50 оттенков ночи на полотнах живописцев
Насладитесь очарованием лунного света на картинах великих художников.
Поэты, писатели, художники и другие деятели искусства не раз обращались в своих произведениях к загадочности и таинственности ночного сюжета. Такие картины словно волшебными чарами окутывают зрителей и буквально притягивают их взгляды к себе.
Разновидностей пейзажного жанра в искусстве множество, но отдельного внимания заслуживают именно ночные пейзажи. Основоположником «пейзажей под луной» принято считать талантливого живописца XVII века Арт ван дер Нера. Визитной карточкой художника стало изображение луны в просветах лёгких облаков или её отражение в воде ночных рек. Художник не расставляет яркие акценты в своих композициях, но от этого его картины не становятся скучными. Интересно то, как Арт ван дер Нер с помощью приглушённых оттенков наполняет свои пейзажи спокойствием и тишиной. Художник в своих ночных сюжетах в основном использует синие, жёлтые, коричневые, розовые и белые оттенки.
Другой, более известный российскому зрителю пейзажист – Иван Константинович Айвазовский прославился на весь мир прежде всего своими морскими пейзажами. В них он старался изобразить движение водной стихии, наполняя её характером и энергией. Полотна, на которых Айвазовский изображал пейзажи при свете луны, выглядят не менее выразительно. Изяществом проникнута его картина «Одесса ночью». На ней яркий свет луны равномерно освещает всё вокруг: горы, уединённый дом, корабль. Многие критики считают Айвазовского первым художником, который смог наиболее реалистично изобразить движение лунного света и течение воды. В цветовой гамме картины преобладают жёлтые, «лунные» оттенки, а также синие, зелёные, серые и красные цвета.
На картине «Буря ночью» Айвазовский с помощью желтого свечения луны акцентирует внимание зрителя на одиноком корабле в открытом и бушующем море. Если подольше рассматривать происходящее на полотне, то может показаться, что вся композиция оживает и начинает двигаться. Изумрудный цвет моря ближе к горизонту становится всё темнее и насыщеннее. Художнику гармонично удаётся сочетать синие, фиолетовые и жёлтые оттенки.
Замечательные ночные пейзажи можно встретить и в творчестве Архипа Куинджи. Одной из наиболее известных его работ является «Лунная ночь на Днепре». Из-за реалистичности пейзажа художника при жизни обвиняли в сделке с дьяволом. Но его секрет заключался в том, что в своих работах он использовал битумные краски, которые после высыхания становились матовыми, а уже после живописец добавлял на полотно алюминиевую и бронзовую пудру, придавая картине едва уловимый блеск.
В работе Куинджи «Ночь на Днепре» нельзя не отметить тщательную работу над деталями. Мерцающего и вибрирующего лунного отражения на воде художник добился с помощью нанесения тонких тёмных штрихов на серебристую гладь Днепра. Благодаря свечению луны, прибрежные камни, мельница, облака и заросли трав становятся более заметными. Вследствие мастерского сочетания холодных оттенков воды и тёплых тонов земли ночной пейзаж Куинджи выглядит объёмным. Многое в природе восхищало художника и особое место в своём творчестве он посвятил горам Кавказа, которые при свете луны выглядят особенно великолепно, например на картине «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Цветовая палитра его работ представлена жёлтыми, тёмно-синими, тёмно-зелёными и серыми оттенками.
Источник