Меню

Пианино обратная сторона луны

Магия трёх аккордов, или Четверо на обратной стороне Луны

22.04.2017, 21:08 | 2 739.

Данный очерк продолжает тему выпусков «Блюдце, полное тайн, или Эхо далёких времён» и «Виниловый клуб: Атомное сердце матери». Вместе с музыкальным обозревателем Петропавловск kz мы предлагаем вновь обратиться к творчеству «Пинк Флойд», сделав акцент на вкладе Рика Райта в наследие группы.

Сердцебиение, имитируемое на бас-бочке, отрывки фраз, душераздирающий смех, столь же душераздирающий вопль,-и на слушателя обрушивается следующая часть сюиты, несмотря на своё название, повествующей о куда более приземлённых, но не менее важных вещах,-а именно о социально-моральных аспектах жизни на планете Земля в 70-е годы XX века. Но, являясь одним из главных артефактов эпохи, “The Dark Side Of The Moon” поразительно актуален и сегодня не только музыкальной, но и текстовой составляющей, и то, что пластинка буквально не выходит из всевозможных рейтингов популярности с момента выхода, является тому подтверждением…
Однако триумфу предшествовал, как ни банально, долгий тернистый путь. В студии тогда ещё будущие участники “Pink Floyd” впервые оказались благодаря Рику Райту – один из его друзей пустил их туда бесплатно. Тогда же, в середине 60-х, Райту удалось выпустить свою песню “You’re the reason why”, вышедшую на второй стороне сингла “Little Baby” группы “Adam, Mike & Tim”. Получив за эту запись аванс в 75 фунтов стерлингов, Райт первым из “Pink Floyd” узнал, что такое гонорар. Собственного фортепиано у него в те времена, тем не менее, не было, но если в пабе находилось пианино, с него стиралась пыль, и без какой-либо подзвучки делались отчаянные попытки пробиться сквозь звучание электрогитар и ударных. При отсутствии пианино Рик грозился принести тромбон, в качестве сурдинки для которого использовал шляпу-котелок. Склонность к экспериментам всегда была присуща Райту – сломанная в 12-летнем возрасте нога побудила учиться играть на гитаре, используя собственную аппликатуру. Этого принципа он придерживался и в игре на клавишных, следуя высказыванию Майлза Дэвиса: «Не ноты имеют значение, а паузы между ними». В свою очередь, Райт говорил: «Я не хочу быть самым быстрым пианистом планеты. Мой пример – Майлз Дэвис, который мог целый такт держать одну ноту». То, что партии Райта не затерялись среди виртуозных пассажей Джона Лорда, Кита Эмерсона и Рика Уэйкмана, доказало – путь для себя был им выбран правильный. И именно любимый джаз и, в частности, альбом Дэвиса “Kind Of Blue” (1959) в очередной раз послужил источником вдохновения при работе над “The Dark Side Of The Moon”. Достаточно остановиться лишь на маленьком фрагменте, а три аккорда в данном случае – понятие, отнюдь не означающее нечто примитивное. Выражаясь сугубо музыкальным языком, за соль-мажорным септаккордом следует ре-минорный септаккорд, сменяющийся альтерированным секстаккордом доминанты, который, в свою очередь, разрешается в тонику ми-минор, и звучит до боли знакомое: “Breathe, breathe in the air…” Здесь Райт также использует весьма распространённый в джазе приём, перенося часть звуков аккорда в другой регистр, изменяя тем самым фонизм (окраску звучания). Всего лишь два такта, но каких! И сколько ещё подобных изысков можно взять на вооружение, в очередной раз переслушивая «Обратную сторону Луны»…

Обратная сторона стены (факты биографии “Pink Floyd”)

В романе Дженни Фабиан «Фанатка», вышедшем в 1969 году, группа “Pink Floyd” фигурирует под псевдонимом «Атласный Одиссей»
***
В период начала концертной деятельности “Pink Floyd” Рик Райт подрабатывал, выгружая оборудование там, где это обычно следовало делать, но однажды, после позднего выступления, пренебрёг обязанностями, оставив фургон на остаток ночи в Риджентс-парке. В результате дорогостоящие колонки и гитары были украдены, и лишь материальная помощь, поступившая от матери Ника Мейсона, спасла тогда ситуацию.
***
Участвуя в проекте “The Wall” уже как приглашённый исполнитель (в результате конфликта с Роджером Уотерсом), Рик Райт, в отличие от коллег по группе, заработал на «живых» шоу. Остальным пришлось делить убытки…
***
В процессе организации гастролей в СССР выяснилось, что из-за недостатка СКВ практически невозможно оплатить тур. Проблема была решена тем, что советская сторона взяла на себя переправку аппаратуры из Афин в Москву, а затем в Хельсинки, для чего был задействован армейский «Антонов». «Пинк Флойд» было разрешено посетить музей военно-воздушных сил – в то время самое закрытое из всех европейских собраний самолётов. Военно-воздушному атташе в Британском посольстве подобное приглашение получить не удалось…
***
К началу работы над альбомом “Division Bell” не имелось каких-либо заготовок, и процесс сочинения не двигался. В конце концов Дэвиду Гилмору пришлось записать игру Рика Райта втайне от него, и данная импровизация впоследствии послужила основой для трёх композиций. Постепенно набралось столько материала, что потребовался отсев, осуществлённый путём голосования, причём, пока был выбран оптимальный вариант, система голосования неоднократно пересматривалась.
***
Через некоторое время после выхода «Обратной стороны Луны» Ник Мейсон попросил ссуду у своего банковского управляющего. На вопрос, каковы будут гарантии, последовал ответ: «Мы выпустили альбом номер один в США». Однако менеджер потребовал чего-то более весомого…
***
Фрагменты речи, «разбросанные» по альбому, являлись идеей Роджера Уотерса и были записаны за один вечер перед финальным этапом сведения. Вопросы Уотерса, касавшиеся безумия, насилия и морали, Ник Мейсон написал на пачке карточек, после чего в студию пригласили всех, кого могли найти в комплексе на Эбби-роуд. Приглашённым предлагалось выбрать карточку точно так же, как билет на экзамене, и затем дать ответ в микрофон. К опросу согласились присоединиться Пол и Линда Маккартни, на тот момент работавшие над альбомом “Red Rose Speedway”, но их весьма сдержанный ответ не был включён в “The Dark Side Of The Moon”. Однако гитарист “Wings” Генри Маккалоу вместе с женой оказались по тем временам шокирующе откровенны, описав в подробностях недавний семейный скандал с применением физического насилия…
***
Учась с Риком Райтом в одной группе, Роджер Уотерс как-то раз попросил у того сигарету, на что получил категорический отказ, причина которого выяснилась лишь много лет спустя. Оказалось, незадолго до вышеописанного инцидента Уотерс уже «стрелял» у Райта сигареты и, взяв пачку, разорвал на ней целлофан, который Райт старался сохранять неповреждённым…
***
В 1967-м, во время выступления в пивной «Физерз» в Илинге, кто-то из публики швырнул в Роджера Уотерса медной монетой, попав ему в лоб. Прекратив выступление, темпераментный бас-гитарист принялся за поиски виновника, но тут один из преданных фанатов «Пинк Флойд» громко высказал высокую оценку их творчества, тем самым «вызвав огонь на себя». Забыв о группе, толпа накинулась на бедного малого…
***
Записывая альбом “A Momentary Lapse Of Reason”, музыканты были потревожены непрошеной бригадой теленовостей. Не добившись доступа в студию Дэвида Гилмора “Astoria”, расположенную в плавучем доме, журналисты надели водолазные костюмы и предприняли отчаянную попытку записать работу “Pink Floyd” из-под воды.
***
После выхода «Обратной стороны Луны» следующая пластинка первоначально планировалась полностью созданной из звуков, воспроизведённых не на музыкальных инструментах. Пилка древесины, грохот различных молотков, всаживание топоров в стволы деревьев, переливание воды, разматывание катушек с липкой лентой, распрыскивание аэрозоля — далеко не полный перечень того, что перепробовали «Пинк Флойд» в течение двух месяцев экспериментов. Когда стало ясно, что авангардный замысел не ведёт к сколько-нибудь значительному результату, проект под названием “Household Objects” был оставлен. Так за “The Dark Side Of The Moon” последовал “Wish You Were Here” – ещё один великий альбом великой группы.
***
На волне вторжения панка солист “Sex Pistols” Джонни Роттен носил футболку с надписью: «Я ненавижу Pink Floyd». В ответ на подобного рода нигилизм Ник Мейсон заметил: «Совсем не обязательно, чтобы весь мир населяли динозавры, но было бы неплохо, если хоть кто-нибудь из них бы остался жив». Ударнику «Пинк Флойд» также принадлежит весьма меткое высказывание: «За то время, что панки записывали альбом, мы успевали только расставить микрофоны в студии».
***
Ступала на самом деле нога Нейла Армстронга на Луну в июле 1969-го – споры об этом ведутся до сих пор. Неоспоримо же в данном случае то, что для показа лунного ландшафта по BBC использовалась музыка “Pink Floyd”.

Читайте также:  Женское имя луна с ударением

Источник

Радиотелескоп на обратной стороне Луны: зачем он там нужен и чем поможет науке


Источник: NASA
Весной 2020 года NASA одобрило проект создания огромного радиотелескопа на обратной стороне Луны. Согласно планам, его планируют создавать при помощи специализированных роботов DuAxel, поскольку команду строителей на Луну по понятным причинам отправить не получится.

Размер радиотелескопа будет поистине огромным — диаметром вплоть до 5 километров. Благодаря своему размеру он поможет астрономам изучать реликтовое излучение и получать новые знания о молодой Вселенной и ее эволюции. Но почему именно Луна? Разве на Земле нельзя создать нечто подобное?

Проблемы наземных радиотелескопов

Основная проблема состоит в том, что для получения качественной «картинки» при помощи радиоспектра нужна большая площадь рабочей поверхности. То есть настолько большая, насколько это возможно. С увеличением размера повышается точность определения координат источника, а также можно больше узнать о таких характеристиках этого источника, как форма, структура и тому подобные вещи. Для ученых очень важна разрешающая способность системы, от этого показателя напрямую зависит размер объектов, которые способен «увидеть» телескоп. Ну а разрешение зависит как раз от диаметра чаши телескопа и длины волны рабочего диапазона устройства.

Именно из-за необходимости увеличения размеров радиотелескопов на Земле строились и строятся такие гиганты, как Аресибо (к сожалению, он полностью разрушен из-за аварии и демонтирован), Небесный глаз, «Ратан-600» и другие.

Есть и еще один вариант: создание не огромных радиотелескопов, а кластерных систем, которые состоят из десятков или даже сотен отдельных небольших радиотелескопов. Примером кластерного радиотелескопа служит MeerKAT, который состоит из 64 отдельных телескопов. Он размещен в Южной Африке, в первый же день работы (его включили в 2016 году) телескоп обнаружил 1300 галактик на участке небосвода, где до этого ученые нашли всего 70 галактик.

Читайте также:  Почему нельзя фоткать луну

Самым большим кластерным радиотелескопом на Земле можно считать SKA — радиоинтерферометр с общей площадью антенной решетки площадью больше 1 км². Пока что он не готов полностью, но к моменту реализации проекта в 2024 или 2025 годах его чувствительность раз в 50 превысит чувствительность любого другого радиотелескопа на Земле. При этом отдельные элементы кластерной системы расположены не рядом, а на огромном расстоянии друг от друга — в Австралии и Южной Африке. Количество отдельных антенн в SKA составляет несколько тысяч.

Еще одна проблема — в технической сложности создания крупных радиотелескопов. Что кластерные системы, что одиночки-гиганты — все они требуют огромных вложений и ресурсов. Но, в целом, техническая сложность и дороговизна — особенность практически всех проектов, направленных на изучение космоса, здесь вряд ли можно что-то поделать.

Ну и третий момент — радиоизлучение на самой Земле. Оно очень сильное. В некоторых секторах радиоспектра, например, коротких волнах, Земля, если на нее «посмотреть» радиотелескопом, будет даже «ярче» Солнца. Постороннее радиоизлучение очень мешает астрономам, а с развитием цивилизации ситуация лишь ухудшается, поскольку земной радиоэфир становится все насыщеннее. Это сравнимо со световым загрязнением, которое мешает наблюдениям Вселенной уже при помощи оптических телескопов — чем сильнее освещена Земля, тем сложнее наблюдать за космосом. Кстати, Солнце излучает и в радиоспектре, что тоже мешает наземным радиотелескопам вести наблюдение.

Обратная сторона Луны как идеальный вариант для астрономов

Идея создания радиотелескопа с обратной стороны сначала существовала лишь в качестве идеи. Много лет ее обсуждали, она прозвучала в рассказах и романах нескольких авторов научно-фантастических произведений.

Но в итоге идея стала рассматриваться с практической точки зрения. В 2020 году агентство NASA одобрило проект постройки самого большого радиотелескопа с заполненной апертурой. Главное предназначение проекта LCRT (Lunar Crater Radio Telescope), как и говорилось выше, — в изучении реликтового излучения Вселенной, хотя LCRT способен выполнять и другие задачи вроде наблюдения за космическими объектами.

Читайте также:  Луна не знает пути сколько лет исполнителю

Он сможет работать с радиоизлучением с длиной волны 10-50 м и частотой 6-30 МГц.

Размещать телескоп планируется в одном из подходящих для этого лунных кратерах. Роботы-строители займутся растягиванием проволочной сети с закреплением ее внутри кратера. Затем ровно по центру они же закрепят подвесной облучатель. О том, как будет происходит процесс строительства, схематически сообщается на картинке ниже.

Проект поддержан программой NIAC (NASA Innovative Advanced Concepts). Участники этого проекта выполнили первую часть работ, доказав фактическую возможность создания огромного телескопа на обратной стороне Луны. После этого агентство NASA выделило средства на второй этап — он займет не менее двух лет. Пока что выделено $500 000, чего, конечно, недостаточно для постройки телескопа на Луне. Но это средства, предназначенные для проведения работ на Земле, речь все еще о ранних этапах подготовки. Ученые используют средства для тестирования роботов и моделирования процесса строительства.

А вот когда и этот этап подойдет к завершению, к проекту подключатся как специалисты NASA, так и другие партнеры.

Кстати, это не единственный проект по созданию радиотелескопа на Луне. Есть и другие, включая FarSide и FarView. В 2022 году NASA собирается запустить радиоспектрометр на Луну, посадив его при помощи специальной платформы. Если все получится, то будет пройден этап proof of concept, то есть ученые докажут саму возможность создания радиотелескопа на спутнике Земли. Это будет мощный аргумент в пользу крупных проектов.

Идея как FarSide, так и FarView — создание радиоинтерферометра на обратной стороне Луны. Это как MeerKAT, только еще чувствительнее и больше.

К сожалению, все три проекта — LCRT, FarSide и FarView — дело будущего. FarSide, если и будет реализован, то где-то к 2030 году. FarView — примерно в середине 2030-х, а LCRT — уже к 2040 году

Источник

Adblock
detector