Как наблюдать солнечное затмение
Солнечное затмение — одно из интереснейших астрономических явлений. На Земле в год может происходить до пяти солнечных затмений. Однако, если вы не являетесь охотником за затмениями, шансы наблюдать это явление будут у вас невелики. Чтобы понять почему так происходит, нужно немного поближе познакомиться с сущностью этого астрономического явления.
Земля вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли, как мы все знаем (или не все?). В процессе этого взаимного перемещения иногда случается так, что Луна проходит между Солнцем и Землей, отгораживая Землю от солнечного света. При этом любопытным является тот факт, что несмотря на то, что Луна во много раз меньше Солнца видимые ее размеры на небе совпадают с солнечными (т.к. Луна гораздо ближе к Земле, чем Солнце). В результате Луна способна полностью перекрыть свет от Солнца, на Землю падает тень от Луны.
Размер этой тени может быть различным — все зависит от расстояния между Луной и Землей в момент затмения, но он не превышает 270 километров. А теперь прикиньте, какой у вас шанс оказаться в пределах этой тени? Получается, что не такой уж и большой. Это делает солнечное затмение сравнительно редким явлением. Поэтому если вам посчастливилось оказаться в зоне лунной тени или хотя бы полутени, нужно быть подготовленным, чтобы вдоволь насладиться красотой этого астрономического явления.
Первое, что нужно запомнить, готовясь наблюдать солнечное затмение — ни в коем случае нельзя смотреть на Солнце. Даже если от Солнца во время затмения останется лишь маленький кусочек, все равно можно серьезно повредить зрение. Точно также нельзя смотреть на солнце через бинокли, телескопы и т.д., не оборудованные специальными светофильтрами. Существует такая шутка: на Солнце через телескоп можно посмотреть только два раза — один раз правым и один раз левым глазом. Шутка, конечно, не смешная, но она в полной мере отражает опасность незащищенного наблюдения за Солнцем. Кстати, то же самое относится к фото- и видеоаппаратуре — без специальных светофильтров снимать Солнце тоже нельзя. Посему нам нужно обеспечить себе надежную защиту.
Я не буду рассматривать такие всем известные способы, как использование закопченых стеклышек, очков сварщика, светофильтров от фотоаппаратуры, старой фотопленки или рентгеновских снимков, дискет и компакт-дисков. Тем более, что большинство из них не защищают ваши глаза в полной мере: уберегая от яркого света они полностью пропускают, например, ультрафиолет. Из всего перечисленного самым безопасным средством можно считать очки сварщика, но согласитесь, в нужный момент не всегда их можно найти под рукой, т.к. все ваши знакомые сварщики наверняка тоже захотят понаблюдать за солнечным затмением 🙂
Но есть еще один замечательный способ наблюдения за солнечным затмением — это использование специального проектора — камеры-обскуры (pinhole-проектора). Не волнуйтесь, звучит это намного круче, чем является на самом деле. На изготовление такого проектора уйдет не более пяти минут. К тому же наблюдать с его помощью за солнечным затмением абсолютно безопасно для зрения может сразу несколько человек, да и еще использовать при этом фотоаппаратуру!
Все, что нам понадобится, это:
- Вытянутая в длину картонная коробка. Можно обойтись даже без коробки — об этом немного позже.
- Немного фольги. Самое время съесть любимую шоколадку.
- Скотч — ну куда ж без него.
- Лист белой бумаги (можно тоже обойтись без него).
На торце коробки размечаем квадратное отверстие и вырезаем его.
Отрезаем кусок фольги размером немного больше, чем отверстие.
Закрепляем кусок фольги поверх отверстия при помощи скотча.
Посередине фольги иглой, булавкой, остро заточенным карандашом или другим острым предметом делаем небольшое отверстие.
В общем-то проектор готов и им можно пользоваться, но я еще вовнутрь коробки на торец, который противоположен торцу с фольгой, приклеил белый лист.
Теперь нужно сориентировать нашу коробку таким образом, чтобы солнечный свет, проходя через отверстие в фольге, падал на белый лист бумаги. Это и будет проекция солнечного диска.
Размер проекции будет тем больше, чем длиннее коробка. Если подходящей коробки у вас нет, можно использовать два листа картона. На первом проделать отверстие и закрыть его фольгой, а второй лист использовать для проецирования. Преимуществом такого способа является то, что листы картона можно разнести на произвольное расстояние, выбрав тем самым оптимальный для наблюдения размер Солнца. При этом будет неплохо если вы создадите затемнение в комнате. Например, закроете шторами все окно кроме того участка, через который падает на вашу конструкцию свет.
Вот небольшое видео об изготовлении проектора с нашего youtube-канала:
А в конце несколько снимков солнечного затмения, сделанных 20 марта 2015 года с использованием вышеописанного способа.
Источник
Смело смотрите солнцу в лицо, или Как снимать против света
Многие фотографы, особенно начинающие, не рискуют делать снимки против солнца, опасаясь либо повреждения камеры, либо уродливых фотографий. Однако, если снимать в контражуре по всем правилам, то наградой будут замечательные фотографии с подсветкой.
Да, солнце делает небо ослепительно белым и превращает любые объекты на фотографиях в черные силуэты. Но эти проблемы, как и многие другие, можно исправить.
Позаботьтесь о глазах и камере
Некоторые фотографы боятся повредить камеру при съемке против солнца. Это на самом деле не является проблемой, когда вы снимаете обычные пейзажные фотографии. Но если вы используете телеобъектив, существует реальный риск причинения вреда глазам или камере.
Помимо всех возможных опасностей, смотреть прямо на солнце через видоискатель DSLR просто неудобно. Чтобы этого избежать, скомпонуйте свой снимок как можно быстрее или переключитесь на LiveView. Тем не менее, в LiveView у вас могут возникнуть трудности с построением композиции, потому что все еще будут показываться чрезмерно контрастные изображения, которые упоминались в начале. Решение проблемы заключается в использовании компенсации экспозиции.
Работа с сильными контрастами
Основными проблемами при съемке против света являются яркое, переэкспонированное небо и совершенно темный передний план. Эти эффекты обычно не совпадают с вашими желаниями. К счастью, есть множество способов их исправить.
Сделайте несколько одинаковых снимков с разными настройками экспозиции, если ваша сцена статична, затем сможете объединить их в одну фотографию HDR.
Окончательная картина состоит из пяти снимков с разной экспозицией, соединенных вместе. Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35/2.8 III, от 1/1250 до 1/5 с, f/20, ISO 100, фокусное расстояние 17 мм
Если у вас есть сцена действия с людьми, животными или другими движущимися объектами, достаточно одного темного кадра. Затем вы можете осветлить выбранные места на компьютере при постобработке.
Однако вы должны рассчитывать на увеличение количества шума в этих местах. И, если не планируете показывать фотографию в исходном разрешении, этот эффект не будет особенно заметным и им можно пренебречь.
Отредактированное изображение «на скорую руку» в Zoner Photo Studio с помощью нескольких настроек слайдера в модуле Develop: Exposure +1.7; Contrast +80; Lights −50; Shadows +80, Dehaze +80. Можно было бы, конечно, обработать еще лучше
Когда вы фотографируете объекты или людей, которые находятся рядом, можно использовать вспышку или отражатель. Тем самым легко превратить темные силуэты в настоящие лица прямо во время съемки.
Портрет, который фотограф снял против солнца. Он добавил дополнительное освещение с дистанционно управляемой вспышкой. Canon 5D Mark III, Canon EF 85/1,8, 1/200 с, f/1,8, ISO 100, фокусное расстояние 85 мм
Остерегайтесь пыли
Перед началом работы не забудьте протереть объектив специальной салфеткой (или хотя бы футболкой). Иначе пыль будет подсвечиваться во время съемки против света, и впоследствии оставит пятна на ваших фотографиях.
Вы можете не заметить этого во время съемки, но когда вы придете домой и обнаружите, что половина снятого материала испорчена пятнами от пыли, вы определенно не будете этому рады.
Пыль на объективе фотографа привела к появлению светлых пятен вокруг солнца. Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35/2.8 II, 1/125 с, f/2,8, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм
Остерегайтесь плохих фильтров
Вы можете предотвратить отражение солнечных лучей с помощью фильтров. Между тем, съемка прямо против солнца действительно подчеркивает любые недостатки в УФ-фильтрах, поляризационных фильтрах или вообще в любом другом их виде. Фильтры низкого качества отражают свет между объективом и фильтром, создавая блики света.
Если вам нравится фотографировать с подсветкой, обязательно инвестируйте в хорошие фильтры или вообще их не используйте.
Еще один способ борьбы с отражениями
Иногда даже самые дорогие фильтры не помогают избавиться от отражений. Это обусловлено тем, что некоторые отражения могут образовываться внутри объектива. Вот трюк при использовании штатива: сделайте одну фотографию как обычно, а затем одну, на которой вы закрываете солнце рукой. Это поможет предотвратить уродливые блики.
Если закроете солнце в кадре рукой, избавитесь от нежелательных бликов
Затем объедините фотографии в фоторедакторе и обработайте результат по мере необходимости.
Финальное изображение без отражений. Оно собрано из двух изображений HDR, каждое из которых было собрано из пяти снимков. Всего нужно было снять десять. Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35/2.8 II, около 1/1000 с, f/13, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм
Впечатляющий элемент в композиции
Давайте перейдем к композиции. Вы могли заметить, что на всех предыдущих фотографиях солнце было очень ярким. В вашем подходе к фотографии, вы должны думать о его позиционировании на изображениях, а не действовать по сценарию: «Эх, а вот и подходящий холм! Щелк его!». Вместо этого продумайте, где разместить каждый элемент. Включая солнце на заднем плане.
С другой стороны, у вас не должно быть ослепительных солнечных лучей на каждом снимке. Телеобъективы, прежде всего, сильно подавляют лучи, и они приглушаются даже больше, если солнце не в фокусе.
Помните, солнце всегда видно, но оно не обязательно должно быть главным элементом кадра. Таким образом, даже когда на снимке есть солнце, вы можете сфокусироваться на каком-то другом элементе, например, на каких-то маленьких деталях вокруг вас.
Крупный план травы, с солнцем на заднем плане, чтобы завершить настроение снимка. Canon 5D Mark II, Canon EF 70-200/2.8 II, 1/1000 с, f/5,6, ISO 100, фокусное расстояние 70 мм
Используйте также тени в яркий день. Если вы используете сверхширокоугольный объектив – тогда еще проще можно запечатлеть как солнце, так и тени.
Статуи на площади Святого Петра в Ватикане, отбрасывающие драматические тени в кадре. Canon 40D, Canon EF-S 10-22/3,5-4,5, 1/400 с, f/8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм (16 мм в полнокадровом эквиваленте)
Играйте с видимостью солнца
На большинстве фотографий выше показано полностью видимое солнце. Это самый распространенный случай, и да, он вполне достойно выглядит.
Но также может быть интересно захватить в кадре солнце, частично перекрытое каким-то объектом (например, выглядывающее из-за горы или здания). Это отлично подчеркнет солнечные лучи на снимке. Половину лучей внезапно перекрывает препятствие, которое является самой темной частью фотографии.
Солнце, наполовину спрятанное за зданием у плотины. Canon 5D Mark IV, Canon EF 70-200/2.8 II, около 1/1500 с, f/11, ISO 100, фокусное расстояние 70 мм
Когда препятствие находится рядом, вы можете легко влиять на то, насколько сильно оно перекрывает солнце, становясь на скалу или опускаясь на колени. С другой стороны, если горы блокируют ваш обзор, все, что вы можете сделать, это просто набраться терпения, ждать и быть начеку.
Когда солнечный диск будет плыть за горой, у вас будет примерно пять минут или даже меньше, прежде чем он исчезнет с поля зрения, поэтому ваша обязанность — быть в нужном месте в нужное время. Или вы упустите свой момент.
И стоит учитывать, что довольно часто появляются облака и закрывают солнце на 15 минут раньше. Вот почему все же рекомендуется сделать несколько фотографий заранее, чтобы у вас при любом исходе было хотя бы несколько снимков.
Разрезанное пополам солнце в момент, когда оно выскальзывало из-за горы. Canon 5D Mark IV, Canon EF 70-300/4-5.6 IS, 0,3 с, f/16, ISO 100, фокусное расстояние 165 мм
Последний вариант — изобразить полностью перекрытое солнце в кадре. Это может звучать так, как будто солнце в принцип в кадре не присутствует, и все же оно еще с нами. Сделав несколько шагов влево или вправо, вы можете спрятать солнце и продумать точную композицию.
Спрятать солнце за каким-то элементом сцены — дело нескольких шагов. Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35/2.8 III, 1/250 с, f/16, ISO 100, фокусное расстояние 27 мм
Извлеките пользу из отражений
Из-за интенсивности света, солнце также хорошо видно в отражениях. Если вы снимаете над озером или морем, отражений избежать сложно. Однако можно найти и меньшие поверхности для намеренного их создания.
Солнце отражается во многих местах. Их просто нужно заметить. Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35/2.8 III, 1/500 с, f/14, ISO 400, фокусное расстояние 22 мм
В городе вас ждет еще больше возможностей — вы можете повсюду найти окна, а вместе с ними и отражения.
Отражения в окнах в городе повсюду. Canon 350D, Macro Revuenon 24/4, 1/500 с, около f/4, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм
Подсветка — не только на открытом воздухе
Если вы знаете, как делать фотографии на солнце, вы можете использовать свои знания на всех видах фотографий, даже на портретах. Вы быстро почувствуете, что вы можете делать с камерой.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Источник