Ярило Солнце славянский миф — читать бесплатно
В школе наверное каждый, хоть краем уха, слышал славянский миф о Ярыле-солнце — древний славянский Бог весеннего солнца. В мифе, Ярило — славянский молодой бог, который представляется людям юношей с прекрасной внешностью. Он имеет светлые волосы, что развиваются на ветру, также красивые голубые глаза, мощный прекрасный торс и, самое главное, красивая улыбка. Наверное из-за этих признаков его и нарекли «ловеласом» так как он всегда любил прекрасных земных женщин и богинь, так и в мифе показывается его любовь с Матерью-Землей.
Начинается этот древний миф с описанием Земли: «Как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Темный, жестокий мрак окутал ее с головы до ног, а на поверхности Земли, вообще не было ничего живого, прекрасного и приятного. На ней не было заметно ни движения живого, ни звуков, ни тепла, ни света.» Такой и жила древняя старая Земля, такой ее и видел, прекрасный, лучезарный, жаркий Ярило. Остальные Боги не разделяли желания Ярилы принести на землю тепло и свет, так как до Земли им не было никакого дела. Но упертый Ярило пронзил мрак, тьму своим теплым, светлым взглядом-стрелой и окутало землю прекрасное свечение, тепло, и возродилось на том месте где стоял Ярило прекрасное солнышко которое освещает всю землю и до сегодняшнего дня. И через солнце льется на землю свет и тепло от Ярилы.
Мать-Земля, в свою очередь, под теплым солнышком Ярилы, начала просыпаться и цвести, она раскинулась красками и буйством зелени и цветов. Свет заходил во все уголочки Земли, даже в самые темные, Земля впитывала все светлые и теплые лучи Ярило. После этого Ярило и влюбился в такую Землю, та, в свою очередь, ответила ему взаимностью и наградил ее Ярило синими морями, зелеными лесами и лугами, алыми цветами. От Ярилы и родила матушка Земля множество всего живого. Полюбила Земля Ярило и создала от него самое прекрасное свое творение — человека.
Источник
народный миф о солнце краткое содержание. подскажите пожалуйста. нужно до 1 сентября
В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам: «от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками.. . из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери. » В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек.
И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «. ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился» .
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам: «от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками.. .из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери. » В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек.
И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «. ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился» .
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам: «от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками.. .из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери. » В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек.
И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «. ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился» .
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам: «от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками.. .из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери. » В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек.
И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «. ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился» .
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам: «от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками.. .из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери. » В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек.
И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «. ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился» .
Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и рас тений. И это действительно так!
Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
Источник
Славянский миф «Ярило-Солнце»
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярила в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света.
Мать Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу Яриле, Матери Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум у человека зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь Отца громовую отвечал вещими словами, речью крылатою. И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь. Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Источник
Народный миф о Cолнце
(Фрагмент романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах»)
Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный веселый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.
И все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжей — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и в речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все цветы и злаки перед ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что все замерзнет. Ярило утешил ее, что опять вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших – заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери – опуская их в ложе ее, т. е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой огня человеку. Праздники совершались в долгие летние дни, когда Солнце, не укорачивая ход, начинает расставаться с Землею.
Источник
Пересказ ярило солнце славянский миф
Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Сол-нце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.
В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.
Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.
Миф о солнце
Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил сё, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших заснувшего смертным сном Ярилипа сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери опуская их в ложе сё, т. с. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.
(В пересказе Л. Мельникова-Печерского)
Род создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.
Сварог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
Перун бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.
Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель, воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий легкого ветерка.
Белее — бог достатка, покровитель купцов и торговцев, защитник домашнего скота.
Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило божество, похожее па Купалу, только оживающее весной.
Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Яриды, Куиалы и Даждь-бога. Наши предки делили год па три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.
В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.
Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима, Индии, Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четверкой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Лмоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
В древнегреческих мифах есть своё объяснение того, почему природа то замирает, то возрождается. Об этом повествуется в мифе «Деметра и 1Іерсефоиа». Деметра — богиня плодородия и земледелия. Персефона богиня земного плодородия. Миф связан со сказанием о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир’їчка вийшов?
Не* сам же я вийшов. Дажбог мене вислав — З правої ручейки — літо відмикати,
З лівої ручейки — зиму замикати.
(Украинская народная песня)
Женские образы, созданные художником Константином Васильевым,
прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.
В 1966 г. К. Васильев написал картину «Жница». Девушка стоит, опёршись о берёзку, в глазах мечта, утомлённые руки сжимают серп, а на заднем плане бескрайнее поле неубранной ржи.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?
2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.
3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?
4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?
5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?
6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.
1 Ярило А его породила Земля
2 огонь Б светлое божество, пронизывающее слои мрака
3 человек В божество долгой зимы
7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для
чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.
8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?
9. Рассмотрите картину К. Васильева «Жница». Как вы думаете, есть ли у этой девушки что-то общее с Матерью-Сырой Землёй?
10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.
Источник