Меню

Петух как символ солнца

Что символизирует образ Петуха?

2017 год, который мы недавно встретили, в восточном календаре отмечается как год Петуха. Всем это известно, конечно.
Символами года пестрят все журналы и газеты, все сайты и странички в соцсетях.
Однако не все знают, что кроме стран востока, где Петуху принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле, Петух занимает важное место и у других народов.
Петух в странах Европы — Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения (в средневековье на шпилях домов и церквей устанавливали флюгера в виде петухов, как символ готовности встретить утреннюю зарю).
Он олицетворяет бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность.

Петух связан с зарёй, Солнцем и светом у всех народов. Исключение составляют скандинавы и кельты. У этих народов Петух является посланником загробного мира, но от этого его образ не становится менее значительным, так как именно Петух управляет душами, призывает их на битву и предупреждает богов об опасности.
В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания).

В христианской традиции петух является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.

Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха (вспомните «Вий» Николая Гоголя).

Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен.

На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра.
Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.

То есть петух вполне христианский символ.
Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.

На Руси петуха дарили на новоселье, вышивали его образ на свадебных полотенцах.

Петух оберегает дом от нечистой силы и от пожара, помогает хозяйке вести домашнее хозяйство (видимо, хозяйке приходится «вставать с петухами»).
Петух так хорош, что его можно по праву назвать птицей счастья 🙂
В общем, дарить петуха можно и нужно не только на Новый год, и не только в 2017 году!

Источник

Петух

Точность Выборочно проверено
Полнота базовая
Читаемость приемлемая
петух лат. gallus франц. chante-clair — букв. «поющий рассвет»

Одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах [1] .

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.

Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца [2] .

Широко представлены представления о двойственном характере птицы. Тема петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о нём. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности петуха отражено и в других загадках.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» — бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала.

Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха [3] .

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

  • светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
  • чёрный — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).
  • Солнце, солнечные божества, рассвет;
  • мужской принцип, активность, пробуждение;
  • слава, превосходство;
  • смелость, храбрость, мужество;
  • осторожность, бдительность, бодрствование, надежность;
  • предвиденье;
  • (духовное) возрождение;
  • борьба, война, битва, бой, призыв к бою;
  • гордыня, высокомерие;
  • похоть;
  • пожар — красный
  • божий суд;
  • зло, колдовство, дьявол, смерть — черный петух.

Содержание

Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.

У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

У египтян означает бдительность и предусмотрительность.

Как у греков, так и у римлян олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою). Он бдителен и всевидящ, как и солнце; своим кукареканьем он возвещающее приход рассвета и распугивает демонов ночи. В то же время петух (в первую очередь — черный), несомненно, выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.

Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания:

  • Зевса;
  • Аполлона — как вестник Солнца;
  • Асклепия (Эскулапу)- как образ целительной смерти-возрождения (хтонической);
  • Ареса (Марса);
  • Меркурия;
  • Приапа;
  • Афины;
  • Деметры;
  • Персефоны-Весны — как символ обновлением жизни;
  • Аттиса — как символ весеннего плодородия;
  • Лар — обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки.

Принесенный в жертву Приапу или Асклепию, он должен вызывать исцеление [4] .

Преобладание позитивной символики птицы своим пением изгоняющие даже львов и василисков обусловило популярность петуха как символа, изображаемого на геммах, амулетах, вооружении (защитном) и, иногда, на надгробных памятниках. Последние представлены образами петуха кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца [5] .

Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды.

Символ «третьей стражи» — отрезка времени между полуночью и зарей.

У кельтов петух — хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.

В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

У скандинавов петух — птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

У восточных славян петух — «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.

петух лат. gallus франц. chante-clair — букв. «поющий рассвет»

Одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах [6] .

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.

Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца [7] .

Широко представлены представления о двойственном характере птицы. Тема петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о нём. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности петуха отражено и в других загадках.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» — бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала.

Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха [8] .

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

  • светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
  • чёрный — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

Источник

Читайте также:  Чем укрывают теплицы от солнца

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector