50 оттенков ночи на полотнах живописцев
Насладитесь очарованием лунного света на картинах великих художников.
Поэты, писатели, художники и другие деятели искусства не раз обращались в своих произведениях к загадочности и таинственности ночного сюжета. Такие картины словно волшебными чарами окутывают зрителей и буквально притягивают их взгляды к себе.
Разновидностей пейзажного жанра в искусстве множество, но отдельного внимания заслуживают именно ночные пейзажи. Основоположником «пейзажей под луной» принято считать талантливого живописца XVII века Арт ван дер Нера. Визитной карточкой художника стало изображение луны в просветах лёгких облаков или её отражение в воде ночных рек. Художник не расставляет яркие акценты в своих композициях, но от этого его картины не становятся скучными. Интересно то, как Арт ван дер Нер с помощью приглушённых оттенков наполняет свои пейзажи спокойствием и тишиной. Художник в своих ночных сюжетах в основном использует синие, жёлтые, коричневые, розовые и белые оттенки.
Другой, более известный российскому зрителю пейзажист – Иван Константинович Айвазовский прославился на весь мир прежде всего своими морскими пейзажами. В них он старался изобразить движение водной стихии, наполняя её характером и энергией. Полотна, на которых Айвазовский изображал пейзажи при свете луны, выглядят не менее выразительно. Изяществом проникнута его картина «Одесса ночью». На ней яркий свет луны равномерно освещает всё вокруг: горы, уединённый дом, корабль. Многие критики считают Айвазовского первым художником, который смог наиболее реалистично изобразить движение лунного света и течение воды. В цветовой гамме картины преобладают жёлтые, «лунные» оттенки, а также синие, зелёные, серые и красные цвета.
На картине «Буря ночью» Айвазовский с помощью желтого свечения луны акцентирует внимание зрителя на одиноком корабле в открытом и бушующем море. Если подольше рассматривать происходящее на полотне, то может показаться, что вся композиция оживает и начинает двигаться. Изумрудный цвет моря ближе к горизонту становится всё темнее и насыщеннее. Художнику гармонично удаётся сочетать синие, фиолетовые и жёлтые оттенки.
Замечательные ночные пейзажи можно встретить и в творчестве Архипа Куинджи. Одной из наиболее известных его работ является «Лунная ночь на Днепре». Из-за реалистичности пейзажа художника при жизни обвиняли в сделке с дьяволом. Но его секрет заключался в том, что в своих работах он использовал битумные краски, которые после высыхания становились матовыми, а уже после живописец добавлял на полотно алюминиевую и бронзовую пудру, придавая картине едва уловимый блеск.
В работе Куинджи «Ночь на Днепре» нельзя не отметить тщательную работу над деталями. Мерцающего и вибрирующего лунного отражения на воде художник добился с помощью нанесения тонких тёмных штрихов на серебристую гладь Днепра. Благодаря свечению луны, прибрежные камни, мельница, облака и заросли трав становятся более заметными. Вследствие мастерского сочетания холодных оттенков воды и тёплых тонов земли ночной пейзаж Куинджи выглядит объёмным. Многое в природе восхищало художника и особое место в своём творчестве он посвятил горам Кавказа, которые при свете луны выглядят особенно великолепно, например на картине «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Цветовая палитра его работ представлена жёлтыми, тёмно-синими, тёмно-зелёными и серыми оттенками.
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.
Какие? Вот это мы сейчас и узнаем .
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.
Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины. Именно «достоявшиеся» — в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа — стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника — поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.
Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907
И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».
К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.
И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.
Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.
Источник
Лунная ночь в полнолуние:
река, холмы, леса, луга и поля
Ночь полнолуния 12 июля 2014 обещала быть необычной. Это первое суперлуние 2014 года. Луна в эту ночь полнолуния приблизится на самое близкое к Земле расстояние, и для наблюдателей будет выглядеть больше на 14% и светлей на 30%.
Я не поступил примитивно и не приехал на машине «на фотосессию» снимать на фото луну в эту необычную ночь полнолуния.
Нет, я пришел любоваться Большой Луной в ночь полнолуния пешком издалека как паломник.
Я надеюсь, что лунная ночь оценит проявленное мною усердие и раскроет мне свои тайны.
В этот поход в лунную ночь в полнолуние я пригласил тонких ценителей лунной красоты поэтов-странников из Старой Японии.
Еще днем тщательно изучил местность для лунного пейзажа (смотри первую часть очерка) и с радостным томлением ожидал наступления лунной ночи.
И вот на Западе садится Солнце.
Но где же Луна? Восточную часть неба от меня заслонял высокий лес.
Побежал вдоль реки, ища просвета в деревьях.
Все произошло внезапно, настолько внезапно, что я был ошеломлен.
Огромная бледно-желтая Луна уже взошла на сиреневом небосклоне! Лунная ночь, долгожданная ночь полнолуния — началась!
Весь очарованный, забыв про запланированный маршрут, я пошел навстречу Луне.
Какая безупречно ясная безоблачная лунная ночь полнолуния.
В эту ночь я солдат Королевы.
В сумерках выпала густая роса. И луговые травы заблестели в лунном свете. Надел сапоги, но трава была выше плеч, и это не спасло. Я шел навстречу Луне, и вскоре был совсем мокрый. Но лунная ночь, ночь полнолуния была совсем теплой. Поэтому то, что вымок, было даже приятно.
Через некоторое время в просвет в деревьях вышел в ржаное поле. Лунная ночь, ночь полнолуния набрала максимальную силу. По сравнению с ночным походом к Щучьему городку в темную безлунную ночь в июне было поразительно светло. Луна — «солнце неспящих» — ярко светила.
Дул легкий ветер, ржаные колосья колыхались и светились в лунном свете, как какие-нибудь водоросли в Саргасовом море. И как на море в эту ночь полнолуния луна отбрасывала на ржаное поле золотую дорожку.
«Гляжу без конца,
Но это не может быть правдой,
Не верю глазам.
Для ночи, для нашего мира
Слишком ярко горит луна» (1).
Любуясь лунной ночью в полнолуние и околдованный шелестом колосьев, пошел краем поля. Дивная, предивная красота лунной ночи в полнолуние!
Солнечный день обыден. Лунной ночью в полнолуние все совсем по другому. Звезды, Космос — реальны. И ты ощущаешь себя пассажиром космического корабля Земля, летящего по бесконечной Вселенной.
И еще одно удивительное впечатление от лунной ночи в полнолуние. Ты кажешься прозрачным для лунного света как стекло. И лунный свет как потоки нейтрино пронизывает тебя насквозь. И Луна все о тебе знает.
Увлекшись прогулкой по полю, обнаружил по прибору GPS, что сильно отклонился от реки. Между мной и рекой оказался большой лесной массив. Если обходить лес, упустишь всю красоту лунной ночи в полнолуние на реке.
Я как будто спросил у Луны, что мне делать? И она мне ответила, не бойся, иди через лес. Я тебе помогу.
И в лунную ночь в полнолуние я пошел напрямик.
Влажные от росы луговые травы, а временами и крапива, были настолько высокими, что смыкались над моей головой.
Путь мне преграждали глубокие овраги с ручьями на дне. Я карабкался по их отвесным склонам. Падал, снова вставал. И мне было радостно и весело. Я как будто опьянел от лунного света в эту лунную ночь в полнолуние.
Затем пошел через лес. Лес глухой настоящий с множеством поваленных деревьев. И куда бы я ни шел, Луна-Королева была рядом со мной и освещала мне путь.
Хотя здесь надо поправиться. Светит свет от Солнца. Свет от Луны в ночь полнолуния именно льется.
И я как будто плыл через лес словно купец Садко в подводном царстве ночи полнолуния.
Листва деревьев нежно серебрилась и шелестела в бледно-зеленых лучах Луны. И в эту ночь полнолуния в лесу я ощутил себя волхвом, которой понимает язык, на котором разговаривают между собой деревья.
«Откуда кукушки крик?
Сквозь чащу густого бамбука
Сочится лунная ночь» (2).
Наконец, вышел на опушку леса. Впереди лежала река.
Я пошел к омуту на реке, который специально заприметил еще вчерашним днем при выборе лунных пейзажей.
Какое роскошное зрелище лунной ночи в полнолуние! Луна, Царица Ночи, купается. И мне дозволено это лицезреть.
Я пошел дальше вдоль реки. Временами было очень трудно удержаться на крутых косогорах. И если бы не опора на штатив, можно было бы легко кубарем покатиться вниз по отвесному берегу.
Но я обращал на это мало внимания, предвкушая все новые и новые роскошные лунные пейзажи в эту ночь полнолуния.
Царица Ночи, и за что мне простому смертному, такая милость!
На противоположном берегу реки лежал легкий туман, который серебрился в свете Луны, плывущей по небу за лесом.
У излучины реки росла громадная старая ветла. Луна плыла над рекой и отражалась в воде под кроной дерева.
В одном месте у реки был разбит лагерь, возле машин стояли палатки.
Чтобы не испугать людей, специально поднялся на верх, чтобы обойти лагерь лесом.
Все дело испортили собаки. Они трусливо и истерично залаяли. Люди выбежали из палаток, зажглись фары машин. Эта лунная ночь наполнилась для них тайной.
Может быть, в них заговорил не страх, а совесть. Ведь они грубо оскорбили Природу, нарушив законы и разбив лагерь на особо охраняемой природной территории, в природоохранной зоне реки.
— Кто там? И чего мне ответить этим людям, наевшимся с вечера шашлыков и напившимся водки?
Что я здесь в два часа ночи гуляю по лесу и любуюсь Луной?
Скрываясь в тени деревьев, я продолжал сохранять инкогнито и, громко хрустя сухими сосновыми ветками под ногами, постепенно удалился от лагеря.
Скоро я был снова на просторах, освещенных Луной в эту прекрасную лунную ночь полнолуния.
С вершины холма открывалась замечательная картина лунного пейзажа с излучинами реки, лугами и лесами.
«Везде — на лугах, на горах —
Луна поселилась» (3).
Между тем минуло три часа ночи. На Востоке занималась Заря.
Луна торжественно сияла в предутреннем светлеющем небе. Река серебряной лентой извивалась у подножия холмов.
Лунная ночь в полнолуние была на исходе.
Луна ведь светит отраженным светом Солнца. По сути, это гигантское космическое зеркало.
Луна-зеркало в свою очередь отражается в зеркале воды реки. Этот поток зеркальных отражений делает мир призрачным и потусторонним. В лунную ночь в полнолуние мы способны пересечь границу зеркал и оказаться в Мире Зазеркалья.
Этому загадочному лунному пейзажу, возможно, не хватает обнаженных русалок, сидящих на берегу, поющих песни и расчесывающих свои волосы, блестя серебряной чешуей на хвостах.
Река с ее излучинами, холмы, леса, луга, пшеничные поля, спящая деревушка, плывущая по светлеющему небу огромная серебряная Луна — какая лунная ночь в полнолуние заканчивается!
«Разбойничий атаман
И тот, наверно, песню сложил
В такую ночь о луне!»(4)
Половина пятого утра. Скоро Солнце взойдет. Небо заполыхало алым пламенем Зари.
Луга, леса, деревья, полевые цветы превратили проводы лунной ночи полнолуния и ее Царицы-Луны в настоящий праздник.
Розовое небо с серебряной Луной отражались в реке, протекающей среди широкой долины.
И среди всей этой бескрайней тишины и красоты я был совершенно один.
«Кто мне поверит,
Когда про луну этой ночи
Поведаю людям — после?» (5)
Лунная ночь полнолуния закончилась. Взошло солнце. Пора возвращаться домой. Мой путь лежит через заповедные луга — особо охраняемые природные территории.
В этих местах растут десятки уникальных растений представителей степной флоры, которые занесены в Красную Книгу.
Вот, например, среди фиолетово-лиловых цветов медовика (зопника клубненосного) по склонам балок стоят желтыми канделябрами цветы коровяка горицветного.
Пунцово-красным отливают цветы ятрышника или пальчатокоренника мясо-красного.
Даже заросли крапивы после лунной ночи полнолуния обжигают как-то ласково и нежно.
Шесть утра. Роскошная Царица лунной ночи едва заметна на голубом небосклоне. Через полчаса ее станет совсем не видно.
Возделанными полями воскресным утром я спешу в деревню на первый 8-часовой автобус.
Вот и деревня. Будто райские птицы порхают в саду, как красиво цветут мальвы.
Странно, а где же автобус. Водитель, видать, еще не проснулся. Пришлось вызывать такси.
— Ну что, командир, успеем к электричке в 9 часов?
— Попробуем.
И под песню «В лагере наступила осень» на разбитом Жигуленке по разбитой дороге мы полетели со скоростью 120 км/час.
Водитель положил локти на руль, подпер голову кистями рук и о чем-то задумался.
Без трех минут девять наша ракета приземлилась у платформы электрички.
Так закончился великий ночной поход в лунную ночь полнолуния.
Человек пошел в поход и вернулся из похода совершенно другим. Мир для него изменился.
«Все озарилось.
Поистине так светла
Эта лунная ночь,
Что сердце уплыло ввысь.
Там и живет — на небе» (6).
Все великое вокруг стало еще более великим, а все мелкое совсем измельчилось.
А где я был, в каком заповедном месте Тульской области — пускай останется тайной этой лунной ночи полнолуния.
© Сергей Странник. 28 июля 2014 г.
При подготовке фотоочерка «Лунная ночь в полнолуние» были использованы следующие источники:
Лунная ночь в полнолуние — О суперлунии 12 июля 2014 года.
Лунная ночь в полнолуние — О суперлунии в Википедии.
Использованные цитаты из произведений:
1. Японский поэт Сайгё (Сато Норикиё). Подробнее здесь >>>
2. Японский поэт Мацуо Басё. Хайку Мацуо Басе.
3. Японская поэтесса Сикиси Найсинно. Пятистишия Пятистишия Сикиси Найсинно.
4. Японский поэт Еса Бусон. Хокку Еса Бусон.
5. Японский поэт Сайгё (Сато Норикиё). Подробнее здесь >>>
6. Японский поэт Сайгё (Сато Норикиё). Подробнее здесь >>>
Если Вам понравился фоторассказ — подпишитесь на рассылку:
Источник