правда, фокус будет направлен на беспилотные проекты – как менее известные. Просто если действительно детально писать про проект «Аполлон» – повествование растянется еще на несколько томов. Но это не значит, что в книге про данную программу ничего не будет сказано! Конечно, будет.
После данной книги планируется издание еще одной, посвященной исследованиям Луны с 70-х годов до наших дней.
Схема станции Е-7. Насколько известно автору, это первая в истории открытая публикация данной схемы. А посетители данной странички — одни из первых, кто может ее увидеть. 🙂
Внимание! По ссылке Вы можете скачать демонстрационный фрагмент данной книги. И оценить как текст, так и качество верстки
Также советую заглянуть в новости этого проекта. Во время сбора денег (и после этого) там будут выкладываться материалы, связанные с данной книгой
Для оценки качества будущей печати можете посмотреть на фотографии «Венеры». «Луну» планируется издать по той же технологии
Несколько слов о финансовой стороне дела.
По текущей оценке типографии, стоимость печати 500 экземпляров «Луны» (формат как у «Венеры», но объем — 384 страницы) будет стоить 400 тысяч рублей (394 368, если точно), 1000 экземпляров – 510 тысяч рублей (509 835). Ориентируемся на 500 экземпляров. Отправка «Венеры» сейчас стоит 160 рублей, без почтового пакета. Оцениваем отправку «Луны» в 200 рублей. Значит, отправка 500 экземпляров будет стоить 500х200=100 тысяч рублей. Еще 100 тысяч закладываем на расходы по верстке и выкуп иллюстраций (хотя по опыту Венеры – лучше бы 200 тысяч).
Итого: 500+100+100 = 700 тысяч рублей.
+23% комиссия Бумсартера.
Выходит минимальная сумма в 900 тысяч рублей.
Это очень большая сумма. Даже то, что я уложился в нее прошлый раз, почему-то не радует. Сейчас, возможно, уже не будет той истории, что случилась два года назад, с магическим спасением в последний момент. Это действительно момент истины, и только от вас будет зависеть, получится издать эту книгу или нет. Увы, ресурсы автора уже исчерпаны.
Пример картины, созданной специально для книги. В ней, может, несколько гиперболизировано, отражен реальный факт из истории полетов к Луне.
При этом, даже меньшая сумма оставляет возможность для маневра. Можно немного играть тиражом, версткой, цветностью и т. д. Минимальная сумма, без которой не получится создать книгу (даже электронную копию), составляет порядка 200 тысяч рублей без учета комиссии сайта. В результате, я решил поставить именно ее в качестве суммы сбора. Да, я нацелился на 900 тысяч. Но если сейчас соберется меньше – есть шанс добрать остаток при еще одном сборе, в тот момент, когда верстка электронной копии будет подходить к завершению и можно будет точно оценить стоимость тиража с учетом реального числа цветных и черно-белых иллюстраций.
Что входит в вознаграждения – можно посмотреть на схеме:
Немного подробнее о ключевых пунктах.
Луна. История, люди, техника
Как указывалось выше, чтобы напечатать тираж в 500 экземпляров, нужно собрать 900 тысяч рублей. Как можно легко подсчитать, себестоимость одного экземпляра составит 1800 рублей. Впрочем, эта себестоимость – вместе с доставкой. Без доставки выйдет 1600 рублей. Эти цифры и были ключевыми при оценке стоимости печати. Видно, что я поставил общую сумму себестоимости, не закладывая в цену какую-либо прибыль от продаж. Увы, но эта цифра прямо выходит из параметров книги, так как изначально было решено, что формат издания – хорошо иллюстрированная книга с большим количеством страниц. Просто спросите себя, хотите ли вы видеть хорошо иллюстрированную книгу про «Лунную гонку», с большим количеством новой или хорошо забытой информации? Если ответ да, помогите мне ее издать. Тут всё зависит исключительно от вас.
Минимальная сумма, за которую можно будет получить книгу (в случае успешного сбора), — 1500 руб. Другими словами, по себестоимости. Но за эту цену книгу придется забрать самовывозом у представителя автора в Москве. Если хотите получить книгу по почте, то этот вариант оценен в 1800 рублей.
Но хотел бы отметить еще один момент. Для увеличения динамики сбора я решил добавить свой автограф в набор не за 1800, а за 2200 рублей. Но также в эту сумму дополнительно входит и карта Луны, и альбом. Надеюсь на понимание.
Фотоальбом НИС «Космонавт Юрий Гагарин».
Поиск информации – это очень сложный и кропотливый процесс. В процессе поиска я изучал архивы, библиотеки, контролировал антикварные и аукционные площадки. А на последних порой попадались очень интересные экземпляры. К сожалению, также и очень дорогие. Впрочем, не надо о грустном.
Наверное, самым интересным приобретением стал альбом с фотографиями (порядка сотни штук), на которых во всех подробностях изображены помещения научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин». Этот альбом, тиражом 50 экземпляров, был выпущен в 1972 году, причем каждый экземпляр был пронумерован. Мой альбом под номером 37.
Это действительно интересные снимки! Цвет на фото со временем нарушился, но это легко лечится современными методами обработки. А качество фотоотпечатка позволяет получить высокое качество скана.
Конечно, несколько фотографий войдет в книгу о Луне, но будет откровенно жаль, если большая часть так и останется в альбоме. НИС было реально очень и очень интересным, и вживую эту красоту больше не увидеть: корабль давно ушел на «иголки». Здесь же можно будет увидеть его во время расцвета.
Вот и появилась идея тщательно обработать каждый снимок: провести его цветокоррекцию, убрать повреждения и получить высококачественную цифровую копию. После чего использовать их для издания фотоальбома, в котором описать судьбу этого научного судна.
Пример пробной обработки
Хотел бы отметить, что издание этого альбома носит исключительно познавательный и образовательный характер. Вся работа производится как дань памяти всем инженерам и конструкторам, что делали оригинальный НИС, а также тем, кто издавал оригинальный альбом.
Данный альбом планируется рассылать исключительно тем, кто помог собрать деньги на издание книги о «Лунной гонке». И будет напечатано столько экземпляров этого альбома, сколько будет спонсоров, заинтересовавшихся им.
Планируемый формат альбома — А4, 48 страниц.
Карта Луны
В прошлый раз, в качестве приложения, была напечатана карта Венеры. Сейчас планируется сделать то же самое для Луны. Формат — А2.
Качество печати и формат карты можно оценить на примере карты Венеры.
Кстати, карта Венеры тоже есть среди вознаграждений
Репринт Правды
В прошлый раз в качестве бонуса был изготовлен тираж репринта газеты «Правда» 1967 года. Он посвящён станции «Венера-4», одной из ключевых станций в истории изучения планеты. Еще недавно я был уверен, что весь ее тираж разошелся по спонсорам, но недавно смог обнаружить еще одну стопку репринтов. Может, они кого-то заинтересуют. Сейчас этот номер очень интересно читать.
DVD и Бонус
Наполнение диска и точный состав бонуса находятся в процессе обсуждения. Но я могу заверить, что выбранный вариант будет очень интересным.
Серебряная стрела
Впервые главы из «Луны» были опубликованы в журнале фантастики для детей «Серебряная стрела». Увы. Давно прекратился его выпуск. Но может быть кому нибудь захочется его перечитать? В списке вознаграждений есть пункт по которому Вы сможете получить два разных выпуска этого журнала.
Лунный вымпел
Конечно, те, кто выберет максимальный вариант вознаграждения, сделают это из желания помочь мне, как только возможно. Соответственно, и мне хотелось бы отблагодарить их чем-то особенным. В 2016 году исполнилось 50 лет с момента первой мягкой посадки на Луну станции «Луна-9». Внешний вид вымпела данной станции можно посмотреть на данном снимке. Это красный пятиугольник.
Мой вариант должен быть очень похож. Я обратился в Гознак, который и делал первоначальные вымпелы, но они работают с очень большими тиражами; они же и посоветовали обратиться в частную организацию. Пока есть предварительное согласие на разработку данного варианта.
Источник
Новое в блогах
Павел Шубин: наш пилотируемый лунный проект (2-я часть)
Продолжение. Первая часть здесь
В этой части рассмотрим нашу миссию к Луне. Для упрощения задачи решил разобрать только пилотируемые миссии.
Чтобы лучше понять текущий вариант, давайте рассмотрим связку блоков, предназначенных для отправки к Луне, но на орбите Земли.
Здесь представлены: пилотируемый корабль «Федерация», блок «Д» для выхода на орбиту Луны и разгонный блок (ориентировочно КВТК-2), необходимый для отправки комплекса к Луне.
Если заменить в этой связке «Федерацию» на лунный посадочный аппарат, то его можно успешно доставить на орбиту Луны. Ну а после стыковки на лунной орбите его с «Федерацией» мы получаем полноценный комплекс для высадки космонавтов.
Более того, именно в этом случае мы идем по пути Сергея Павловича Королёва. Пока ему вынужденно не пришлось перейти на однопусковую схему полета к Луне, он долго рассматривал варианты с несколькими стыковками. Тогда всё удобно компоновалось под ракету Н1 грузоподъемностью 75 тонн. Когда же решили перейти на один пуск, потребовалось срочно форсировать ракету до 92 тонн, и все равно комплекс очень сложно завязывался: до самого конца у него были проблемы с массой.
Текущий российский вариант отчасти близок к «Схеме 2» из предложений Королёва.
Королёв был уверен, что именно за сборкой на орбите Земли или Луны будущее, что именно в эту сторону должна развиваться космонавтикаи что скоро элементы будут собираться на орбите – как стыковкой из отдельных модулей, так и ручной сборкой крупногабаритных конструкций космонавтами. Если посмотреть на МКС, то Королёв оказался абсолютно прав.
Именно он тогда приложил очень много сил для разработки систем автоматической стыковки, преодолев мощное сопротивление при её создании, благодаря чему у нас подобная система появилась уже в 1967 году. Этопри том, что именно для однопусковой лунной миссии она была уже не нужна! Для примера, в США она появилась только в нынешнем, 2019 году.
Вот что говорил сам Королёв по аналогичному поводу в 1965-м году:
запись с предполетной конференции «Восхода-2». (А.Х.: это уникальная ссылка на скачивание последней прямой речи Сергея Павловича Королёва!)
Вернёмся в наше время. Мы определили, что для полета к Луне необходимо иметь на орбите Земли комплекс массой порядка 90 тонн. Каким образом его туда доставить? Можно, например, собрать на орбите. Если бы у нас был носитель грузоподъемностью 50 тонн, то можно было бы вывести на орбиту корабль с блоком «Д» одним пуском, разгонный блок другим и состыковать их на орбите, получив нужный комплекс.
Видно, что в этом варианте максимальная грузоподъемность носителя определяется максимальной массой моноблока. В данном случае разгонного блока. Если масса меньше, то в теории можно перейти к заправке на орбите Земли, но общая сложность миссии уже возрастает непропорционально, а надежность снижается.
Меньший носитель имеет и меньшую цену, и большую востребованность в других программах. Из-за этого долгое время у нас рассматривалась именно схема со стыковкой на орбите Земли. Плюсы такой схемы разбивались о простой факт: а где взять носитель грузоподъемностью 45-50 тонн?
Ангара
Уверен, что сейчас многие вспомнили о нашем носителе «Ангара», который как раз и обещал достаточно большой диапазон нагрузок из-за модульности конструкции.
И именно ее раньше иногда рисовали в этом назначении. Пример:
Как раз слева изображена «Федерация» с блоком «Д», а дальше водородный разгонный блок для выведения связки к Луне. Явно вариант для стыковки на орбите Земли.Увы, это была только оценка. Вскоре стало понятно, что «Ангара-А5» даже со специальной ступенью для этого не подходит.
К сожалению, данная ракета начала разрабатываться в очень сложное время, когда многие решения принимали исходя из неких ограничений, сейчас мало актуальных, и она получилась весьма далёкой от идеала.
Основная идея модульного подхода при проектировании семейства ракет-носителей «Ангара» была в том, чтобы попробовать сделать несколько универсальных модулей, из которых набирать носители разной полезной нагрузки.
Условно говоря, если одномодульная ракета может вывести одну тонну на орбиту, то связав три ракеты, получим три тонны, пять ракет – пять тонн. Оценка условная, так как лучше всего последнюю ступень под каждый носитель иметь свою, но в первом приближении линейку носителей показывает.
Идея не нова и даже не уникальна. Задолго до первого запуска «Ангары» в космос полетела «Дельта-4», построенная с применением такого подхода, а сейчас уже к подобным носителям добавился и тяжелый «Фалкон».
Проблема в том, какую конкретно размерность выбрать для одномодульного носителя? Увы, этот вопрос при разработке «Ангары»решился далеко не лучшим образом. Разработчики хотели закрыть размерностью ракеты все имеющиеся ниши на рынке, но использовать при этом как можно больше из готового оборудования. Многое потом успело поменяется, однако параметры, что заложили еще в 90-е, остались.
В результате получилась такая линейка: «Ангара-А1»,«Ангара-А3», «Ангара-А5»,«Ангара-А7»
Как было бы хорошо, если бы легкая «Ангара-1.2» оказалась бы самой востребованной, а тяжелую «Ангару-А5» можно было бы собирать по требованию из отработанных элементов! Увы, как раз «Ангара-А5» сейчас гораздо нужнее: только она может полностью заменить «Протон» в таком важном направлении, как пуски на ГСО. При этом она и самая сложная, и пока куда более дорогая в производстве, чем «Протон».
Я хорошо помню грустный комментарий к первому этому вывозу «А5» (слева РН «Зенит» для сравнения).
«Эх. Взяли один РД-171 с «Зенита», распилили на четыре части, поставили их на свой блок и собрали из них ракету».
Конечно, по ТТХ «Ангара» куда совершеннее «Зенита». В частности ПН «Зенита» соответствует «А3» с тремя двигателями, но все равно ракета излишне сложная по числу блоков, циклограмме и многому другому.Значит, и менее надёжная.
Что куда хуже, «А5» практически максимально возможный носитель при данной компоновке. Казалось бы, максимальным стал бы «А7». Если вспомнить геометрию, легко понять, что на один блок можно навесить максимум шесть блоков того же диаметра. Но технически это уже сложно сделать. Центральный блок получается слишком маленьким по сравнению с первой ступенью. Если присмотритесь к схеме выше, то увидите, что центральный блок нарисован уже большего диаметра. Значит, никакой унификации нет, и нужно разрабатывать центральный блок с нуля. Из-за чего проект «А7» был закрыт, на замену была предложена РН «Ангара-А5В» с водородной последней ступенью, но и она до нагрузки, необходимой для лунных пилотируемых миссий, не дотягивает.
«Союз-5» и сверхтяжелый носитель
Собственно, идея лежит на поверхности. Что если разработать универсальный носитель, но с блоком другого размера? Совсем идеально, если минимально возможный блок имел бы размерность «Протона» – как самый востребованный. Тогда при компоновке модулей, скажем, в три элемента получаем уже 66-69 тонн на орбите Земли. Для сборки на орбите Земли этого уже достаточно. А если скомпоновать из пяти модулей, то и мучиться со сборкой не нужно: всё выводится в один пуск, с запасом.Именно так поступили в SpaceX при разработке «ФалконХэви» –взяли наиболее востребованный носитель и получили сверхтяж.
Было это понятно и у нас, как и проблемы «Ангары», из-за чего она столько времени была в подвешенном состоянии. Тем же временем у нас прошло очень много разнообразных НИРов, посвященных выбору нового носителя в рамках изначальных ограничений, в процессе которых рассмотрено очень много разнообразных вариантов. Вот некоторые варианты от ГРЦ им.Макеева.
Вот от центра им. Хруничева.
После этого для более детальной проработки было выбрано предложение от РКК «Энергия», где одноблочная ракета получила индекс «Союз-5», а все остальные собирались на ее базе с большим уровнем унификаций. Связка из шести блоков на первой ступени (пять боковых и центральный) обеспечивала носителю грузоподъемность около 88 тонн, а при использовании водорода на верхней ступени полезная нагрузка увеличивалась до 108 тонн. Эти варианты должны были напрямую выводить «Федерацию» и посадочный корабль к Луне с последующей стыковкой на орбите.
Этот вариант рассматривался еще в 2018 году, когда было решено увеличить как стартовую массу, так и грузоподъемность базового варианта.
В качестве основы всё так же оставалась РН «Союз-5», но увеличение количества боковых блоков с пяти до шести вынудила изменить и центральный блок. Двигатель на нём поменяли с РД-171 на РД-180. Грубо говоря, изменили тягу в два раза, что уменьшило унификацию между боковыми и центральным блоками, однако такая необходимость была обусловлена самой схемой. После этой версии грузоподъемность базового варианта выросла до 100 тонн, а с водородной верхней ступенью – до 140 тонн. Именно такой вариант, озвученный в конце апреля 2019 года, и был принят за базовый. Это действительно важный момент, поскольку варианты на пять и шесть блоков сильно отличаются геометрически, и перед началом проектирования стартового комплекса нужно точно знать, какой из них будет выбран.
В наших реалиях есть один нюанс, который следует упомянуть. Дело в том, что ступень размерами с первую ступень «Зенита» – это практически максимально возможный габарит, что у нас можно доставить на космодром.
За прошедшие годы высказано много предложений по доставке элементов ракетно-космической техники на космодромы. Предлагали сплавлять по воде, доставлять колесным транспортом, создавали воздушную систему доставки. Но планы оставались на бумаге, тяжелые самолеты – в собственности другого государства, и единственным надежным способом оставалась доставка по железной дороге. Там есть ограничения по габаритам груза: 3900 мм без остановки встречного движения и 4100 с остановкой. «Протон» был вписан в 4100 мм, Зенит в 3900. Сильно не разгуляешься. Возможно, проект «Союза-5» и победил благодаря тому, что все блоки решили упаковать в железнодорожный габарит. Если посмотрите на другие проекты, то увидите ступени с большими диаметрами.Четыре метра для тяжелых носителей – действительно мало. Хотелось бы хотя бы пять.
Это было понятно достаточно давно. Исходя из этих критериев скомпоновали и РН «Зенит» – в частности, разработали очень эффективный двигатель РД-171, который изначально планировался на новый носитель. Увы, и его тяга стала ограничивать максимальную массу одноблочного носителя.
В результате этих ограничений ПН «Союза-5» удалось повысить с 12 тонн, что были у «Зенита», до 17.Хотя и это не так уж и страшно. Данный носитель попал ровно в промежуток между «Союзом-2» (10 тонн) и «Ангарой-А5» (25 тонн). Без него у нас получался слишком большой шаг между доступными РФ носителями. На него могут перейти и те нагрузки, которые с определенным недогрузом реализовывались «Протоном». Более того, если нам удастся сохранить «Морской старт», то «Союз-5» с него за счет лучшей географии точки пуска на ГПО/ГСО обойдет по полезной нагрузке даже «Ангару-А5» из Восточного.
Кстати, если в чем я и уверен, так это в том, что «Союз-5» точно доведут и, возможно, даже запустят в оговоренном 2022 году. Для его создания уже многое есть. Запускать его планируют с Байконура, со стартового комплекса «Зенита», так что хотя бы для первых пусков его не нужно заметно изменять.Не будем забывать, что стартовый комплекс – это до 60% работ по ракетно-космической системе. Стартовый комплекс на Восточном для «Союза-5» планируют создать уже позже, в рамках строительства СК сверхтяжелого носителя.
Двигатель первой ступени тоже в наличии, а это обычно самая сложная деталь. Диаметр отработанный. Если с чем и могут быть проблемы, так это с двигателем второй ступени. Среди серийных у нас, увы, нет подходящих по тяге. Не ставить же древний РД-108 начала космической эры? Остальные либо слишком слабые, либо излишне мощные. Например, как было бы хорошо поставить на верхнюю ступень РД-191 (разработка на базе РД-171). Прекрасная получилась бы унификация! Но у него тяга 200 тонн, а нужно около 100.
Пока на верхнюю ступень планируют поставить сильно измененный двигатель с третьей ступени «Союза-2» — явно подкупает его высокий удельный импульс. Но он так хорошо оптимизирован под «Союз», что под более тяжелый носитель масштабируется плохо. Недавно было объявлено про восстановление «Энергомашем» производства РД-120. Этот двигатель стоял на второй ступени «Зенита» и раньше производился на Украине. Очень может быть, что восстанавливают именно с прицелом на «Союз-5». Хотя бы как вариант, если Воронеж не справится.
Как видно на схеме, на базе «Союза-5» можно уже собрать сверхтяжи на 88 и 108 тонн. Первый для выведения к Луне «Федерации» с тормозным блоком, второй для отправки на орбиту Луны лунного посадочного корабля.
Что же еще у нас есть для этого, а что нужно создать? Необходимо отметить, что для носителя на 88 тонн нужные двигатели уже имеются или появятся в процессе разработки «Союза-5».
В первую очередь, это двигатель разгонного блока РД-0146Д.
Базовый РД-0146 не летал, но прошел все испытания. От базового варианта РД-0146Д должен отличаться повышенным удельным импульсоми многократным включением. В случае реализации этот двигатель станет рекордсменом по удельному импульсу (470 с) среди кислородно-водородных аналогов.
Единственный двигатель, который здесь нужно разработать с нуля, это двигатель верхней ступени для сверхтяжа на 140 тонн. Проектирование изделия под индексом РД-0150 началось приблизительно пять лет назад.
Еще больше сделано для «Федерации», вплоть до разработки отдельных комплектующих. Можно устроить целую выставку, на которой показать, что уже готово. Вроде выставок, устроенных НАСА в 60-х по программе «Аполлон».Либо стационарную, либо передвижную, на поезде – в последнее время это модно. На мой взгляд, такая выставка была бы очень полезной в деле популяризации данного направления, так как информационная поддержка сейчас практически отсутствует. Было бы действительно здорово, если бы «Роскосмос» сделал нечто подобное.
Текущий график пусков
Теперь попробую описать, как выглядит сейчас наша Лунная программа. Эдакий срез на текущий момент. Думаю, интересно будет посмотреть на все эти замечательные планы лет через десять.
Ориентировочно 2021-2024
Заканчивается разработка РН «Союз-5» и проходят его первые пуски с космодрома Байконур. Еще в прошлом году в качестве ПН первых пусков значился макет «Федерации» (что проблемы не составило), но в этом году, похоже, закрутили гайки и уже говорят, что пуски будут проходить уже с кораблем «Федерация», пусть и в тестовом варианте. Один из полетов «Федерации» обещают провести к МКС.
Параллельно заканчивается строительство СК «Ангары-А5» и «А5В» на Восточном. Причем и ее планировали использовать для Луны, но своеобразно. Дело в том, что наш метод доставки на орбиту Луны при помощи разгонного блока хорош тем, что РБ не особо важно, что выводить на данную орбиту. В результате, при наличии «А5В», мы при относительно небольших усилиях сможем доставлять на орбиту Луны «Прогрессы», близкие к тем, что летают к МКС.
Запуски подобных «Прогрессов-Л» осуществлялись в рамках наших предложений по международной лунной станции «Гетвей». Для наших планов они не очень нужны. После же недавнего заявления Трампа планы в американской лунной программе тоже сильно изменились. В каком варианте будет лунная станция и будет ли она вообще, сейчас большой вопрос.Более того, станет ли Россия участвовать в одном проекте с Америкой, в свете последних заявлений из Пентагона о запрете на сотрудничество при совместных пусках вопрос ещё больший.
Также в этот период должна полететь наша автоматическая миссия «Луна-25», а если повезет, то и «Луна-26». Надеюсь, что успешно.
В том, что в эти годы все будет относительно близко к моему прогнозу, я уверен. Подводных камней я не вижу. Многое «железо» находится в высокой степени готовности. В частности, изготовление баков первого «Союза-5» уже началось
Вопрос в успешности этих миссий. Именно от этого зависит, что будет дальше.
2024-2027
Главная работа, что должна быть проведена в эти годы, это строительство стартового комплекса сверхтяжелой ракеты на космодроме «Восточный». Параллельно должны нарабатывать статистику «Федерация» и «Союз-5», и если мы всерьёз нацелились на Луну, то должна начаться разработка посадочного модуля. Возможно, это единственный элемент, по которому не заметно подвижек.
Еще на этот период стоял запуск на «Ангаре» нашего шлюзового модуля к «Гетвею» и, возможно, «Прогрессов-Л», но, как уже писал выше, сейчас, похоже, даже в США не знают, в каком варианте будет станция.
Ну и опять возможны несколько посадок лунных автоматических аппаратов, если предыдущие будут успешными.
2028-2032
Через десять лет мы как раз должны достроить новый стартовый комплекс и начать летать к Луне. Лично мне очень хотелось бы это увидеть. Надеюсь, что планы хоть и будут перенесены (их всегда переносят), но все-таки будут и успешно реализованы.
Источник