Меню

Первая встреча с космосом

Первая встреча с космосом

17 июля 1975 года произошло знаменательное событие — «рукопожатие в космосе» — совместный экспериментальный пилотируемый полёт советского «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Именно в этот день произошла памятная стыковка двух кораблей.

Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей ЛЕОНОВ и Валерий КУБАСОВ, на «Аполлоне» летели Томас СТАФФОРД, Вэнс БРАНД и Дональд СЛЕЙТОН. 17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а ЛЕОНОВ со СТАФФОРДОМ пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом ФОРДОМ.

«Рукопожатие в космосе» стал первым серьезным проектом международного сотрудничества, которое нашло свое отражение не только в отношениях между людьми — космонавтами и астронавтами, но и в технологических процедурах двух стран. Для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона» были образованы рабочие группы. 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.

Реализация стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем КОСЫГИНЫМ и президентом США Ричардом НИКСОНОМ «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй №3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75.

Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в США стыковочный узел, совместимый с АПАС-75. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

При совместном полёте «Союза-19» и «Аполлона» были проведены несколько научных и технических экспериментов:

  • Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;
  • Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
  • Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
  • Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
  • Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.
  • Этот совместный полет стал последним и для программы «Аполлон» — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.

Источник

«Рукопожатие в космосе»: как прошел первый совместный полет СССР и США

Лекии на M24.ru: Алексей Леонов о первом выходе в открытый космос и стыковке «Союз» — «Аполлон»

40 назад, 15 июля 1975 года, состоялся первый в мире совместный полет советских и американских космонавтов. Корабли «Союз-19» и «Аполлон», поднявшись в воздух из разных стран, соединились уже за пределами Земли. Их полет, длившийся 47 часов, оставил след в истории не только Советского Союза и Соединенных Штатов, но и всего мира. О том, как это было — в материале m24.ru

Идея космической операции, в которой были бы задействованы космонавты из СССР и США, возникла еще у Сергея Королева. Выдающийся советский ученый и конструктор называл эту задачу одной из первоочередных после выхода человека в открытый космос.

И если последнее удалось выполнить всего четыре года спустя после полета Гагарина, 18 марта 1965 года, то для того, чтобы воплотить в жизнь советско-американский проект, пришлось ждать почти 10 лет. Причин этому было много: и довольно напряженные отношения между двумя странами, и долгие переговоры, касающиеся технической стороны вопроса.

Нашивка на костюме экипажа

Первая встреча советских и американских космических специалистов состоялась осенью 1970 года после того, как политики пришли к консенсусу относительно целей и задач совместного проекта. Однако окончательно подготовлено все было лишь к концу 1974 года.

Читайте также:  Оформление космос своими руками

Основные задачи программы: создать универсальное спасательное средство, отработать методы совместного управления полетом, а также осуществить совместные научные исследования, эксперименты и спасательные операции в космосе.

В марте 1973 года НАСА объявило экипажи корабля «Аполлон»: в основной состав вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий — Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз»: первый состоял из Алексея Леонова и Валерия Кубасова, во втором были Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третьем — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвертом — Юрий Романенко и Александр Иванченков.

Подготовка к полету

Изначально вторым пилотом американского корабля вместе со Стаффордом должен был стать Джон Суайгерт — один из героев потерпевшего аварию в 1970 году «Аполлона-13». Однако он попал в историю, более известную как «скандал с марками Аполлона-15».

Как оказалось, экипаж пятнадцатого «Аполлона» нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на «Аполлоне-15» не летал, не числился он и среди дольщиков этого нелегального бизнеса, однако был в курсе происходящего в отряде астронавтов.

Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Бренда, до того в космос не летавшего.

Третьим космонавтом «Аполлона», которому доверили роль пилота стыковочного модуля, стал Дональд Слейтон, заместитель директора НАСА по комплектованию экипажей — на тот момент, единственный из первой семерки американских астронавтов (так называемой «Original Seven»), которому так и не довелось побывать в космосе.

Как готовились к полету советские космонавты

Мы с Кубасовым были прекрасно подготовлены. Я прошел все, что только можно: и «Востоки», и «Восходы», и «Союзы», и лунный корабль, и американский корабль, и все орбитальные станции.

И, конечно, когда встал вопрос, кто полетит, не только журналисты, но руководство наше порекомендовало меня. И я попросил, чтобы мы продолжали с Валерием Кубасовым.

Но одной из сложных проблем был язык. Комиссии — американская и советская — определили, что американцы должны знать русский язык, а русские должны знать английский язык. Этот язык назывался «Русский Хьюстон».

Мы начали готовиться. Мне уже было 39 лет, давно уже не студент, язык очень тяжело давался. У меня и в спальне, и в туалете, и в ванной — везде были магнитофоны, я везде себя тренировал.

Мы сдали все экзамены, вдруг председатель комиссии говорит: «Хорошо, а язык где? — «А мы не сдавали экзамен». — «Как же так, вот от нас требуют отчета». Мы закончили сдавать экзамен в 12 часов дня, и я как руководитель программы говорю: «Хорошо, сегодня в 4 часа будем сдавать язык». Но как? Мы ж за неделю его не выучили. Он какой есть, такой есть у нас.

В 4 часа приехала комиссия из Мориса Тореза, из военного института иностранных языков, из МГУ и РУДН. Нас-то всего шесть человек, а их — семь. И начали они нас мордовать с языком.

Мы пошли на них в атаку — мы начали применять свой язык, такой, например, как «субркали», «барбекю-манюла». Они спрашивают: «Что это такое?» Мы говорим: «А вы что, разве не знаете? Это закрутка на Солнце».

Нам всем поставили по четверке, а Юра Романенко, который учил в школе язык и в училище, получил пятерку. Его они назвали «американ дока». Он очень хорошо говорил на английском.

Наконец, 15 июля 1975 в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

Памятная доска, собранная американскими и советскими космонавтами на орбите как символ международного сотрудничества

17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Экипажи знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и, согласно программе, много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю.

Читайте также:  Конкурс алые паруса космос

19 июля корабли расстыковались. Этап полета в сцепленном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд. Затем было проведено повторное соединение кораблей, где отрабатывалось использование стыковочного узла корабля «Союз», а через 2 часа 52 минуты 33 секунды была выполнена окончательная расстыковка.

Историческое рукопожатие между Стаффордом и Леоновым

Самый же главный пункт программы – рукопожатие в космосе и обмен ослепительными улыбками – прошел наилучшим образом. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» — 25 июля. Установился контакт между космическими отраслями СССР и США. Однако следующий совместный пилотируемый полет состоялся лишь через 20 лет в рамках программы «Мир» — «Шаттл».

В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 миллиметров ртутного столба), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, а также формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров.

Закончили мы подготовку — все. Большая, как они говорят, вечеринка. И мы уже должны отчитаться о чем-то. Ну, я решил блеснуть знанием языка, экзамен же. Я рассказываю, что мы сделали, что мы готовы.

В конце концов я решил им пожелать жизни, полной успеха: «I want to wish you successful life». И при этом я в одном слове потерял частичку, и смотрите, что получилось: «I want to wish you sexful life».

Это был взрыв. Сейчас уже никто не помнит, какие научные эксперименты мы делали. Но «sexful life» все помнят. Прошло 10 лет. Мы праздновали юбилей, и академик Флетчер, президент NASA, мне вдруг говорит: «Генерал, я прошу вас произнести речь, и ошибитесь, пожалуйста, как в прошлый раз».

Источник

Встреча над Эльбой: 40 лет назад началась экспедиция «Союз» — «Аполлон»

МОСКВА/ВАШИНГТОН, 15 июля. /Корр. ТАСС Алексей Песляк, Милена Синева, Иван Лебедев/. 40 лет назад советский космический корабль «Союз» впервые в истории осуществил стыковку с американским кораблем «Аполлон». По просьбе ТАСС командир экипажа «Союза» Алексей Леонов вспоминает, как готовился, чуть не был отложен, но все же состоялся в срок этот исторический полет.

Полет кораблей «Союз» и «Аполлон» начался 15 июля 1975 года и продолжался, соответственно, около шести и чуть более девяти суток. Через два дня после старта корабли совершили стыковку и находились в таком состоянии 46 часов 36 минут.

Инициатива Никсона

Даже в обстановке холодной войны нашлись люди, которые предложили реализовать программу стыковки двух космических кораблей, вспоминает Леонов.

«Поступок этих людей говорит о глобальном мышлении, о большой заботе обо всем человечестве, а не о своей выгоде. Проявил инициативу президент США Ричард Никсон. Он позвонил председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и предложил реализовать программу стыковки двух космических кораблей на орбите, чтобы космонавты и астронавты поработали вместе и обратились к жителям Земли с одним лозунгом: «Ребята, давайте жить дружно», — рассказал Леонов.

Позднее Никсон прилетел в Советский Союз, где им и Леонидом Брежневым был подписан соответствующий документ, и советский экипаж представили главам государств.

Встреча не по сценарию

Еще до старта «Союза», при проверке оборудования, обнаружили отказ телевизионной системы.

«Она представляла собой набор из пяти цветных телекамер. Мы узнали об этом еще на Земле. Даже стоял вопрос о переносе старта на сутки. Но министр общего машиностроения Сергей Афанасьев принял жесткое решение – стартовать в запланированный день», — отметил космонавт.

Позднее выяснилось, что отказал коммутатор телевизионной системы, и его надо было просто убрать. Примерно в это же время американские астронавты обнаружили, что на «Аполлоне», который уже был на орбите, не работает люк из корабля в переходной модуль.

«Для ремонта телевизионной системы у нас были только ножницы, специальные ключи и отвертка. После выведения «Союза» на орбиту мы получили инструкцию, что делать. Мы сняли три болта, чтобы демонтировать комутатор, а на четвертом болте сломались отвертка и ключ. Но я еще на Земле купил охотничий нож, у которого были два лезвия и отвертка, заменил аварийный нож на свой, достал отвертку и сбил ненужный болт», — рассказал Леонов.

В итоге космонавты сняли коммутатор и сделали новую схему без него.

Читайте также:  Живое наблюдение за космосом

«Система заработала и связь пошла. Мы потратили на это ночь. Американцы тоже исправили люк на «Аполлоне», и мы в заданное время пошли на сближение и состыковались», — вспоминает командир корабля.

По сценарию открытие люка и рукопожатие должно было произойти над Москвой, рассказывает Леонов. Но процесс стыковки ускорился.

«В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой – это символично. Я пожал Стаффорду руку и втащил его в наш корабль. За столом мы сидели все вместе в нашем корабле», — сказал Леонов.

Стыковка на всю жизнь

Сейчас из пятерых членов экипажей «Союза» и «Аполлона» живы только трое – Леонов, командир американского корабля Томас Стаффорд и астронавт Вэнс Бранд. Дональд Слейтон умер в 1993 году, а Валерий Кубасов ушел из жизни в прошлом году.

Бортинженер Кубасов был из группы, набранной в НПО «Энергия», говорит Леонов.

«Он уже летал в космос, когда проводилась первая в космосе сварка внутри корабля. Потом мы вместе летали. Он был первым командиром экипажа станции «Салют», но за 11 часов до старта нас поменяли. Полетели Волков, Добровольский и Пацаев, которые погибли при возвращении на Землю», — вспоминает он.

Слейтон – бывший военный летчик, участник войны, бомбил Берлин, был руководителем группы американских астронавтов. Это был его первый полет, Бранд тоже летел в первый раз, а Том Стаффорд уже четвертый раз побывал на орбите.

С Томом мы дружим до сих пор, рассказывает Леонов. Он назвал своего внука в честь меня — Алексеем. А я назвал внучку Кариной в честь дочки Стаффорда.

«Леонов и Кубасов для меня как братья», — признается Стаффорд.

Леонов и Стаффорд убеждены, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное историческое значение. «Может быть, впоследствии это помогло разработать нынешнюю программу Международной космической станции», — говорит Стаффорд .

«Только ненормальные люди могут нарушить те отношения, которые у нас сейчас в космосе с США, — добавляет Леонов. — Мы продлили работу МКС до 2024 года. Этим объектом сегодня управляют новые российские и американские пилоты. Никогда за эти годы у нас с американскими партнерами не было никаких проблем. Мы и на Марс можем вместе полететь, только решение об этом должно быть подписано правительствами двух стран, а не какими-то инвесторами».

Швейцарский производитель часов Omega выпускал две серии памятных часов, посвященных экспедиции. В 1975 г. была выпущена ограниченная серия из 500 наручных часов Speedmaster Professional с изображением логотипа экспедиции на циферблате и рисунка стыкуемых кораблей на тыльной стороне. В честь 35-летия экспедиции в 2010 г. Omega выпустила ограниченную серию (1975 экземпляров) наручных часов той же модели. Для изготовления циферблата использовался материал из настоящего метеорита, на обратной стороне часов выгравирован момент стыковки советского и американского космического кораблей. В 1975 г. фабрика «Новая заря» и американская фирма Revlon выпустили 200 тыс. духов EPAS (экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз»). Сами духи были российскими, упаковка и дизайн флаконов — американскими. В 1975 г. после успешной стыковки советского и американского кораблей Главтабак по поручению Совета министров СССР разработал новую марку сигарет «Союз» — «Аполлон». Для создания рецептуры были привлечены американские специалисты из компании Philip Morris. Первоначальный дизайн для пачки сигарет разработал космонавт и художник-любитель Алексей Леонов. Производство на табачном заводе «Ява» в Москве продолжалось 5 лет, всего было выпущено около 500 млн сигарет. Делались сигареты из смеси табака из Молдавии и американского штата Вирджиния, контроль качества осуществляли американские специалисты. Возобновилось производство «Союз» — «Аполлон» в 1996 г. на Краснодарской табачной фабрике, но уже по новой рецептуре. На российском рынке марка занимает бюджетную ценовую нишу, с долей около 1,5% от общего числа продаваемых в России сигарет. Также в 1975 г. были изданы серии почтовых марок СССР и США различных номиналов, в продажу поступили тематические наборы конфет (коробки для них, так же, как и к сигаретам «Союз» — «Аполлон», оформлял Алексей Леонов). Памятные монеты в честь полета выпускали в 1989 г. Маршалловы острова (50 долларов, серебро), а в 2009 г. — Казахстан (50 тенге из сплава меди, никеля и цинка (нейзильбера) и 500 тенге — из серебра и тантала).

Источник

Adblock
detector