Меню

Пейзаж по рассказу кладовая солнца

Природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина (тема, роль, описание)

Сказка «Кладовая солнца» наполнена красочными описаниями природы, автор кропотливо вырисовывает каждую ее частицу. Приключения Насти и Митраши показаны на фоне многоликой красоты природы. Они – всего лишь гости «кладовой солнца», которые должны вести себя вежливо и бережно по отношению к ней. Мудрым «хозяином кладовой» автор негласно назначает Антипыча. Неслучайно его собака помогает спасению детей.

Рассказывая о природе, автор описывает даже самые мелкие детали: травинку, кочку, ветерок, что создает у читателя эффект присутствия. Автор олицетворяет любые проявления природы: деревья стонут, ветер сеет, ручей бормочет, борина открывает путь. Птицы разговаривают между собой на своем языке и пытаются что-то сказать детям.

Природа в сказке отражает настроения и мысли героев. Автор неслучайно вводит историю о сплетенных воедино ели и сосне, перед там как дети разошлись. Деревьям трудно быть вместе, но они неразрывно связаны, как и дети-сироты. Во время конфликта брата и сестры дерутся птицы, солнце скрывается за тучами, усиливается ветер.

Наряду с людьми, природа у Пришвина выступает как полноценный герой сказки. В природе тоже происходят свои события, изменения, в ней борются добро и зло в образах волка и собаки.

Пришвин называет природу храмом, где могучие стволы похожи на зажженные свечи. Он видит лес не только как красивое место, но и как святое, где птицы поют песни, как и певчие в храмах. В святом месте нужно вести себя тихо и аккуратно, отдыхать душой. В него приходят за помощью, учатся быть милосердными, просят направить на верный путь в жизни.

Мир природы разнообразен и подчинен установленному веками порядку. Природа живет по своим непростым законам, от того она и кажется опасной для человека. Автор призывает человека жить в гармонии с природой. Она открывает свои дары только тем, кто действительно любит и уважает ее. Дети бережно отнеслись к природе, за что она открыла им свою «кладовую солнца» и поделилась ягодами. «Кладовая» содержит в себе природные богатства: целебные травы, и торф, скрытый глубоко на Блудовом болоте.

Но природа богата не только дарами. Ее сложный мир призван закалить характер детей, показать им правильные ориентиры в жизни, помочь понять истинные ценности. Характер человека в сказке раскрывается во взаимодействии с природой.

Тема природы у автора вылилась в философское назидание для детей, рассказывающее о месте человека в мире. Природа – это и есть целый мир, таинственный и щедрый, иногда враждебный, существующий по своим уставам.

Вариант 2

В сказке Прившина большое значение уделено матушке-природе, которая держит этот хрупкий мир. А ведь действительно, природа даёт жизнь всей нашей планете. Без деревьев человек не может дышать, ведь именно они перерабатывают углекислый газ в кислород, цветы, прежде всего, дают хорошее настроение, земля даёт нам пищу, но и человек должен удобрять землю. Человек и природа взаимосвязаны — это знают все люди на земле ещё с детского сада. Именно поэтому очень важно беречь природу и всё, что с ней связанно.

Сохранение природы — это тема актуальна и по сей день. Мир высоких технологий, глобальных открытий до сих пор не может выявить метод по спасению природы ( от загрязнений и иных опасностей). Может быть всё дело в самих людях? Пока люди не перестанут мусорить, на Земле будет твориться хаос. Причём во всех сферах.

В данной сказки автор хорошо показал взаимодействие природы с человеком. Всё начинается с того, что Настя и Митраша остаются одни( родители погибают), но у детей остался небольшой дом и довольно таки хорошее хозяйство. Однако, это хозяйство нужно поддерживать, только тогда оно не перестанет давать плоды благодаря, которым дети ещё не голодают. Так же ребята находили свободную минутку, чтобы помочь и другим людям в их бедах. Это показывает их сильный и волевой характер, готовность помочь, правда, это уже другая история. Итак, природа играет большое значение в сказке:

Во- первых, Прившин красиво описывает поход детей в лес за клюквой. То, как они собирают ягоды: с какой нежностью, бережностью. Так, наверное, никто уже не относится к природе, за исключением некоторых единиц людей. Так же перед читателем предстаёт прекрасные картины природы села. Автору нравится эта обстановка. Он хочет донести до всех своих читателей ту красоту, изящество и неразлучность.

Читайте также:  Ты ярче чем солнца свет ноты

Во-вторых, когда дети из-за спора идут разными путями : мальчика ведёт компас, а девочка идёт по тропинкам. Настя находит много вкусных ягод, а Митраша попадает в болото из которого ели выкарабкивается. Это демонстрирует противостояние человека и природы. Надо было послушаться природу, как это сделала Настя. Она поняла язык природы и её за это вознаградили, а Митроша наоборот решил, что сможет и без знания языка всё найти.

Таким образом, природа и человек напрямую взаимосвязаны. Людям надо понимать и контактировать с природой. Она говорит с нами, а мы не понимаем её или не хотим слышать. Для этого понимания стоит обратиться к нашим далёким предкам, которые описаны на страницах учебников, былинах, сказках. Научившись понимать, люди смогут зажить счастливой жизнью.

Сочинение Тема природы в рассказе Кладовая Солнца

«Кладовая солнца» – сказка-быль написанная Михаилом Михайловичем Привинченным в 1945 году. В ней описывается быт простого деревенского народа, все его тягости и невзгоды. Также большое место отведено описанию природы, которую писатель полюбил с детства.

Главные герои рассказа — брат и сестра. Девочку зовут Настя, а ее брата — Митраша. Они стали сиротами еще в раннем детстве. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне. Жители деревни прониклись состраданием к детям. Каждый помогал им по возможности, но дети не хотели вечно седеть на чужих шеях, поэтому они работали не покладая рук и быстро побороли все трудности самостоятельной жизни. Они работали по дому, и даже ходили на охоту. Этим автор хочет сказать читателю о том же, что и русская народная пословица: терпение и труд все перетрут. Так же, невзирая на свое тяжелое положение, Настя и Мирташа помогали больным детям, которых были эвакуированы из Ленинграда. В своем произведении Пришвин так же затрагивает тему взаимопонимания. Как-то раз между Настей и Митрашей возник спор, который чуть не стоил мальчику жизни. Митраша не послушал сестру и пошел опасной дорогой, из-за этого чуть не утонул в болоте. Если бы не собака Травка, которая оказалась рядом по воле случая, то мальчик бы окончательно потерялся в лесу и был съеден волками. В своем произведении Пришвин уделяет большое значение природе. Когда Митраша поссорился с Настей, и они разделились, ветер начал выть и раскачать деревья, а солнце исчезло.

Как говорится с давних времен «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам — урок». Всякая сказка — это выдумка, в которой содержится совет и наставление. Она намекает нам на то, чего делать не стоит и что следует запомнить. По моему мнению, «Кладовая солнца» не только увлекательное произведение, но и кладовая полезной информации, которая сможет научить читателя многому. Произведения М. Пришвина прививают не только к доброте и чистосердечности, но и помогают человеку понять, что труд – неотъемлемая часть нашей жизни. Также автор призывает не опускать руки, ведь из любой ситуации есть выход. Прочитав данное произведение, мы также понимаем, насколько важен в жизни человека лес, мы узнаем о целебных свойствах его ягод, об опасности торфяных болот. Автор учит, как преодолевать трудности в сложившихся ситуациях, а так же повествует, что человек и природа — единое целое.

Природа в рассказе Кладовая Солнца

Несколько интересных сочинений

В нашей жизни мы встречаем огромное количество учителей. Все они разные, имеют собственные привычки, какие-то черты характера, которые отличают их от других. Но ведь есть самые любимые

Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни

Одним из таких образов является Виктор Ипполитович Комаровский. Богатый адвокат, безжалостный делец, он пойдет на любую сделку с совестью, чтобы добиться желаемого результата.

К проявлениям силы духа относятся смелость, храбрость, уважение и добродетельность. Сила духа говорит о том, что человек сохранит в себе все эти качества, чего бы ему это не стоило. Сила духа давно прославляется в литературе и фильмах

Читайте также:  Dark soul 2 древнее кольцо солнца

Соня – одна из второстепенных героинь рассказа Короленко «Дети подземелья». Это четырёхлетняя девочка, которая росла в состоятельной семье с отцом и братом Васей. Мать Сони умерла очень рано и её воспитанием занималась няня.

Источник

Пейзаж в сказке Пришвина «Кладовая солнца»

Сказка-быль “Кладовая солнца” — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные. Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали» . В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа — такое же живое существо, как и человек. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

Реальное:
1.Многие дети в послевоенное время оставались сиротами.
2.Дети могли пойти на болото за клюквой.

Сказочное:
1.Природа как будто останавливала детей, которые шли на болото, делала им знаки.
2.Приводятся мысли Травки (собаки Антипыча).
3.В реальной жизни, скорее всего, конец не был бы таким счастливым. И еще: вряд ли государство позволило бы детям просто так занимать дом и жить одним.

С помощью истории ели и сосны автор показывает напряженную атмосферу болота: здесь каждое существо должно бороться с другим, чтобы выжить. Эти деревья растут вместе, но они не являются товарищами. Они — враги.
С помощью истории также создается ощущение мрачности, неприветливости топи — деревья стонут, а ветер зол и прилетает только для того, чтобы иногда покачать их.

Источник

Природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.Пришвина. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

  • Обобщить понятие “пейзаж”;
    • показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
    • находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
    • выразительное чтение наизусть прозаического текста;
    • воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

    – Портрет писателя (М. Пришвина);

    – иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;

    – определения олицетворения, эпитета, сравнения.

    Перед уроком ученики получают задание:

    – индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;

    – коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.

    Ход урока

    1. Слово учителя.

    Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.

    2. Беседа по тексту.

    – Назовите главных героев? (Настя, Митраша)

    – А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)

    – А как все это мы назовем?

    – Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

    Дать понятие пейзажа.

    – Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.

    – Напомните мне, почему она и сказка, и быль?

    Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.

    3. Работа с эпиграфом.

    Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).

    Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.

    4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.

    – Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.

    Читайте также:  Какую пользу дает солнце

    – Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?

    (Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)

    – Давайте послушаем этот отрывок.

    5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.

    – Какое впечатление производят эти картины?

    (В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)

    – Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.

    – Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)

    – Как они ведут себя? (Как живые существа)

    – Давайте вспомним, как называется этот способ?

    (Олицетворение). Работа с понятием.

    – Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)

    Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.

    – Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?

    6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.

    – Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.

    – Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)

    – Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.

    – Как показана птица!

    – Какие слова подобрал писатель?

    – Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).

    – Мы подходим к Слепой Елани.

    7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”

    Опасное место – Блудово болото.

    Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.

    – Что же это такое – кладовая солнца?

    (Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)

    – Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.

    Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.

    – Но она не только дает, но и опасна.

    8. Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.

    – Как автор показывает ель?

    (Подмечает каждую деталь)

    – Какое художественное средство использует автор?

    Дальше дети попадают на палестинку.

    9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .

    – Какие слова использует автор для описания ягоды?

    (Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.

    Еще один лесной житель.

    10. Чтение наизусть отрывка “Лось”

    – Каким предстает перед нами это животное?

    -Какими словами описывает автор?

    (Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)

    А что собирает пень?

    – Что он делает? Ведь он не просто так стоит!

    (Он собирает солнечное тепло).

    – Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)

    Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)

    12. Выводы:

    – Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.

    Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.

    Нахождение художественных средств.

    – Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!

    13. Работа с иллюстрациями.

    14. Домашнее задание.

    Написать сочинение “Природа в жизни человека”.

    Литература:

    1. Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
    2. Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.

    Источник

    Adblock
    detector