Меню

Пирамиды теотиуакана пирамида солнца

Теотиуакан – древний город Мексики.

Мексика имеет огромное количество исторических и археологических загадок, многие из которых являются популярными достопримечательностями. К таким загадкам можно отнести знаменитый Теотиуакан. Этот удивительный древний город-призрак будоражит умы ученых и многочисленных туристов уже не одну сотню лет.

Теотиуакан. Мексика

Общее описание и где находится Теотиуакан

Теотиуакан – покинутый город, наполненный историей и тайнами — самый посещаемый туристический объект Мексики. Достоверно неизвестно кто и когда его построил, но этот «кто» был явно неглуп. Архитектура всего города и отдельных построек, планировка улиц и огромные пирамиды, всё это указывает на развитую цивилизацию.

Город занимал площадь около 30 км2 и был способен вместить до 200 000 жителей (по другим данным 250 000). Он был самым крупным городом в доколумбовой Америке.

Теотиуакан представляет собой отлично спланированный город с прямыми улицами и жилыми кварталами. Самый главный и широкий проспект называется Дорога Мертвых. Он идет с юга на север. Улицы пересекаются под прямым углом и сориентированы по сторонам света. Жилища простых людей были глинобитными и не имели окон. Единственная дверь в доме вела во внутренний двор и являлась источником света.

Теотиуакан. Схема расположения пирамид и других строений

Главные достопримечательности Теотиуакана – его пирамиды, но о них чуть позже.

Город Теотиуакан расположен в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан штата Мехико в 50 километрах к северо-востоку от столицы страны.

История и культура города Теотиуакан

Информации о времени строительства и людях, его осуществивших, немного, но ученые сходятся во мнении, что Теотиуакан был основан во 2 веке до нашей эры. Возможно, город был построен индейцами древнего племени нахуа, населявшими окрестности задолго до ацтеков.

Предположительно в это время Теотиуакан стал центром всего региона после того, как сюда переселились жители двух городов, расположенных неподалеку. Население этих городов было вынуждено покинуть свои дома после извержения вулкана.

В период своего расцвета, который приходился на 250 — 600 годы нашей эры, Теотиуакан стал большим культурным и экономическим центром обширной территории Мезоамерики.

Изделия местных мастеров можно было встретить практически на всей территории современной Мексики. Правители Теотиуакана активно поддерживали связь с соседними регионами, в частности с известным городом Тикаль, основанным индейцами майя.

Жизнь в городе строго контролировалась жесткими правителями и священнослужителями. Религия была основой общественного строя. Об этом говорит тот факт, что во всех домах, от самых богатых, до самых нищих, были обнаружены алтари.

Большую роль в городской жизни играло искусство, обычно связанное с мифологией. Все жители города почитали и поклонялись Богу Кетцалькоатлю. Его называли главным божеством природы. Считалось, что Кетцалькоатль (или Пернатый Змей) – это гигантская змея, покрытая перьями. Этот Бог часто встречается и в мифологии других индейских племен.

Пирамида Пернатого Змея в Теотиуакане

Теотиуакан был главным местом для паломников. В особые религиозные праздники многочисленные окрестные деревни пустели, так как все жители отправлялись в город, к местам поклонения.

Экономика города процветала, потому что он стоял на пересечении важных торговых путей. Теотиуакан был крупным центром различных мастеров. Здесь жили многие гончары, ювелиры и ремесленники. Известно, что здесь производилось большое количество изделий из обсидиана. Археологи насчитали более 600 мастерских и других производственных помещений.

На пике своего процветания Теотиуакан внезапно угас.

Покинутый город Теотиуакан. Вид сверху

Падение Теотиуакана

Еще одной неразгаданной тайной города является его упадок. Теотиуакан оказался заброшенным с 7 века н.э. Значительно позже сюда пришли ацтеки, но нашли только руины некогда великого города.
Историки выдвигают различные теории падения города.

Версии гибели Теотиуакана

Одна из основных теорий рассматривает вторжение враждебных племен и полное истребление населения.
Согласно второй гипотезе, произошло восстание низших слоев против элиты. Город был уничтожен, дома разрушены, захоронения и святилища разграблены.

Но эти версии не находят должного подтверждения, так как археологам не удалось найти следы ни вторжения, ни восстания.

Существует теория, что крах Теотиуакана был вызван уничтожением его сельского хозяйства в результате извержения вулкана Илопанго в Сальвадоре в 535 году.

В любом случае нам остались только руины, среди которых массивными глыбами выделяются самые крупные пирамиды города.

Пирамида и остатки древних строений в Теотиуакане

Пирамида Солнца

Самая большая пирамида в Теотиуакане, и третья в мире, находится с восточной стороны Дороги Мертвых. Её высота 64 метра, но ученые думают, что она была выше, так как в её верхней части обнаружили остатки храма. Предположительно её начальная высота была 75 метров. Основание имеет размеры 220 х 230 метров. Объем пирамиды оценивается примерно в 1 200 000 кубометров. С большой долей вероятности Пирамида Солнца использовалась в ритуалах или религиозных мероприятиях.

Пирамида Солнца в Теотиуакане

Пирамида Луны

Эта пирамида расположена у северного окончания «Дороги Мёртвых». Её высота 42 метра. Пирамида Луны состоит из 5 ярусов, нижний из которых имеет размеры 150 х 130 метров. Перед пирамидой находится главная площадь города.
Внутри пирамиды были найдены останки людей и животных. Причем их положение очень напоминает жертвоприношение. Останки двоих человек обнаружены сидящими и с украшениями, а десяток других людей были обезглавлены и хаотично разбросаны по склепу. Плюс к этому 5 скелетов волков, 3 скелета ягуаров и больше десяти скелетов орлов. Кто приносил жертву и кому, ученым только предстоит выяснить.

Читайте также:  Треугольные навесы от солнца

Пирамида Луны в Теотиуакане

Кроме этих пирамид в Теотиуакане есть Храм Бога Дождя, пирамида Пернатого Змея и другие строения.

Названия города и пирамид Теотиуакана

Вы обратили внимание, что достоверных данных о цивилизации Теотиуакана нет, а названия есть?
Никто не знает, как назывался город, пирамиды и улицы. Все названия пошли от ацтеков, которые нашли город давно покинутым и разрушенным. От местных индейцев до ацтеков дошла легенда, согласно которой здесь родились Боги Солнца и Луны.

Легенда Теотиуакана

Вначале была тьма. Боги собрались на совет и решили осветить мир. Для этого кому-то из них придется принести себя в жертву. Боги готовят большой костер, который горит четыре дня, и возводят платформу высоко над огнем. В назначенный день два избранных бога Тексистекатль и Нанауацин встают на платформу, ожидая момента жертвоприношения. Боги призывают Тексистекатля первым принести себя в жертву. Четыре раза он разбегается для прыжка и четыре раза останавливается на самом краю в нерешительности. С отвращением к трусости Тексистекатля боги призывают Нанауацина, который спокойно идет к краю платформы, закрывает глаза, он прыгает в самый центр огня. Увидев, что Нанауацину хватило мужества, которого ему недоставало, Тексистекатль тоже прыгает в горящий костер.

Сначала ничего не происходит, но в итоге на небе появляются два солнца. Один из богов, злится на Тексистекатля и в гневе бросает ему в лицо кролика, заставляя его потерять свой блеск. Таким образом, Тексистекатль становится Луной, которая теперь никогда не будет ярче Солнца.

На этом легенда не заканчивается. Солнце осталось висеть над Землей неподвижно. Боги поняли, что им всем придется пожертвовать собой ради людей и по очереди бросаются в огонь. Благодаря сильному ветру, который возникает в результате их жертвы, Солнце начинает двигаться по небу, питая землю светом, и не испепеляя её.

Теотиуакан имеет несколько интерпретаций. Название можно перевести с языка индейцев нахуа как «место, где родились Боги» или «место перерождения богов». Есть еще перевод «место для тех, кто прошел путь Бога».

Как добраться

Как правило, туристы посещают Теотиуакан в составе группы с гидом. Но вполне можно добраться к пирамидам самостоятельно. Для этого воспользуйтесь автовокзалом Terminal de Autobuses del Norte в северной части Мехико. Автобусы к пирамидам ходят каждые 15 минут. Бывалые туристы советуют спросить у водителя, делает ли автобус остановку у пирамид.

Источник

Пирамида Солнца: защита от сил природы

Вступление

На пике своего могущества Теотиуакан был самым главным и влиятельным игроком в Месоамерике. Это был один из самых ранних центров урбанистичных цивилизаций в долине Мехико и, разросшись, он объединил окружающие деревни в одну централизованную политию. Город выстраивался в несколько этапов, он был тщательно спланировал и подогнан под определенные размеры и назначение, и за всем этим таился свой замысел.

Центральным строением древнего города является пирамида Солнца, она была первым строением главного церемониального комплекса и содержит в себе множество особенностей, связанных с мировоззрением и верованием жителей Теотиуакана. Пирамида Солнца и сам город строились вместе, шаг за шагом, словно магической рукой месоамериканского мира.

Планировка и архитектура Теотиуакана и пирамиды Солнца

Главный церемониальный комплекс Теотиуакана выстроен вокруг длинной дороги, известной, как Дорога мертвых. На севере дорога заканчивается у Площади луны, расположенной перед одноименной пирамидой. На юге находится Сьюдадела и Храм Кецалькоатля. Вдоль восточной стороны дороги, где-то посередине, и расположена пирамида Солнца. Ориентация дороги на ось север-юг наводит на мысль о физическом воплощении небес в пирамиде Луны и подземного мира в Храме Кецалькоатля. В таком случае Теотиуакан был построен не только для того, чтобы поклоняться в нем любимым богам, он сам стал физическим представлением того, как, по мнению теотиуаканцев, был устроен мир – так его жители надеялись приобрести могущество и сверхъестественную силу.

Теотиуакан (реконструкция и план центральной части)

Теотиуакан использовал два архитектурных преимущества монументального строительства Куикуилько, располагавшегося в южной части долины. В городище Куикуилько было несколько скромных архитектурных строений. Здесь встречается балюстрада и талуд-таблеро. Балюстрада представляла собой небольшие столбики под перила на балконах или лестницах. Талуд-таблеро – это архитектурный стиль, использовавшийся в месоамериканских пирамидах, где плоские элементы таблеро располагаются по горизонтали с разными интервалами, а от них отходят наклонные элементы Талуд. Эти инновации в строительстве прослеживаются к Куикуилько и их появление в Теотиуакане связано с миграцией людей или идей.

Небесно значимая архитектура и планирование пирамиды Солнца

У пирамиды Солнца простое, но весьма значимое основание. Она была выстроена с квадратным фундаментом в несколько этапов, а её размеры часто прямо связаны с важными числами в календарной системе теотиуаканцев. Самым значимым числом в постройке пирамиды, вероятно, является её предполагаемая высота. Скорее всего она имела высоту 60,6 метров (современная реконструкция пирамиды не внушает доверия в плане соблюдения оригинальных размеров). Это число соответствует 73 предполагаемым теотиуаканским единицам измерения (ТЕИ).

Читайте также:  Наше солнце имеет максимальную массу для звезд главной последовательности

Пирамида Солнца. Вид с пирамиды Луны

Число 73 часто встречается в архитектуре Теотиуакана и оно соответствует 73 циклам в 52-летнем центральномексиканском веке. Длина одной стороны пирамиды соответствует 260 ТЕИ, что весьма значимо, ведь, как известно, в календаре тональпоуалли как раз 260 дней. Размеры пирамиды Солнца напрямую связаны с космическими числами времени, они хранят и показывают важность сохранения и возобновления космологического порядка в изменчивом мире теотиуаканцев.

Пещера под пирамидой Солнца

В 1971 году у подножия главной лестницы пирамиды был обнаружен вход в пещеру. Пещера обращена на запад, как и вход в храм, и протянулась на 103 метра практически прямо под пирамидой. В конце она разветвляется и по форме напоминает четырехлистник. Есть данные, что пещера была разделена на 25-30 отдельных камер. Она была тщательно закрыта в фазу Тламимилольпа (200-400 гг.). В этой пещере явно скрыты ответы на ряд вопросов о самом городе, о значимости постройки данного сооружения над пещерой и о том, почему иероглиф Теотиуакана состоит буквально из 2 пирамид и пещеры под ними. Поэтому эта пещера является ключевой в нашем понимании городских приоритетов.

Обнаруженные артефакты

В самих пещерах было найдено лишь небольшое количество предметов материальной культуры, но и то, что было обнаружено, представляет немаловажный интерес. Среди плохо изготовленных сосудов были найдены тонкие базальтовые диски, которые, вероятно, раньше были основаниями зеркал. На них были обнаружены рельефы антропоморфных фигур, людей в костюмах животных, в т.ч. птиц и ягуаров. Проводивший раскопки археолог Миллон считает, что предметы датируются фазой Тламимилольпо (250-450 гг.). Небольшое количество найденных артефактов является ключевым к нашему пониманию для чего использовались пещеры и эти выводы можно сделать из археологических записей.

Использование пещеры

Существует множество дискутируемых гипотез об использовании пещеры пирамиды, однако все они предполагают сверхъестественное значение и влияние на планировку города. Есть версия, что пещера использовалась в качестве Йопико, места, где жертв освежевали или хранили их кожу после жертвоприношения. Подкрепляет эту версию наличие изображения, похожего на бога Шипе, «ободранного владыки», появившегося не позднее эпохи Теотиуакан II. По другой версии пирамида Солнца была посвящена Богини-Матери. В этом случае пещера могла использоваться, как Айаукалли, в ней могли храниться теля девственниц, принесенных в жертву Богини-Матери. Эти версии весьма спорны и мне кажется, что третья наиболее подтверждена археологически – вероятно в пещере находился божественный оракул (подобное встречается в системе месоамериканских верований). В Relacion Georgrafica 1580 автор ссылается на оракул «рядом или под землей» монументальных пирамид Теотиуакана. И хотя сказать можно что угодно, ранние находки подложек для зеркал, которые часто использовали в гаданиях или прочих актов прорицания оракулов, подкрепляют эту версию.

Вне зависимости от назначения пещеры: для жертвоприношений, поклонения богине или для общения с богами – можно подметить 2 факта и сделать 1 вывод. Точное расположение пещеры и важность пещер в месоамериканских мифах указывает на то, что пирамида Солнца расположена там не случайно. Археологические данные материальной культуры, а также другие источники указывают на то, что пещера использовалась для проведения определенного рода религиозных ритуалов. Совместив эти факты, можно сделать вывод, что пирамида Солнца, а также весь город Теотиуакан, находятся здесь сугубо по религиозным причинам – это указывает на прямую связь со сверхъестественным.

Открытие пещеры под пирамидой Солнца стало значимым событием в археологии для нашего понимания всего города. Пещера практически полностью расположена под пирамидой и скорее всего саму пирамиду построили над ней намеренно. В месоамериканских мифах пещеры часто служат местом рождения и создания. В мировоззрении индейцев земля играла была важным элементом, а пещеры олицетворяли утробу земли. И поэтому неудивительно, что первое монументальное строение Теотиуакана, города, построенного в месте соединения нашего и сверхъестественного миров (эта идея впоследствии окажется востребованной), было возведено как раз над символом творения и новой жизни. Здесь показан явный месседж о легитимации и божественной связи с жителями города и, как мы видим, он полон значений – весь план Теотиуакана и само его существование было сконцентрировано вокруг магических связей.

Куикуилько и последний кусочек паззла

Несколько моментов касательно роста и развития отстроенного по сверхъестественному плану города до сих пор беспокоят нас. Во-первых, как новый город в долине Мехико, где раньше не было такой плотности, как в Теотиуакане, смог развиться до населения свыше 90 тысяч человек. А интересует нас, прежде всего, откуда появились все эти люди и почему они сюда пришли. Когда станет понятным, кто эти люди, то последним кусочком паззла станет понимание зачем они придали городскому планированию и назначению города магический смысл.

Читайте также:  Аудиокнига джек лондон сын солнца

Оба решения можно найти, отследив историю городища Куикуилько, южной политии в долине Мехико, и его разрушения. Куикуилько был скромным по размеру месоамериканским городом со средней по объемам каменной архитектурой. Город датируется периодом 400-200 гг. до н.э. В долине Мехико располагается несколько вулканов – это вулканически активный регион. В безопасности города находятся лишь когда они в отдалении от вулканов. Многие из вулканов, однако, пробуждаются лишь раз в своей жизни. Но даже если извержение не сильное, поток лавы может течь несколько лет. Местные жители знали, что вулканы могут извергаться, но у них было мало опыта контакта последствий извержения с населенным пунктом. Около 50 года до н.э. на юге долины произошло разрушительное извержение вулкана Шитли. Город был медленно окружен лавой, уничтожен и заброшен. Частые природные катастрофы в Месоамерике воспринимались прямым воздействием разгневанных богов в хаотичном мире.

Куикуилько. Реконструкция Игнасио Маркина

Разрушения, которые нанес вулкан Шитли, вероятно, шокировали жителей долины Мехико также как сегодня бы вызвало панику уничтожение среднего по размеру города. Эта катастрофа могла стать непосредственной причиной быстрого расширения Теотиуакана и того, что во время строительства и планирования ему присваивали магические цели.

Свидетельства указывают на то, что Теотиуакан был основан вскоре после произошедшего извержения и его основание можно рассматривать, как прямой результат катастрофы. Население долины искало убежища от опасностей, которые таит в себе природа, и нашла его в Теотиуакане. По первому основному строению понятно, что основатели города обращались с внешними сообществами больше как жрецы-лидеры, а не цари. Они подавали Теотиуакан, как город, основанный на небесной гармонии и как место, безопасное от непредсказуемых сил природы. Таким образом, перебравшись в город, люди обезопасят себя и смогут создать свой образ мира, а не принять то, что им было дано.

Если рассматривать город с этой точки зрения, то он выступал здесь, как крепость с пирамидой Солнца в центре цитадели. Построенный поверх места рождения, как буквально, так и фигурально, пирамида была рукотворным вулканом, бросающим вызов прочим вулканам и другим природным катастрофам, которые только могут выпасть на долю человека. Все его защитные свойства, которые в основном функционировали при покровительстве богов, способствовали притоку мигрантов в город. К 1 году н.э. из-за Теотиуакана началось сокращение численности жителей окружающих деревень, в то время как сам город стал разрастаться и в конце концов стал мегаполисом с населением свыше 90 тысяч человек.

Выводы

Защитная идеология, вероятно, помогала основателям города в его строительстве. Об этом свидетельствуют вышеуказанные доказательства. Всё было сделано, чтобы спланировать город и по максимуму использовать духовный и защитный потенциал места. В ход пошли и архитектурные расчеты, которые считались теотиуаканцами полными духовного замысла и посему должны были снискать благодать богов. Разместив пирамиду Солнца над местом зарождения жизни, они считали, что защитят себя, посредством удовлетворения богов (будь то при помощи жертвоприношений или оракула, либо каких других ритуалов), и смогут управлять своими жизнями. И, наконец, наобещав укрепления позиций в космосе, основатели города приманили к себе других людей с окружающих территорий. Теотиуаканцы надеялись включением своих духовных расчетов в архитектуру пирамиды Солнца и самого города контролировать свою собственную судьбу и быть меньше зависимыми от изменчивой воли богов. И это вовсе не является непонятным и непостижимым. Человек постоянно делает все возможное, чтобы улучшить свою позицию во вселенной и в этом случае настоящее не отличается от прошлого. Всё, что мы можем сделать – это предпринять все возможные меры, чтобы защитить себя от сил природы. И в какой бы это ни было форме, будь то вакцина или молитва, плотина или оракул, на самом деле это всего лишь средства для достижения одной цели.

Библиография

Heyden, Doris. An Interpretation of the Cave underneath the Pyramid of the Sun in Teotihuacan, Mexico. American Antiquity, vol. 40, No. 2 (Apr. 1975), pp 131-147. Society for American Archaeology 1975.

Millon, Rene and Bruce Drewitt. Earlier Structures within the Pyramid of the Sun at Teotihuacan. American Antiquity, vol. 26, No. 3 (Jan. 1961), pp. 371-380. Society for American Archaeology 1961.

Millon, Rene and James A. Bennyhoff. A long Archutectural Sequence at Teotihuacan. American Antiquity, vol. 26, No. 4 (Apr. 1961), pp 516-523. Society for American Archaeology 1961.

Pasztory, Esther. Teotihuacan: An Experiment in Living. University of Oklahoma Press, 1997.

Sprajc, Ivan. Astronomical Alignments at Teotihuacan, Mexico. Latin American Antiquity, vol. 11, No. 4 (Dec 2000), pp. 403-415. Society for American Archaeology 2000.
Sugiyama, Saburo. Worldview Materialized in Teotihuacan, Mexico. Latin American Antiquity, Vol. 4, No. 2 (Jun., 1993), pp. 103-129. Society for American Archaeology. 1993

Источник

Adblock
detector