Как Пит Мондриан покорил мир искусства всего тремя цветами
Один из основоположников абстрактной живописи — Пит Мондриан — был рисковым человеком, чей смелый выбор оказал большое влияние на современников и породил новые направления в искусстве. Его самые знаменитые картины в красном, жёлтом и синем цветах представляют собой простые геометрические элементы, и они далеки от традиционной живописи, в которой он, между прочим, также достиг совершенства. Так что же подтолкнуло Мондриана нарушить границы реализма и «встряхнуть» мир искусства?
Любопытный и амбициозный Пит Мондриан не боялся выходить из своей зоны комфорта. Не все знают, что истоки его творчества лежат в реализме и импрессионизме: большая часть его ранних работ была написана в этих стилях. Как и любой другой художник того времени, он часто писал пейзажи. Но даже здесь Мондриан смог привнести своё уникальное видение.
Он не всегда следовал правилам линии низкого горизонта и доминирующего неба. Вместо этого художник смело разделял полотно, как ему было угодно, часто заполняя большую часть картины ландшафтом и оставляя лишь небольшой кусочек неба. Вероятно, эта готовность играть не по правилам и послужила отправной точкой в его карьере.
«Буковый лес», 1899 год
Во время Первой мировой войны Пит Мондриан сблизился с художником Тео ван Дусбургом, с которым они основали движение «Стиль» и одноимённый художественный журнал. В это же время Мондриан ввёл понятие «неопластицизм» — направление абстрактного искусства, характерными особенностями для которого стали чёткие прямоугольные формы в архитектуре, и такие же образы в живописи, окрашенные в основные цвета спектра. Это направление художник развивал и после переезда во Францию, а затем в Великобритании и в США.
Оттуда Мондриан погрузился в свою работу, трудясь над линиями и цветовыми сочетаниями с особой тщательностью. То, что может казаться неопытному глазу случайным набором геометрических элементов, на самом деле является результатом многолетних опытов. Художник использовал все те же приёмы композиции, как и в своих ранних пейзажах, чтобы уравновесить эти революционные работы. Вероятно, именно это и делает абстрактные работы Мондриана такими эстетически приятными.
По мере того как продолжались исследования художника, чёрные линии в его работах стали исчезать. Это видно на примере поздних картин Мондриана — «Буги-Вуги на Бродвее» и незаконченная работа «Победа буги-вуги», написанные под влиянием джазовой музыки и неоновых огней Манхэттена. В обоих случаях чёрные линии исчезают, а яркие цветные блоки объединяются, чтобы визуализировать ритм музыки буги-вуги.
Пит Мондриан вдохновлял и при жизни, и после своей смерти в 1944 году. Он оказал большое влияние не только на живопись, но и на другие сферы искусства, начиная с музыки и заканчивая модой.
Источник
15 фактов о Пите Мондриане – художнике, оказавшем влияние на компьютерную реальность
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Мондриан считается основателем De Stijl
De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как «стиль». De Stijl — группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.
2. Духовная природа объектов
Мондриан стремился передать духовную природу объектов в «ее чистом виде». В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: «Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией» .
3. От традиционного искусства к абстракции
Хотя общество De Stijl было посвящено «абсолютному низложению традиций», изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.
4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана
Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.
5. Увлечение кубизмом
Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.
6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью
Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.
7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны
Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно — «нео-пластицизм». К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.
8. Жизнь среди картин
Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан «усовершенствовал» эту систему, создав своего рода 3D — версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.
9. «Белоснежку» Диснея — любимый мультфильм художника
Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел «Белоснежку» весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки , украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные «в манере гномов из Белоснежки».
10. Художник и музыка
Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений — это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.
Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: «Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним».
11. Гитлер считал, что Мондриан — дегенерат
В 1937 году две картины Мондриана были включены в «Выставку дегенеративногго искусства» Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.
12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника
В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.
В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.
13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства
Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.
14. Мондриан стал вдохновением для моды
В 1965 году французский модельер Ив Сен — Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.
15. Художник вдохновлял даже программистов
Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования «Mondrian», но назвал его в итоге «Piet» (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Пит
Мондриан
Пит Мондриан (нидерл. Piet Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды – 1 февраля 1944, Нью-Йорк, США) – нидерландский художник, один из основоположников абстракционизма. Мондриан начал рисовать еще в детстве, а профессиональное образование получил в амстердамской Академии изящных искусств. Художник много лет прожил в Париже, но после того, как его картины попали на выставку «Дегенеративное искусство», был вынужден переехать в Нью-Йорк. Здесь он прожил до конца жизни и завоевал огромную популярность, в частности, благодаря Пегги Гуггенхайм.
Особенности творчества художника Пита Мондриана: самые знаменитые его картины написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий, желтый) и трех «не-цветов» (черный, белый, серый). Все эти работы строго геометричны, в них присутствуют только вертикальные и горизонтальные линии. После переезда в Нью-Йорк Мондриан полностью отказывается и от черного цвета.
Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами – Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. А вот в остальном… Мондриан не писал портретов своей семьи, не был замечен в каких бы то ни было отношениях с женщинами (с мужчинами, впрочем, тоже). В его жизни было довольно много друзей-коллег, но, похоже, отношения с ними художник строил и поддерживал исключительно в контексте живописи, за пределами которого ему вполне хватало собственного общества. Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен.
Призвание
Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте в протестантской семье. По всей видимости, свое предназначение он осознал очень рано, потому что рисовать Пит начал еще в детстве и не прекращал до самой смерти. Первыми живописными наставниками мальчика стали его отец Питер Корнелиус и дядя Фриц Мондриан. В 1892 году молодой художник начал обучение в Академии изящных искусств в Амстердаме, перед этим по настоянию семьи получив образование учителя начальной школы.
Долгие годы Мондриан писал в техниках, в которых работали многие его современники. В его ранних полотнах нет практически ничего, что указывало бы на тот неповторимый стиль, который через 20 лет станет определяющим для его творчества. Работы этого периода натуралистичны, в них ощущается влияние импрессионизма (позже его вытеснят фовизм и пуантилизм). Единственное, что можно четко проследить, — это тяготение Мондриана к определенным цветам: красному, синему и желтому («Мельница в солнечном свете», 1908, «Маяк в Весткапелле», 1909, «Амариллис», 1910).
«Точкой невозврата» в творчестве Мондриана становится картина «Эволюция» (1910-1911), которую он пишет незадолго до переезда в Париж. В это время художник открывает для себя учение Елены Блаватской и становится членом голландского Теософского сообщества. С этого момента все работы Мондриана посвящены единственной цели – поиску Абсолюта, тайного духовного знания, способного дать человеку наиболее полное и ясное понимание окружающего мира.
Принятие
В 1914 году Мондриану приходится покинуть Париж и отправиться в Нидерланды, чтобы навестить больного отца, прикованного к постели. В это же время на Европу обрушивается Первая Мировая война, и художник вынужден вопреки своим желаниям три года провести в родных краях. Мондриан прожил в Париже совсем недолго, но мировая столица искусства успела очаровать его и незаметно впрыснуть яд творческой свободы. Художник тяготился необходимостью оставаться в Голландии, предпринимал неоднократные попытки вернуться во Францию, но в конце концов сдался и решил… переждать войну вдали от людей, поселившись на берегу моря.
В этот период художник, тем не менее, знакомится с голландскими коллегами, в частности, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком, и присоединяется к знаменитой группе «Стиль». Мондриан очень символически ставит точку в фигуративной живописи с помощью последнего автопортрета и полностью посвящает себя живописи абстрактной. В 1919 году он, наконец, получает возможность вернуться во Францию. С этого момента в работах художника остаются лишь прямые горизонтальные и вертикальные линии, три основных цвета – красный, синий и желтый, и три «не-цвета» (как он сам их называл) – черный, белый и серый. Существует легенда, согласно которой Мондриан оборвал все связи с группой «Стиль» после того, как Тео ван Дусбург предложил ему использовать еще и диагональные линии. Даже в его знаменитых ромбических работах по сути нет никаких диагоналей, а открытые контуры картин предполагают продолжение движения во все стороны.
Признание
В 1937 году работы Мондриана оказались среди экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», пометившей многих авангардистов незримым клеймом опасных изгоев, подлежащих уничтожению. Как это ни парадоксально, именно эта выставка обеспечила Мондриану и другим «неправильным» художникам неслыханное количество зрителей, о котором в другое время и при других обстоятельствах они могли бы только мечтать. За без малого четыре года «Дегенеративное искусство» в разных городах посетили около трех миллионов человек.
Это, впрочем, было бы слабым утешением для Мондриана, который ощутил нависшую над ним опасность. Понимая, что в Европе он уже не сможет свободно писать и выставляться, и элементарно спасаясь от угрозы собственной жизни, художник (как и многие его коллеги в то время) в 1938 году отправляется сначала в Лондон, а затем – в Нью-Йорк. Из-за океана фашизм казался уже не таким страшным.
Кроме того, Мондриана полностью захватила жизнь в Нью-Йорке с его сумасшедшим ритмом жизни, постоянным движением, безумной музыкой и самыми смелыми экспериментами во всех видах искусства. Переезд художника в Штаты становится отправной точкой для нового этапа в его творчестве. Начиная с первой же работы, написанной здесь («Нью-Йорк 1», 1942), он перестает использовать черный цвет. Полотна Мондриана больше не являются лишь пронумерованными «композициями», в них появляются география, музыка, ритм («Бродвей буги-вуги», 1942-1943), они приобретают глубину, настроение, узнаваемые мотивы. Над картинами нью-йоркского периода художник работал долго, периодически дополняя и перерабатывая их. Например, благодаря обнаруженному в 2008 году единственному видеоролику с Мондрианом и двухлетнему исследованию работы «Победа буги-вуги» (1944) выяснилось, что полотно было создано за одну сессию. Но уже перед самой своей смертью художник внес в него радикальные изменения с помощью кусочков цветной клейкой ленты.
В лице американцев Мондриан нашел благодарную публику, которая приходила в восторг от его работ. Не последнюю роль в этом сыграла знаменитая меценатка Пегги Гуггенхайм, выставлявшая полотна художника в своей галерее. Искушенным нью-йоркским критикам и журналистам только и оставалось, что обсуждать картины Мондриана, потому что в остальном его жизнь была удивительно скучной. Он не давал поводов посплетничать о своих романах или сексуальной ориентации, не устраивал скандалов и эпатажных выходок, не нуждался в алкоголе или наркотиках, чтобы писать. Даже смерть его была вполне обыденной и более чем «достойной»: Пит Мондриан умер от пневмонии в возрасте 71 года, оставив будущих биографов в полном отчаянии и недоумении.
Источник