Пифагор — Повелитель Чисел
Да, я прекрасно понимаю, что мемы про Пифагора устарели еще 2400 лет назад, но кто меня остановит)))
Как вы уже могли догадаться, на нашем хирургическом столе сегодня Пифагор. В 570-ом году до нашей эры родился необычный малыш. Родители его были знатного происхождения вопреки многим «ремесленническим» версиям, которые не выдерживают критики, ведь Пифагор участвовал и в политической жизни и никак не мог заниматься ремеслом.
Его имя… Все наверняка помнят Пифию из Матрицы — мы уже взрослые и знаем, что персонажей своих называем так, чтобы раскрыть самую их суть. Пифия была жрицой-прорицательницей Дельфийского оракула. Согласно преданию, однажды отцу Пифагора Самосского явилась Она и рассказала, кем будет его сын. В честь этого он переименовал жену в Пифаиду, а сына в Пифагора. Переименовал жену… хахпхап… Простите, продолжим.
Пифагор много путешествовал: он побывал в Египте, изучая медицину у жрецов; работал в Вавилоне с местными магами. Говорят, что Пифагор был даже в гостях у Заратустры, где достиг просветления. Также он был на Крите, учился у финикийцев и халдеев, посещал Индию, обращался к кельтам и иберам — это, кстати, праиспанцы в каком-то смысле. Выходит, что Пифагор — своеобразный Геракл того времени, правда в другом векторе развития.
Пифагор в 40 лет покидает Самос из-за политических бесов. Позже в Италии вокруг него образуется «школа», хотя это было намного больше похоже на монастырь. Попасть в неё было не так просто. Пифагор придумал испытания, похожие на Египетские, но несколько проще, поскольку впечатлительные греки вряд ли поняли и стали бы выполнять опасные для жизни «задания».
На первом этапе пришедший по рекомендации родителей новичок, допускался только в гимнастический зал, где с такими же, как он, молодыми людьми упражнялся в метании дротиков и беге. В зале царствовала атмосфера вежливости и доброжелательности. Пресекались громкие крики, бахвальство атлетов своей силой или мускулами. Запрещалось единоборство, которое, по мнению Пифагора, наряду с развитием ловкости, «прививает» гордость и уподобляет людей, стремящихся к истинной дружбе, диким зверям. Новичок узнавал эти правила из общения с пифагорейцами. Его приглашали участвовать в беседах, при этом предлагали свободно высказывать свои мысли и оспаривать чужое мнение. Всё это делалось благожелательно, с изящной деликатностью. Учителя зорко наблюдали за ним, не делая никаких замечаний. Иногда появлялся Пифагор и тайно следил за жестами и речью новичка. Он придавал большое значению походке и тому, как смеется ученик, считая, что смех раскрывает сущность человека и показывает, добрый он или злой. На основе этих наблюдений учителя составляли мнение об ученике и возможности его участия в следующих испытаниях.
На следующем этапе ученику необходимо было провести ночь в пещере, про которую ходили слухи, что в ней появляются привидения. Юношей, отказавшихся от участия в испытании или бежавших из пещеры, считали недостойными проходить посвящение.
Более жестоким было нравственное испытание. Внезапно ученика заключали в келью на 12 часов. Ему давали доску и задание: найти тайный смысл какого-нибудь символа. Из еды только хлеб и вода. По истечении заданного времени его вводили в зал, полный пифагорейцев, которые обязаны были осмеивать испытуемого самым беспощадным образом. Голодный и униженный невозможностью решить задачу ученик должен был овладеть собой и сохранить спокойствие. Если испытуемый плакал, ругался или бросал доску, его считали недостойным посвящения и изгоняли. Те же молодые люди, которые сохраняли присутствие духа, спокойно и разумно отвечали на насмешливые крики, торжественно принимались в школу. Какой-то древнегреческий буллинг, только вообразите: «Боже, этот мальчик даже не смог распознать тот символ, как же он … Он наверное еще и в Индии не был…».
Одним из учений Пифагорейской школы было гипотеза о том, что абсолютно все можно вычислить. Однажды, когда наш герой занимался астрономией, его взяли на «слабо» и попросили посчитать все песчинки во вселенной. Ну, а что Пифагор — взял и посчитал)) Трушный был мужчина. Также он благодаря своей треклятой теореме обнаружил число 1²+1²=x² — x=√2 — неисчислимое число)) Дошло до того, что это скрывали на протяжении многих лет, что, конечно, сейчас нонсенс.
Считается, что именно Пифагор ввел слово философ. Однажды его спросили: «Хто ты?», он ответил: «Философ»
Чтоб вы понимали, такого слова еще не было, дословно это переводилось как «любомудр». Одним из философских движений, связанных с Пифагором считается матемпсихоз)))) Эта идея схожа с реинкарнацией. В школе считали, что Пифагор — перерождённый Гермес. Аристотель приписывал ему также и нумерологию. Основная идея Пифагора звучала так: «В основе всех вещей лежат числа или отношения чисел». Хоть она и была неверной, но была актуальной и полезной в то время.
Источник
6. 11 Пифагор. Третья ступень. Вселенная
В чём заключалось учение Пифагора о Вселенной?
Из книги «Великие Посвящённые» Эдуарда Шюре:
(стр. 260) «Ученик получил от Учителя все основы священной науки. Благодаря этому первому посвящению, с него как бы спала густая чешуя, которая закрывала его духовное зрение. Разрывая сверкающий покров мифологии, посвящение отрывало его от мира видимого, чтобы бросить его в безграничное пространство и погрузить в световые волны высшего Разума, откуда Истина излучается на все три мира.
Но наука чисел была лишь вступлением, предварительной подготовкой к великому посвящению. Вооружённый этими знаниями он должен был спуститься с высоты Абсолютного в глубины природы, чтобы схватить божественную идею в процессе образования вещей и эволюцию человеческой души на протяжении всех миров.
Материальная и духовная эволюция мира – два противоположные и в тоже время параллельные и соответствующие движения на лестнице бытия. Одна объясняет другую, а взятые вместе, они объясняют мир. Материальная эволюция выражает собой проявление Бога в материи посредством воздействующей на неё Мировой Души. Духовная эволюция представляет собой рост сознания в индивидуальных монадах и усилия их воссоединиться через цикл жизней с Божественным Духом, из которого они изошли».
Происходит постепенное изменение форм органической жизни, необходимое для познания материального мира. Это с одной стороны, а с другой происходит развитие сознания индивидуальной монады.
«Смотреть на мир с точки зрения физической или духовной, не означит рассматривать различные объекты; это значит смотреть на мир с двух противоположных сторон. С земной точки зрения, разумное объяснение мира должно начинаться с материальной эволюции, потому что мир представляется нам именно с этой стороны; но, показывая нам творчество мирового Духа в материи и дальнейшее развитие монад, объяснение это приводит нас незаметно к духовной точке зрения и заставляет нас от внешней формы перейти внутрь вещей, с поверхности углубиться в самую суть. Так, по крайне мере, смотрел Пифагор, который видел во вселенной живую Сущность, воодушевленную великой Душой и великим Разумом. Вот почему вторая часть его учения начинается с космогонии».
Не означает ли это, что если человек и вселенная созданы по одному и тому же принципу (разум, душа, тело — пространство), то и Абсолют имеет такое же строение, но в безпредельности? Безпредельное Сознание и безпредельное Пространство.
«В центре вселенной Пифагор ставит огонь (относительно которого солнце – лишь отражение). В эзотеризме же всего Востока Огонь есть символ Духа, божественного, вселенского Сознания».
Огонь, Вселенский Разум, Дух, Вселенское Сознание – это разные аспекты одного и того же. Думаю, что к ним можно отнести и Информацию.
«Таким образом, то, что наши философы обыкновенно принимают за физику Пифагора и Платона, ничто иное, как образное описание их тайной философии, ясной для посвящённых, но непроницаемой для непосвящённых, тем более, что её выдавали за простую физику. Следовательно, в ней мы должны искать нечто вроде космографии жизни души, не более того.
Подлунная сфера означает ту сферу, в которой проявляется земное притяжение, и называется она «кругом рождения». Этим посвящённые хотели сказать, что земля для нас – область телесной жизни. В ней происходят все процессы, сопровождающие воплощение и развоплощение душ».
Означает ли это, что попасть в мир планет Солнечной системы человек может только в астральном теле?
«Сфера шести планет и солнца соответствует восходящим категориям духов. Олимп, понимаемый как вращающаяся сфера, именуется небом неподвижных звёзд, потому что он символизирует сферу совершенных душ. Таким образом, эта младенческая астрономия скрывает за собой духовное воззрение на вселенную.
Своим ученикам третьей степени Пифагор объяснял двойное движение земли. Не обладая точными измерениями современной науки, он – тем не менее – знал, как и жрецы Мемфиса, что исшедшие из солнца планеты вращаются вокруг него, и что звёзды – те же солнечные системы, управляемые такими же законами, как и наша система, и что каждая из них имеет своё определённое место в великой вселенной».
Как понять «исшедшие из солнца планеты»? Имеющие один и то же исток? Сущности планет являются частями Сущности солнца?
«Он знал также, что каждый солнечный мир образует маленькую вселенную, которая имеет своё соответствие в мире духовном и обладает своим собственным небом. Планеты были как бы ступенями ведущей к нему лестницы. Но эти идеи, способные перевернуть всю народную мифология, показались бы толпе кощунственными, и поэтому они никогда не высказывались публично. Их передавали не иначе, как под строжайшей тайной.
Некоторые странные определения, дошедшие до нас в виде метафор, которые и принадлежат тайному учению Пифагора, позволяют предполагать, если их понимать в их оккультном значении, какое величавое представление о Космосе имел Пифагор. Говоря о созвездиях, он называл малую и большую медведицу: «руки Реи-Цибеллы». Эзотерически Реа-Цибелла означает астральный вращающий свет, Божественную Супругу вселенского Огня или Духа Творца, который, сосредотачиваясь в солнечных системах, притягивает нематериальную суть существ, схватывает их и втягивает в водоворот жизней».
Получается, что созвездия (невещественное тело) это части какой-то громадной Сущности?
«Он также называл планеты: «собаки Прозерпины». Это странное выражение имеет определённый эзотерический смысл. Прозерпина, богиня душ, руководила их воплощениями в материю. Следовательно, Пифагор назвал планеты «собаками Прозерпины» потому, что они удерживают и охраняют воплощённые души, как мифологический Цербер охраняет души в аду.
Видимая вселенная, говорил Пифагор, небо со всеми его звёздами, есть ничто иное, как преходящая форма Мировой души, великой Майи, которая сосредотачивает материю, разбросанную в безконечном пространстве, а затем растворяет её и разбрасывает в виде невесомого космического флюида. Каждый солнечный вихрь обладает частицей этой Мировой Души, которая в течение миллиона веков развивается в его лоне с особой, свойственной этому вихрю энергией и мерой.
Что же касается сил, царств, пород и живых душ, которые долженствуют явиться на светилах этой малой вселенной, — они приходят от Бога, они спускаются от Отца; то есть они исходят из высшего духовного порядка и из предшествовавшей материальной эволюции, иными словами – из потухшей солнечной системы.
Из этих духовных сил, одни абсолютно безсмертны и они руководят образованием нового мира; другие же ожидают его рождения в состоянии космического сна, чтобы, сообразно своему роду и в соответствии с вечным законом, снова вступить в ряды видимых существ.
Между тем, солнечная душа и её центральный огонь, непосредственно движимый великой Монадой, работает над расплавленной материей. Планеты – дочери Солнца. Каждая из них, созданная присущими материи силами притяжения и вращения, одарена полусознательной душой, исшедшей из солнечной души, и имеет свой особый характер, свою специальную роль в эволюции. Так как каждая планета есть особое выражение Божественной Мысли, и каждая исполняет особую функцию в планетной цепи, то древние отождествили имена планет с именами великих богов, которые представляют собой божественные качества, действующие во вселенной.
Четыре элемента, из которых образовались светила и все существа, обозначают четыре постепенных состояния материи. Первый из них, как самый плотный и самый грубый является самым несовершенным проводником духа; последний, самый тонкий элемент в то же время наиболее родственный духу, является наиболее совершенным проводником.
Земля представляет состояние плотное; вода – жидкое; воздух – газообразное; огонь – невесомое состояние. Пятый элемент, эфир – представляет собой состояние материи столь тонкое и подвижное, что оно уже лишено атомистичности и обладает свойством всепроникающим. Это и есть первичный космический флюид или астральный свет.
Затем Пифагор беседовал с своими учениками о космических изменениях земли по египетскому и азиатскому преданию. Он знал, что расплавленная земля была первоначально окружена газообразной атмосферой, которая постепенно охлаждаясь, превратилась в жидкость и образовала моря. По своему обыкновению, он синтезировал свою мысль в аллегории, выражаясь, что моря были образованы из слёз Сатурна (космическое время).
Но вот появляются царства природы и невидимые зародыши, витающие в эфирной ауре земли, вихрями носятся они в её воздушном покрове, а затем привлекаются в глубокое лоно морей и на первые выступившие из вод континенты. Ещё смешанные, растительный и животный миры являются почти одновременно.
Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона подбора, но и вследствие основного закона проникновения в землю сверхфизических сил и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на земном шаре появляется новый вид, это означает, что более высокого души воплощаются в данную эпоху в потомках прежнего вида для того, чтобы поднять его на высшую ступень, формируя и преобразуя его по своему образу».
Источник
Краткая история Вселенной
Николай Дорожкин, 2019
«Краткая история Вселенной» откроет перед тобой удивительный мир звёзд, планет, комет и туманностей. А также расскажет о том, как представляли себе устройство Вселенной в древности и сейчас, кто придумал телескоп, как ученые открывали планеты и их спутники. Ты узнаешь, чем отличались модели мира Птолемея и Николая Коперника, увидишь обсерваторию Тихо Браге, солнечную корону и облачные вихри в атмосфере Венеры и еще многое-многое другое. Для среднего школьного возраста.
Оглавление
- Земля в представлении древних
- Земля имеет форму шара
- Они решились измерить Землю
- Тяга земная и силы небесные
- Где верх и низ у земного шара?
- Мир по Пифагору
- Мир по Платону и Аристотелю
- Мир по Птолемею
Из серии: Краткая история всего
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткая история Вселенной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Мир по Пифагору
Со времен Пифагора (580–500 гг. до Р.Х.) учеными античного мира было признано, что Земля имеет форму шара. Но как известно, решение одной задачи ставит перед людьми несколько новых нерешенных задач. Так и здесь. Допустим, что Земля — шар. Тогда непонятно, на чем этот шар держится, стоит ли он на месте или движется в пространстве? И если движется, то куда и каким образом?
Именно в научной школе Пифагора (так принято называть союз ученых-единомышленников) родилось понятие «космос». Сподвижники Пифагора, пифагорейцы, исходили из того, что в природе возможны два состояния — порядок и беспорядок. Беспорядочное состояние назвали словом хаос. В отличие от хаоса упорядоченное состояние получило название космос, что означает одновременно «порядок» и «красота». Со времен Пифагора слово «космос» стало синонимом таких понятий, как «мир» или «Вселенная».
Шар из слоновой кости
Тем, кто бывал в музее культур народов Востока, приходилось видеть старинные изделия из слоновой кости — произведения искусства китайских и японских мастеров. Особое внимание привлекает многослойный шар с несколькими отверстиями. Через эти отверстия видно, что внутри наружного шара находится меньший пустотелый шар, который может свободно вращаться в любом направлении. Внутри этого шара — снова шар, еще меньший, и так далее. Изготовлением подобных шаров увлекался и Петр I, «царь-мастеровой». Некоторые из таких дорогих игрушек состояли из 10 и более концентрических шаров. Есть предположение, что эти шары должны были изображать строение Вселенной.
Именно так, в частности, устроена наша Вселенная по представлениям пифагорейской школы. В самом центре Вселенной — неподвижная Земля. Земля, по мнению Пифагора, висит во Вселенной без всякой поддержки. Вокруг Земли вращаются, одна внутри другой, девять сфер. Это сферы Луны, Солнца и пяти планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Дальше всех расположена звездная сфера. Это была очень красивая картина Мира и Порядка — одним словом, Космос.
Система мира по Пифагору
Как известно, Пифагор во всех своих теоретических построениях исходил из того, что Миром правит Всеобщая Гармония. Это значит, что все в природе упорядочено, взаимосвязано и соразмерно, все можно выразить словом, звуком и числом. Отсюда следовало, что при вращении этих сфер звучит музыка, а расстояния между планетными сферами выражены числами, которые соответствуют музыкальным интервалам в 1 тон, 1/2 тона, 3/2 тона… Интервалу в 1 тон соответствовало расстояние в 1 стадий, или 185 метров. Сейчас можно, конечно, иронизировать над «музыкой сфер» и теорией, по которой Луна от Земли не дальше, чем Нью-Йорк от Москвы. Но при этом надо помнить, что жили эти люди более 2500 лет назад.
Интересно, что один из учеников Пифагора, Филолай, тогда еще предложил свой вариант строения Мира, отличающийся от гипотезы учителя. Он утверждал, что в центре всех сфер находится не Земля, а некий центральный огонь, который дает свет и тепло всем другим небесным телам. Земля, как и все планеты, вращается со своей сферой вокруг этого огня. К известным тогда планетам Филолай добавил еще и «противоземлю», которая находилась на своей сфере ближе всех к центральному огню, но всегда напротив Земли и поэтому не видна. Солнце тоже вращается вокруг огня, но в отличие от планет своей гладкой блестящей поверхностью отражает его свет, передавая планетам. Система Филолая не нашла признания ученых коллег. А ведь он был ближе к истине, несмотря даже на этот странный «центральный огонь» вместо Солнца…
Такой видел модель мира последователь Пифагора
Более поздние философы усмотрели в картине Пифагора кое-какие странности. Их смутило наблюдаемое поведение планет. В отличие от Солнца и Луны планеты чертили по небесной сфере какие-то петлеобразные фигуры. Создавалось впечатление, что планеты движутся не кругами, как им положено по мысли Пифагора, а как-то иначе. Надо было продолжать поиск истинной картины, полностью соответствующей гармонии мироздания.
Источник