Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).
Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).
Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.
Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.
В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.
Источник
Стихотворение и анализ «Сияла ночь луной»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Краткое содержание
Дж.Г. Баррабл. Песня без слов. 1880
В стихотворении рассказывается о счастливейшей поре в жизни Фета: о времени его влюблённости. Это поэтическое воспоминание о любви. Автор обращается к своей возлюбленной: она смогла вызвать в нём любовь, заставив сердце трепетать. Таким началом поэт демонстрирует нам, что эти стихотворные строки посвящены любви. Вспомнив звуки голоса возлюбленной, поэт признаётся: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».
История создания
Специалисты считают, существует две версии – как было создано, и кому посвящено это произведение:
- версия первая – в 1850 г. погибает при пожаре возлюбленная поэта Мария Лазич. Незадолго до трагедии поэт решил порвать любовную связь с Марией: он не мог обеспечить ей достойное существование. До конца жизни он будет корить себя в произошедшем. Это произведение, созданное в 1877 г., посвящено Марии. Позднее Фет включил его в состав сборника «Мелодия»;
- версия вторая – стихотворение посвящено женщине по имени Татьяна Кузьминская. Она была родной сестрой супруги писателя Л.Н. Толстого. Фет, находясь в одной из музыкальных гостиных, был впечатлён её прекрасными вокальными данными. Спустя годы, он, вновь услышав пение Татьяны, написал эти стихотворные строки.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой любовную элегию, являясь образцом «чистого искусства». Данное направление подразумевает отказ от социальной тематики. «Чистое искусство» всегда воспевает любовь и красоту.
Стихотворное произведение поэт написал шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмовки.
Композиция
Произведение построено по закону зеркальной композиции: в нём симметрично описываются картины из прошлого и настоящего. Это позволяет передать читателям эмоции лирического героя.
Стихотворение включает в себя четыре четверостишия, каждое из которых характеризуется своей индивидуальной звукописью:
- Первые две части поэт посвятил описанию прекрасного девичьего пения.
- Последующие две части рассказывают о её повторном пении по прошествии многих лет.
Авторское повествование идёт с постоянно увеличивающимся эмоциональным напряжением, закономерно подводя читателя к кульминационной сюжетной точке – четвёртой строфе: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».
Образы и символы
В произведении сплетены между собой все образы. Они открывают перед читателями богатую палитру чувственных переживаний лирического героя:
- образ лирического героя – это сам поэт. Он предстаёт в роли слушателя прекрасной музыки. Это символ преданности: герой всю жизнь любит свою единственную;
- образ возлюбленной – символ мечты и надежды на лучшее. В любви нашла отражение фраза «дрожащие сердца», «плач»;
- образ музыки – поэт описывает музыку так: «дрожащие струны раскрытого рояля». Музыка, которую исполняет девушка, становится символом возрождения;
- образ природы – поэт описывает природу, когда лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю. Природа символизирует человеческую жизнь: «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Жизнь – это сад, куда опускается ночь.
Темы и настроение
В произведении представлено несколько важных тем:
- Ключевая тема – возвышенная любовь, которая живёт в сердце автора всю его жизнь. Поэт выражает свою душевную боль в каждой строке. Читатель ощущает, что лирического героя терзает светлая грусть о былой любви. Он заново переживает прошлые моменты жизни, мечтая встретиться с любимой после смерти.
- Тема одиночества – лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями, которые не оставляют его многие годы. После смерти любимой, он остался одинок в эмоциональном плане.
- Тема смерти – её ощущают читатели особенно остро. Фет признаётся, что желает вернуть любимую, но она безвозвратно вознеслась на небеса.
Основная идея
Основная идея – это мысль о вечной, бессмертной любви, её неповторимости и ценности. Для искренней любви не существует обстоятельств и времени. Несмотря на то, что время безвозвратно потеряно, лирический герой чувствует: в нём живёт привязанность и преданность любимой женщине. Поэт мечтает о встрече с ней в загробном мире, желает исправить все совершённые ошибки после своей смерти.
Средства выразительности
Средства выразительности помогают нам проникнуться теми чувствами и переживаниями, которые испытывает лирический герой:
- эпитеты – годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», жгучая мука»;
- метафора – «сияла ночь»;
- олицетворение – «лежали тучи», «струны дрожали»;
- эпифора – стилистическая фигура, присутствующая в конце каждой смысловой части стиха: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»;
- синтаксический параллелизм придаёт стихотворению дополнительную силу и смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».
Источник
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .
История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – «сердца жгучая мука».
Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
История создания
Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.
В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.
Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Композиция
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- живопись (254)
- пейзаж (26)
- классическая живопись (24)
- цветы (24)
- религиозная живопись (22)
- фантазии (21)
- городской пейзаж (21)
- символизм, прерафалиты (20)
- живопись Востока (18)
- натюрморты (13)
- иллюстрации (11)
- графика (11)
- арт-деко (9)
- жанровая живопись (8)
- батик (4)
- природа (236)
- животные (234)
- прикладное искусство (219)
- ручная работа (80)
- ювелирное (55)
- стекло (22)
- дизайн (мода и интерьер) (22)
- керамика и фарфор (20)
- скульптура и куклы (14)
- вышивка (6)
- люди и судьбы (168)
- женская доля (61)
- писатели, поэты, художники (30)
- актеры и певцы (25)
- исторические личности (22)
- преодоление (19)
- и в романе не придумаешь (16)
- некролог (15)
- жизнь как служение (15)
- музы живописи и их судьба (11)
- любопытно и забавно (124)
- музыка (123)
- поэзия (117)
- фотография. фотоискусство. (113)
- общество (105)
- архитектура (102)
- цитаты (95)
- я фотограф (91)
- женский образ (88)
- цветочное великолепие (84)
- расширяем кругозор (78)
- психология,тесты,отношения. (76)
- хореография (73)
- фигурное катание (39)
- танец, балет (34)
- мыслишки (67)
- впечатления о фильмах (29)
- разные впечатления (23)
- о любимых актерах (8)
- впечатления о книгах (7)
- праздники (64)
- мое творчество (62)
- рассказы (22)
- коллажи (16)
- клипы (14)
- стихи (7)
- видео (56)
- настроение (49)
- мечты в картинках (46)
- символика, мифология, загадки (45)
- филология (44)
- притчи (43)
- литература (42)
- оформление (40)
- схемы для дневника (17)
- разное (13)
- рамочки для текста (10)
- космос (36)
- К.Лавроненко (26)
- парки, заповедники мира (25)
- история песни (24)
- история вещей (24)
- кулинария (20)
- Е.Дятлов (18)
- мое видео (14)
- ликбез (12)
- В.Борисов-Мусатов (7)
- морская романтика (6)
- как снимались любимые фильмы (6)
- вязание (3)
- Д.Страхов (3)
- здоровье (2)
—Музыка
—Видео
—Я — фотограф
Еще осенние фото.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
«Луной был полон сад» История стихотворения
Стихотворение «Сияла ночь…» было создано А Фетом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен. Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская — сестра жены Л. Н. Толстого — стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: «Когда вы поете, слова летят на крыльях».
Ниже приводится отрывок из воспоминаний Т.Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» о том, как появились стихи.
«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Слова начинались:
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок.
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.
— Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.
И он продекламировал:
Отчего ты при встрече со мною
Руку нежно с тоскою мне жмешь?
И в глаза мне с невольной тоскою
Все глядишь и чего-то все ждешь?
Марья Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:
— Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь.
Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки: «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» — тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его».
Я была очень горда этим отзывом. Он так редко хвалил меня, а все больше читал нравоучение.
Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.
— Это вам в память вчерашнего эдемского вечера.
Заглавие было — «Опять». Произошло оно оттого, что в 1862 году, когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: «Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят».
С тех пор прошло четыре года.
— Афанасий Афанасьевич, прочтите мне ваши стихи — вы так хорошо читаете, — сказала я, поблагодарив его.
И он прочел их. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году — десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. Стихи несколько изменены. Приведу текст, который был мне поднесен:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб только, дорогая,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в ласкающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Источник